Школьное дело и зарождение педагогической мысли в первобытном обществе
Основой педагогической мысли древнего мира является воспитание. Его зарождение рассматривалось разными учеными в разное время с разных позиций, выдвигая свои теории основ зарождения этого типа человеческой деятельности. Основными традиционными концепциями считаются эволюционно-биологическая теория, разработанная педагогами-исследователями Ш. Летурно, Дж. Симпсоном и А. Эспинасом, и психологическая теория П. Монро. Обе эти теории, при их принципиальном различии, имеют общий вывод – воспитание зародилось как средство приспособления человека к окружающей среде. Согласно эволюционно-биологической теории, воспитание явилось следствием инстинктивного процесса заботы о потомстве. Теория Монро объясняет воспитание с точки зрения инстинктивного подражания детей взрослым. Зарождение и развитие воспитания, как особого вида деятельности, объясняется особенностями человеческого мышления и сознания, их социальной направленностью.
Первоначальное воспитание было продиктовано жизненной необходимостью. В условиях постоянной опасности со стороны животного мира и природных явлений, а так же необходимости добывать себе пищу, взрослые учили детей способам выживания, которые включали обучение охоте, собирательству, изготовлению одежды и оружия, физической силе и выносливости, знаниям об окружающем мире, необходимым действиям при определенных ситуациях. Воспитание происходило стихийно, по мере возникновения потребности в его элементах. По мере накопления человечеством опыта по разным жизненно важным вопросам, возникали общественные традиции, фольклор. Их возникновение сделало воспитание более эффективным и организованным. Важнейшим средством передачи опыта и накопленных знаний была возникшая у людей речь. Таким образом, долгое время воспитание было процессом передачи накопленного опыта предков, содержание которого постоянно пополнялось и корректировалось, благодаря развитию человеческого сознания и углублению изучения окружающего мира.
Большое значение в воспитании играло возникновение и постепенное усложнение орудий труда. Без помощи взрослых дети не могли овладеть способностью их производства и рационального использования. Дифференциация первобытного воспитания относилась только к полу и возрасту детей, в остальном оно было одинаковым для всех, социальных различий еще не делалось. Дети воспитывались по образу и подобию взрослых.
Социальное расслоение общества, повлекшее за собой значительные изменения в воспитании, относится к 9 – 8-му тысячелетию до н. э. основной социальной ячейкой общества становится семья и, соответственно, возвышается роль семейного воспитания. Семьи более высоких социальных слоев воспитывали детей более гуманно с современной точки зрения. Их позже приучали к труду, причем сама трудовая деятельность имела принципиальные отличия от труда низших слоев общества. Менее состоятельные семьи с раннего детства включали свое потомство в посильные виды работы, так как это являлось необходимым условием выживания для них. Семейное воспитание основывалось на подражании взрослым, передаче опыта, причем форма воспитания зачастую имела магический смысл, сопровождалась секретными ритуалами и заклинаниями. Причиной этого послужило отношение к опыту и знаниям как к великой ценности, передаваемой по наследству от старшего поколения к младшему.
Приемы первобытного воспитания были весьма скудны, так как воспитание являлось лишь следствием необходимости приобретения навыков выживания. Основным приемом было повторение. Старшие показывали детям определенные действия, необходимые для усвоения, а дети многократно повторяли их, пока умение не переходило в навык.
Со временем сущность воспитания менялась, переломным моментом воспитания явилось постепенное изменение мировосприятия. Теперь человек не только приспосабливался к окружающей среде, но и влиял на нее. С ростом социального опыта возникают зачатки организованного воспитания. Дети раннего возраста находятся под присмотром женщин, обучаются элементарным навыкам повседневной жизнедеятельности, играют и перенимают опыт ведения домашнего хозяйства. В более старшем возрасте мальчики проводят основную часть времени с мужчинами, обучаясь охоте, рыболовству, развивая физическую силу и выносливость, перенимая навыки и умения производства орудий труда и предметов быта.
Девочки углубленно изучают быт и ведение хозяйства, заботу о детях.
Дальнейшее социальное расслоение приводит к ужесточению системы воспитания древних общин. В этот период появляются физические наказания и угрозы.
Первыми прототипами школ являются дома молодежи, в которых воспитывались и обучались дети и подростки. Спектр деятельности таких школ охватывал все необходимое для жизни, что есть в существующем обществе. С развитием общества менялось и устройство домов молодежи. Они стали делиться по половому и социальному признакам.
По достижении подростками 10 – 15-ти летнего возраста. Они должны были проходить инициацию, то есть посвящение во взрослые. Инициация носила характер экзамена, однако сопровождалась причинением боли в целях лучшего усвоения материала.