Помещичьи,мещанские,монастырские шк.Шк католич. Орденов.1 и 2 классные приходские училища.Развитие женск обр-я

Сист рыцарского восп-я

Для рыцарского воспитания мальчика в возрасте 10-12 лет отдавали в дом знатного феодала или ко двору короля. Принимая участие в жизни новой семьи и выполняя роль пажа, обслуживавшего главу семьи, мальчик учился хорошим манерам, игре на музыкальных инструментах, пению, танцам, стихосложению, верховой езде, обращению с оружием. Домашний священник наставлял воспитанника на "путь истинный" и учил грамоте. В 14-16 лет подросток становился оруженосцем, а в 18 лет его торжественно посвящали в рыцари. Идеал рыцарского воспитания, предполагавший овладение различными умениями и навыками, широкой культурой и высокой, по тогдашним представлениям, нравственности, стал впоследствии эталоном гуманистического воспитания эпохи Возрождения, поскольку именно в нем прослеживалась идея разностороннего развития личности. Представления о таком развитии ребенка нашли яркое отражение в сочинении выдающегося мыслителя средневековья Винцента из Бове (ум. ок. 1264) "Об обучении детей благородных особ". По широте охвата педагогической проблематики, включавшей все аспекты образования и воспитания как мальчиков, так и девочек, по глубине анализа христианских источников и сочинений античных авторов по вопросам воспитания этот труд можно смело отнести к разряду выдающихся педагогических сочинений эпохи средневековья.Девочки из знатных семей воспитывались преимущественно дома или в монастырях. В программу их обучения входило освоение грамоты, изучение иностранных языков, рукоделие, музыка, чтение религиозных книг. Обычно же девочки получали домашнее воспитание.

13 Характерные особ-ти восп. И обуч-я детей у вост. Славян в период перехода к феодализму.Осн. методы и ср-ва восп. В нар. Пед. Вост. Славян.

Восп-е осущ-сь путем непосредственного участия детей во всей повседневной жизни общины.При этом усваивались обряды и обычаи, связанные с почитанием земли,хлеба,старших и предков.Дети воспитывались всей род. Общиной: до 7-8 лет-женщинами,а затем мальчики- мужчинами,а девочки-женщинами.Имеются основания предпологать,что у др. славян сущ-ло деление людей на возр. Группы,а с периода позднего матриархата имелись дома молодежи.С появлением парной семьи произошла замена обществ. Восп-я детей семейным восп-м.Семья во главе с отцом стала массовым органом восп-я и обучения детей. Дети наследовали виды занятий своих родителей-охоту, р емесла и т.д. Непосредственно участвуя в жизни семьи дети приобретали необход. Им практич. Навыки и умения и т.д. Обучения искусствами и ремеслами осущ-сь отдельными мастерами.При языческих святилищами дети обучались письму.В связи с классовым расслоением об-ва появляется неравное восп-е для детей разных соц. Слоев.

