IV. Обследование мимической моторики

а) состояние мышц лица:

в покое...........................................................................................................................

при речи........................................................................................................................

б) выполнение движений

состояние мышц лба:

нахмурить брови.........................................................................................................

поднять брови.............................................................................................................

наморщить лоб...........................................................................................................

состояние мышц глаз:

легко сомкнуть веки....................................................................................................

плотко сомкнуть веки..................................................................................................

закрыть правый глаз....................................................................................................

закрыть левый глаз......................................................................................................

закрыть оба глаза.........................................................................................................

прищурить глаза.........................................................................................................

подмигнуть.........................................................................................................

состояние мышц щек:

надуть левую щеку......................................................................................................

надуть правую щеку...................................................................................................

надуть щеки (обе).......................................................................................................

перекачивать воздух из одной щеки в другую......................................................

втянуть щеки...............................................................................................................

в) обследование возможности произвольного изображения мимикой лица

определенных эмоциональных состояний (мимических поз):

поза недовольства......................................................

поза грусти......................................................

поза испуга......................................................

поза радости......................................................

поза удивления......................................................

г) обследование символического праксиса лицевой мускулатуры:

сложить губы для свистка......................................................

показать, как целуют......................................................

показать, как улыбаются......................................................

показать оскал, как у тигра, собаки......................................................

показать, как плюют......................................................

показать, как цокают.................................................................................................

показать, как пьют.......................................................................

V. Обследование мелкой моторики рук

1. Обследование статической координации движений

(движения выполняются отдельно каждой рукой , затем совместно)

а) Распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать

в этом положении под счет от 1 до 10-15.................................................................

.........................................................................................................................................

б) Аналогично выполнить левой рукой...................................................................

.........................................................................................................................................

в) Выполнить это же задание на обеих руках одновременно..............................

.........................................................................................................................................

г) Распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удержать в таком

положении под счет (1 - 15).....................................................................................

.........................................................................................................................................

.........................................................................................................................................

д) Выставить 1 и 5 палец и удержать эту позу под счет (1 - 15)............................

.........................................................................................................................................

.........................................................................................................................................

е) Показать 2 и 3 пальцы на обеих руках одновременно (5-8 раз)......................

.........................................................................................................................................

.........................................................................................................................................

ж) Выставить 2 и 5 палец на обеих руках одновременно (5-8 раз)......................

.........................................................................................................................................

.........................................................................................................................................

з) Сложить 1 и 2 пальцы в кольцо на обеих руках одновременно(5-8 раз)........

.........................................................................................................................................

.........................................................................................................................................

и) Положить вторые пальцы на третьи на обеих руках (5-8 раз)........................

.........................................................................................................................................

к) Положить 3-и пальцы на вторые на обеих руках (5-8 раз)...............................

.........................................................................................................................................

2. Обследование динамической координации движений

а) Выполнить под счет:

пальцы сжать в кулак - разжать (5-8 раз)...............................................

держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе

(5-8 раз)......................................................

б) Тест на реципрокную координацию рук

- менять положение обеих рук одновременно:

одна кисть в позе ладони, другая сжата в кулак (5-8 раз).............................

- ритмическое постукивание ладонью одной руки два раза, а другой - один

раз...........................................................

в) сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь (5-8 раз)....................................

г) попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем сначала пра-

вой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно........................................

.........................................................................................................................................

д) Проведение проб:

одновременно поочередно

тыльная сторона - ладонь ......................... .....................

кулак - ладонь ......................... .....................

ребро - ладонь ........................ ....................

корова - коза ......................... ....................

VI. Выполнение двигательных программ (графические пробы)

VII. Исследование ритмического чувства

Простучать за логопедом карандашом ритмический рисунок:

а) ! !!, !! !

б) !!! !, ! !!!, !! !!

в) !! !!!, !!! !!

г) !!! !!!, !! !!!!, !!!! !!

д) ! !! !!! !, !!! ! !!! !!

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

а) дифференциация неречевых звуков, шумов

постучать по дереву, по металлу, по стеклу, пошуршать бумагой,

целлофаном...................................................................................................................

.........................................................................................................................................

б) повторить:

ау па - ба ма - мя

уи та - да на - ня

ои ка - га та - тя

ауи ва - фа да - дя

оуа ба - бя

ыио

ком - дом - сом

кит - кот - ток

мех -мох - пух

бак - бык - бок

мел - мель

брат - брать

башня - пашня

жар - жарь

в) Дифференциация звуков в словах.

Повтори:

с-з занавеска с-ч собачка

с-ц солнце ч-ш чашка

с-ш Саша ц-ч цепочка

з-ж железо

ш-ж живешь сь-щ блестящий

ч-ть течет ы-и дыни

ль-р рояль ль-й июль

г) Различие оппозиционных фонем.

Повтори:

с-з коса - коза суп - зуб

с-ц оса- овца сабля - цапля

с-ш усы - уши крыса - крыша

з-ж козы - кожи ножи - тазы

ш-ж Луша - лужа уши - ужи

ч-ть речка - редька Петька - печка

с-ч нос - ночь доски - дочки

ч-ш чай - шаль

ц-ч кольцо - колечко огурец - огурчик

ч-щ щука - чурка щепка - чепчик

сь-щ щит - сито щель - кисель

.........................................................................................................................................

д)

покажи, где назови сам

с-т санки-танки ............................................................................

с-ц свет-цвет ............................................................................

т-ц тапки-цапки ............................................................................

с-ш миска-мишка ..............................................................................

ш-ч шайка-чайка .............................................................................

ч-щ челка-щелка .............................................................................

щ-ть щелка-телка ............................................................................

з-ж розы- рожи ..........................................................................

ш-щ чаша- чаща ..........................................................................

ч-ть печка- Петька ............................................................................

р-л рожки - ложки ............................................................................

рь-ль рейка-лейка ............................................................................

р-й корка-койка ............................................................................

ль-й галька-гайка ............................................................................

п-б почка-бочка ............................................................................

к-г кости-гости ............................................................................

с-з сайка-зайка ............................................................................

т-д уточка-удочка ............................................................................

ф-в софа-сова ............................................................................

ш-ж Луша- лужа ............................................................................

п-пь пальцы-пяльцы ............................................................................

м-мь мышка-мишка ............................................................................

т-ть тапки-тяпки ............................................................................

н-нь банка-банька ............................................................................

р-рь круг-крюк ............................................................................

б-бь прибывает-прибивает ............................................................................

в-вь вол-вел ............................................................................

д-дь дымка- Димка ............................................................................

с-сь осы- оси ............................................................................

л - ль галка - галька ............................................................................

е) хлопни, когда услышишь звук С: С, Т, С, З, С, Ш, З, С, Ж, С

слог ШО: ША, ШО, СО, ШО, ШИ, ЖО, ШО,

ЗО.........................................................

ДИАГНОСТИКА УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СОКРАЩЕННЫЙ ВАРИАНТ МЕТОДИКИ

ДЛЯ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ

Наши рекомендации