Современное состояние и тенденции
Современное состояние и тенденции
Компетентностный подход
Ориентация в образовании на формирование ключевых, базовых компетенций т.е. готовность обучающихся применять знания, навыки, способы деятельности для решения жизненно-важных практических и теоретических задач.
Ключевые компетенции – сферы, в которых человек проявляет знания
-сфера познавательной деятельности
-общественной
-трудовой
-бытовой
-культурной
Базовые: социальная, коммуникативная, гражданско-правовая, информационная, технологическая.
Уровень образования:
Базовый: образовательный минимум, программный
Повышенный: углубленный, расширенный
Взаимодействие педагогов и воспитанников, стили пед.деятельности
существуют различные подходы в воспитанию и обучению, следовательно, различные типы взаимодействия педагогов и воспитанников. Педагогика передачи и усвоения проявляется по разному:
1. авторитетные отношения – взрослый – диктатор, ребенок – исполнитель
2. деятельность ребенка активная. Педагог организует активную деятельность, опекая и контролируя каждый шаг – отношения чрезмерной опеки
3. отношения «свободного воспитания» или педагогика свободного воспитания – абсолютная самостоятельность ученика (устранения педагога)
4. сочетание активной деятельности ученика с активной деятельностью педагога – деятельность учеников должна организовываться ил, педагогика «разумной опеки»
Стиль – это устойчивые способы осуществления чего-либо, отличающиеся совокупностью своеобразных приемов.
В пед процессе стили: руководства, деятельности, общения.
Стили руководства
1.авторитарный – уч-к объект пед.воздействия, учитель принимает решения и устраивает контроль. Уч-ся теряют активности, обнаруживается низкая самооценка, агрессивность, главный метод учителя – приказ, стиль устрашения
2демократический – уч-к равноправный партнер в общении, коллега совместной деятельности, учитель привлекает ученика к принятию решений, методы приобщения к действию, совет, просьба, Ученик испытывает состояние покоя, самооценка высокая
3либеральный стиль – учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, контроль и организация без системы, нерешительные. В классе неустойчивый микроклимат
Стили общения
-по расстоянию: дистанция, панибратство
- по форме: превосходство, заискивание(желание угодить)
-по тону: агрессивный, крикливый, сюсюкающий, писклявый
Стили педагогической деятельности
Зависят от установок педагога на компоненты организации пед-го процесса.
Хар-ка д-ти: по целям и задачам, к отбору содержания и средств, к способам организации д-ти воспитанников, к результатам
По целям:
-проективный - всегда перед собой выдвигает цели и задачи
-ситуативный – выдвигает цели и задачи только тогда, когда что-то случается
По содержанию
- творческий – каждый раз выдвигается новое содержание, добавляется что-то новое
- репродуктивный – действует всегда по 1 и той же схеме, ничего не добавляет, только воспроизводит прошлый опыт
По способам
-коллективисческий - все для коллектива
-эгоцентрический – все должны плясать под его дудку, а он в центре всего
По результатам
-эффективный - ориентирован на единство внешнего и внутреннего эффекта, важнее внутреннее эффекты, чем внешние, влияние не идет против личности, против человека
-эффектный – ориентирован на внешний эффект, не важно что внутри
Индивидуально-обособленная форма
Она имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьников. Познавательная задача в этом случае решается индивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно.Педагогическая ценность этой формы организации познавательной деятельности заключается в том, что она может хорошо учитывать особенности каждого ученика сообразно его подготовке и возможностям. Успех ее определяется правильным подбором дифференцированных заданий и систематическим контролем учителя за их выполнением. Ее организация требует больших расходов времени и усилий учителя. Она не способствует развитию коллективизма в обучении, а, наоборот, создает условия для формирования эгоистических черт характера у учащихся..
Требования к играм
-свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей.
-дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой роли
- в игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе проигравших
-игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечить каждому ученику возможность проявления инициативы.
- в подростковых и особенно старших классах необходимо побуждать учащихся к анализу проведенной игры. Результатом обсуждения игры может быть пересмотр ее содержания, правил
12. развитие самостоятельности и творческой индивидуальности уч-ся в образовательном процессе
Принцип самостоятельности учащихся в учебном процессе предполагает его организацию таким образом, чтобы учащиеся принимали непосредственное участие в целеполагании своей деятельности, а цели обучения, задаваемые извне, становились бы их собственными, личными целями. В этом случае учащиеся чувствуют себя полноправными субъектами этого процесса, свободными в творческом достижении принятых ими целей деятельности, которая приобретает характер самодеятельности, становится их собственной потребностью. Принцип самостоятельности определяет мотивационно-потребностную сферу учения.