8-9Появление светских уч. Заведений(9-16вв).Городские школы.Сист. ученичестваУниверситеты как центры средневековой к-ры,обр-я и науки Возникновение зап.-европ. ср.-век. У. было связано в первую очередь с бурным ростом (с 11 в.) ср.-век. го-родов, с потребностями развивавшейся гор. экономики и культуры. Ранее всего (в 11 в.) ср.-век. высшие (свет-ские) школы появились в Италии [Болонская школа права, ставшая гл. центром изучения Рим. права в ср. века (позднее получила статус У.), высшая мед. школа в Салерно]. В кон. 12 -13 вв. первые У. возникли во Франции (в Париже и Монпелье), Англии (в Оксфорде и Кембридже), Испании (в Саламанке, ок. 1230), Португалии (в Лисабоне, 1290; позднее переведен в Коимбру); в 14 в.- в Центр. Европе (1348- Праж-ский У. в Чехии, 1364 - Краковский У. в Польше, 1365 - Венский У. в Австрии, 1386 - Гейдельберг-ский У. в Германии); в 15 в. - в Сев. Европе (1477- Улсальский У. в Швеции, 1479 - Копенгагенский У. в Дании).В ср. века отделения высшего образования от сред-него не было. "Школяр" (scolaiius) обычно поступал в У. 15-16 лет, после изучения лат. языка в начальной' школе. У. состоял из ф-тов: артистического или иск-в (подготовительного, по существу выполнявшего роль средней школы) и трех высших - права, медицинского и богословского (теологического). На артистич. ф-те (позднее получившем назв. философского) преподава-ли т. н. семь свободных искусств (лат. septem artes liberales): сначала т. н. тривиум (trivium) - грамма-тика, риторика, диалектика, затем квадривиум (quad-rivium) - арифметика, геометрия, астрономия, музы-ка. Процесс обучения состоял из лекций и диспутов. Преподавание велось на интернациональном в ср.-век. Европе лат. языке. После овладения курсом тривиума (и сдачи соответствующего экзамена) присуждалась степень бакалавра иск-в, после овладения курсом квад-ривиума - степень магистра иск-в. На высших ф-тах, куда можно было поступить только по окончании ар-тистического, присуждались степени магистра или доктора права, медицины, богословия. Ученая сте-пень, полученная в У. одной страны, давала право пре-подавания в любом У. данной или др. страны. Число студентов, стекавшихся из разных городов и стран, в нек-рых У. было очень велико (напр., в Парижском У. в 16 в. - до 20 т. ч.). Студенты жили в особых об-щежитиях - коллегиях (коллежах, колледжах); здесь же проживали и преподаватели и проводились занятия. У., возникшие в условиях ср.-век. корпоративного строя, сами представляли ср.-век. корпорации, вклю-чавшие как магистров, так и учащихся (отсюда и их назв. - Universitas magistrorum et scolarium, т. е. корпорации учителей и учеников, или просто У.; перво-начально высшие школы носили назв. Studia generale). Они обладали адм. автономией, своей юрисдикцией (степень- самоуправления У. была различной), имели свои уставы и т. д. Уставы строго регламентировали всю жизнь У.: предмет и тему лекций, порядок изложения материала (вплоть до традиц. оборотов речи), даже одежду лектора.

