Профилактика конфликтности учебно-воспитательного взаимодействия

Многие конфликты могут быть разрешены еще на стадии их объективного возникновения за счет постоянного и глубокого анализа всей системы связей людей данной груп­пы или коллектива, прогнозирования конфликтогенного влия­ния всех производимых изменений, тщательного продумыва­ния заинтересованными сторонами своих шагов и слов.

Рассмотрим принципы анализа и профилактики конфлик­тов на примере различных аспектов внутришкольного взаи­модействия учителей и школьников.

Все разнообразие школьных конфликтов может быть си­стематизировано и представлено в виде трех основных ис­точников конфликтов: организация учебно-воспитательного процесса (организационные конфликты), межличностные от­ношения в системе «учитель-ученик» (конфликты взаимоот­ношений) и конфликтогенные личности (как отдельные учи­теля, так и отдельные ученики.

К организационным причинам конфликтов относятся: не­целесообразно составленное расписание (оно как правило составляется, исходя из удобства для учителей, а не для учеников), плохой подбор учителей, работающих на одной параллели, не состыковка программ и требований, учебная перегрузка детей, неудачный режим работы школы, плохая организация питания, уроков физкультуры и т. д. Можно говорить даже о существовании возрастных школьных периодов, когда чаще всего возникают конфликты между уче­никами и педагогами как в силу объективных особенностей развития детей, так и в силу недостаточно продуманной ор­ганизационно-педагогической деятельности школы. К таким, несомненно, относится переход из начального в среднее звено школы, когда со всей очевидностью обнаруживается несов­падение требований, подходов и методик, используемых учи­телями в начальной и в средней школе. Во многом внутренне конфликтен период обучения в 1 классе (сложный период адаптации к школе), 9 класс (высокая тревожность по поводу дальнейших перспектив обучения) и 11 класс (со всей остро­той обнаруживается неготовность школьников к «взрослой», самостоятельной жизни).

К конфликтам взаимоотношений относятся конфликты на почве борьбы за лидерство между учителем и отдельным учеником, многочисленные этические конфликты (противо­речивые требования со стороны учителей, «двойная мораль», попытка подчинить авторитарными способами и др.).

Наконец, можно говорить о существовании конфликтогенных личностей, которые как бы генерируют вокруг себя зону повышенной конфликтности, внося в свои социальные связи элемент собственной внутренней противоречивости и неустроенности. Учитывая, что профессия учителя в настоя­щее время является одной из самых психологически неустой­чивых, педагогов в целом можно отнести к людям, чувстви­тельным к конфликту и конфликтным формам реагирования на различные ситуации. В целом, это можно отнести и к де­тям. Один в силу критического возраста, другие в силу вы­сокой личностной тревожности, патологического типа лично­сти, склонности к агрессивному типу реагирования также являются сами по себе носителями социальных конфликтов.

Таким образом любой реально возникающий школьный конфликт учителя и ученика должен быть проанализирован на трех уровнях:

а) с точки зрения объективных особенностей организации учебно-воспитательного процесса в школе

б) с точки зрения социально-психологических особенно­стей класса, педагогического коллектива, конкретных меж­личностных отношений учителя и ученика

в) с точки зрения возрастных, половых, индивидуально-психологических особенностей его участников.

Можно сказать, что конфликт разрешен продуктивно, если на лицо реальные объективные и субъективные изменения в условиях и организации всего школьного процесса, системе коллективных норм и правил, в психологических установках участников по отношению друг к другу, готовность к конструктив­ному поведению в будущих конфликтах.

Мы рассмотрели общение как сложный многосторонний процесс межличностного познания, обмена информацией и действиями, раскрыли многообразие его форм и функций. Вместе с тем, в том, как было проведено исследование дан­ного феномена, есть известная доля обобщения и абстраги­рования, так как реально любой процесс межличностного взаимовлияния и взаимопонимания разворачивается для лич­ности в групповом контексте, в процессе той или иной груп­повой деятельности. Поэтому целесообразно обратиться к анализу того, как конкретно раскрываются процессы меж­личностного общения в различных группах, как групповой контекст влияет на формы и содержание общения. Далее мы остановимся на социально-психологическом анализе группы.

