Самоорганизаторская компетенция
Модель педагога
Современному российскому педагогу предписали стремительный режим роста и движения. У тех, кто с ним не справляется, может резко упасть самооценка. Однако педагог может противопоставить этому собственный ритм профессионального развития. В этом случае принципиальное значение имеет не то, что он хороший педагог и достоин высшей категории, а то, что он как педагог – растет.
Чтобы каждый педагог был заинтересован в профессиональном росте, разработана шкала разрядов (Высшая категория, первая, вторая и т.д.). Разработаны различные классификации педагогов по уровням компетентности. (Каждый педагог перед педсоветом ознакомился с предложенной классификацией уровней и даже продиагностировал себя согласно данной классификации).
Итак уровни профессиональной компетентности педагога
Профессию педагога лучше оставить.
Отсутствует интерес к ученику, к профессии, к своему профессиональному развитию, отрицательная результативность, негативные последствия воздействия на ученика.
1. Педагог-стажер (после вуза).
Входит в практику профессии, опробывает свои силы. Получает первые положительные результаты.
Педагог
Обладает основами профессии, применяет известные в науке и практике технологии, методики и приемы. Повседневно решает нестандартные задачи ("открытие для себя"). Положительная результативность и эффективность. Преимущественная ориентация на знания, а не на развитие учащихся.
Педагог-мастер
Владеет высшими образцами известных в науке и практике технологий, методик, приемов. Повседневно решает нестандартные задачи. Устойчивая высокая эффективность труда, оптимальность.
Педагог-новатор
Осуществляет поиск и использование оригинальных технологий, методик, приемов, целостных систем обучения или воспитания. Характерно творчество. Эффективность в поисках нового. Ориентация на психическое развитие учащихся как главный результат труда. Индивидуальность.
Педагог-исследователь.
Стремится и умеет изучать и оценивать значимость своих оригинальных идей или новых технологий, методов и приемов других педагогов, оценивает их эффективность и оптимальность.
Педагог-суперпрофессионал
Постоянно стремится к саморазвитию. Психолог, осуществляющий все поиски "от ученика" и для ученика; исследователь, умеющий изучать эффективность нового; новатор, пробующий новое; мастер, владеющий багажом современной науки.
Педагог в течение своей карьеры (а она в среднем длится 25–30 лет) может ежегодно повышать квалификационный разряд. Начинающий педагог, пришедший в ОУ, получает нулевой (базовый) уровень. В финале карьеры педагог может стать суперпрофессионалом. Если же педагог в течение нескольких лет не занимается профессиональным самосовершенствованием, то ОУ обязано расстаться с таким педагогом.
Если мы хотим воспитать в учащихся умение учиться в течение всей жизни –
значит, мы просто обязаны сами учиться всю жизнь. Педагогу необходимо продвигаться вперед и вверх. В противном случае он довольно быстро и по многим параметрам отстает от учащихся, которых обучает.
Итак, педагог должен расти ОТКУДА? КАК? КУДА?
Расти ОТКУДА? Каждый педагог проводит самодиагностику: Реальный Я.Определяет свою стартовую позицию. Кроме того, что каждый поставил себя на ступеньку профессиональной компетентности, можно поставить себя на определённый уровень профессионального мастерства.
Выделяют следующие уровни профессионального мастерства:
- Репродуктивный (имитационный) - это использование в своей деятельности репродуктивного образца, который разработан методистами, учеными.
- Конструктивный - это сочетание личного педагогического опыта и рекомендаций ученых, освоение общепринятых технологий.
III. Творческий - когда на основе имеющегося опыта в процессе экспериментальной работы педагог создает авторскую методику обучения и воспитания, направленную на интеллектуальное развитие студентов.
Расти КАК?
Педагог строит свою индивидуальную траекторию, составляя перспективную индивидуальную программу развития, ежегодный план повышения квалификации, определяя свои профессиональные цели на ближайшие годы. Следующий шаг: приобрести умения, необходимые для достижения этих целей. Педагог выбирает полезные семинары и тренинги, обозначает сроки и места, в которые собирается их пройти. Затем реализует свой план.
Расти КУДА?
Это педагог – методист
Педагог способный применять в педагогической практике профессиональные знания, умения и навыки, использовать современные средства и методы обучения; способный к овладению передовыми технологиями и их использованию в работе; способность методически грамотно разрабатывать и преподносить учебный материал, делать его доступным, информативным; находит и использует все новые и новые оригинальные приемы или по-новому, более эффективно сочетая старые.
4. Это педагог – психолог.
Психолог, осуществляющий все поиски "от ученика" и для ученика. Обладает перцептивными способностями, т.е. обладает не только способностью проникать во внутренний мир учащегося, воспитанника, а обладает психологической наблюдательностью, связанной с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.
5. Это педагог- новатор, пробующий новое, достигающий эффективности в поисках нового.