Первые У. возникали самостоятельно, без вмешатель-ства церк. и светских властей. Католич. церковь, стремившаяся утвердить свою монополию на образование в ср.-век. обществе, а также нуждав-шаяся для укрепления своего авторитета в филос. обо-сновании церк. догм (см. Схоластика), повела борьбу за господство над У. В руки католич. "нищенствующих орденов" попали мн. У., в т. ч. Парижский; богослов-ский ф-т Парижского ун-та - Сорбонна - стал одним из гл. проводников и защитников католич. ортодоксии. Сильным средством в руках церкви была раздача (и пре,-подавателям и учащимся) церк. бенефициев., В У. концентрировалась наука то-го времени. Несмотря на засилье катодл<г. церкви и господство в ср.-век. У. ортодоксально-религ. миро-воззрения, в них развивались передовые для своего вре-мени идейные я науч. направления. Через о . Италии, Испании, Юж. Франции в Зап. Европе распространя-лась более передовая араб, культура и наука.. Умственное движе-ние эпохи Возрождения оказало известное воздействие на преподавание в У. В нек-р.дх странах, напр, в Германии, гуманистич. движение было тесно связано с У. Важным центром гуманизма стали также Оксфорд-ский У. в Англии, Краковский в Польше, У. в Алька-ла-де-Энарес в Испании (в 1836 переведен в Мадрид). К эпохе Возрождения относится введение в нск-рых У. изучения классич. латыни, греч., евр. языков. ц Германии основанный в 1502 Виттснбергский У.- гл. цен. . деятельности Лютера и Меланхтона, стал o o Реформации. Протестантские У. подверглись рефор лрованию, но и они становились очагами схо-ластической (теперь уже протестантской, а не католич науки. Между тем возникновение и развитие опытной науки, потребности зарождавшегося капиталистич. произ-ва требовали полной ломки ср.-век. системы об-разования. Однако У., за редким исключ" .ем (Па-дуанский У. в Италии, осн. в 1222; осн. в 1575 в бурж. Голландии Лейденский У.), упорно придержива-лись старой системы, были враждебны опытной нау-ке; расцвет естествознания в 17-18 вв., вызвав-ший к жизни многочисленные академии, науч. об-ва, протекал, в основном минуя У. В период контрреформа-ции произошло заметное укрепление позиций католич. церкви в У. Большинство У. в католич. странах ока-залось в руках иезуитов. Прежде передовые У. Италии приходили в упадок. Теологич. ф-т Парижского У. - Сорбонна-подверг осуждению учение Декарта, Спи-нозы, позднее - Вольтера, Дидро и др. передовых мыс-лителей. Феод.-католнч. реакция господство7" г а У. Испании и в У., основанных в ее амер. коло::.!.;...Эпоха поднимавшегося капитализма обусловила не-обходимость перестройки У., приспособления их к по-требностям бурж. общества: придания университет-скому образованию светского характера, освобождения от догматизма и схоластики, подготовки через У. ин-теллигенции на уровне новой, бурж. науки и превра-щения самих У. в центры новой науки, приближенияобразования к потребностям капиталистич. пронз-ва; лишения У. прав самостоят, корпораций (какими были ср.-век. У.) и т. д. Ведущая роль принадлежала здесь герм. У., реорганизация к-рых началась уже в эпоху Просвещения. Провозглашение в [Швых герм. У. [У. в Галле (осн. в 1694), Гёттингенский У. (открыт в 1737)] принципа свободы науч. исследования, "свободы пре-подавания и учения", введение в 18 в. преподавания на нем. яз., упразднение подчиненного положения фил ос. ф-та по отношению к теологическому и др. со-действовали науч. подъему герм. У. в 18 в. Основанный на новых началах (по почину В. Гумбольдта) в 1809-10 Берлинский У. привлек крупнейшие ученых времени. В Берлинском, а затем в др. германских У. была введена система семинарских занятий, имевшая важное значение для приобщения студентов к навыкам науч. работы. Герм. У. в 19 в. стали превращаться в важные центры развития новой опытной науки

Преобразование У. на новых началах шло и в др. странах (вслед за Германией - в Нидерландах. Скан-динавских странах, Швейцарии). Во Франции ср.-век. схе.астич. У., пр шратившиеся в оплот феод.-католич. реакции, были упразднены как ср.-век. привилегиро-ванные корпорации в период Великой франц. революции (декрет Кокве"""1 от 17 августа 1792). В нач. 19 в., при Наполеоне 1, У. были воссозданы, но лишь в ка-честве разрозненных ф-тов; Развитие У. в дореволюц. России проходило в борь-бе передовой профессуры, студенчества за превращение У. в центры передовой науч. и обществ, мысли, в центры освободит, движения. Царское пр-во стре-милось к полному подчинению системы университет-ского образования своим идеологич. и политпч. инте-ресам (см. ст. Университеты в России и в СССР, а также ст. Студенческое движение е России).

