Развитие педагогических идей в дореволюционной России.

Одоевский Владимир Федорович 1804-1869. Воспитывася в дворянском пансионе при Моск университетее. Был организатором и руководителем государственных детских приютов. При его непосредственном участии в 1839 утверждено «Положение о детских приютах» (приюты состоят в ведомстве «Комитета главного попечительства о детских приютах», находившегося под покровительством царицы. Комитет должен издавать для них учебные пособия и руководства. В 1839 г. он назначен правителем дел Комитета. В качестве приложенияк положению разработал «Наказ лицам, непосредствено заведующим детскими приютами».

В приложении отмечается,что приюты предназначаются не столько для обазования, сколько как пристанище (пока взрослые на работе), поэтому дожен в некоторомом смысле приют должен заменять семействою. Ребенок должен найти здесь теплую заботливость, как в хорошем семействе, отсюда работать здесь должны женщины: попечительница (т.е. заведующая), смотрительница (т.е. воспитатель). Предъявляет высокие требования к качествам смотрительницы: чистая нравственность, нрав тихий и миролюбивый, врожденое чувство любви к ближнему. Эти природные качества должны быть возвышены понятием об истинной религии и теплою, простою верою (без излишних мудрований и суеверий); за сим уменье читать, писать, счиать на счетах и женские рукоделия. Вот и все, а любовь к своей обязанности заставит ее читать предлагаемые ей методические пособия (а так же строгий порядок в ее жизни, умеренность во всем, вежливость ко всем, избегать пристрастий к какоому либо лицу – чтобы ничто не отвелекло от исполнения прямых обязанностей, не вызвало беспорядков).

Требования к устройству приюта. Помещение должно быть на нижних этажах, наличие сада или чистого двора. Занятия должны быть вообще легки, разнообразны, непродолжительны и при физической деятельности способствовать умственному развитию.

Первым долгом образованияя дитяти должно быть образование в вере, преподанние ему начальных истин ее в том виде, как они для него могут быть поняты (развить верование в могущество бога, осуждающего грех, но милующего желающих исправиться). С религиозным тесно связано нравственное воспитание, где важен пример смотрительницы и постоянный надзор (за истреблением дурных наклонностей, принесенных из дома. Надо вовремя заметить ее в детях и мало-помалу уничтожать, при этом поддерживать уважение детей к родителям, но и попытаться самой повлиять на родителей), а не наставления.

Для так называемого учения, т.е. чтению, письму, счету, руководствоваться книгами, изданными для ланкастерских училищ и пособиями, рекомендованными Комитетом.

Хорное пение – одино из полезнейших пособий (позволяет освежить внимание, запомнить материал).

В материалх приложения дается образец распределения занятий в приюте – смотрительница должна сообразоваться с ним, смотря по местным обстоятельствам, средстав приюта и по приобретаемой опытности. «Вообще, она должна стараться приучить к занятиям наиболее смышленных (2-10 детей), занимая между тем остальных каким либо рукоделием. Затем по подражанию присоединятся и остальные, а эти станут мониторами. Объясняйте что-то. Не изъявляйте досады, если дети вас не понимают – ведь виноваты скорее вы, а не они, что не можете объяснить как должно – попробуйте объяснить с другой стороны, с других примеров, побуждайте детей к вопросам»

«Награды и наказания необходимы, но они должны иметь особый характер: а) не приучайте к тому, что за каждым хорошим поступком будет награда, мальчикам – повышение места, написание их имени на доске, девочкам – другие награды, более соответствующие их смиренному назначению в жизни, например, украсить ленточкой, передать деньги за ее рукоделие род-лям, б) самое строгое наказание – оставить ребенка в совершенной праздности в течении нескольких часов, если неопрятен – надевают на него черный передник, никогда не наказывают телесно.

