Белорусское культурно-просветительское возрождение конца 19-начала 20вв.

В конце 50-х –начале 60-х под воздействием широкого общественно –политического движения в России среди белорусской интеллигенции возрос интерес к вопросам народного просвещения: общественной роли школы, организации учебного процесса, педагогической подготовки учителей и др. Просветительские идеи были ведущими в творчестве прогрессивных белорусских писателей-демократов второй половины 19в. Среди них Францишка Богушевич, Янка Лучина, Адам Гуринович, Феликс Танчевский, Валентин Иванович Дунин- Марцинкевич и др. Они требовали перестройки системы образования на демократической основе. В их произведениях особо подчеркивалось уважение к личности человека труда, необходимость просвещения народа на родном ему языке. Известный белорусский революционер-демократ Кастусь Калиновский (1838-1864) (восстание 1863) стал на борьбу за социальные и национальные интересы белорусского народа против так называемой "воли, свободы" которую дало русское правительство белорусскому народу. Свои политические, социальные и просветительские идеи Калиновских излагает в своей нелегальной газете "Мужыцкая прауда". Позже из тюрьмы он пишет "Да беларускага народа", "Пiсьма з-пад шыбенiцы" с программными требованиями, среди которых главным было открытие школ на родном языке и распространение грамоты среди населения. Хотя многие идеи Калиновского были утопичны, но они имели свое историческое значение т.к. готовили почву для следующей борьбы за народные права, за Отечество, за его национальное возрождение. В 1867г правительством было запрещено всякое книгопечатание на белорусском языке и почти на протяжении 25 лет не было издано ни единого белорусского произведения. И только в 1905г. царское правительство разрешило печатать книги и газеты на белорусском языке. До конца столетия не существовало государственных белорусско-язычных школ, язык и культура белорусов искоренялись. К концу 19в взрос интерес белорусских ученых к богатой истории родного края. Фундаментальный трехтомный труд об истории белорусов, о языке, фольклоре, культуре, под названием "Белорусы" издал профессор Варшавского университета Я. Ф. Карский. Большой вклад в сохранение белорусской культуры внесли этнографы и фольклористы М.Я Никифоровский, Я.Р. Романов, П.В. Шейн, П.П. Демидович, И.И. Носович ими были составлены белорусские словари, книги с описанием белорусского фольклора, обрядов, традиций.

Наряду с деятелями культуры, учеными, писателями в активное в общественно-педагогическое движение за создание народной школы в Беларуси включились педагоги. Общее настроение интеллигенции Беларуси отразились в статье известного педагога, ученого Адама Григорьевича Богдановича (1862-1940) (отец известного поэта Максима Богдановича) "Педагогические воззрения белорусского народа". Активными участниками этого движения были педагоги-методисты (Кудринский, Ельницкий, Тихомиров, Степуро). В различных педагогических изданиях "Голос учителя", "Белорусский учитель", "Педагогическое дело" и других передовые педагоги Беларуси рассматривали наиболее острые проблемы учебно-воспитательного процесса. Одной из основных задач стоявшей перед общественно-педагогическим движением была борьба за право обучения на родном белорусском языке. Представителями этой борьбы были Алаиза Пашкевич (Тетка), Я.Колас, Я.Купала. Однако только добиваться права обучения на родном языке было не достаточно, необходимо было издавать литературу, открывать школы. Тетка и Колас были организаторами "тайных" белорусских школ. Они предприняли попытки создания учебных пособий на белорусском языке. В 1906 Тетка издала "Падарунак для маленкiх дзетак" и "Першую чытанку для дзетак беларусау". В 1909 Я.Колас издает "Другую чытанку для дзетак беларусау". В 1906 г. по их инициативе и при самом активном участии был проведен съезд белорусских учителей. За свою революционную деятельность они неоднократно подвергались репрессиям со стороны царского правительства. Их идеи были воплощены в жизнь только после Великой Октябрьской революции.




Тема 10. Движение за реформу школьного образования в Западной Европе и США в конце XIX – начале XX в.

План

1. Общее положение школы и характер зарубежной педагогической теории на рубеже XX века.

2. Теория «гражданского воспитания» и «трудовой школы».

3. Д. Дьюи – основатель прагматической педагогики.

4. Экспериментальная педагогика и ее направления.

5. Значение реформаторской педагогики для развития дидактики в прошлом и на современном этапе.

Наши рекомендации