В США развитие У., уровень университетского обра-зования долгое время отставали от европейского. До войны за независимость в североамер. колониях Англии (1775-83) англ. поселенцами было осн. 9 колледжей (Гарвардский в 1636, Уильяма и Мэри в 1693, Иельскнн в 1701 и др.), представлявших по существу привилеги-рованные средние школы (лишь позднее - в основном в 19 в. - преобразованные в У.). В странах Лат. Америки первые У. были осн. в пе-риод иен. колон, господства (У. в Санто-Доминго- 1538, первый У. в Америке; У. в Мехико - 1551, Ли-ме- 1551, и др.; до кон. 18 в.- всего ок. 20 У.); онипредставляли копию ср.-век. исп. У. (прежде всего Са-ламанкского) и находились под полным влиянием като-лич. церкви. Преобразование старых У. на новых на-чалах и возникновение повых У. связано с образова-нием независимых лат.-амер. республик в 1-й иол. 19 в. Постепенно в лат.-амер. У. усиливалось влияние уни-верситетского образования США; то же характерно для У. Канады (первый колледж был осн. в 1635 иезуитами в Квебеке, в 1852 преобразован в У.; крупнейшие совр. канадские У.- в Торонто, Монреале, Ванкувере). В странах Азии и Африки У. совр. типа почти не было вплоть до 20 в. (существовавшие со времен средневе-ковья традиц. высшие школы сохраняли религ. харак-тер). Небольшая часть местной интеллигенции, имев-шая возможность получать высшее образование, учи-лась в европ. У. Британскими колон, властями в це-лях создания кадров чиновников из числа местного населения были осн. первые У. в Индии (У. в Калькут-те, Мадрасе, Бомбее, 1857; Пенджабский У. в Лахоре. 1882; У. в Аллахабаде, 1887); моделью служил англ. (Лондонский) У. Ряд высших школ типа колледжей был открыт еврои. и амер. миссионерскими орг-циямп (Амер. У. в Бейруте, 1866, иезуитский У. Св. Иосифа в Бейруте, 1881; У. Алжира, 1879, и др.); обучение в них имело соответствующую направленность

23Историч роль католич и протест шк, Виленского ун-та в развитии просвещения на тер0рии Бел в пер. Возрождения и Реформации Католицизм в конце 14 в. Был принят руководящими кругами ВКЛ как наиболее подходящаяхристианская религия.Но длит. Время влияние католич. Церкви на белорусВремя влияние католич. Церкви на белорусов было незначит.В восов было незначит.В вост.Бел. вплоть до 16 в костелы практически отсутствовали,а местное население в слабой степени испытывало возд-е западноевропейского культурного ареала. Католич шк. На тер-рии Бел. Открыв-ся с 14 в. Так, при костелах создавались соборные или кафедральные шк., а также фундушевые шк., имевшие тот же статус,что и соборные.

1-й кафедр шк была Виленская(1387-1388)Также аналогичн шк были созданы в Полоцке, Минске, Бресте и тд.Они сост из 3 классов.Там изучались: лат. Яз.,грамматика, музыка,и тд.Их осн. Цель- подготовка церковных служащих.

Прот.шк-16в в Несвиже,Бресте, Витебске и тд.В них обучались дети горожан и шляхты. Шк. Носили конфессиональный хар-р, Их заслуга-сравнит. Широкое исп-е в нач обуч-и родного языка.В бел сущ-ли шк разных напр-й: лютеранские(не получили широкого напр-я) ,кальвинистские(Виленская,),арианские(Клецкая, Несвиже и тд).

17Монастыри как центры развития к-ры и обр-я.Создание православных шк при монастырях Сист правосл вшк в Бел была многоликой.Она вкл церковно-приходские и монастырские шк.открываемые духовенством, и шк частные-при княж-х дворах и домашние.Шк при прав. Монастырях содержались за счет церкви и находились под властью митрополита и епископов.В них учились дети духовенства и зажиточных горожан,и служили они для подготовки работников клира. Гл. внимание уделялось письму, чтению, пению, счету, греч. Языку,умению говорить проповеди.

15.Общ хар-ка просвещения и вос-я в древнебел. Землях Влияние оказывали: 6-9 вв.-древние традиции (первоб об-во),6-9-пр., связанные с разложением первобытнообщ. Строя и формированием раннеклассового об-ва, а также возникновением обществ. Разделения труда.С принятием хр-ва на Бел. Развивалась педагогика.При кН Владимире началось обучение людей, открывались шк . просветители Е.Полоцкая,К.Туровский.