«Вступая в приют, педагог должна помнить, что принимает на себя дело важное, святое и потому вполне должна себя посвятитить ему. Невозм-но перечислить все ее обяз-ти, лучше наставления она должна искать в собственном сердце. Распорядок занятий в течение дня (с 7 утра до 8-9 часов вечера): утром осмотреть помещение, опрятность ребенка, в зимний период целебное питье, пока собираются рукоделие, все пришли – молчание и молитва, с 10 часов уроки (по полчаса каждый): катехизис (закон божий), полчаса ходьбы, во время к-ой в так учатся считать, затем чтение, уролк послушания. В 12 часов обед с молитвой до и после. До 2 часов – свободная игра (взрослый судит их забавы, споры, приучая к снисхождению, взаимопомощи), затем вязание и другие рукоделия, в это время рассказываем им сказки и повести, позволяя детям вслух задавать вопросы и делать свои замечания, а также можем петь церковные гимны или народные песни. Классы кончаются уроками писания и счисления, которое также делается нараспев по образцам. При уходе детей следит за тем, чтобы были тепло одеты (если бедные – сообщит попечт-це), обращает внимание род-лей на опасности городских улиц, записывает в дневник отчет о случившимся за день, составляет, если нужно, записку попечт-це, следит за уборкой помещения прислугой»

На деле же занятия проводились обднообразно, режим был ближе к казарменному, чем семейному, внимание на внешний порядок и религиозное воспитание, на рукоделие и ремесла.

Одоевский –это еще и детский писатель (псевдоним дедушка Ириней). На основе тщательного изучения опыта работы приютов вместе с воспитательницей Крыловой создал учебное пособие «Наука до науки». Его теоретическое обоснование изложено в специальной статье «Опыт о пед способах при первонач образовании детей».

«Наука до науки. Книжка дедушки Иринея».

«Предисловие» :«Эта книжка принадлежит к целому ряду сочинений и перводов по части элементарного воспитания, которые мною, в сообществе с некоторыми другими лицами, предназначаются к изданию в непродолжительном времени. В сей книжке содержится первая часть большого труда, к которому я издавна и постоянно обращался посреди других занятий и который издавна был моей любимой мыслью. Для практического употрбления сей книжки достаточно «Руководства» - следующего за предисловием. Кто же пожелает обстоятельнее узнать начала, принимаемые мною за основаниеможет познакомиться в конце книги с главой «Опыт…». Материалами моему труду служили: Краузе. Гугель, Жирар и др., собственные наблюдения в иностранной и отечественной школах, практические занятия с детьми. Большая половина вопросов составлены по моему тексту молодой писательницейцей Надеждой Крыловой. Назвал книжками дедушки Иринея потому только, что каждое дело должно же иметь какое либо имя, а сверх того имя «дед Иринея» детям уже известно.

Далее следует «Руководство к употреблению сей книжки»»: «Эта книжка разделяется на две части: одна для наставников, другая для детей. Первая содержит два отделения: 1) предварительные упражения, 2) собственно то, что я называю наукою до науки. Книжка ученика назначается преимущественно для его чтения соответственно нумерам вопросника.

Предварит упражнения не сообщают ничего нового. Их цель – приучить ребенка не только смотреть на окружающие предметы, но и видеть различия между ними. Даны вопросы, которые могут и должны изменяться, сообразно окружению ребенкка и его ответам, они как моральная гимнастика, чтобы пробудить от сна умств силы и направить их на какой либо определенный предмет. Вообще сии вопросы должны доводить ребенка до следующих умственных действий: 1) сосредоточить внимание на предмете (этот, он), 2) заметить признаки предмета и его отличие от другого, 3) обозначить место, где находится предмет, 4) показать главные видимые части, 5) обозначить время, в котором предмет был, есть или будет, 6) обозначить причину или источник предмета и его цель (назначение), 7) назвать предмет настояшим именем. (Стул - что это такое, есть ли ножки, где они, есть ли подушка, где она, на чем ты сидишь, стул бел, красен или черен, подушка (спника, ножка) мягка или жестка, что такое в подушке, отчего подушка мягка, на что тебе стул, на что тебе стол, чем стул похож на стол, у стола есть ножки, а у стола (подушка, спинка), где теперь стоит стул, может ли стоять во дворе, стоял ли здесь вчера, а завтра, а если стул перенесут в другую комнату. Будет ли он тут стоять, где же тогда он будет стоять, откуда взялся стул, кто принес его, кто купил его, на что тебе стул, что это такое стол или стул)».

«Второе отделение имеет целью так же не столько учить ребенка, сколько приучить его на понятных ему предметах к некоторому правильному последованию мыслей. Первые вопросы содержат излишние повторения, которые необходимы в разговоре с детьми, постепенно к более кратким фразам, приучая к книжному языку».

