Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения

В развитии мировой культуры Византия сыграла роль моста, соединившего античную образованность со средневековой культурой. Следу­ет иметь в виду, что и после 1453 г., когда сама империя фактически прекратила существовать, византийская образовательная тра­диция, идущая с V в., не прерывается.

Вместе с этим нельзя не отметить, что Византия уже с первого столетия своего существования способствовала рас­пространению греческой школьной традиции в Персии и далее на восток. При императоре Юстиниане (482/483—565), после закрытия им в 529 г. Афинской академии, языческие философы и учителя переехали ко двору иранского шахин­шаха Хосрова (? — 579), который присоединил значитель­ную часть Византии к своей империи и организовал здесь центр «эллинской мудрости». Даже в далеком среднеазиатс­ком Мерве в то время существовала колония христиан из Сирии и функционировали школы «свободных искусств».

В культурную орбиту Византии входил и кавказский при­черноморский регион, где ощущалось влияние Василия Кесарийского, Григория Назианского, Григория Нисского, мысли которых были хорошо известны в среде просвещен­ных армян и грузин. В Грузии закончил свой жизненный путь, подвергшийся опале и сосланный в один из абхазских мона­стырей Иоанн Златоуст.

В начале V в. армянский просветитель Месроп Маштоц со­здал оригинальную армянскую письменность, что позволило начать в Армении обучение детей на родном языке, чему спо­собствовал перевод византийской учебной литературы на ар­мянский язык. Школы по эллинистическому образцу суще­ствовали в Армении и раньше. После VII в. в монастырях Ар­мении стали открываться школы повышенного уровня. В XIII в. на юго-востоке Армении был основан Гладзорский универ­ситет, где обучали, как и в византийской высшей школе, не только богословию, но и светским наукам.

Грузия также испытала сильное влияние византийско-православной культуры. Центром грузинского просвещения стала Гелатская академия, основанная близ Кутаиси Давидом IV Строителем (ок. 1073— 1125). Обучение в ней велось по визан­тийскому образцу. Грузинский Иверский монастырь на полу­острове Афон в Греции осуществлял непрерывную передачу византийского опыта монастырского образования в Грузию. Интеллектуальный мост с арабо-исламским миром возник благодаря создателю Корана пророку Мухаммеду (ок. 570—632), который был знаком с христианско-византийской книжной культурой. Считается, что греческий перевод Корана в Визан­тии был известен уже к X в.

В VII в. арабы завоевали многие восточные и южные про­винции Византии, где была высоко развита педагогическая культура. Через сирийский язык, один из диалектов арамей­ского, близкого к арабскому, мусульмане познакомились с греко-византийской культурой и педагогической мыслью. Характерно, что после победы над Византийской империей в 830 г. арабы потребовали контрибуции не золотом, а кни­гами. В 832 г. халиф аль-Мамун создал в Багдаде знаменитый Дом мудрости, бывший одновременно и местом переписки книг, и высшей школой. Многие преподаватели этой школы были христианами. По византийскому мосту арабо-исламский мир от Андалузии до Индии воспринимал наследие ан­тичной мысли, прежде всего, через сочинения Платона и Ари­стотеля, трактаты мыслителей позднейших эпох — Порфирия, Симплиция, Иоанна Грамматика и др.

Византийская традиция уважительного отношения к свет­ским знаниям как преддверию богословия была воспринята и в Арабском Халифате. Например, выдающийся арабский мыслитель аль-Фараби (880—950), автор педагогически на­сыщенных трактатов «Об основах знания», «О достоинстве науки и искусства», «Указание пути к счастью», «Жемчужи­на мудрости», подобно византийским мыслителям, утверж­дал, что лишь благодаря широкой, в том числе и светской, образованности человек становится добродетельным. Он при­зывал к уважительным отношениям между педагогом и уче­ником, требовал от учителя обязательного изучения наук, что было близко византийскому мировоззрению.

Одновременно с арабским вторжением с севера в VII в. в пределы Византийской империи начали проникать славянские народы Балканского полуострова, которые расселялись на ее территории и чьи поселения доходили до Крита и Малой Азии. В IX—XI вв. началось становление славянской письменности, которая была создана на основе греческого уставного письма в середине IX в., Кириллом (до пострижения в монахи — Кон­стантином) и его братом епископом Мефодием, происходив­ших из Солуни (Салоники), где проживало смешанное Греко-славянское население. Эти известные славянские просветители и проповедники христианства в 863 г. были приглашены в Великоморавское княжество и основали независимую от герман­ского епископата славянскую церковь и первую школу, где преподавание велось на славянском языке. Кирилл и Мефодий перевели с греческого языка на славянский ряд богословских книг и школьных текстов. После принятия Болгарией христи­анства (865) усилиями учеников и последователей Кирилла и Мефодия в стране была создана сеть славянских школ. Особен­ной известностью пользовались Охридская и Преславская школы. Содержание образования и методика обучения в них были свя­заны с византийской традицией.

В период византийского владычества (1018—1185), когда в болгарских школах насаждался греческий язык, учителя славян­ской книжности переселились в Киевскую Русь. С принятием христианства в 988 г. князь Владимир открыл в Киеве школу «учения книжного». Забота Владимира и других древнерусских властителей о деле образования, создание ими центров обуче­ния, скорее всего, заимствованы от Византии, императоры ко­торой покровительствовали дворцовым школам, где обучались дети служилой знати в целях подготовки государственных чи­новников. В древнерусской школе «ученья книжного» в значи­тельной степени отразились порядок изучения «семи свободных искусств» и методы обучения, принятые в античную эпоху.

