Отечественная педагогическая наука после второй мировой войны.
Идеологизация и политизация педагогической науки, начавшиеся в первые годы советской власти в России продолжали развиваться и в послевоенные годы.
Большое внимание в послевоенный период уделялось созданию обобщающих педагогических трудов. К ним можно отнести работы Николая Кирилловича Гончарова (1896—1955) «Основы педагогики» и «Вопросы педагогики», работы Ивана Андреевича Каирова (1893—1978) «Современные проблемы педагогической науки и роль научных исследований», его учебник «Педагогика», первое издание которого вышло еще в предвоенные годы, книга Ф.Ф. Королева и В.Е. Гмурмана «Общие основы педагогики», «Школоведение» под редакцией А.Н. Волковского, учебники по педагогике И.Т. Огородникова, Т.А. Ильиной и многие другие труды, пополнившие фонд педагогической литературы. Значение этих работзаключалось в том, что в них систематизировалось все то, что было накоплено советской педагогической наукой в предыдущий период. В области дидактики широкую известность получили работы, систематизировавшие педагогические представления о содержании и процессе обучения и образования. Вышли в свет такие капитальные труды, как «Дидактика» Михаила Александровича Данилова (1899—1973) и Бориса Петровича Есипова (1894—1967), «Дидактика» под редакцией Б.П. Есипова и его книга «Самостоятельная работа учащихся на уроках»; такие работы Михаила Николаевича Скаткина (1900— 1991), как «Совершенствование процесса обучения», «Дидактика средней школы» и «Проблемы современной дидактики». Эти и многие другие работы оказали существенное влияние на развитие педагогики в нашей стране. На их основе создавалась учебная литература, намечались программы дальнейших научных исследований, получили теоретический фундамент разработки в области частных методик преподавания различных предметов.
Нельзя не обратить внимания на возросший в послевоенные годы интерес к истории педагогики и школы. Особое значение в это время имело создание серии книг по истории педагогики, охвативших временной период от древнейших времен до середины 80-х гг. XX в. Стремление составить наиболее полное представление о процессе развития школы и педагогики отвечало общей тенденции развития российской педагогической науки в послевоенный период. В отличие от аналогичных работ предвоенного периода нельзя не отметить фундаментальности и тщательности в решении научных задач.
Не менее значимым событием был выход в свет серии «Антологий педагогической мысли народов СССР» ( 1985— 1990) с древнейших времен до начала XX в., включивших в себя наиболее важные произведения отечественных педагогов, мыслителей и уникальные документы.
В послевоенный период российскими педагогами была проведена колоссальная работа по сохранению педагогического наследия прошлого. Впервые вышли в свет собрания сочинений К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко и др.
В серии «Педагогическая библиотека» были изданы избранные труды Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, В.И. Водовозова, П. П. Блонского и многих других зарубежных и отечественных педагогов.
В послевоенный период российскими педагогами был проведен ряд серьезных исследований в области истории школы и педагогики. На их основе в 50—70-е гг. были опубликованы такие книги, как «Очерки по истории средней школы» Николая Александровича Константинова (1894—1958), «Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века» Шолома Израилевича Ганелин (1894—1974), «Основы и система дидактики К.Д. Ушинского» Василия Яковлевича Струминского (1880— 1967), «Очерки по истории начального образования в России» НА. Константинова и В.Я. Струминского и др.
После второй мировой войны в России внимание ученых привлек проблемный подход к историко-педагогическим исследованиям. Проблемный подход в отличие от биографического, сводившегося чаще всего к пересказу педагогических взглядов отдельных педагогов, мыслителей, а то и просто общественных деятелей и частных лиц, потребовал от исследователей целостного анализа научных проблем. Результаты такого исследования имеют несравнимо более высокую научную значимость. Можно назвать такие работы, как «Теория и практика трудовой школы в Германии» А.И. Пискунова, «Трудовое обучение в Англии» К.И. Салимовой, «Школа и педагогика США до Второй мировой войны» Л.Н. Гончарова, «Теория образования в России начала XX века» С.Ф. Егорова и большое количество диссертационных исследований проблемного характера.