Сист рыцарского восп-я

Для рыцарского воспитания мальчика в возрасте 10-12 лет отдавали в дом знатного феодала или ко двору короля. Принимая участие в жизни новой семьи и выполняя роль пажа, обслуживавшего главу семьи, мальчик учился хорошим манерам, игре на музыкальных инструментах, пению, танцам, стихосложению, верховой езде, обращению с оружием. Домашний священник наставлял воспитанника на "путь истинный" и учил грамоте. В 14-16 лет подросток становился оруженосцем, а в 18 лет его торжественно посвящали в рыцари. Идеал рыцарского воспитания, предполагавший овладение различными умениями и навыками, широкой культурой и высокой, по тогдашним представлениям, нравственности, стал впоследствии эталоном гуманистического воспитания эпохи Возрождения, поскольку именно в нем прослеживалась идея разностороннего развития личности. Представления о таком развитии ребенка нашли яркое отражение в сочинении выдающегося мыслителя средневековья Винцента из Бове (ум. ок. 1264) "Об обучении детей благородных особ". По широте охвата педагогической проблематики, включавшей все аспекты образования и воспитания как мальчиков, так и девочек, по глубине анализа христианских источников и сочинений античных авторов по вопросам воспитания этот труд можно смело отнести к разряду выдающихся педагогических сочинений эпохи средневековья.Девочки из знатных семей воспитывались преимущественно дома или в монастырях. В программу их обучения входило освоение грамоты, изучение иностранных языков, рукоделие, музыка, чтение религиозных книг. Обычно же девочки получали домашнее воспитание.

13 Характерные особ-ти восп. И обуч-я детей у вост. Славян в период перехода к феодализму.Осн. методы и ср-ва восп. В нар. Пед. Вост. Славян.

Восп-е осущ-сь путем непосредственного участия детей во всей повседневной жизни общины.При этом усваивались обряды и обычаи, связанные с почитанием земли,хлеба,старших и предков.Дети воспитывались всей род. Общиной: до 7-8 лет-женщинами,а затем мальчики- мужчинами,а девочки-женщинами.Имеются основания предпологать,что у др. славян сущ-ло деление людей на возр. Группы,а с периода позднего матриархата имелись дома молодежи.С появлением парной семьи произошла замена обществ. Восп-я детей семейным восп-м.Семья во главе с отцом стала массовым органом восп-я и обучения детей. Дети наследовали виды занятий своих родителей-охоту, р емесла и т.д. Непосредственно участвуя в жизни семьи дети приобретали необход. Им практич. Навыки и умения и т.д. Обучения искусствами и ремеслами осущ-сь отдельными мастерами.При языческих святилищами дети обучались письму.В связи с классовым расслоением об-ва появляется неравное восп-е для детей разных соц. Слоев.

8-9Появление светских уч. Заведений(9-16вв).Городские школы.Сист. ученичестваУниверситеты как центры средневековой к-ры,обр-я и науки Возникновение зап.-европ. ср.-век. У. было связано в первую очередь с бурным ростом (с 11 в.) ср.-век. го-родов, с потребностями развивавшейся гор. экономики и культуры. Ранее всего (в 11 в.) ср.-век. высшие (свет-ские) школы появились в Италии [Болонская школа права, ставшая гл. центром изучения Рим. права в ср. века (позднее получила статус У.), высшая мед. школа в Салерно]. В кон. 12 -13 вв. первые У. возникли во Франции (в Париже и Монпелье), Англии (в Оксфорде и Кембридже), Испании (в Саламанке, ок. 1230), Португалии (в Лисабоне, 1290; позднее переведен в Коимбру); в 14 в.- в Центр. Европе (1348- Праж-ский У. в Чехии, 1364 - Краковский У. в Польше, 1365 - Венский У. в Австрии, 1386 - Гейдельберг-ский У. в Германии); в 15 в. - в Сев. Европе (1477- Улсальский У. в Швеции, 1479 - Копенгагенский У. в Дании).В ср. века отделения высшего образования от сред-него не было. "Школяр" (scolaiius) обычно поступал в У. 15-16 лет, после изучения лат. языка в начальной' школе. У. состоял из ф-тов: артистического или иск-в (подготовительного, по существу выполнявшего роль средней школы) и трех высших - права, медицинского и богословского (теологического). На артистич. ф-те (позднее получившем назв. философского) преподава-ли т. н. семь свободных искусств (лат. septem artes liberales): сначала т. н. тривиум (trivium) - грамма-тика, риторика, диалектика, затем квадривиум (quad-rivium) - арифметика, геометрия, астрономия, музы-ка. Процесс обучения состоял из лекций и диспутов. Преподавание велось на интернациональном в ср.-век. Европе лат. языке. После овладения курсом тривиума (и сдачи соответствующего экзамена) присуждалась степень бакалавра иск-в, после овладения курсом квад-ривиума - степень магистра иск-в. На высших ф-тах, куда можно было поступить только по окончании ар-тистического, присуждались степени магистра или доктора права, медицины, богословия. Ученая сте-пень, полученная в У. одной страны, давала право пре-подавания в любом У. данной или др. страны. Число студентов, стекавшихся из разных городов и стран, в нек-рых У. было очень велико (напр., в Парижском У. в 16 в. - до 20 т. ч.). Студенты жили в особых об-щежитиях - коллегиях (коллежах, колледжах); здесь же проживали и преподаватели и проводились занятия. У., возникшие в условиях ср.-век. корпоративного строя, сами представляли ср.-век. корпорации, вклю-чавшие как магистров, так и учащихся (отсюда и их назв. - Universitas magistrorum et scolarium, т. е. корпорации учителей и учеников, или просто У.; перво-начально высшие школы носили назв. Studia generale). Они обладали адм. автономией, своей юрисдикцией (степень- самоуправления У. была различной), имели свои уставы и т. д. Уставы строго регламентировали всю жизнь У.: предмет и тему лекций, порядок изложения материала (вплоть до традиц. оборотов речи), даже одежду лектора.