Педагогическое новаторство является условием развития образования, поскольку оно вносит в него различного рода новации. Последние выражаются в тенденциях накопления видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве. Их следствием могут быть как частичные трансформации в содержании образования и педагогических технологиях, так и глобальные изменения в сфере образования. Ему характерно творчество. Педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и как построение программы самосовершенствования.
Педагог-новатор
Педагог – исследователь
Педагог – экспериментатор
Педагог - психолог
ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА:
Научно-методические знания
Коммуникативность характера
Новое мышление
Профессиональное сознание
Самоорганизаторская компетенция
Важнейшая задача педагога – это не передача учащимся современных научных знаний, а разработка форм и методов управления познавательной деятельностью, создание условий позволяющих развивать самостоятельность учебной деятельности учащихся, т.е необходимо научить учащихся учиться, добывать знания, применять знания для решения проблем. Учебный процесс необходимо рассматривать как процесс самоуправления, включающий следующие виды деятельности:
- планирование – определение целей и средств для их достижений.
- организация – создание условий для выполнения плана
- контроль – сбор информации о процессе выполнения намеченных целей
- анализ – изучение и оценка свой деятельности и результатов выполнения плана
- регулирование деятельности – корректировка планов
Таким образом, под учебно-управленческим умением можно понимать самоорганизаторскую компетенцию, т.е. умение:
1. Определять и формулировать учебные цели и задачи для индивидуальной и коллективной деятельности
2. Определять наиболее рациональную последовательность действий по выполнению учебных задач.
3. Применять различные средства самоконтроля с учётом специфики изучаемого предмета
4. Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность и деятельность одногруппников посредством сравнения с деятельностью других учащихся, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами
5. Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины
6. Вносить необходимые изменения в содержание, объём учебной задачи, в последовательность и время её выполнения.
Итак, самоорганизованность - способность правильно организовать свою собственную деятельность, что предполагает аккуратность, деловитость, четкость, умение планировать
свою работу, организовать самоконтроль. Кроме того, саморганизованность является одной из важнейших предпосылок формирования организаторской способности, которая выражается в умении организовать других людей на решение стоящих задач и в практическом руководстве коллективной деятельностью.
Можно выделить основные компоненты самоорганизаторской компетентности:
1. умение ставить цели, задач и планировать свою деятельность
2. умение организовывать учебную деятельность
3. умение осуществлять контроль, анализ и регулировать учебную деятельность
Современные подходы в образовании особое внимание обращают на личностно ориентированное и уровневое образование. Поэтому в качестве варианта построения системы критериев для проведения групповой работы предлагается разработать профессиограмму учащегося по уровням сформированности самоорганизаторской компетентности, а также выбрать педагогические технологии, методы, приёмы обучения, формирующие данную ключевую компетенцию. При подборе методов, приёмов и форм организации труда учащихся, педагогу необходимо обратить внимание, что для формирования и развития данной компетенции, необходимо научить учащихся видеть и чётко формулировать цель, вовлекать учащихся в процесс планирования учебной деятельности, организовывать свою работу, контролировать, анализировать свою деятельность. Педагогу необходимо стимулировать деятельность учащихся создавать ситуацию успеха.
Уровни | Компоненты самоорганизаторской компетентности | ||
Постановка цели, задач и планирование своей деятельности | Организация учебной деятельности | Контроль, анализ и регулирование учебной деятельности | |
Первый уровень | Учащийся затрудняется самостоятельно определить и сформулировать учебные цели и задачи даже по подсказке педагога. Выполняет план учебной работы, предложенный педагогом. | Учащийся выполняет простые задания с помощью чётких рекомендаций педагога. | Учащийся затрудняется оценить свою работу объективно. |
Второй уровень | Учащийся по подсказке педагога определяет и формулирует учебные цели и задачи. Умеет планировать свою учебную деятельность, но иногда обращается к преподавателю. | Понимает требования педагога, выполняет задания от простого к сложному по данному педагогом алгоритму | Умеет объективно оценивать свою деятельность и деятельность одногруппников. |
Третий уровень | Учащийся может точно определить и сформулировать цели и задачи предстоящей работы на уроке. Умеет самостоятельно планировать свою учебную деятельность, учитывая результаты предыдущей работы. | Выбирает свой способ и последовательность учебной работы, самостоятельно выполняет более сложные задания | Умеет оценивать свою деятельность посредством сравнения с деятельностью других учащихся, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами. Умеет определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины |
Модель педагога
Современному российскому педагогу предписали стремительный режим роста и движения. У тех, кто с ним не справляется, может резко упасть самооценка. Однако педагог может противопоставить этому собственный ритм профессионального развития. В этом случае принципиальное значение имеет не то, что он хороший педагог и достоин высшей категории, а то, что он как педагог – растет.
Чтобы каждый педагог был заинтересован в профессиональном росте, разработана шкала разрядов (Высшая категория, первая, вторая и т.д.). Разработаны различные классификации педагогов по уровням компетентности. (Каждый педагог перед педсоветом ознакомился с предложенной классификацией уровней и даже продиагностировал себя согласно данной классификации).
Итак уровни профессиональной компетентности педагога