IV. Обследование мимической моторики
а) состояние мышц лица:
в покое...........................................................................................................................
при речи........................................................................................................................
б) выполнение движений
состояние мышц лба:
нахмурить брови.........................................................................................................
поднять брови.............................................................................................................
наморщить лоб...........................................................................................................
состояние мышц глаз:
легко сомкнуть веки....................................................................................................
плотко сомкнуть веки..................................................................................................
закрыть правый глаз....................................................................................................
закрыть левый глаз......................................................................................................
закрыть оба глаза.........................................................................................................
прищурить глаза.........................................................................................................
подмигнуть.........................................................................................................
состояние мышц щек:
надуть левую щеку......................................................................................................
надуть правую щеку...................................................................................................
надуть щеки (обе).......................................................................................................
перекачивать воздух из одной щеки в другую......................................................
втянуть щеки...............................................................................................................
в) обследование возможности произвольного изображения мимикой лица
определенных эмоциональных состояний (мимических поз):
поза недовольства......................................................
поза грусти......................................................
поза испуга......................................................
поза радости......................................................
поза удивления......................................................
г) обследование символического праксиса лицевой мускулатуры:
сложить губы для свистка......................................................
показать, как целуют......................................................
показать, как улыбаются......................................................
показать оскал, как у тигра, собаки......................................................
показать, как плюют......................................................
показать, как цокают.................................................................................................
показать, как пьют.......................................................................
V. Обследование мелкой моторики рук
1. Обследование статической координации движений
(движения выполняются отдельно каждой рукой , затем совместно)
а) Распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать
в этом положении под счет от 1 до 10-15.................................................................
.........................................................................................................................................
б) Аналогично выполнить левой рукой...................................................................
.........................................................................................................................................
в) Выполнить это же задание на обеих руках одновременно..............................
.........................................................................................................................................
г) Распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удержать в таком
положении под счет (1 - 15).....................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
д) Выставить 1 и 5 палец и удержать эту позу под счет (1 - 15)............................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
е) Показать 2 и 3 пальцы на обеих руках одновременно (5-8 раз)......................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
ж) Выставить 2 и 5 палец на обеих руках одновременно (5-8 раз)......................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
з) Сложить 1 и 2 пальцы в кольцо на обеих руках одновременно(5-8 раз)........
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
и) Положить вторые пальцы на третьи на обеих руках (5-8 раз)........................
.........................................................................................................................................
к) Положить 3-и пальцы на вторые на обеих руках (5-8 раз)...............................
.........................................................................................................................................
2. Обследование динамической координации движений
а) Выполнить под счет:
пальцы сжать в кулак - разжать (5-8 раз)...............................................
держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе
(5-8 раз)......................................................
б) Тест на реципрокную координацию рук
- менять положение обеих рук одновременно:
одна кисть в позе ладони, другая сжата в кулак (5-8 раз).............................
- ритмическое постукивание ладонью одной руки два раза, а другой - один
раз...........................................................
в) сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь (5-8 раз)....................................
г) попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем сначала пра-
вой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно........................................
.........................................................................................................................................
д) Проведение проб:
одновременно поочередно
тыльная сторона - ладонь ......................... .....................
кулак - ладонь ......................... .....................
ребро - ладонь ........................ ....................
корова - коза ......................... ....................
VI. Выполнение двигательных программ (графические пробы)
VII. Исследование ритмического чувства
Простучать за логопедом карандашом ритмический рисунок:
а) ! !!, !! !
б) !!! !, ! !!!, !! !!
в) !! !!!, !!! !!
г) !!! !!!, !! !!!!, !!!! !!
д) ! !! !!! !, !!! ! !!! !!
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
а) дифференциация неречевых звуков, шумов
постучать по дереву, по металлу, по стеклу, пошуршать бумагой,
целлофаном...................................................................................................................
.........................................................................................................................................
б) повторить:
ау па - ба ма - мя
уи та - да на - ня
ои ка - га та - тя
ауи ва - фа да - дя
оуа ба - бя
ыио
ком - дом - сом
кит - кот - ток
мех -мох - пух
бак - бык - бок
мел - мель
брат - брать
башня - пашня
жар - жарь
в) Дифференциация звуков в словах.
Повтори:
с-з занавеска с-ч собачка
с-ц солнце ч-ш чашка
с-ш Саша ц-ч цепочка
з-ж железо
ш-ж живешь сь-щ блестящий
ч-ть течет ы-и дыни
ль-р рояль ль-й июль
г) Различие оппозиционных фонем.
Повтори:
с-з коса - коза суп - зуб
с-ц оса- овца сабля - цапля
с-ш усы - уши крыса - крыша
з-ж козы - кожи ножи - тазы
ш-ж Луша - лужа уши - ужи
ч-ть речка - редька Петька - печка
с-ч нос - ночь доски - дочки
ч-ш чай - шаль
ц-ч кольцо - колечко огурец - огурчик
ч-щ щука - чурка щепка - чепчик
сь-щ щит - сито щель - кисель
.........................................................................................................................................
д)
покажи, где назови сам
с-т санки-танки ............................................................................
с-ц свет-цвет ............................................................................
т-ц тапки-цапки ............................................................................
с-ш миска-мишка ..............................................................................
ш-ч шайка-чайка .............................................................................
ч-щ челка-щелка .............................................................................
щ-ть щелка-телка ............................................................................
з-ж розы- рожи ..........................................................................
ш-щ чаша- чаща ..........................................................................
ч-ть печка- Петька ............................................................................
р-л рожки - ложки ............................................................................
рь-ль рейка-лейка ............................................................................
р-й корка-койка ............................................................................
ль-й галька-гайка ............................................................................
п-б почка-бочка ............................................................................
к-г кости-гости ............................................................................
с-з сайка-зайка ............................................................................
т-д уточка-удочка ............................................................................
ф-в софа-сова ............................................................................
ш-ж Луша- лужа ............................................................................
п-пь пальцы-пяльцы ............................................................................
м-мь мышка-мишка ............................................................................
т-ть тапки-тяпки ............................................................................
н-нь банка-банька ............................................................................
р-рь круг-крюк ............................................................................
б-бь прибывает-прибивает ............................................................................
в-вь вол-вел ............................................................................
д-дь дымка- Димка ............................................................................
с-сь осы- оси ............................................................................
л - ль галка - галька ............................................................................
е) хлопни, когда услышишь звук С: С, Т, С, З, С, Ш, З, С, Ж, С
слог ШО: ША, ШО, СО, ШО, ШИ, ЖО, ШО,
ЗО.........................................................
ДИАГНОСТИКА УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СОКРАЩЕННЫЙ ВАРИАНТ МЕТОДИКИ
ДЛЯ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