Автор старался не употрблять ни одного нового слова, не подгтовив ребенка к этому соответсвующими вопросами. «При этом я рассчитывал на несчастных детей 6-10 лет, не имеющих никаких понятий (даже правой-левой руки). Да и вообще понятия есть дело второстепенное, главная же цель книги – приучить к отчетливости и последовательности мыслей. Не заставляйте выучивать – чем сильнее память, тем слабее все другие душевные способности. То же, что надо запомнить (таблица умножения, правила гигиены) – использую спец иальные мнемонические средства (рифмы, картины). Многие из вопросов разбиты на несколько подвопросов – это если ребенок не может ответить сразу (постпенно дохлодя до той формы вопоса, к-ая почти содержит ответ). Цель книги – довести вас до того, чтобы вы могли обходиьтся без моей книги, как и без всякой другой, ибо ни в чем нельзя заменить живого слова. Пока же вы не достигли сей высшей степени, следуйте порядку в книге, иначе вы потеряете и ту небольшую выгоду, которую может вам доставить эта книжка. (Для элеменарного домашнего образования матерей, не имеющих пед обр-я).

«Опыт о педагогическмх способах при первоначальном образовании детей» В этой работе Одоевский отмиечает важность педагогии как науки, имеющей предметом указать средства, которыыми приобретается знание, понятна всем, «но я считаю нужным несколько распратраниться о той части этой науки, которая относится до певоначального воспитания, доныне, как кажется, не вполне понимаемого.многие еще думают, что настоящее воспитание начинается с 12 лет. Нет, уже с 4 лет он воспитывается, если не вами, то самим собою и всем его окружающим. И высшие степени учения недостижимы для человека, разумно не подготовленного. Но теперь новое заблуждение – детей приняли за взрослых – заучивать аксиомы, спряжения и тд. – отвращение к учению, а ведь переучивать еще труднее. Новая нелепость – стали обращать науку в забаву (забавные картинки, игрушки) – ребенок видит предмет и тем ограничивается, и опять-таки развивается сам собой, независимо от усилий воспитателей и часто вопреки сим усилиям. Чему же учить ребенка? – ничему, пока умств силы его не окрели работою над тем, что он уже знает. Словом, все первоначальное восп-е (начиная с 4 лет) должно быть не передача знаний, но усовершенствование того снаряда, которым приобретаются знания. «Не передавайте человеку знания, но старайтесь, чтобы он получил способность сам доходить до него» – вот крайний предел педагогии во всех степенях учения, а тем более на степени элементарной. Способы развития духовного снаряда ребенка были предметом размышления многих глубоких пед-аов, от Песталоцци до наших дней. Мало-помалу достигли следующих весьма простых убеждений: 1) что в педагогии много прекрасных теорий, но мало применяемых, 2) что успех педагогии, как и всякой др. науки, зависит от долголетних рациональных, практических наблюдений, 3) что совершенная метода педагогии есть та, которая представляет наиболее свредств к наблюдениям за ходом духовного процесса в ребенке и научает самого учителя пользоваться сими наблюдениями. Лишь недавно матери, для которых эти наблюдения так доступны, убедились в их пользе (первый опыт – американка Виллар). Главная задача – заставить заговорить те стихии духовные, с которыми мы родимся. В чем должен состоять первый прием в-ля? – ответов столько же, сколько детей на свете, но есть и нечто общее: довести ребенка до того, чтобы он мог отличить, отделить себя от окружающих предметов. На чем продолжать отделение – трудность состоит в том, чтобы не потеряться в подробностях, не обременить ребенка преждевременными выводами, а между тем приучить его к сопряжению понятий.

