Гипотеза исследования (или Положения, выносимые на защиту)
Гипотеза – предположение оналичии, отсутствии или виде связей между изучаемыми явлениями, о характере этой связи, о закономерностях динамики явлений и т.п. и логическое обоснование этого предположения. Гипотеза направлена на доказательство реального существования предполагаемой взаимосвязи (в том числе, причинно-следственного характера). Тем самым она способствует обнаружению новых фактов и связей.
В работах формирующего типа гипотеза формулируется, как правило, начиная со слова «Если»,за которым следует перечисление ряда действий, могущих привести к желаемому результату. Критерии желаемого результата также отражаются в гипотезе.
В работах опытно-поискового характерагипотеза строиться как предположение об актуальном уровне развития изучаемого феномена или процесса, его особенностях или тенденциях. Например, «Гипотеза исследования:наиболее выраженным типом связи студентов Института психологии и педагогики ТюмГУ, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», с образовательной средой вуза является интеллектуально-творческий тип».
В случае применения статистических методов обработки результатов исследования (корреляционный, дисперсионный анализ) гипотеза должна отражать характер предполагаемой связи. Например, «Гипотеза исследования:компоненты образовательной среды вуза психолого-педагогического профиля оказывают значимое влияние на развитие креативных способностей студентов (мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты креативных способностей)».
В работах обзорно-теоретического характераформулировка гипотез нецелесообразна. В этом случае формулируются положения, выносимые на защиту. Например, «Положения, выносимые на защиту:
1. Арт-педагогические «технологии» представляют собой систему методов, средств искусства, процедуру их применения в профессиональном обучении будущих учителей.
2.Интеграция традиционных методов и средств обучения и средств искусства, учет психологических механизмов воздействия искусства на человека способствует развитию эмоционально-творческого отношения студента к педагогической деятельности.
2.Арт-педагогические «технологии» обладают потенциалом для формирования конкретных профессиональных компетенций».
При формулировке и проверке гипотез следует учитывать, что:
- гипотеза не должна быть самоочевидной (например, то, что повышение мотивации активизирует процесс самоопределения – понятно без всяких проверок и доказательств);
- гипотеза должна формулироваться позитивно («такие-то действия приведут к таким-то изменениям…»);
- гипотеза должна быть верифицируемой, то есть проверяемой (доказываемой или опровергаемой) с помощью научных методов;
- понятия и суждения предположительного характера, которые фигурируют в гипотезе, должны быть достаточно четкими и конкретными;
- гипотеза не всегда подтверждается, а в некоторых случаях (использование нестандартизированных методик, самостоятельная модификация или разработка диагностического инструментария, несоблюдение правил диагностического обследования, проведения развивающей работы) работа по проверке гипотезы приводит к получению результата, вообще не свойственного изучаемому объекту в норме, возникшему в ходе его исследования – артефакту (от лат. artefactum – искусственно сделанное);
- когда в исследовании используются методы статистической обработки результатов диагностического обследования (корреляционный анализ диагностированных факторов, дисперсионный анализ и др.), необходимо выдвижение статистических гипотез: Н0 – показатели Х не имеют значимых связей с факторами Y и Z; Н1 – показатели Х значимо связаны с факторами Y и Z.
6. Задачи исследования– основные результаты основных действий, выражающиеся в основном содержании работы
Задачиконкретизируют цели исследования и подразделяют ее на определенные этапы. Этапы – это действия, обеспечивающие выполнение работы (анализ литературы, сравнительный анализ подходов, сбор эмпирических данных и т.п.). Задачи, в отличие от этапов, – то, ради чего совершаются действия (то есть работа на каждом этапе исследования). Обычно в исследовании рекомендуется формулировать не более 4-5-и задач. Формулировки задач, как правило, начинаются с глаголов (определить, раскрыть, обосновать, проанализировать, установить, разработать, апробировать, оценить результативность и т.п.).
Например, «Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятий (если понятия относительно недавно получили широкое распространение в науке)…
2. Определить и обосновать теоретические ориентиры…
3. Выявить актуальный уровень….
4. разработать программу… (практические рекомендации)…»
7.Теоретико-методологическая база исследования– это концепции и теории, которые легли в основу исследования. Имеются в виду не все публикации, на которые ссылается автор, а только те (обычно их бывает от трех до пяти), которые определяют логику исследования, основные принципы, подходы, парадигму мышления. Грамотно описанная теоретико-методологическая база исследования позволит студенту определиться с собственной профессиональной позицией, расставить приоритеты.
Теоретико-методологические основы исследования формулируются примерно так: «Теоретико-методологической базой исследования являются...».Например:
– теория гуманной педагогики (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский);
– теория деятельности А.Н. Леонтьева;
– концепция развивающего обучения В.В. Давыдова;
– концепция персонализации В.А. Петровского;
– теория установки Д.Н. Узнадзе.
Заявленные в данном пункте теории, подходы, концепции должны быть отражены в содержании теоретической главы.
8. Методы исследования – способы изучения предмета исследования.Традиционно методы исследования классифицируют на:
− методы теоретического уровня (абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, моделирование, классифицирование, формализация, идеализация и др.);
− методы эмпирического уровня (наблюдение, опрос, анализ продуктов деятельности, эксперимент и т.д.);
− методы обработки полученных данных: качественные (интерпретация) и количественные (методы математической статистики).
Выбор методов исследования опирается на понимание специфики объекта и предмета исследования, а конкретные методики (техники, приемы) определяются поставленными задачами и условиями проведения исследования, и описываются во второй (эмпирической) главе.
9. Экспериментальная база исследования – это, как правило, образовательная организация, в условиях которой проводилась эмпирическая часть исследования.
10. Этапы исследования –это действия, обеспечивающие выполнение работы (анализ литературы, сравнительный анализ подходов, сбор эмпирических данных и т.п.). Логическая структура социально-педагогических и психологических исследований (В.И. Загвязинский) включает три основных этапа:
Постановочный (проблема – тема – объект – предмет – научные факты – исходная концепция – ведущая идея, замысел – гипотеза – цели – задачи исследования).
Собственно-исследовательский (отбор методов – проверка гипотезы – предварительные выводы – апробирование – коррекция – заключительные выводы).
Оформительско-внедренческий(обсуждение выводов на конференциях, в печати, доклады, рекомендации, проекты, внедрение в практику).
11. Практическая значимость – этоконкретная польза, которую могут принести результаты исследования, помощь кому-либо в его практической деятельности. Как правило, практическая значимость заключается в наличии научно-обоснованной и апробированной системы методов и средств, программы, методики совершенствования образовательного процесса, психолого-педагогического сопровождения процесса развития личности учеников, воспитанников.
Если курсоваяработа носит теоретический характер, практическая значимость может проявиться в апробации результатов исследования на научно-практических конференциях, педагогических советах школы любого учебного заведения, в использовании научных разработок в учебном процессе.
12. Апробация результатов исследования –опыт представления, защиты и использования основных идей и результатов исследования. Например:
- научные публикации по теме исследования (статьи, тезисы);
- выступления на научно-практических конференциях, методологических семинарах, профессиональных и научных конкурсах и пр.;
- выступления на методических мероприятиях;
- использование результатов исследования в практической работе.