Тема. ТРУД ВЗРОСЛЫХ НА ПОЛЯХ

Цели. Употребление глаголов будущего времени; работа над родственными словами.

1) Прослушать рассказ, ответить на вопросы по тексту.

ВЕСНОЙ В ПОЛЕ

Наступила весна. Снег на полях растаял. Скоро начнется время по­левых работ. Трактористы будут готовить землю к весеннему севу. Полеводы удобрят землю, посадят рассаду овощей, посеют пшеницу и рожь, проведут посевные работы в срок, и урожай богатый будет. Не зря в народе говорят: весенний день год кормит.

Какое время года наступило?

Что произошло со снегом на полях?

Что будут делать трактористы?

Что сделают полеводы?

Что нужно сделать, чтобы урожай был хорошим?

Объяснить, что значит: весенний день год кормит.

2) Подобрать родственные слова.

Весна — (весенний, ...)

Трактор — (тракторист, тракторный ...)

Поле — (полевод, полевой ...)

Сад — (садовод, садовый ...)

Овощи — ... (овощевод, овощной ...)

Тема. ТРУД ВЗРОСЛЫХ НА ПОЛЯХ

Цели. Употребление повелительного наклонения глаголов; образование приставочных глаголов.

1) Изменить слова по образцу (дать указание, что надо де­лать).

Копает — копай

Поливает — ... (поливай)

Сажает — ... (сажай)

Раздает — ... (раздай)

Идет— ... (иди)

Рыхлит — ... (рыхли)

Собирает — ... (собирай)

Помогает — ... (помогай)

Составить предложение с каждым словом.

2) Изменить слова по образцу.

Ехал — поехал — заехал — выехал

Шел — ... (пошел) — ... (зашел) — ... (вышел)

Копал — ... (покопал) — ... (закопал) — ... (выкопал)

Вел — ... (повел) — ... (завел) — ... (вывел)

Тема. ТКАНИ

Цели. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; образование прилагательных от сущест­вительных суффиксальным способом.

1)Ответить на вопросы словосочетаниями: «ситцевая ру­башка, «фланелевый халат», «шерстяное платье», «драповое пальто» (обратить внимание детей, что слово пальто не изме­няется и всегда звучит одинаково — пальто).

Что? — ситцевая рубашка Что?

Нет чего? — ... (ситцевой рубашки) Фланелевый халат

Рад чему? — ... (ситцевой рубашке) Шерстяное платье

Вижу что? — ... (ситцевую рубашку) Драповое пальто

Доволен чем? — ... (ситцевой рубашкой)

Говорю о чем? — ... (о ситцевой рубашке)

Составить предложения со словосочетаниями: «нет ситце­вой рубашки», «фланелевому халату», «шерстяным платьем», «о драповом пальто».

2)Ответить на вопросы: какой? какая? какое? какие?— подбирая слова-определения к предметам одежды из драпа, фланели, шерсти, шелка, ситца.

Из драпа

Куртка — ... (драповая)...

Комбинезон — ...

Пальто — ...

Брюки — ...

Из фланели

Юбка—... Рубашка — ...

Платье — ... Халат — ...

Из шерсти….. Из ситца…..

Тема. ОДЕЖДА

Цели. Употребление падежных форм мн. ч. существитель­ных; образование существительных с уменьшительно-ласка­тельными суффиксами.

1) Изменить слова по образцу.

Шелковая кофта — шелковые кофты

Нет шелковой кофты — ... (нет шелковых кофт)

Рад шелковой кофте — ... (рад шелковым кофтам)

Вижу шелковую кофту — ... (вижу шелковые кофты)

Доволен шелковой кофтой — ... (доволен шелковыми кофтами)

Говорю о шелковой кофте — ... (говорю о шелковых кофтах)

Аналогично изменить словосочетания: «ситцевое пла­тье — ситцевые платья», «шерстяное пальто — шерстяные пальто».

Повторить: слово «пальто» не изменяется и всегда звучит одинаково.

2) Назвать ласково.

Шапка — ... (шапочка)

Кофта — ...

Рубашка — ...

Юбка — ...

Халат — ...

Сарафан — ...

Комбинезон — ...

Платье — ...

Пальто — ...

Брюки — ...

Шорты — ...

Рейтузы — ...

Носки — ...

Нарисовать 3—4 вида одежды (кофта — кофточка и т.д.); рассказать, что нарисовал(а).

Тема. АТЕЛЬЕ

Цели. Употребление глаголов будущего времени; образова­ние наречий от прилагательных.