«Руководство для гувернанток. Разговоры с детьми». Основное содержание работы: «Как бы ни были обширны познания наставницы, все это принесет больше вреда, чем пользы, если она не умеет говорить тем языком, который может быть внятен и убедителен для ребенка. Дитя не может научиться из одних книг всему тому, что ему нужно знать. При книге необходимы ему и объяснения, и замечания искуссного руководителя, который бы заставлял его беспрестанно вникать в смысл порчитанного и помогал т.о его разумению. А сколько есть познаний, приобретаемых только в разговоре. При том, в воспитании играет большую роль слово (сообщать в тот момент, когда он готов воспринять). Посредством живого слова и примера внушаются нравственные и религиозные убеждения. …Отвечать на вопросы: если пустые – кратко, сухо или без ответа, а если вызванные любопытством – возможно яснее и полнее (но не на все вопросы). Искусные педагоги в ответ на его вопрос предлагают ему от себя новый вопрос, который заставляет ребенка вникнуть хорошенько в этот предмет и помогает ему находить ответ посредством собств размышления и соображения. Когда ребенок спрашивает, он еще не знает, насколько любопытен предмет, надо своими вопросами показать ему предмет со всех сторон, вызывая его размышления). Вопросы педагога должны быть просты и ясны, чтобы ребенок хорошо понял их и нашел в них указание как отвечать, но чтобы в них не было уже готового ответа. Взрослый должен спуститься в своих понятиях на ту ступень, на которой находится ребенок, и потом уже должен вести его вверх постепенно и осторожно, соразмеряя свои шаги с шанами ребенкка. Вы пропустили одну ступень – и ребенок не может следовать за вами, пропустили одно звено, и он не понял вас. Дети сами своими вопросами и замечаиями будут учить вас говорить с ними. …Простота, точность, краткость выражения – вот главные условия, которые нужно соблюдать в разговорах с детьми. …Уметь говорить не просто с детьми вообще, а с каждым ребенком тем языком, который более всего соответствует его инд развитию, который для него может быть более всего понятен. ((Метод развивающих бесед)

Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848). Учился в Пензенской гимназии, Моск университе, из которого был исключен за свободолюбивые идеи. Проповедовал гегельянство (признание высшей объективной разумности мира), но в 1841 пережил душевный кризис (жизнь – ловушка, а мы – мыши), перешел к революционному демократизму.

Считается родоначальником всей русской педагогическорй школы (согласно Энцикл. словарю Брокгауза и Ефрона), поскольку вопрос о принципах воспитания рассматривал всегда одинаково (с самого начала своей деятельности затрагивал вопросы воспитания, при этом вопросы сущности и значения воспитания решал различно, а принципов – неизменно). Педагогические идеи составляют органическую часть его литературно-критического творчества и раскрываются в многочисленных рецензиях, критических статьях, письмах и т.п.

В 1840 опубликовал статью «О детских книгах». В ней пишет о том,как должны писаться детские книги по их отношению к воспитанию.Автор рассуждает о 2 сказках Гофмана ,о детских книгах на русском языке и «Детских сказках Дедушки Иринея»).

В своей публикации дает критику воспитания: простонародного (возкормливание) и благородного (казаться, а не быть, жизнь как сцена), отмечает, что есть еще и середина. Человеческая любовь к ребенку, то есть надо любить ребка как будущего человека. Вся жизнь отца и матери, всякий поступок их должен быть примером для детей, и основою взаимных отношений родителей к детям должна быть любовь к истине (к богу), а не к себе (пьяный папенька дерется с мамой). Любовь предполагает взаимную доверенность – отец должен быть и отцом, и другом, чтобы сын не скрывал ни малейшего движения души (полное доверие, иначе уйдет в уличную компанию).

Считает, что уважение детей к родителям должно проистекать из любви, быть ее результатом. «И тогда для ребенка будет величайшим счастьем находиться в присутствии родителей. И при таком воспитании родители одною ласкою могут делать из своих детей все, что им угодно, и не нужны будут наказания (достаточно сурового взгляда, косвенного упрека, отказа в сказке

Воспитание – великое дело: им решается участь человека. На одних родителях лежит священнейшая обязанностьть сделать своих детей человеками; обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами гос-ва. Но кто не сделался прежде человеком – плохой гражданин, плохой слуга государю.

Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью – человечность. Первоначальное воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком.

Душа младенца не белая доска, а дерево в зерне, воспитатель как садовник. И тщетны усилия заставит дуб приносить яблоки. Но вот получить на яблоне сладкие яблоки вместо кислых можно. Воспитание – помощник природе –не больше.воспитание может сделать человека только худшим, исказить его натуру; лучшим оно его не делает, а только помогает делаться. Каждая личность делается по-своему, индивидуально. Как и у садовника есть некоторые общие правила ухода за растениями, так и у воспитателя – не сообразуясь с эпохами возрастания человека, можно затушевать в нем всякое развитие.