Развитие самостоятельности учащихся в обучении постепенно становится одной из важнейших задач педагогики
Причин тому несколько, выделим три из них:
- необходимость воспитания личности, готовой к самостоятельной и ответственной взрослой жизни является требованием времени и особо подчеркивается во всех документах по модернизации образования
-все без исключения современные методы и технологии обучения предполагают активное участие обучаемых в учебном процессе и их самостоятельность в обучении (модульное обучение, метод проектов,);
1. При организации обучения, ведущего к развитию самостоятельности детей, необходимо учитывать: А. их возраст,Б. уровень их развития,В. имеющиеся у них знания и умения.
2. Самостоятельность неразрывно связана с ответственностью. Без ответственности она превращается в эгоизм. Следовательно, основой развития ответственной самостоятельности у детей, как и во взрослом мире, должны стать право и свобода:(а) выбора и б) принятия решений
3. Самостоятельность также неразрывно связана с осознанностью. Осознанность же выбора возможна только при наличии знания (информации) о ситуации, ее истоках и перспективах.
4. Ответственная и осознанная самостоятельность невозможна без анализа (себя, других, ситуации) и рефлексии.
Психологи и дидакты выделяют 4 разновидности самостоятельной д-ти(познавательной) в процессе обучения. Они отличаются спецификой целеполагание и планирования:
1. постановка целей и планирование ученик осуществляет с помощью учителя
2. только постановка целей осуществляется учителем, а планирование учеником
3. постановка целей планирование осуществляется учеником, учитель только дает задание
4. без помощь учителя ученик самостоятельно все выполняет
Необходимо давать ученикам разные типы и виды самостоятельных работ
1. решение примеров и задач по образцу
2. в необычной ситуации
3. внутри предметные и межпредметные исследования- ученик разрабатывает новые способы решения, определяет содержание и цель, план
По хар-ру задания делятся на 3 группы:
1. репродуктивный – простое воспроизведение знаний, пересказ
2. частично-поисковый - в измененных условиях
3. творческий – применение знаний в нестандартных ситуациях, описывание новых процессов, явлений, суждений: домашняя работа, работа в библиотеке, на производстве, во время экскурсии
Но учитель должен научить как готовить уроки, писать конспекты, наблюдать, вычленять главное, оформлять результаты наблюдений.
Хорошо развивает самостоятельность участие в кружках, развивает наклонности детей. Самостоятельность развивается когда на уроке разрешается спорить, предлагать свои оригинальные решения. Во время диспутов нельзя унижать школьников, иначе они надолго замолчат, научаться лицемерить.
13. индивидуальный подход к учащимся в образовательном процессе
Успешность в учении и воспитании зависит от пед.мастерства учителя. Но ученики бывают разные. Необходимо иметь индивидуальный подход, развивать сильного, помочь слабому, к каждому найти подход, чтобы приохотить к учебе и дать запас знаний и умений. Ученики отличаются способностями – это психические свойства личности, обладая которыми ч-к может успешно выполнять ту или иную деятельность (способности к музыке, живописи…) Способности запрограммированы в генах, но на их развитие влияет среда и воспитание. Необходимо учитывать природу ч-ка и согласовывать с ней выбор методов и пед.воздействия. В школе большое внимание уделяется коллективному воспитания, ориентируясь на середняка, и часто не замечают отстающих и не развивают сильных. Но нужно знать чувство меры и не перегружать учеников. ,Искусственно создать талант нельзя. Если у ребенка нет ярко выраженных способностей, нужно стараться их выявить разносторонними методами (задачи, опыты, музеи, театры, мастерские, с\хоз-во). Возможно ребенок проявит талант золотых рук. Необходимо развивать способности для поступления в институт, техникум. Это групповые способности. Способности м.б. специфические – музыка, литература, электроника… Плохо учиться могут и умные дети, причина лень, неполадки в коллективе, в семье, проблема со здоровьем. Необходимо выяснить причину. Надо учитывать темперамент ребенка, память. В каждом реб-ке от природы 4 группы задатков:
1. интеллектуальные
2. инструментальные
3. художественные
4. социальные
Эти задатки могут развиваться, а могут и нет. Это зависит от условий, в кот находится ребенок, от целенаправленного включения ребенка.
Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.
Сложным, но очень важным является изучение внутренних побудительных факторов поведения и развития школьников – их потребностей, мотивов и установок, их внутренней позиции по отношению к учению, происходящим в обществе событиям и изменениям, труду, а также к учителям и коллективу товарищей. Изучение учащихся должно охватывать также ознакомление с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие.
Наконец, значительное место занимает знание учителями таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.
Если слабый ученик проявляет леность и недостаточную усидчивость в учении, учитель обязан тактично усилить контроль за его работой и соответствующим образом ориентировать его родителей. Ученик с недостаточным развитием и пробелами в знаниях нуждается не столько в контроле, сколько в оказании действенной индивидуальной помощи в учебе со стороны учителя. Школьникам же, которые учатся успешно, нужно давать больше материала для размышлений, рекомендовать для самостоятельного изучения дополнительную литературу с тем, чтобы и их учение проходило на высоком уровне трудности и развивались их способности.
Схема организации КТД
1. Предварительная работа
2. Коллективное планирование
3. Коллективная подготовка дела
4. Проведение КТД
5. Коллективное подведение итогов
6. Важнейшее последействие.