Первые У. возникали самостоятельно, без вмешатель-ства церк. и светских властей. Католич. церковь, стремившаяся утвердить свою монополию на образование в ср.-век. обществе, а также нуждав-шаяся для укрепления своего авторитета в филос. обо-сновании церк. догм (см. Схоластика), повела борьбу за господство над У. В руки католич. "нищенствующих орденов" попали мн. У., в т. ч. Парижский; богослов-ский ф-т Парижского ун-та - Сорбонна - стал одним из гл. проводников и защитников католич. ортодоксии. Сильным средством в руках церкви была раздача (и пре,-подавателям и учащимся) церк. бенефициев., В У. концентрировалась наука то-го времени. Несмотря на засилье катодл<г. церкви и господство в ср.-век. У. ортодоксально-религ. миро-воззрения, в них развивались передовые для своего вре-мени идейные я науч. направления. Через о . Италии, Испании, Юж. Франции в Зап. Европе распространя-лась более передовая араб, культура и наука.. Умственное движе-ние эпохи Возрождения оказало известное воздействие на преподавание в У. В нек-р.дх странах, напр, в Германии, гуманистич. движение было тесно связано с У. Важным центром гуманизма стали также Оксфорд-ский У. в Англии, Краковский в Польше, У. в Алька-ла-де-Энарес в Испании (в 1836 переведен в Мадрид). К эпохе Возрождения относится введение в нск-рых У. изучения классич. латыни, греч., евр. языков. ц Германии основанный в 1502 Виттснбергский У.- гл. цен. . деятельности Лютера и Меланхтона, стал o o Реформации. Протестантские У. подверглись рефор лрованию, но и они становились очагами схо-ластической (теперь уже протестантской, а не католич науки. Между тем возникновение и развитие опытной науки, потребности зарождавшегося капиталистич. произ-ва требовали полной ломки ср.-век. системы об-разования. Однако У., за редким исключ" .ем (Па-дуанский У. в Италии, осн. в 1222; осн. в 1575 в бурж. Голландии Лейденский У.), упорно придержива-лись старой системы, были враждебны опытной нау-ке; расцвет естествознания в 17-18 вв., вызвав-ший к жизни многочисленные академии, науч. об-ва, протекал, в основном минуя У. В период контрреформа-ции произошло заметное укрепление позиций католич. церкви в У. Большинство У. в католич. странах ока-залось в руках иезуитов. Прежде передовые У. Италии приходили в упадок. Теологич. ф-т Парижского У. - Сорбонна-подверг осуждению учение Декарта, Спи-нозы, позднее - Вольтера, Дидро и др. передовых мыс-лителей. Феод.-католнч. реакция господство7" г а У. Испании и в У., основанных в ее амер. коло::.!.;...Эпоха поднимавшегося капитализма обусловила не-обходимость перестройки У., приспособления их к по-требностям бурж. общества: придания университет-скому образованию светского характера, освобождения от догматизма и схоластики, подготовки через У. ин-теллигенции на уровне новой, бурж. науки и превра-щения самих У. в центры новой науки, приближенияобразования к потребностям капиталистич. пронз-ва; лишения У. прав самостоят, корпораций (какими были ср.-век. У.) и т. д. Ведущая роль принадлежала здесь герм. У., реорганизация к-рых началась уже в эпоху Просвещения. Провозглашение в [Швых герм. У. [У. в Галле (осн. в 1694), Гёттингенский У. (открыт в 1737)] принципа свободы науч. исследования, "свободы пре-подавания и учения", введение в 18 в. преподавания на нем. яз., упразднение подчиненного положения фил ос. ф-та по отношению к теологическому и др. со-действовали науч. подъему герм. У. в 18 в. Основанный на новых началах (по почину В. Гумбольдта) в 1809-10 Берлинский У. привлек крупнейшие ученых времени. В Берлинском, а затем в др. германских У. была введена система семинарских занятий, имевшая важное значение для приобщения студентов к навыкам науч. работы. Герм. У. в 19 в. стали превращаться в важные центры развития новой опытной науки

