Пед взгляды и деят-ть Пирогова.
Ник. Ив-ч (1810-1881)род.в Москве.Окончил Московский ун-т,защитил диссертацию на степень доктора медицины.В 26 лет-процессор хирургии.В 1854 –по личной просьбе был направлен на фронт во главе с организованной им общиной «сестер милосердия». 1856 –статья «Вопросы жизни», в от. Освещались важные вопросы восп-я.В этом же году он был назначен попечителем Одесского учебного округа.Пирогов стремился поднять значение пед-ких советов гимназий, внушал директорам и учителям уч. Заведений мысль о необходимости гуманного отношения к детям, подготовил открытие ун-та в Одессе.Затем после подозрения его в свободомыслии и подрыве авторитета властей, он был переведен в Киев на должность попечителя Киевского учебного округа. Здесь он продолжал улучшать работу школ, рекомендовал учителям посещать уроки друг друга и др.1861 г был уволен с должности попечителя, и был назначн руководителем молодых людей. подготовлявшихся к профессуре,а в 1866 был уволен и с этой должности.Умер в 1881.
В статье « Вопросы жизни» П. резко выступал против сословной школы. Он противопоставил официальному курсу обр-я идею общечеловеческого воспитания.Он восстает против ранней,преждевременной специализации детей, кот. Суживает их кругозор и тормозит их нравственное развитие.
39.Хар-ка осн. Звеньев сист. Нар. Обр-я в России в 1-й пол. 19 в.К началу Отечеств. Войны 1812 г. В России было 47 губернских городов и почти в каждом из них были гимназии,уездные и приходские училища. Развитие школ в Петербурге и Москве шло гораздо быстрее,чем в др. городах.Все они,кроме гимназий, были переполнены учащимися. Мин-во нар. Просвещения провело в начале 19 в. Работу по созданию учебников для гимназий, а по некоторым предметам и для уездных училищ.С 1811 г был введен закон Божий во всех учебных заведениях. После войны 1812г. Передовые идеи начали проникать в школы.В учебных заведениях распространялась запрещенная лит-ра: Пушкин, Рылеев, Грибоедов,и др.Большую роль в распространении антиправительственных настроений играло преподавание отечественной истории.В некот. Уч. Заведений иносказательно толковались история и лит-ра античных народов.В царских указах было обьявлено, что дети крепостных крестьян не должны приниматься в гимназии,институты, ун-ты.В 1819 г была введена плата за обучениев приходских,уездных училищах и в гимназиях. В целях усиления религиозного восп-я в школах Мин-аво нар. Просвещения было реобразовано в 1817 Министерство духовных дел и народного просвещения. В 1819 г были изменены уч планы всех школ,запрещено преподавание ествознания.Особенно рьяно обрушилась реакция на ун-ты(Казанский, Петербургский).
40.Создание специальных высших школ.Открытие 1-х лицеев.Царскосельский лицей. Пушкин,Горчаков, Корф и др- воспитанники Царскосельского лицея, 1-е выпускники (1811-1817).Лицей был закрытым дворянским высшим уч заведением с 6- летним курсом обучения.Принимали в него мальчиков по рекомендации влиятельных лиц.Принимали с 10-12 лет.Прием проводился 1 раз в 3 года от 20 до 50 человек.Все расходы за содержание Лицея несла гос.казна. Первый набор состоял из 30 человек. 19.10 1811-день торжественного открытия лицея.Цели воспитания: Нравственные науки-основные,катехизис,библейская история, история права,философия права, правоведение,логика, математич. И физич. Науки.Царское пр-во поддерживало лицей и преследовало цель:подготовка высокоорганизованных чиновников для административного, судебного, дипломатического поприща.Уч предметы разделялись на 2 курса:начальный, окончательный.Каждый курс длился 3 года.В начальный курс входили грамматика языков, первоначальные основы Закона Божиего и философия нравств., математич. И физич.науки,историч. Науки, первоначальные основания изящной словесности, изящные иск-ва.Окончательный курс: нравственные науки, физические,математич, историч., словесность,изящные иск-ва.
45.Возникновение 1-х общественных организаций(Петербургское пед. собрание, комитет грамотности,воскресные школы.Развитие пед. Журналитики В конце 19-начале 20 в. В России издавалось более 300 пед. Журналов.Их издателями были: Мин-во нар. Просвещения, церковное ведомство, городские думы,земства и тд. Некот. Названия журналов: «Журнал Мин-ва нар.просвещения», «Пед. Сборник», «Русская школа», «Вестник воспитания»(1890-1917), «Учитель», «Начальное обучение»,Методические журналы:«Природа в школе», «Первоначальное учение и развитие ребенка», «Наглядное обучение», «Сокол», «Трудовое воспитание».Пед. журналистика развивалась бурно не только в Москве и Петербурге, но и других больших и малых городах.Даже отдельные школы выпускали свои журналы.
Педагогика ХХ в.
Педагогика советского периода. Основывалась на идеологии марксизма-ленинизма. провозглашала коммунистическое воспитание. ШАЦКИЙ в 1919 г. создает первую опытную станцию по нар. Образованию, где разрабатывались и проверялись вопросы учебно-воспит. раб. и подг. учителей. Выдвигал идею синтеза труда, науки и искусства в воспитании, пытался разрешить проблему всестороннего развития детей. Н. К. КРУПСКАЯ: воспитание носит классовый характер и от того, кто занимается воспитанием зависит цель, содержание и методы воспитания. Цель ¾ всестороннее развитие человека. Содержание ¾ связь трудового воспитания с политехнизмом, связь каждого предмета с другими и с конкретной жизнью. Политехнизм означает: 1) изучение живой природы, 2) технологии материалов, 3) энергетики, 4) географии, 5) основ экономики, 6) влияния форм труда на общественный уклад. В. А. СУХОМЛИНСКИЙ: его педагогическая деятельность проникнута глубоким уважением к личности ребенка, отлична пониманием диалектики педагогического процесса, причинно-следственных связей в нем, взаимозависимостей и взаимопроникновения всех сторон, элементов, составных частей воспитания (задач, содержания, форм организации, средств, методов, приемов).
Педагогика запада. Прагматизмсчитает главной целью воспитания и обучения приобретение лишь полезных для жизни знаний и практических умений и навыков (Дьюи). Неопозитивизм ¾ продукт научно технической революции. Методика обучения с опорой на эксперимент, овладение исследовательскими количественными методами, рациональную подготовку к жизни, обучение учащихся чистым научным знаниям без идеологии (Рассел). Экзистенционализм делает акцент на познание человеком самого себя, высшая ценность личность. В педагогике предоставляется возможность идти каждому своим путем в обучении и получать образование в соответствии со способностями. Неотомизм основан на позиции Ватикана о непротивопоставлении науки и религии , они якобы дополняют др. др. Педагогика неотомизма ратует за воспитание общечеловеческих добродетелей, которые трактуются в духе традиционных религиозных принципов смирения, терпения, скромности. Биохевиризмосновывается на концепции обусловленности поведения стимулами.