Методика работы с классным коллективом. Пути формирования и этапы развития коллектива.
Ученический коллектив - группа учеников, объеденных общей социально значимой целью, деятельностью и организацией этой деятельности. Именно в классном коллективе образуется густая сеть отношений, отличающихся сплочением, общей ответственностью, взаимной зависимостью, при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях. Управление коллективом - управление процессом формирования и развития коллектива, его функциями, использование коллектива в качестве инструмента воспитания школьников. Управление как два взаимосвязанных процесса: сбор информации об ученическом коллективе и включение в него школьников + органы адекватных воздействий, для совершенствования коллектива и его влияния на каждого воспитанника. Для этого необходима интеграция всех возрастов в единую систему. Это достигается использованием комплекса педагогических воздействий, постоянной заботой членов коллектива друг о друге, создание ситуаций для положительного влияния на отдельных учеников, расширение самоуправления, объединение усилий всех участников процесса.
Пути формирования и этапы развития коллектива.
А.С. Макаренко, а позже В. М Коротав, И. И. Иванов осветили этапы движения группы к коллективу:
-Коллективная деятельность, результат которой достигается усилиями каждого члена группы;
- самоуправление, возложение полномочий и смена лидеров группы в разноплановой деятельности;
-перспектива «завтрашней радости» - близкая, средняя, далекая - придающая энергетическое движение группе;
- традиции группы, фиксирующие коллективные продвижения и оформляющие автономность и статность коллектива;
-Постоянная напряженная духовная деятельность по осмыслению ценностей жизни и содержания собственного бытия;
-осознание каждым необходимости собственных усилий для достижения общего результата совместной деятельности;
- участие группы в общественной жизни. реальная включенность в социальное пространство в качестве автономной единицы с ее оформленным представительством;
-расширение и углубление межличностных отношений в группе, содействие высокому статусу в группе каждого ребенка.
Педагог, встав во главе группы и приняв ответственность за развитие микросреды каждого воспитанника, последовательно и неуклонно расширяет полномочия группы как будущего субъекта, вовлекая всех членов группы в осмысление деятельности, оценку результатов деятельности и, в итоге, в осознание цели и мотива планируемой работы. черты коллектива:
1. Глубина дружеский связей;
2. Ценностные ориентации и высокое поле психологического климата,
3. Качественность предметной деятельности
4. Внимание к каждой индивидуальности,
5. Актуальное проживание социальных событий, проблем, ситуаций;
6. Ощущение своей группы как части общества.
Коллектив, как всякий живой организм, рождается, развивается, проходит кризисные этапы, распадается, умирает и формируется вновь. Правила:
1. Сочетать педагогическое руководство со стремлением учеников к самостоятельности,
2. изменять при необходимости стиль (от единомыслия до сотрудничества)
3. опора на учителей, работающих в этом классе,
4. Никакого формализма,
5. Общее мнение по важным вопросам жизни класса;
6. Система контроля –вертикально – горизонтальная;
7. стремление к слиянию персональных, партнерских и мотивационных отношения в процессе единения коллектива (хотя избирательность есть всегда)
8. Первоначальная ориентация на интересы школьников;
9. Контроль факторов, влияющих на положение каждого ученика, с учетом его личностных особенностей, его нравственного облика, физических данных, (положение ученика в т.ч. зависит от норм и правил, принятых в коллективе).
В последние десятилетия наметилась отчетливая тенденция называть коллективом группу людей высокого уровня развития, Самое существенное качество группы — уровень ее социально-психологической зрелости..
Нижним уровнем формирования коллектива является группа-конгломерат, т.е. группа ранее непосредственно незнакомых детей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время. Но взаимоотношения и взаимодействия поверхностны и ситуативны Если же начальное объединение произошло, дети приняли статут "первичного коллектива", цели каждой личности в группе проектируются заданием, группа поднимается на одну ступеньку — она становится группой-ассоциацией. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые ростки ее коллективообразования, закладываются первые кирпичики формирования ее структуры как коллектива. Совместная жизнедеятельность в рамках официальной первичной группы дает ей возможность перейти к более высоким уровням организации — к группе-кооперации. Группа-кооперация отличается реальной и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Ее межличностные отношения и ее внутригрупповое общение носят сугубо деловой характер, подчиненный достижению высокого результата Группа-автономия характеризуется высоким внутренним единством. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней ("Моя группа").
Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива к корпорации. Это возможно в том случае, если произойдет гиперавтономизация, если обособление приведет к замкнутости, группа изолирует себя от других групп данной общности, замкнет свои цели внутри себя,
В этом случае появляется корпоративная направленность как "групповой эгоизм" и групповой индивидуализм, а сама группа превращается в группу-корпорацию — лжеколлектив.
Напротив, если группа выходит на межгрупповое взаимообщение и взаимодействие, становится органичной частью более широкой общности, а через нее и общества в целом, то в такой группе наблюдается коллективистическая направленность и она становится группой-коллективом.