Западноевропейскую цивилизацию и ее систему образова­ния трудно понять вне учета византийского влияния. В Европе, как известно, образование длительное время строилось на осно­ве изучения латинского и греческого языков. Традиции обуче­ния по античным книгам, как реликт древнего мира, сохраня­лись на протяжении всего средневековья и передавались Западу, прежде всего, через Италию, которая в V в. была провинцией Византийской империи, а в XV стала местом эмиграции интел­лектуальной элиты Византии. С XIII—XIV вв. эта контактная зона расширилась за счет европейских университетских центров.

Гуманистическая концепция человека и трактовка целей его воспитания становились общими и выводились из отно­шения человека с Богом, который понимался как вечное личностное начало и ключ к пониманию ценности суще­ствования отдельной человеческой личности.

Многие из византийских мыслителей стали видными уче­ными и профессорами древнегреческого языка, риторики, античной философии, пропагандистами греко-эллинистичес­кого наследия в итальянских и других европейских универси­тетах. Непосредственное их общение с западноевропейскими гуманистами было необычайно плодотворным и своевременным. Для Западной Европы, знакомившейся с античностью по результатам раскопок археологов и разрозненным текстам, добытым в глубинах монастырских книгохранилищ, встреча с живыми носителями античного наследия была очень важной.

Ознакомление с практикой образования и педагогичес­кой мыслью Византии оказало огромное воздействие на вос­питание и обучение в средневековой Руси и в странах Вос­точной Европы, а также стимулировало развитие западноев­ропейской педагогической мысли в эпоху Возрождения.

Под ударами турок-османов в 1453 г. пал Константино­поль. С этого времени Византия прекратила свое существова­ние как государство, но византийско-православная тради­ция обучения и воспитания как часть общей культуры сохра­нилась надолго.

Рекомендуемая литература

Авилушкина Л. Т. К вопросу о месте «Хроники» Михаила Глики в системе византийского образования // Проблемы социаль­ной истории и культуры средних веков. Л., 1987.

Агафий. О царствовании Юстиниана. М.; Л., 1952.

Антология мировой философии: В 4 т. Т. I. Философия древности и средневековья. М., 1969.

Антология педагогической мысли христианского средневековья: В2т.Т.1.М„ 1994.

Анна Комнина. Алексиада. М., 1965.

Античность и Византия: Сб. ст. / Под ред. Л.А. Фрейберг. М., 1975.

Библиотека в саду. Писатели античности, средневековья и Воз­рождения о книге, чтении, библиофильстве. М., 1985.

Валенберг В. Философские взгляды Михаила Пселла // Визан­тийский сборник. М.; Л., 1945.

Византийская литература. М., 1974.

Гранстрем Е.Э. Наука и образование // История Византии. М., 1967.

Громов М.Н., Козлов И. С. Русская философская мысль X—XVII веков. М., 1990.

Жития Кирилла и Мефодия / Под ред. Д.С. Лихачева и П.Н. Динекова. М., 1986.

Игнатенко А.А. В поисках счастья: Общественно-политические

воззрения арабо-исламских философов средневековья. М., 1989. Иоанн Дамаскин. О девяти музах и семи свободных искусствах. О разуме. О мысли. Спб., 1884.

Иоанн Златоуст. О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать своих детей; Слово об обучении и наставлении;

Слово о воспитании детей // Антология педагогической мысли христианского средневековья. В 2 т. М., 1994. Т. I.

История Византии. Т.2. М., 1967.

Карпов С.П. Трапезундская империя и западноевропейские госу­дарства в ХШ-ХУ вв. М., 1981.

КажданА.П. Византийская культура. М., 1968.

Культура Византии. IV — первая половина VII в. М., 1984.

Культура Византии. Вторая половина VII—XII вв. М., 1989.

Культура Византии. XIII — первая половина XV вв. М., 1991.

Культура раннефеодальной Армении IV—VII вв. Ереван, 1980.

Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Антич­ность, Византия и Древняя Русь. Л., 1988.

Липшиц Е.З. Очерки истории византийского общества и культу­ры. VIII — первая половина IX века. М.; Л., 1961.

Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. М., 1974.

Ладыженский М.В. Свет Незримый. Спб., 1915.

Лордкипанидзе М.Д. История Грузии XI — начала XIII века. Тби­лиси, 1974.

Любарский Я.Н. Михаил Пселл: Личность и творчество: К исто­рии византийского предгуманизма. М., 1978.

Медведев И.П. Литературные «салоны» в поздней Византии // Лит. и искусство в системе культуры. М., 1988.

Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV—XV вв. Л., 1976.

Михаил Пселл. Хронография. М., 1979.

Памятники византийской литературы IV—IX веков. М., 1968.

Пигулевская Н.В. Сирийская средневековая школа // Палестинс­кий сборник. 1966. Вып. 15 (78).

Поляковская М.А., Чекалова А.А. Византия: быт и нравы. Сверд­ловск, 1989.

Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным гречес­кой агиографии. М.; Пг., 1917.

Самодурова З.Г. Социальный состав учащихся Византии VII— XII вв. // Византийский временник. Т. 51, 52. М., 1990, 1991.

Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

Соколов П.П. История педагогических систем. Пг., 1916.

Творения Преподобного Иоанна Дамаскина. М., 1997.

ТойнбиА.Дж. Постижение истории. М., 1991.

Флоровский Г.В. Восточные отцы ГУ века. М., 1992.

Флоровский Г.В. Восточные отцы V—VIII веков. М., 1992.

Фрейберг Л.А., Попова Т.В. Византийская литература эпохи рас­цвета 11-15 вв. М., 1978.

Цветаев И.В. Из жизни высших школ Римской империи. М., 1902.

Чанышее А.Н. Курс лекций по древней и средневековой истории. М., 1991.

Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1988.

Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованнос­ти. Спб., 1891.

Глава 5

Наши рекомендации