Преобразование У. на новых началах шло и в др. странах (вслед за Германией - в Нидерландах. Скан-динавских странах, Швейцарии). Во Франции ср.-век. схе.астич. У., пр шратившиеся в оплот феод.-католич. реакции, были упразднены как ср.-век. привилегиро-ванные корпорации в период Великой франц. революции (декрет Кокве"""1 от 17 августа 1792). В нач. 19 в., при Наполеоне 1, У. были воссозданы, но лишь в ка-честве разрозненных ф-тов; Развитие У. в дореволюц. России проходило в борь-бе передовой профессуры, студенчества за превращение У. в центры передовой науч. и обществ, мысли, в центры освободит, движения. Царское пр-во стре-милось к полному подчинению системы университет-ского образования своим идеологич. и политпч. инте-ресам (см. ст. Университеты в России и в СССР, а также ст. Студенческое движение е России).

В США развитие У., уровень университетского обра-зования долгое время отставали от европейского. До войны за независимость в североамер. колониях Англии (1775-83) англ. поселенцами было осн. 9 колледжей (Гарвардский в 1636, Уильяма и Мэри в 1693, Иельскнн в 1701 и др.), представлявших по существу привилеги-рованные средние школы (лишь позднее - в основном в 19 в. - преобразованные в У.). В странах Лат. Америки первые У. были осн. в пе-риод иен. колон, господства (У. в Санто-Доминго- 1538, первый У. в Америке; У. в Мехико - 1551, Ли-ме- 1551, и др.; до кон. 18 в.- всего ок. 20 У.); онипредставляли копию ср.-век. исп. У. (прежде всего Са-ламанкского) и находились под полным влиянием като-лич. церкви. Преобразование старых У. на новых на-чалах и возникновение повых У. связано с образова-нием независимых лат.-амер. республик в 1-й иол. 19 в. Постепенно в лат.-амер. У. усиливалось влияние уни-верситетского образования США; то же характерно для У. Канады (первый колледж был осн. в 1635 иезуитами в Квебеке, в 1852 преобразован в У.; крупнейшие совр. канадские У.- в Торонто, Монреале, Ванкувере). В странах Азии и Африки У. совр. типа почти не было вплоть до 20 в. (существовавшие со времен средневе-ковья традиц. высшие школы сохраняли религ. харак-тер). Небольшая часть местной интеллигенции, имев-шая возможность получать высшее образование, учи-лась в европ. У. Британскими колон, властями в це-лях создания кадров чиновников из числа местного населения были осн. первые У. в Индии (У. в Калькут-те, Мадрасе, Бомбее, 1857; Пенджабский У. в Лахоре. 1882; У. в Аллахабаде, 1887); моделью служил англ. (Лондонский) У. Ряд высших школ типа колледжей был открыт еврои. и амер. миссионерскими орг-циямп (Амер. У. в Бейруте, 1866, иезуитский У. Св. Иосифа в Бейруте, 1881; У. Алжира, 1879, и др.); обучение в них имело соответствующую направленность