В российской педагогике второй половины XX в. разрабатывались и новые для данного периода проблемы. Так, широкое распространение приобрели исследования в области развивающего и воспитывающего обучения. Идея совершенствования обучения как средства воспитания и развития ребенка давно вошла в число наиболее распространенных в педагогике, но в нашей стране она приобрела новое звучание применительно к дидактике начальной школы. Такие работы, как «Наглядность и активизация учащихся в обучении» Леонида Владимировича Занкова (1901—1977), «Психология обучения младшего школьника» Данила Борисовича Эльконина (1904—1984), «Проблемы развивающего обучения» Василия Васильевича Давыдова (1930— 1999), продолжают оставаться актуальными и пользуются популярностью как у исследователей, так и у педагогов-практиков. В них были раскрыты психолого-педагогические закономерности влияния процесса обучения на развитие и воспитание личности, предложены и обоснованы подходы к отбору содержания и организации полноценного обучения младших школьников.
В педагогике послевоенного периода имели место исследования в области проблемного и программированного обучения. В 60—70-х гг. пользовались популярностью такие работы, как «Проблемное обучение» И.Я. Лернера, «Проблемное обучение. Основные вопросы теории» М.И. Махмугова, «Теоретические проблемы программированного обучения» Н.Ф. Талызиной и др. Следует заметить, что при использовании педагогической литературы советского периода, включая Д.Б. Эльконин его послевоенный этап, необходимо еще раз напомнить о ее крайней политизированности и идеологизированности, что находило отражение, как в отборе фактического материала, так и в его интерпретациях. Многие оценочные суждения, трактовки причинно-следственных связей явлений, определения, термины и т.д. могут быть сильно искажены и не соответствовать более поздним представлениям.
На рубеже веков сложно не только оценить, но и просто перечислить течения, наметившиеся в отечественной педагогике в последнем десятилетии XX в. Проблема заключается в том, что эти направления развития педагогики только начали формироваться, и говорить об их особенностях пока рано. Но процесс этот продолжается с нарастающей силой. Логика развития педагогической науки в России в XXI в., скорее всего, будет совпадать с той, которая займет превалирующее положение в мире. Общие устремления к миру, гуманности и открытости, несомненно, повлияют на цели воспитания, его теорию и практику. Педагогика накопила немалый научный потенциал, который необходимо использовать как в дальнейших исследованиях, так и в практике обучения и воспитания. Образование как важное направление социальной деятельности человека, воспитание и обучение как профессиональная деятельность специалистов требуют развития научных основ.
Рекомендуемая литература
Арапский В.С., Лапчинская В.П. Система народного образования в Англии. М., 1961.
БрунерДж. Процесс обучения / Пер. с англ. М.,1962.
Буржуазная педагогика на современном этапе / Под ред. З.А. Мальковой и Б.Л. Вульфсона. М., 1984.
Вопросы школоведения / Под ред. П.В. Зимина и др. М., 1974.
Давыдов В.В. Развивающее обучение. М., 1996.
Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М., 1960.
Данилов М.А. Всеобщая методология науки и специальная методология педагогики в их взаимоотношении. М., 1971.
Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. М., 1957.
Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982.
Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М., 1994.
Закон РФ «Об образовании». М., 1996.
ЗанковЛ.В. Избранные педагогические труды. М., 1990.
Зуев Д.Д. Школьный учебник. М., 1983.
Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций. М., 1984.
Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989.
КлинбергЛ. Проблемы теории обучения / Пер. с нем. М.,1984.
Кондаков М.И. Ленинские принципы организации народного образования. М., 1970.
Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики: Учебник для педвузов. М., 1966.
Крэм Д. Программированное обучение и обучающие машины / Пер. с англ. М., 1965.
Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире / Пер. с англ. М., 1970.
Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. М., 1986.
Ланда Л.Н. Кибернетика и проблемы программированного обучения, М., 1970.
Лапчинская В.П. Средняя общеобразовательная школа современной Англии. М., 1977.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974.
Малъкова З.А. Современная школа США. М., 1971.
Марев И. Методологические основы дидактики / Пер. с болг. М., 1987.
Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. М., 1985.
Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., 1988.
Медынский Е.Н. История педагогики: Учебник для педвузов. М., 1947.
Общие основы педагогики / Под ред. Ф.Ф. Королева и В.Е. Гмур-мана. М., 1967.
