Функции и задачи перевоспитания.
Признавая тезис о социальной природе отрицательных явлений в духовном мире человека, педагогика тем самым обращает главное внимание на изменение жизни общества, на улучшение воспитания, на борьбу с отрицательными общественными явлениями как важными компонентами перевоспитания.
Чем выше общество в своем развитии, тем качественнее оно решает задачи воспитания и тем меньше остается возможностей для проявления и сохранения отрицательного в духовном мире человека. Улучшение окружающей действительности приводит к уничтожению отрицательных явлений, способствующих возникновению нравственных пороков и недостатков. Социальное оздоровление – вот основа перевоспитания личности.
Как было сказано, трудновоспитуемость в большинстве случаев не является определяющим компонентом духовного лица, поскольку оно не отменяет общих закономерностей формирования личности, возрастных и индивидуальных особенностей.
Сущность перевоспитания неотъемлемая часть от общих закономерностей воспитания. Каковы же они? В поведении людей всегда сочетаются отношения к себе и другим, что находит отражение в
самой сущности нравственности. Деятельность человека – есть воплощение единства отношения к миру и себе.
Перевоспитание выполняет важную роль в формировании коллектива и личности: оно призвано устранить трудности и препятствия на пути развития, как коллектива, так и личности.
Его функции следующие:
а) интенсификация положительного развития сил и способностей воспитанников за счет устранения неблагоприятных условий и преодоления внутренних предпосылок трудновоспитуемости;
б) устранение дисгармонии в формировании ведущих отношений человека;
в) устранение результатов неправильного воспитания, исправление ошибок, допущенных в формировании личности;
г) активизация усилий личности в ее борьбе с отрицательными явлениями в себе и окружающей действительности.
В этом плане воспитание выступает как важная часть подготовки человека
к жизни в обществе. Чтобы подготовить человека к жизни, надо организовать воспитание как преодоление трудностей, как борьбу с недостатками в окружающем мире и в себе самом.
Перевоспитание выполняет следующие задачи:
1. Использование социальных условий воспитательных возможностей нашего общества для устранения и уничтожения влияния пережитков прошлого и других нездоровых внешних воздействий, порождающих поддерживающих трудновоспитуемость.
2. Лечебно-педагогическая работа по исправлению внутренних предпосылок трудновоспитуемости. Под медико-педагогической коррекцией поведения трудных детей понимаются медицинские, психологические и педагогические меры, которые способствуют выявлению, предупреждению и преодолению психических искажений, отклонений в поведении и деятельности трудновоспитуемых. При этом вся лечебно-профилактическая работа должна быть направлена на обнаружение и устранение пробелов и искажений в психическом развитии, которые способствуют появлению трудновоспитуемости.
Поскольку перевоспитание – это проблема воспитания и лечения,
следует так организовать учебно-воспитательную работу, чтобы она включала в себя пропаганду медицинских знаний среди учащихся, постоянный медицинский контроль за здоровьем.
3. Исправление ошибок, допущенных в семейном и школьном воспитании. Эта задача перевоспитания является трудоемкой и сложной.
4. Устранение пробелов и искажений в психическом развитии. В первую очередьследует ускорить умственное развитие трудного школьника, сосредоточить внимание на его нравственных отклонениях.
Другое направление – установление наиболее разумного гигиенического
режима в школе и семье, при котором чередуются труд и отдых, не допускается перегрузка учебной деятельности.
Третье направление совместной работы – тщательное медицинское
обследование ребенка и его лечение.
Психологическая и практическая подготовка личности к самовоспитанию, руководство этим процессом. С того момента, когда сформирована объективная самооценка, перевоспитание должно включать в себя самоперевоспитание и самосовершенствование личности. Данная задача требует активной позиции
самого подростка.
Причины девиантного поведения:
Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.
В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории. Остановимся на каждой из них.
1. Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Среди последователей теорий физических типов можно назвать Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона. В работах этих авторов присутствует одна основная идея: люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом. Однако практика показала несостоятельность теорий физических типов. Всем известны случаи, когда индивиды с лицом херувимов совершали тягчайшие преступления, а индивид с грубыми, "преступными" чертами лица не мог обидеть и муху.
2. В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории З. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного - это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного природного "беззаконного" состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бесознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.
3. В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением. Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения могут привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм). По Дюркгейму аномия - это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения. Роберт К. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми (легальными или институциональными) средствами их достижения. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены: когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей (легальные средства), он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом.
Р. Мертоном была разработана типология поведения личностей в их отношении к целям и средствам. Согласно этой типологии отношение к целям и средствам любой личности укладывается в следующие классы:
конформист принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества;
новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные);
ритуалист принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то же время оригинальные, нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются;
изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения (например бомжи, наркоманы, алкоголики);
мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей; он отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения.
При использовании этой типологии важно помнить, например, что люди никогда не могут быть полностью конформными к нормативной культуре или быть полными новаторами. В каждой личности присутствуют в той или иной степени все перечисленные типы. Однако какой-то из типов обычно проявляется в большей мере и характеризует личность.
Таким образом, отклоняющееся поведение играет в обществе двойственную роль: с одной стороны, представляет угрозу стабильности общества, с другой - поддерживает эту стабильность.
Так например, при наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения. Происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка.
С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже совершенно изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменения окружающей среды. Но новые культурные нормы редко создаются путем обсуждения и дальнейшего их принятия всеми членами социальных групп. Новые социальные нормы рождаются и развиваются в результате повседневного поведения индивидов, в столкновении постоянно возникающих социальных обстоятельств. Отклоняющееся от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение содержащее новые жизнеспособные нормы, все в большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестает быть отклоняющимся.