23Историч роль католич и протест шк, Виленского ун-та в развитии просвещения на тер0рии Бел в пер. Возрождения и Реформации Католицизм в конце 14 в. Был принят руководящими кругами ВКЛ как наиболее подходящаяхристианская религия.Но длит. Время влияние католич. Церкви на белорусВремя влияние католич. Церкви на белорусов было незначит.В восов было незначит.В вост.Бел. вплоть до 16 в костелы практически отсутствовали,а местное население в слабой степени испытывало возд-е западноевропейского культурного ареала. Католич шк. На тер-рии Бел. Открыв-ся с 14 в. Так, при костелах создавались соборные или кафедральные шк., а также фундушевые шк., имевшие тот же статус,что и соборные.

1-й кафедр шк была Виленская(1387-1388)Также аналогичн шк были созданы в Полоцке, Минске, Бресте и тд.Они сост из 3 классов.Там изучались: лат. Яз.,грамматика, музыка,и тд.Их осн. Цель- подготовка церковных служащих.

Прот.шк-16в в Несвиже,Бресте, Витебске и тд.В них обучались дети горожан и шляхты. Шк. Носили конфессиональный хар-р, Их заслуга-сравнит. Широкое исп-е в нач обуч-и родного языка.В бел сущ-ли шк разных напр-й: лютеранские(не получили широкого напр-я) ,кальвинистские(Виленская,),арианские(Клецкая, Несвиже и тд).

17Монастыри как центры развития к-ры и обр-я.Создание православных шк при монастырях Сист правосл вшк в Бел была многоликой.Она вкл церковно-приходские и монастырские шк.открываемые духовенством, и шк частные-при княж-х дворах и домашние.Шк при прав. Монастырях содержались за счет церкви и находились под властью митрополита и епископов.В них учились дети духовенства и зажиточных горожан,и служили они для подготовки работников клира. Гл. внимание уделялось письму, чтению, пению, счету, греч. Языку,умению говорить проповеди.

15.Общ хар-ка просвещения и вос-я в древнебел. Землях Влияние оказывали: 6-9 вв.-древние традиции (первоб об-во),6-9-пр., связанные с разложением первобытнообщ. Строя и формированием раннеклассового об-ва, а также возникновением обществ. Разделения труда.С принятием хр-ва на Бел. Развивалась педагогика.При кН Владимире началось обучение людей, открывались шк . просветители Е.Полоцкая,К.Туровский.

Помещичьи,мещанские,монастырские шк.Шк католич. Орденов.1 и 2 классные приходские училища.Развитие женск обр-я

41Типология рос-х гимназий сер 19 в.Развитие проф обр-я гимн учреждались в каждом губернском городе на базе гл-х нар училищ. Курс обуч-я 4 г.Цель-подготовка к университету.Уч план: лат.,нем, фр. Языки,геогр.,ист, филос. Науки, матем и др.8 учителей и учитель рисования, с нагрузкой 16-20 недельных часов.Каждый учитель вел цикл предметов.В целях наглядного преподавания рекомендовадось иметь библиотеку,геокарты,атласы др.Гимназии были поставлены в лучшие матер усл по сравнению с уездными и приходскими училищами.Ун-ты: гл цель-подготовка чиновников для всех родов гос службы.Студенты могли создавать различные об-ва,кружки Они управлялись выборными советами.

Наши рекомендации