Концепция возрастного развития д.б. эльконина
В концепции возрастного развития Д.Б.Эльконина дан полный набор ведущих деятельностей современного ребёнка, характеризующихся собственным предметным содержанием. Ведущая деятельность и её субъект также рассматриваются в качестве центральных новообразований, порождающих прочие частные психические новообразования. Поскольку не для каждой из ведущих деятельностей проработаны все специфические структурные компоненты, обозначим (в таблице 3) один интегральный компонент ведущей деятельности, её целостную неразложимую далее единицу, обладающую всеми признаками соответствующей ведущей деятельности; а также психические новообразования деятельности (эти новообразование даны по книге В.В.Давыдова, некоторые расхождения с пониманием возрастных новообразований Д.Б.Элькониным для нас здесь не принципиальны).
Данные исследований, представленные в виде таблицы позволяют прояснить сложную картину отношений между обучением и развитием, о которой говорил Л.С.Выготский. В каждом возрасте собственная деятельность ребёнка выступает связующим звеном обучения и развития. Организуя условия для осуществления ребёнком в том или ином возрасте его ведущей деятельности, мы и создаём условия развивающего обучения, открывающего качественно новую ступень в психическом развитии. В.П.Зинченко особо подчёркивает, что обучение не есть принуждение, что культура имеет приглашающий характер. В образовательном процессе ребёнку открывается разность потенциалов идеальной (культурной) и реальной формы (доступной ребёнку). Если он принимает вызов, ориентируется на идеальную форму мышления, речи, чувств, личности и т.д., он создаёт реальную форму, либо приближённую к идеальной, либо возвышающуюся над ней, тем самым «поднимает планку» идеальной формы. «Иными словами, согласно теории Л.С.Выготского и его последователей, процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и, обладая соответствующим содержанием, в определённых возрастах способствуют формированию тех или иных типов деятельности (например, в дошкольном возрасте – игровой деятельности, в младшем школьном возрасте – учебной). Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность». (В.В.Давыдов. О понятии развивающего обучения. – Томск: Пеленг, 1995.- 37 с.).
Таблица 3
Возраст | Ведущая деятель ность (ВД) | Предметное содержание вд | Единица ВД | Психологические новообразования возраста |
МЛА ДЕНЧЕСТВО 0-1 | Непосредственное эмоциональное общение со взрослым. | Общность с другим человеком. | Комплекс оживления: -познавательная активность, направленная на взрослого; -эмоциональные реакции в адрес взрослого; -инициативные действия, обнаруживающие стремление познакомить взрослого с собой; -чувствительность ребёнка к отношению зрослого. | Потребность в общении с другими людьми, психическая общность с ними, эмоциональное отношение к ним; -хватание как основа человеческих действий с вещами; -ряд перцептивных действий, связанных с развитием восприятия. |
РАННЕЕ ДЕТСТВО 1-3 | Предметно-манипулятивная деятельность. | Способы употребления орудий и знаков. | Предметное, орудийное действие. | Речь, смысловое обозначение вещей, обобщенно-категориальное восприятие предметного мира, наглядно-действенное мышление. Центральное новообразование – сознание, выступающее для других в виде собственного детского «Я» |
ДОШКОЛЬ- НЫЙ ВОЗРаст 3-7 | Игра | Смыслы и нормы отношений взрослых. | Предметное действие (с заместителем предмета, с воображаемым предметом), роль, ролевое взаимодействие, событие (по Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой). | Воображение и символическая функция, ориентация на общий смысл человеческих отношений и действий, способность к выделению в них моментов соподчинения и управления, обобщенные переживания и осмысленная ориентация в них. |
МЛАДШИЙШКОЛЬ НЫЙ ВОЗРАСТ 7-11 | Учебная деятельность. | Теория (развитие формы общественного сознания). | Учебная задача | Теоретическое сознание и мышление; -соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); -потребности и мотивы учения. |
ПОДРОСТ- КОВЫЙ ВОЗРАСТ 11-14 | Интимно- личностное общение со сверстниками? Социально-значимая? проектная? деятельность ? Социально-психологическое экспериментирование? | Проект будущей взрослой деятельности. Познание и построение (со-творение) себя и своих отношений с людьми, культурой и Творцом. | Авторское действие | Стремление участвовать в любой общественно необходимой работе; -умение строить общение в различных коллективах с учётом принятых в них норм взаимоотношений; -рефлексия на собственное поведение, умение оценивать возможности своего «Я», т.е. возможности самосознания. |
РАННИЙ ЮНОШЕС- КИЙ ВОЗРАСТ 15-18 | Учебно-профессиональная деятельность | Взрослость ? | ? | Потребность в труде, профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить свои жизненные планы; -нравственные и гражданские качества личности, устойчивое мировоззрение; -первоначальная квалификация по одной из массовых профессий. |
Примечание: Последняя графа таблицы составлена по тексту В.В. Давыдова «Проблемы развивающего обучения» - М.: 1986. – с. 55-78.
Современный период развития детства исследователи расценивают как кризисный, связанный с выстраиванием отношений между подростками и взрослым миром. Ведущей деятельности подростка, по мнению Е.К.Поливановой, нет ни в трудах психологов, ни в реальной действительности. Отсюда и изобилие, и одновременно недостаточность имеющихся представлений о ведущей деятельности, о РО в подростковом возрасте. Предпосылкой полноценного подросткового возраста и его исследования является осуществление ребёнком учебной деятельности в предшествующем младшем школьном возрасте.
Разработка проблем развивающего обучения Д,Б.Элькониным и В.В.Давыдовым была начата с младшего школьного возраста, но с самого начала предусматривалось, что РО в младшем школьном возрасте не гарантирует расцвета всех психических функций, всех способностей. В противном случае это означало бы обесценивание всего дошкольного детства и следующих за младшим школьным возрастом периодов развития. Центральные новообразования детей с 7 до 11 лет в процессе развивающего обучения: учебная деятельность и её субъект.
Как уже отмечалось, содержанием обучения в учебной деятельности является теория, теоретическое знание, как результат теоретического мышления. Поэтому для характеристики учебной деятельности со стороны ее содержания, необходимо обратиться к концепции видов сознания и мышления и соответствующих им видов обобщения в обучении В.В. Давыдова.
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ.
Реализация системы Д.Б.Эльконина-В-В. Давыдова в ее современном варианте предполагает несколько составляющих:
1. Содержание обучения, представленное в программах особого рода.
2. Органичный для усвоения этого содержания метод: метод решения учебных задач (учебной деятельности).
3. Особый вид сотрудничества (со-держания как совместного держания) ребенка и взрослого, детей между собой соответствующий содержанию обучения
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.