Оконь В. Введение в общую дидактику / Пер. с польск. М., 1990.
Педагогика школы: Учеб. пособие для студентов пединститутов / Под ред. проф. И.Т. Огородникова. М., 1978.
Педагогика / Под ред. И.А. Королева и др. М., 1956.
Педагогика / Под ред. Г. Нойнера и Ю.К. Бабанского. М., 1978.
Советская школа на современном этапе. М., 1977.
СтоларовЛ.М. Обучение с помощью машин / Пер. с англ. М., 1965.
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. / Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. М., 1979.
Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969.
Тангян С.А. Образование и общественный прогресс в развивающихся странах. М., 1975.
Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.
Яркина Т.Ф. Критический анализ состояния и тенденции развития буржуазной педагогики ФРГ. М., 1979.
Содержание
Введение.................................................................................................. 3
Глава 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ...........................................................................................................10
Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества.................................................................................................................10
Зарождение организованных форм обучения и воспитания.......................................................................................................................12.
Возникновение дифференциации воспитания в условиях разложения первобытно-общинного строя..............................................................................19
Глава 2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВАХ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА...........................23 Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций................................................................... 23
Школа и воспитание в Междуречье (Месопотамия).........................................26
Школа и воспитание в Древнем Египте..............................................................30
Воспитание и школа в Израильско-Иудейском царстве...................................34
Воспитание и школа в Древнем Иране...............................................................38
Воспитание и школа в Древней Индии...............................................................40
Школьное дело и зарождение педагогической мысли
в Древнем и средневековом Китае......................................................................50
Глава 3. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АНТИЧНОМ МИРЕ...........................................................................................62
Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции..................................62
Просвещение в эпоху эллинизма (III—I вв. до н.э.)..........................................82
Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.............................:.........................................................................................91
Зарождение христианской традиции воспитания.............................................98
Воспитание на периферии Римской империи в первые века нашей эры.........................................................................................................................103
Глава 4. ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
В ВИЗАНТИИ................................................................................................109
Основные этапы развития культуры и просвещения в Византии……….109
Воспитание и образование в Византии........................................................114
Педагогическая мысль в Византии...............................................................119
Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения .................129
Глава 5. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА
И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ.......................................................................136
Влияние церковной культуры на развитие образования.............................136
Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения...................................143
Реформация и ее влияние на образование и воспитание…………………..151
Контрреформация и формирование иезуитской системы воспитания.........................................................................................................154
Глава 6. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ У НАРОДОВ БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА В ЭПОХУ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.....................................................158
Возникновение ислама и формирование исламской традиции в воспитании.........................................................................................................158.
Практика школьного образования в странах Ближнего
и Среднего Востока............................................................................................161
Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока
в эпоху средневековья........................................................................................163
Просвещение на территории средневековых государств Закавказья.............................................................................................................172
Глава 7. ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ И РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ (ДО XVII в.)...........................................................................................................................178
Воспитание и обучение у древних славян........................................................179
Воспитание и обучение в Киевской Руси в X—XIII вв..................................182
Воспитание и обучение в XIV—XVI вв...........................................................191
Образование в Русском государстве в XVII в..................................................195
Педагогическая мысль в России к концу XVII в..............................................201
Глава 8. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕВ 17-18 вв.......................................................218
Педагогические идеи В. Ратке...........................................................................220
Педагогические идеи Я.А. Коменского как составная часть
его «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих»..........................224
Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной
Европы к началу XVIII в...................................................................................238
Движение за обновление школьного образования и методов обучения....................................................................... ……………………….243
Школьное образование в Англии XVII—XVIII вв........................................249
Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания
и образования Джона Локка.............................................................................253
Педагогическая мысль во Франции XVIII в...................................................260
Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо.................................................262
Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции (1789—1794)..................................................................................271
Школа и просветительско-педагогическая мысль в Североамериканских Штатах в эпоху европейского Просвещения................................................276
Глава 9. ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В XVIII в...........................................................................................................................286
Просвещение в России в начале XVIII в.........................................................286
Школьное дело при Петре I..............................................................................295
Деятельность Л.Ф. Магницкого и дальнейшее развитие школ....................................................................................................................301
В.Н. Татищев и начало профессионального образования
в России...............................................................................................................306
Просвещение и школа после Петра 1................................................................313
Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова........................................315
Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой..................................321
Педагогические взгляды и деятельность И.И. Бецкого...............................323
Глава 10. ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США В XIX в. (до 90-х гг.).....................................................................................................................338
Развитие школы в XIX в. (до 90-х гг.)............................................................338
Педагогическая теория и практическая деятельность И.Г. Песталоцци.....343
Педагогическая теория И.Ф. Гербарта............................................................354
Педагогические идеи и практическая деятельность Ф.А.В. Дистервега.....374
Педагогические идеи Г. Спенсера...................................................................387
Школа и педагогическая мысль США XIX в. (до 90-х гг.).... ……………..392
Вопросы воспитания в европейских социальных учениях XIX в.................399
Коммунистическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса и их идея классового подхода к вопросам воспитания и образования..............................................406
Глава 11.. ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
В РОССИИ ДО 90-х гг. XIX в........................................................................413
Развитие школы и становление школьной системы.......................................413
Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия ...........................427
К.Д. Ушинский — крупнейший педагог XIX в. в России
и его последователи............................................................................................435
Глава 12. ЗАРУБЕЖНАЯ ШКОЛАМ ПЕДАГОГИКА
В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в....................................................................453
Движение за реформу школьного дела в конце XIX в………………………453
Основные представители реформаторской педагогики ........................376 Опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики............................................................................................................456
Глава 13. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В РОССИИ В КОНЦЕ XIX-НАЧАЛЕ XXв. (до 1917г.)................................................................................482
Народное образование в России в конце ХГХ — начале XX в. и проблемы его преобразования....................................................................................................482
Педагогическая мысль в России в конце XIX — начале XX в.......................503
Глава 14. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И США В ПЕРИОД МЕЖДУ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ (1918-1939)...........................................................................................................530
Межвоенный этап новой истории на Западе…………………………………530
Глава 15. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В РОССИИ С ФЕВ- РАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г. ДО ОКОНЧАНИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1917-1945) .............................................547 Политико-идеологическая направленность переосмысления задач, структуры и содержания общего образования после Октябрьского переворота 1917 г..............................................................................................................................547
Проблемы содержания и методов учебно-воспитательной работы в школе 20-х гг.........................................................................................................................560
Педагогическая наука в России и русском зарубежье после 1918 г............................................................................................................................. 566
Великая Отечественная война 1941—1945 гг. и школа...................................586
Педагогическая наука в годы Великой Отечественной войны....................................................................................................................589
Глава 16. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ В СТРАНАХ ЗАПАДА И СССР (РОССИИ) ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.....................................................................592
Школа в Западной Европе и США после второй мировой войны....................................................................................................................599
Педагогическая наука в странах Запада............................................................596
Образование в странах Восточной Европы и СССР (России) во второй половине XX в.....................................................................................................603
Отечественная педагогическая наука после второй мировой войны....................................................................................................................609
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. ОТ ЗАРОЖДЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ
ОБЩЕСТВЕ ДО КОНЦА XX в.
Учебное пособие для педагогических учебных заведений Под ред. Пискунова Алексея Ивановича
Редакторы Т. В. Журавская, Н.Е. Чемериз
Художник Н. С. Костюк Корректоры Н.А. Саморезова, В.И. Хомутова, Э.С. Корчагина
Компьютерная верстка И.А. Забелиной Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены
в ТЦ «Сфера»
Лицензия ИД № 02242 от 05.07.2000.
Гигиенический сертификат № 77.ФЦ.8.953.П.255.3.99 от 26.03.1999 г.
Подписано к печати 01.11.2000. Формат 84х108'/32. Бумага типографская.
Уч.-изд. л. 26,77. Тираж 6000 экз. Заказ № 3494.
Издательство «ТЦ Сфера», 129164, Москва, Маломосковская ул., 21, тел. 216-37-72.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ГУП ордена «Знак Почета»
Смоленской областной типографии им. В. И. Смирнова.
214000, Смоленск, просп. им. Ю. Гагарина, 2.
Тел.: 3-01-60; 3-46-20; 3-46-05.