На детские книги обычно обращают еще меньше внимания, чем на само воспитание. Но книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются. Давайте детям Пушкина (сказки, отрывки) –и старайтесь, чтобы меньше понимали, а больше чувствовали (приучать ухо к гармонии родного слова). Белинский отмечает необходимость принципа народности в отборе детских произведений: знакомить через произведения с родными и национальными явлениями раньше мировых- « Кто не принадлежит отечеству, тот не принадлежит человечеству». Книги же, котрые пишутся сосбственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон. «Наша литература особенна бедна как учебными, так и литературными детскими книгами. За рубежом книги хоть и есть – но читать детям нечего, должно родиться, а не сделаться детским писателем. Цель детских книжек – развитие данных им( детям) от природы элементов человеческого духа – чувства любви и чувства бесконечного. Действие книг должно быть обращено на чувства, а не разум (именно чувство дает гармонию, полноту и поэзию жизни, а разум пусть развивается в школе под влиянием грамматики и т.п.). Самым лучшим писателем для детей может быть только поэт – и таким явился Гофман. В России писать для детей первым начал Карамзин («Детское чтение», «Детское утешение»). В настоящее время русские дети имеют для себя в дедушке Иринее такого писателя, которому позавидовали бы дети всех наций. Единственный недостаток – мало пишет (по лености или перо держать не может). Какой теплотою и жизнию веет от его рассказов, какое необыкновенное искусство у него заманить воображение, разбудить любопытство, внимание самым простым рассказом».

Понятие народности как принципа восп-я у Белинского

Он определил свой подход (теорию) народности литературы, просвещения, иск-ва. Отрицал порявления национализма: «Да будет проклята всякая народность, исключающая из себя человечность». Народность как верность изображения нравов, обычаев, характеров народа. В искусстве – идея бесцельности и бессознательной народности, т.е. истинный художник народен и национален без всякого усилия с его стороны.

Идея всесторонность воспитания – «не упускайте из виду ни одной стороны восп-я». Физическое вопспитание призвано охранять здоровье и развивать физические качества (сила, ловкость, гибкость) путем организации правильного образа жизни. Разделяет личную и общественную гигиену.

Нравственно – моральное воспитани должно развивать нравстваенные чувства, эстетические вкусы, сознание, на основе чего будет формироваться воля. Главное в воспитании чувств – эмоции (действовать на чувства, а не на сознание), отгородить от дурного и дать положительный пример поведения родителей, «очеловечивание» людей.

Умственное воспитание мследует начинать после 7 лет, когда начинается систематич образование ребенка. Важнейшими науками считал гуманистические (русский яхык, литература, история), те предметы, которые связывают человека с природой, с которыми он сталкивается каждый день. Полагал, что наука – основное средство умственного развития. Эстетическое воспитание должно быть направлено на развитие эстетического чувство, чувство изящного (как первый элемент человечности).

Призывал к равноправию мужчин и женщин в образовании.

Герцен Александр Иванович (1812-1870).

Пишет в своих работах о необх-одимости создания новой системы воспитания, которая формировала бы материалистичесское и атеистическое мировоззрение, воспитывала убеждения и сознание борца за революционное переустройство об-ва. Уделяет внимание приоритетности семейного воспитания: преимущества семейного восп-я видит в том, что в общественных учреждениях педагоги стремятся «сломить отроческую душу», привить дух рабства, а «величайшее дело начального воспитания принадлежит матери. Ребенок, не выводя женщины из дома, превращает ее в гражданское лицо». Но деятельность женщины не органичивается воспитанием детей: «семейное призвание женщины никоим образом не помешает ее обществ призванию». Участие женщины в общественной деятельности повышает ее воспитывающее влияние. Судьба детей зависит и от отца, подчеркивал «огромность дела отцовского».

Пирогов Николай Иванович (1810-1881)– хирург, ученый и общественный деятель. Окончил мед. факультет Моск университета, работал в Дерптском унивесритете, Петербургской медико-хирург академии.

Знаменитая статья «Вопросы жизни» (1856) опубликована в журнале «Морской сборник» В ней Пирогов Н.И. поставил важные вопросы семейного и общественного воспитания.