Группа – главный «инструмент» КТД. В ее составе не должно быть более семи человек. Дети могут на разных этапах проведения и подготовки дела быть в разных группах. В группе ребенок вступает в новые отношения, выполнят разные роли, учится работать вместе, уважать мнение каждого участника, считаться с чужими мнениями и взглядами.
КТД ценно тем, что в нем каждому находится дело, поручение, творческая роль или задание.
По содержанию и направленности коллективные творческие дела можно подразделить на:
- познавательные – аукцион знаний, академия веселых наук, викторина, эрудит – шоу, КВН, «Что? Где? Когда»
- трудовые – книжкина больница, день самостоятельности, трудовые акции, город веселых мастеров, фабрика игрушек
- художественные – карнавал, вечер сказок, кинофестиваль, народные праздники, бал, артиада.
- спортивные – Олимпиада, марафон, фестиваль приключений, туристический поход, туриада, спортивные праздники
- общественно-политические – вечер актуальных проблем, фестиваль документальных фильмов, выборы, политические дебаты, фестиваль дружбы народов, вечер памяти, факельное шествие, операция «Забота»
Пед.теория коллектива
Подходы к понятию коллектив:
-любая малая группа (студенческий, производственный)
-высший уровень развития группы 9иерархическое развитие коллектива)
- особым образом организованная группа (для пед-го уровня)
Пути развития группы: коллектив, толпа
Толпа
-основной механизм действия заражение. Может происходить разными способами (прогул урока, ссора в транспорте, болельщики)
-подчинение лидеру, борьба за лидерство.
Толпе обязательно нужен лидер, без него толпа не толпа. Развитие толпы заключается в борьбе за лидерство, как следствие снижение уровня интеллектуальной самостоятельности (люди перестают генерировать идеи так, как были бы на едине с собой)
- потеря индивидуальности
Человек начинает походить на толпу, даже внешне.
Противостоять толпе очень сложно, нужно противостоять заражению
Коллектив
- организация – основной механизм действия – на основе кооперации и функционально ролевой дифференциации. У каждого человека есть своя роль и функция.
-равноправие, полномоченность каждого члена коллектива. Права у всех равны, но роли у каждого разные. Настоящему коллективу лидер не нужен, организатор - да.
- актуализация индивидуальных возможностей/, взаимообогащение личного опыта.
Основоположник теории коллектива Антон Семенович Макаренко.
Его открытия: признаки коллектива, перспективные линии, первичный коллектив, самоуправление, законы жизни коллектива, этапы развития коллектива.
Вклад внесли: Конникова, Иванов,Шиганов (колл творч д-ность)
Идеи пед теории коллектива
- о понятии и специфике воспитательного коллектива
- о функциях коллектива
- о структуре коллектива
- об этапах развития
- об организации коллективной деятельности
- о самоуправлении
Педагог становится начальником, когда происходит угроза жизни: поход, экскурсия. Роль- никто не должен сомневаться что он начальник.
Воспитательный коллектив- создаваемая в воспитательных целях особым образом организованная группа воспитанников, обладающая основными признаками коллектива.
Функции коллектива:
- способ вхождения личности в общество
- элемент микросреды, необходимый для полноценного развития личности и адаптации ее в социуме
- арена самореализации личности
- инструмент воспитательного влияния на становление личности
Признаки коллектива
1 Общая общественно-значимая цель
2 Совместная деятельность, направленная на достижение результата.
3 Наличие структуры и органов самоуправления
4 Отношение ответственной зависимости ( взаимной ответственности)
5 Связь с другими коллективами
Функции
1 организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников
2 регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми. Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений.
3 информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.
Классификация.В. Титовой форм воспитательной работы. Она считает, что существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.
Мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Она выделяет характерные признаки такого типа форм. Это прежде всего созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т.п., то это и есть мероприятие.
Ко второй группе форм воспитательной работы Е.В. Титова относит так называемые «дела». Дела — это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
Игры — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения5.
По времени проведения все формы можно разделить на:
— кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);
— продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);
— традиционные (регулярно повторяющиеся).
Можно различать формы по видам деятельности — формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности;
по способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные.
По субъекту организации классификация форм может быть следующая:
— организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;
— деятельность организуется на основе сотрудничества;
— инициатива и ее реализация принадлежит детям.
По результату все формы можно разделить на следующие группы:
— результатом является информационный обмен;
— результатом является выработка общего решения (мнения);
— результатом является общественно значимый продукт.
По количеству участников формы могут быть:
— индивидуальные (воспитатель — воспитанник);
— групповые (воспитатель — группа детей);
— массовые (воспитатель — несколько групп, классов).
К индивидуальным формам работы относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи.
К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой участник или как организатор. В отличие от коллективных форм влияние его на детей более заметно
К коллективным формам работы педагогов со школьниками относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные соревнования и др
Современное состояние и тенденции