Педагогическая деятельность и взгляды В.А.Сухомлинского.
Большой вклад в развитие педагогической науки внес видный советский педагог В. А. Сухомлинский (1918—1970). Становление и развитие советской педагогической науки проходило и проходит под непосредственным руководством Коммунистической партии Советского Союза,которая ставит перед педагогической наукой задачи,отражающие объективные потребности развивающегося общества,направляет ее исследования на решение наиболее актуальных проблем и вопросов,связанных с развитием и совершенствованием системы народного образования в интересах всего народа. все основные достижения советской школы на этапе развитого социализма, право и возможность советских людей на получение образования и всестороннее развитие получили отражение в Конституции СССР, принятой в 1977 г. Советская педагогика представляет собой новый, качественно более высокий этап развития марксистской педагогики,разрабатываемой в условиях победы пролетарской революции и строительства социализма,когда стали реально осуществимы идеалы коммунистического воспитания,отражающие требования пролетариата в области народного образования.
Школа в Западной Европе во второй половине 20 века. Содержание и основные направления школьных реформ.
Состояние общеобразовательной школы, как и всей сис-мы образования в западноев-ропейских странах было обусловлено во-первых, ускорением научно-технического прогресса, во-вторых, борьбой демокр. сил за развитие образования, в-третьих пониманием властей и общества, что образованность народа – важный фактор повышения экон. ситуации. «Школьным взрывом» называют реформы, которые провели крупнейшие капиталистические страны в 60-80 гг. по массовому ср. образованию. в связи с этим в зап. странах увеличилось кол-во полных ср. школ, срок обязательного образования, выросли затраты на него. По данным ЮНЕСКО, затраты на общее образование во всем мире в среднем увеличилось в 4,4 р. , а кол-во учеников – в 3 раза. В 60-70 гг. реформы были направлены на повыш. кач-ва образования, на гуманизацию учебно-воспитательного процесса. Начиная с 80-х началась модернизация содержания образования, образовательных ср-в. Появилась тенденция к централизации систем управления, создания единых учебных планов. Гуманизация закл. в том, что в центр воспитательного процесса поставлен ученик, с его индивид. особенностями. Делается акцент на развитие способностей, данных от природы. Но не все так хорошо. Еще в 70 гг. даже на стадии общего образования начали даваться разные по уровню знания. Например в Англии на первом месте – грамматическая школа, в Германии – гимназия, в Франции – общеобразовательный лицей. На втором месте – в Англии - соврем. школа, в Германии – реальная школа и т. д.Также есть третий тип школ, который готовит учеников к работе на производстве. в последние 2 десятилетия появились эксперементальные типы школ. Это промежуточные школы между начальным и ср. образованием или, например, альтернативные школы, где предл. разные занятия в рамках программы.В США - «свободные школы» Там один- два препода, школа находится в заброшенных помещения. Преподаватели учат только тому, что может пригодиться в жизни.
40.Реформа высшего образования в Европе (90-е гг. 20в. – 2010г.). Болонский процесс.
2 половина 20 в. – период школьных реформ. Реформы 60-80 гг. в странах Зап. Европы ставили своей общей целью модернизировать школьную С., чтобы обеспечить широким контенгентом учащ. Молодежи доступ к полноценным знаниям. В большинстве стран Зап. Европы получили развитие объеденные школы. Общей тенденцией для большинства стран стало расширение возможностей получения молодежью среднего обр. в школах получили развитие профили, потоки которых позволяют выбрать направление обучения в соответствие со своими способностями и желаниями. Широкое развитие получают в Германии – основные школы, в Англии – средние современные школы, во Франции – лицеи проф. Обр. конец 20 в. – высшая школа. Наблюдается стремление к интерграции, к общей модели высшего обр. 1999 – в городе Балонья был подписан документ министр. Обр. европ. Стран «Болонская декларация».. Болонский процесс – процесс реформирования высшего обр. 47 стран реформир. Свои высшие школы по Болонской модели. Высш.обр. – 2 ступени: 1- 3-4 года – степень аккодемич. Бакалаур; 2- Магистратура (1-2 года).
Образование и педагогическая мысль Беларуси в 90-е г. 20 – нач.21 в.
в национальный суверенитет Беларуси, приобретенный в 1991 г. дал возможность постепенного превода образования на нац. основу. В 1991 г. издан «Закон об образовании» . Одна из его целей – формирование и укрепление нац. сознания гражданина РБ, а такжа чувство уваж. к др. странам и народам, сохран. и приумножение интеллект. и культ. ценностей. Также в законе выделяется проритетность общечеловеческих ценностей, ориентация на мир. уровень знаний, гуманистическа\я направленность, созд. условий для раскр. талантов. Общее ср. образование – основное звено в сис-ме образ. Ср. образование отличается вариантностью( ср. школа, гимназия, лицей), большим кол-вом внеклассных занятий, факультативов. 12-летняя сис-ма еще больше отвечает соц-экон. ситуацией в гос-ве и отвечает интересам нового поколения. Базовая школа (5-10 кл) дает право на обуч. в прф. училищах и. т. д. Меняется содерж. образования. Вводится психологическая диагностика, а на ее основе – индивидуализация и дифференциация детей. Приоритетной становится работа с сильными учениками
42.Развитие нормативно-законодательной базы в сфере образования на рубеже 20-21вв. основополагающие документы по образованию и воспитанию в РБ.
В соответствии с «законом об образовании» госуд. Политика на след. Принципах: -обязательного общего обр.; -доступности до школьного, проф-тех, а также на конкурсной основе средне-спец. Обр. и высшего; -приемственности и непртрывности уровней ступеней обр.; -свецкого характ.обр.; - научности. Нац.система обр.включает: - участников обр.процесса; -УО; -О стандарты; -гос.органы упр.обр.. Осн.обр. в РБ имеет след.уровни: -дошкольное; -общее базовое; -оющее среднее; -проф-тех; -средне-спец.; - высшее; -послевузовское. Структура общеобр. С.: -начальная(1-4); -базовая(5-9); -средняя(10-11). Дополнительное обр. может осущ. На всех уровнях основного, а также включ.: -внешкольное обуч. И воспит.; -повыш. Классиф. И повыш.кадров. Учреждена концепция реформы общеобр. Школы 1996, которые предусматр. Структурную и содерж. Перестройку ШО (4,6,2), перевод на 12 лет. С 1 сентября 2002 г. Был осущ. Переход на 10-бальную оценку знаний учащ. В 2008 – отказ. От 12-летней и вернуться к 11-летней. В нач.90 гг. – реформа высшего обр. 1998 – концепция разв. Высшего обр. в РБ, предусматр. Совершенств. Порядка приема в ВУЗ, оптим. Структуры ВО, улучш.кадрового обеспечения ВО. Структура изменения в ВШ (нач. изменятьт типы УЗ). 4 типа ВУЗ: -классич.универ; -профильный или академия; -институт; -высший колледж. Структ.ВШ в РБ двухступ.: 2002 – закон о В обр., в котором 1 ступень – обесп.подгот.специалистов; 2 ступень – магистратура обесп. Формирование знаний и навыков научноисслед. Работы. Окочание ее дает академическую степень магистра и право продолжить обучение в аспирантуре.