Статья привлекла всеобщее внимание и послужила поводом к широкому обсуждению этих вопросов в печати и в учебных заведениях. В статье он обосновывал свой идеал воспитания, выступал в защиту всеобщего образования. Родители «самоуправно и самовольно назначили своего ребенка еще с пеленок для той или иной касты общества», спешили подготовить к выпонению сословных обязанностей, забывая о том, что прежде всего надо обеспечить развитие личности, сформировать нравственные убеждения, необходимые человеку при вступлении на самост жизненный путь. Общее образование является той основой, на которой должно строиться специальное образование. Цель – готовить человека к «внутренней борьбе, неминуемой и роковой» за собственное дух-моральное совершенство. Основой нравственного воспитания считал христ религию. Воспитание рассматривал как способ преобрения общественной жизни: «Воспитание надо начинать с колыбели, если мы желаем коренного переворота нравов, влечений, убеждений об-щества». Педагогическю действительность он рассматривал прежде всего как культурную данность, с трудом поддающуюся искусственным, пусть даже позитивным, изменениям. В таких условиях гуманные изменения станут профанацией. Поэтому парение в высотах прекрасных идей следует сочетать с изучением реальной ситуации и поиском естественных путей ее улучшения, для чего необх-мы специальные философско-педагогические размышления о разрешении антитезы должного и наличного. Первоначальным должно быть семейное воспитание – та ступень, с которой начинается форм-ирование нравственности человека, это -основа для дальнейшего школьного образования. Главное назначение матери – «отдать себя полностью семье, делу воспитания детей. Неоценимое счастье быть воспитанным в первых годах детства образованной матерью, знавшей и понимавшей всю высокость, всю святость своего призвания». Мать должна стремиться к самосовершенствованию, «постоянно трудиться над улучшением воспитния детей» (идеал матери-воспитательницы был высказан им в 1950 в письмах к своей будущей жене). Резко критикует постановку женского воспитания в стране- в руках матерей «лежит будущность человества». «Только близорукое тщеславие людей, строя алтари героям, смотрит на мать, кормилицу и няньку как на второстепенный, подвластный класс». «Прозорливым и наблюдательным оком она должна замечать его действия, его склонности, данные ему от природы, врожденные и зависящие от природы темперамента: то развивать их, то удерживать их развтие и давать им другое направление, смотря по тому, каковы эти склонности – вот ее труд». Каково должно быть направление воспитательной работы с детьми в семье? – дать основы реального образования, используя при этом детские игры: «В ребенке весьма рано развивается уже множество разл способностей к реальному образованию (например, понятие о форме и др. чувств свойствах). Воспользовавшись этим понятием и приноровив к нему игры детей, можно положить уже прочное основание к образованию. Что казалось бы естественнее и проще, как не воспользоваться этой склонностью детской натуры к играм, и вместо глупых игрушек, портящих и детский вкус и детское воображение, окружить их смышлеными играми, которые послужили бы развитию в них множ-ства новых и необходимых для них сведений» (о занятиях Фребеля).

После выхода статьи назначен попечителем Одесского, затем Киевского учебного округа, где много сделал для усовершенствования работы школы и подготовки учителей. После отставки жил в селе Вишня, лечил больных и писал «Дневник старого врача» – о значении и характере воспитания, опираясь на свои воспоминания детства. В частности, подробно пишет о роли наглядности и слова. «Ни наглядность, ни слово, сами по себе, без уменья с ними обращаться, как надо, и без других условий, ничего путного не сделают. Дар слова есть единственное и неоцененное средство поникать внутрь, гораздо глубже, чем посредством одних внешних чувств. Наглядное одно, без помощи слова, хотя и может глубоко врезаться в память ребенка, но всегда останется чем-то отрывочным и несвязным, тогда как впечатление, произведенное словом, будет более цельное и связное». В возрасте 6 лет хорошо начинать обучение грамоте. Наблюдая за ходом развития реб-ка, надо восполь-ся его интересом к грамоте и начать систематич образование. Я не жалею, что жил ребенком. Когда еще не были известны фребелевские сады – главная сила искусственного, строго систематического воспитания есть более отрицательная (односторонняя). Попытки обучать малолеток иностранным языкам нелепы «мышление остается на поверхности, занимаясь новыми именами знакомых уже предметов, а тж позорит нац чувство, нисколько не содействуя к распрастронению научных знаний и к расширению мысли кругозора в нашем отечестве».

