Предметные области, межпредметные связи, подходы коррекционной педагогики.
Предметные области, межпредметные связи, подходы коррекционной педагогики.
Межпредметные связи. Коррекционная педагогика связана с философией, социологией, общей педагогикой, дидактикой, медициной, психологией.
Цель коррекционной педагогики – обеспечить человеку с ОПФР достижение максимально возможной самостоятельности и независимости в жизни.
Подходы:
1. Междисциплинарный подход.
2. Профилактический подход.
3. Международный подход.
Проблемы коррекционной педагогики.
1. Ранняя диагностика (проводится от рождения до 3х лет) и абилитация.
2. Создание широкого спектра специальных образовательных услуг.
3. Проблема интегрированного обучения и воспитания.
4. Проблема дистанционного обучения.
5. Разработка новых информационных технологий.
6. Индивидуализация коррекционных программ.
7. Совершенствование системы профессионально-трудовой подготовки.
8. Обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями.
9. Реформирование специального образования.
10. Создание и подготовка кадров.
11. Проблема терминологии.
Подготовка специалистов: исторический аспект и современное состояние. Персоналии коррекционной педагогики.
Впервые подготовкой специалистов, для системы специального образования занялись в Германии: в 1812 г. были открыты курсы для педагогов, работающими с глухими детьми. В России подготовка педагогов-дефектологов началась в 1898 г. в Санкт-Петербурге: в больницах были открыты годичные курсы для сурдопедагогов и логопедов. К концу 20 в. в России насчитывалось примерно 30 подразделений (кафедр) в педагогическом университете, где осуществлялась подготовка по двум специальностям: логопедия и олигофренопедагогика.
В РБ подготовка дефектологов (сурдопедагогов) было начата в 1967 г. на математическом факультете. В 2005 г. факультет был переименован в факультет специального образования.
Педагог-дефектолог получает разностороннее образование, в котором главным критерием знаний выступает антропологический принцип — предполагает знания, позволяющие соотнести ребенка с нормальным развитием и его психику с развитием ребенка, имеющего определенные отклонения.
Специалист, работающий с детьми с ОПФР должен обладать особым складом характера и мировоззрением.
Желательные черты характера:
- личностная заинтересованность;
- стремление к уточнению своих знаний;
- умение видеть нюансы;
- терпение;
- оптимизм.
Личность и профессиональные черты характера педагога, оказывающего помощь ребенку с особенностями психофизического развития.
Впервые подготовкой специалистов, для системы специального образования занялись в Германии: в 1812 г. были открыты курсы для педагогов, работающими с глухими детьми. В России подготовка педагогов-дефектологов началась в 1898 г. в Санкт-Петербурге: в больницах были открыты годичные курсы для сурдопедагогов и логопедов. К концу 20 в. в России насчитывалось примерно 30 подразделений (кафедр) в педагогическом университете, где осуществлялась подготовка по двум специальностям: логопедия и олигофренопедагогика.
В РБ подготовка дефектологов (сурдопедагогов) было начата в 1967 г. на математическом факультете. В 2005 г. факультет был переименован в факультет специального образования.
Педагог-дефектолог получает разностороннее образование, в котором главным критерием знаний выступает антропологический принцип — предполагает знания, позволяющие соотнести ребенка с нормальным развитием и его психику с развитием ребенка, имеющего определенные отклонения.
Специалист, работающий с детьми с ОПФР должен обладать особым складом характера и мировоззрением.
Желательные черты характера:
- личностная заинтересованность;
- стремление к уточнению своих знаний;
- умение видеть нюансы;
- терпение;
- оптимизм.
Персоналии коррекционной педагогики: Боскис Р.М., Власова Т.А. Левина Р.Е., Рау Н.А. и др.. В Белоруссии: Бобла И.М., Григорьева Т.А., Ермилова К.Г., Зайцева Л.А., Лещинская Т.Л., Обухова Т.И. и др..
Содержание деятельности социального педагога. Методы диагностики, коррекции и профилактики отклоняющегося поведения у лиц с особенностями психофизического развития.
Содержание работы социального педагога:
1. Формирование гуманных, здоровых отношений в социуме.
2. Содействие саморазвитию личности ребёнка с ОПФР.
3. Оказание помощи в социальной адаптации выпускников школ, училищ.
4. Нормализация отношений в семье, устранение дефицита общения.
5. Решение личных и социальных проблем воспитанников (вступление в брак).
6. Представление интересов воспитанников (детей) в суде и в органах милиции.
Предметные области, межпредметные связи, подходы коррекционной педагогики.
Межпредметные связи. Коррекционная педагогика связана с философией, социологией, общей педагогикой, дидактикой, медициной, психологией.
Цель коррекционной педагогики – обеспечить человеку с ОПФР достижение максимально возможной самостоятельности и независимости в жизни.
Подходы:
1. Междисциплинарный подход.
2. Профилактический подход.
3. Международный подход.