1) Ответить на вопросы: что сделает? что будет делать?

Заказывает — что будет делать? — ... (будет заказывать)

Выбирает — что будет делать? — ... (будет выбирать)

Шьет — что будет делать? — ... (будет шить)

Выкраивает — что сделает? — ... (выкроит)

Пришивает — что сделает? — ... (пришьет)

Примеряет — что сделает? — ... (примерит)

Составить предложения со словами и словосочетаниями «будет заказывать», «будет выбирать», «будет шить», «выкро­ит», «пришьет», «примерит».

2) Закончить предложение, ответив на вопрос: как?

Шуба теплая. Зимой в шубе — как? — ... (тепло).

Комбинезон удобный. В комбинезоне гулять — как? — ... (удобно).

Платье украшено яркой вышивкой. Вышивка на платье выгля­дит — как? — ... (ярко).

Сарафан легкий. Летом в сарафане — как? — ... (легко).

Брюки чистые. Брюки выстирали — как? — ... (чисто).

Тема. ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

Цели. Согласование прилагательных с существительны­ми в косвенных падежах; употребление приставочных гла­голов.

1) Прослушать рассказ, ответить на вопросы предложения­ми из текста, пересказать.

ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ

Весной первыми прилетают черные грачи. На деревьях появляется много грачиных гнезд. Вьют гнезда грачи на вершинах высоких де­ревьев. Грачи раньше других птиц выводят птенцов.

Какие птицы первыми прилетают весной? Где появляется много грачиных гнезд? Где грачи вьют свои гнезда? Когда выводят своих птенцов грачи? Нарисовать картинку к рассказу.

2) От слов «летит», «поет» образовать новые слова при по­мощи приставок.

при- летит с— поет

под- за—

за— про-

пере—

с -

Составить предложения с полученными словами.

ТЕМА - ПРОФЕССИИ

Цели. Употребление глаголов совершенного и несовершен­ного вида; образование сравнительной степени прилагатель­ных.

1) Образовать новые слова, оветив на вопрос: что делает?

Сшил — что делает? — ... (шьет)

Положил — что делает? — ... (кладет)

Построил — что делает? — ... (строит)

Починил — что делает? — ... (чинит)

Составить предложения с данными и образованными сло­вами.

2) Изменить слова по образцу.

Добрый — добрее

Умный — ... (умнее)

Смелый — ... (смелее)

Быстрый — ... (быстрее)

Опытный — ... (опытнее)

Красивый — ... (красивее)

Теплый — ... (теплее)

Тема. ПРОФЕССИИ

Цели. Употребление существительных в дательном падеже; образование относительных прилагательных.

1) Прослушать предложение, найти ошибку, исправить ее, повторить предложение правильно.

Кастрюля нужна повар (повару).

Пила нужна плотник (плотнику).

Станок нужен токарь (токарю).

Мука нужна пекарь (пекарю).

Кисти нужны художник (художнику).

Топор нужен лесоруб (лесорубу).

Ножницы нужны портной (портному).

Молоток нужен сапожник (сапожнику).

2) Ответить на вопросы: какой? какая? какие? — подбирая лова-определения к предметам из металла, дерева, стекла, пластмассы

Из металла

Бочка — ... (металлическая)

Кран —... (металлический)

Из стекла

Банка — ...

Стакан — ...

Из дерева

Лопата — ...

Линейка — ...

Из пластмассы

Ведро — ...

Таз — ...

Составить предложения с полученными словами-опреде­лениями.

Тема. ШКОЛА

Цели. Изменение глаголов по лицам и числам; образование наречий от прилагательных.

1) Изменить слова по образцу.

Я иду — ты идешь — он идет — они идут

Я пишу — ты ... — он ... — они ...

Я читаю — ты ... — он ... — они ...

Я пою — ты ... — он ... — они ...

Я учусь — ты ... — он ... — они ...

Я рисую — ты ... — он ... — они ...

Я считаю — ты ... — он ... — они ...

Я слушаю — ты ... — он ... — они ...

2) Закончить предложение, ответить на вопрос: как?

Мальчик — хороший ученик, он учится — как? — ... (хорошо).

Внимательная девочка всегда слушает — как? — ... (внимательно).

Старательные ученики всегда делают уроки - как? - .(стара­тельно).

Прилежные ребята учатся — как? — ... (прилежно).

Тот, кто получает отличные отметки, учится — как? — ... (отлично).

Наши рекомендации