Добролюбов Николай Александрович 1836-1861. Родился в семье священника Н.Новгороде, в 1848 окончил местное духовное училище, 1853 – духовную семинарию, где познакомился со статьями Белинского и Герцена. Поступил на историко-филологический факультет Петербурского Главного педагогического института (1853-57). 1857-61 – один из рукводителей журнала «Современник».

Ведешие педагогические позиции Добролюбова Н.А.

1)«Главные и высшие основы народного восп-я находятся в разладе с господствующим направлением общества» – следовательно, либо отречься от усвоенных нравственных норм, либо бороться.

2)доказывает в своих работах, что нельзя, чтобы ребенок слепоподчинялся и подражал родителям, воспитателям – с т.зр взрослого и с т.зр. последствий для ребенка.

3) воспитатель должен заботиться о развитии внутреннего человека в своих учащихся, сделать человека нравственным не по привычке, а по сознанию и убеждению; да, дети много не понимают – но наш долг добиться, чтобы понимали нас.

4) разумности в малышах гораздо больше, чем многие предполагают,.

5)воспитатель должен сообщить ребенку как можно больше всякого рода фактов. Заботясь о правильности воприятия их ребенком – поводами к этому сообщению являются сами противоречия ребенка.

6) Обучение начинать с анализа, а не с синтеза.

7) Перевоспитайте сначала себя, а потом искореняйте зло в ребенке,.

8) если дети и не идеал нравственного совершентсва, то все равно они нравственнее взрослых – следовательно, мы должны сделаться как дети, чтобы достигнуть истинного добра.

9) задача современного воспитания – внимание на внутренний мир человека, а не внешние формы.

1856-7 пишет труд «О значении авторитета в воспитании. Мысли по поводу Вопросов жизни г.Пирогова» (т.е. по поводу статей о воспитании, публикуемых серией в «Морском сборнике») В этой работе отмечает, что большая часть наших педагогических рассуждений, отлично разбирая вопросы высшей философии, представляя верные и полезные правила с т. зр. религии, государства, нравственности, общепсихологической и т.п., упускает из виду одно весьма важное обстоятельство – действительную жизнь и природу детей. Вознесшись на своего нравственного конька, воспитатель считает воспитанника своей собственностью, вещью, с которой он может делать, что ему угодно. Воспитение своей последней целью имеет то, чтобы на место неразумной воли ребенка поставить разумную волю воспитателя. Говоря, что в лице воспитателя осуществляется для ребенка нравственный закон и разумное убеждение, они, очевидно, ставят воспитателя на недосягаемую высоту, непогрешительным образом нравст-венности и разумности.

Если бы был идеальный воспитатель, то слепое следование его авторитету не принесло бы особого вреда (за исключением замедления самостоятельного развития личности). Но идеальный воспитатель и не стал бы требовать безусловного повиновения, а постарался бы скорее развить раумные стремления и убеждения.

Характеризует идеального наставника: 1) его нравственные правила безусловно верны и порведены по самым мелочным случайностям, 2) он совершенно бесстрастен (не человек, а снаряд для осуществления нравственного закона), 3) ясность, твердость, непогрешимость убеждений, высокая всесторонность развития, чтобы превосходил натуру ребенка во всех отношениях (должен уметь ответить на все вопросы во всех областях).