20. Невербальная коммуникация в педагогическом общении
Роль культуры общения и гуманитарные знания растут по мере развития общества, а в педагогической деятельности в большей степени играют разнообразные приемы и знания, формирующие у ребенка представление о себе и другом человеке, о возможностях человеческого творчества. По форме осуществления воздействия на воспитанников можно судить о коммуникативных умениях педагога, по специфике организации речевого сообщения - о его общей культуре и грамотности.
Общая и коммуникативная культура обязательно включает в себя и культуру невербального поведения. Невербальное поведение создает облик действующего лица и раскрывает его внутреннее содержание.
Коммуникация людей осуществляется на вербальном и невербальном уровнях. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют -7%,звуки и интонации-38%,неречевое взаимодействие- 53%. Тело посылает постоянные сигналы самому человеку и окружающим. «Говорим голосом, беседуем всем телом» -Публиций.
К невербальным средствам относят: мимика - движения мышц лица, жестика-жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика-моторика всего тела.
Дошкольники и младшие школьники эмоциональны в том смысле, что они не умеют скрывать и сдерживать внешнее выражение своих эмоций. Улыбка ребенка сообщает о том, что он радуется, сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу - сердится. О многом говорит взгляд. Он может быть прямым, потупленным, доверчивым, хмурым, испуганным.… На лице ребенка с его очень непосредственной и выразительной мимикой педагог может прочитать, что он чувствует: удовольствие или неудовольствие страх или стыд и т.п. Пантомимика играет важную роль в облике ребенка. Отрицательные эмоции «съёживают» его фигуру, положительные наоборот, «разворачивают». Дети с бедной пантомимикой не в состоянии четко выразить свое эмоциональное состояние. Это затрудняет процесс коммуникации.
Наблюдение за невербальным поведением делает представление педагога о поведении детей более конкретным, точным и подробным. Ребенок только вошел, а педагог уже видит настроение ребенка. Так, А.С.Макаренко писал, что для него, в его практике, «как и для многих опытных учителей, такие «пустяки» стали решающими: как стоять, как сидеть, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть».(Собр. Соч. Т.4, С.34). «Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются более выразительными и действенными, чем слова», - утверждает Е.А.Петрова
Есть немало самонадеянных людей, считающих, что маленький человек вряд ли обратит внимание на их костюм, прическу и вряд ли это скажется каким - то образом на успехе процесса воспитания. Установлено, что человек, получивший положительную оценку за внешность, чаще всего положительно характеризуется по личностным характеристикам. Поэтому важнее одеваться не во что и как, а в каждом конкретном случае одеваться так, а не иначе.
Педагогу необходимо обращать внимание на жесты. Вербальное общение с помощью жестов получает серьезное эмоциональное подкрепление. Точность движений и жеста в системе педагогического общения чрезвычайна, важна, тем более, если они выступают как семантические движения, заменяющие слова, например «остановитесь», «уйди», «да», «нет». Иногда эти движения взаимодействуют со словами, иногда полностью заменяют.
Наибольшее внимание уделяется лицевой экспрессии. Привычка смотреть в лицо партнера по общению и более или менее тонко отмечать смену выражений развивается у каждого человека постепенно, начиная с первых недель жизни. Появление ее дает ребенку возможность предвидеть действия взрослого с «таким» лицом и соответственно строит свое поведение.
Источник личного опыта -прежде всего семья-с детства снабжает каждого своими представлениями о значении экспрессивного поведения. В одной семье ребенок привыкает распознавать приближение «грозы» всего лишь по неподвижности маминого лица, а в другой получает «полный набор» признаков в виде искаженного лица, оскаленного рта, сузившихся глаз, наморщенного лба.
Позитивный мимический портрет педагога складывается из расположенности к обучающимся, ожидания доброго с их стороны, веры в их благородство, интереса к тому, что они делают и говорят. Когда дети характеризуют педагога словами "Он добрый, мы к нему всегда можем обратиться", "Он строгий", "Он красивый", то имеется в виду именно такой портрет педагога.
Исследования показали, что все люди, независимо от национальности культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. Знание своих особенностей и адекватности «чтения» других людей – явление взаимосвязанные. Научиться этому, в принципе, можно, хотя и не так легко.
Для педагогов важно не только уметь управлять лицевой экспрессией, но и имитировать те или иные состояния для демонстрации своего отношения к аудитории. Желательно придать лицу приветливый вид, сосредоточенность и деловитость. На слушателей надо смотреть прямо, но не пристально, периодически обводя взглядом всех. Взгляд на слушателя дает и обратную связь. Туманная дымка в глазах говорит о том, что слушатель не включился в работу. Блеск глаз, активная поза говорят о том, что ребенок внимательно слушает, охотно занимается.
Общаясь с детьми, педагог значительную часть информации относительно их эмоционального состояния, намерений, отношения к чему-либо получает не из слов детей, а из жестов, мимики, интонации, позы, взгляда, манеры слушать. Невербальные аспекты общения играют существенную роль и в регулировании взаимоотношений, установлении контактов, во многом определяют эмоциональную атмосферу и самочувствие, как взрослого, так и ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод – невербальный аспект общения занимает значительное место в процессе взаимодействия педагога с детьми. Для того чтобы облегчить свою работу, педагог должен уметь общаться с детьми даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь ребенка, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь строго контролировать свое невербальное поведение.Культура применения невербальных средств педагогического общения отражает уровень педагогического мастерства. Овладеть основами педагогического общения можно в процессе профессионального самовоспитания. Педагогическая техника это совокупность приемов. Ее средства – речь и невербальные средства общения.

Наши рекомендации