Идеальный наставник должен все заранее предусмотреть и вести ребенка лучшим путем. Но даже если он будет выше воспитанника, может ли он стать выше всего поколения? – ведь через 20-30 лет жизнь будет уже не та, что была, когда получал образование сам воспитетель. Тем самым надолго замедляется просвещение и совершенствование целого народа. Зачем требовать от новых поколений безусловного подчинения мнениям предшествующих? Для чего уничтожать самост развитие дитяти, насилуя его природу, убивая в нем веру в себя и заставляя делать только то, чего я хочу, и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу? Объявляя такое безусловное повиновение вы именно уничтожаете разумное, правильное, свободное развитие дитяти. Какое психологическое действие производит требование слепого повиновения, даже если наставник идеальный?- если ребенок выполняет требование, его хвалят, нет (т.е. считает треб-е неуместным)– наказывают – т.е. оценка за послушание, в результате погасает чувство правды, уважение к разумному убеждению, теряет доверие к собственному рассудку - выполнив действие по приказу и убедившись, его возражения были глупы ребенок боится составить свое мнение, становится угрюмым и безжизненным (послушным орудием), губится развитие воли (а другие считают, что усилие подчинить свою волю чужой и развивавает нравственную силу), полная бессознательность превращается в привычку, безразличие к добру и злу, отсутствие совести (выполнять, п.ч. велено). И это в идеальном варианте. А если требования наставников необоснованы, если он сам с недостатками, если в-лей много? Мы требуем, чтобы воспитатели высказывали более уважения к человеческой природе и старались о развитии, а не оподавлении внутреннего человека в своих воспитаниках, и чтобы воспитание стремилось сделать человека нравственным – не по привычке, а по осознанию и убеждению. …Воспитание имеет своей задачею только возбуждение и прояснение в сознании того, что уже давно живет в душе, только живет бессознательно и безотчетно. Дети очень умны и проницательны, хотя обыкновенно и не умеют определенно и отчетливо сообразить и высказать свои понятия (дом – все дома, сам производит слова ит.д.). В непонятливости детей обычно виноваты сами взрослые, давая первыми ложные представления. Если в детях нельзя видеть идеала нравственного совершенства, то, по крайней мере, нельзя не согласиьтся, что они несравненно нравственннее взрослых -не лгут, дружат без ориентировки на происхождение, сближаются с обиженными судьбою, стыдятся дурного, чувства выражаются на деле, а не на языке. Если уже мы хотим обратить внимание на воспитание, то надо начать с того, чтобы перестать презирать природу детей и считать их неспособными к восприятию убеждений разума. Напротив, надо пользоваться теми внутренними сокровищами, которые предоставляет нам натура дитяти.. Искусства обращаться с детьми нельзя передать дидактически, можно толькоуказать основания, на которых оно может утверждаться, и цель, к которой должно стремиться. Главное – уважение к человеческой природе в дитяти, предоставление ему свободного, нормального развития, старание внушить ему прежде всего и более всего – правильные понятия о вещах, живые и твердые убеждения, заствить его дейст-ть сознательно, по уважению к добре и правде, а не из страха и не из корыстных видов похвалы и награды. Начало этому положено еще у И.Г.Песталоцци.

«О приучении детей» педагог считает, что детская натура склонна к подражанию, и, будучи оставлена самой себе (в первые годы жизни в плане нравст воспитания), она в короткое время может приобрести такое умственное и нравственное направление, что впоследствии самые сильные внушения разума, самые лучшие наставления итребования чести и долга не в сиах будут изгнать укоренившиеся дурные навыки. Нет, разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо осознавать себя, -внушалось им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному иблагородному; они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни. Поэтому воспитатель непременно должен прибгать к средствам приучения, особенно если много учеников и нет возм-ти с каждым рассуждать о каждом случае. Но чтобы из этой полезной меры не сделать дурного употребления, нужно соблюдавть следующие правила: 1) формировать привычки - настаивая на этом с особой твердостью, постоячнно повторять действие, 2) дети должны точно знать, что им должно делать и исполнять, 3) в приказаниях не должно быть исключений и частых перемен, 4) стараться показывать детям, что всегда все видит. 5) поощрять детей строго исполнять училищные правила, при этом общаться тепло, но не теряя серьезного вида, 6) от своевольно противящихся приказаниям требовать слепого повиновения, а от тех, кто выказывает рассудительность и добрую волю – свобдного повиновения, основанного на разумном убеждении, 7) даже если видит, что для детей трудно и обременительно исполнять его приказания, он должен твердо настаивать на свем требовании, 8) одинаков ко всем детям, 9) старшие должны подавать пример младшим, 10) в приучении всякого рода особнно важно забоиться о том, чтобы не сделать повиновения детей бессмысленным; если дитя не может еще ясно понимать, почему и для чего оно делает то или другое, то по крайней мере оно должно знать, что оно делает, иначе из людей выйдут машины. Если воспитатели будут держаться этих правил при внушении детям разных добрых привычек, то, <

Наши рекомендации