Обследование состояния общей моторики
ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
1. Движения и серии движений для рук:
- бросить мяч логопеду и поймать его в обратном броске;
- выполнить кругообразные движения рукой (левой и правой поочередно) с лентой над головой;
- руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;
- выполнить ту же серию движений (по образцу) за исключением одного заранее обусловленного запретного движения;
- правая рука на поясе, левая - к плечу, левая рука вверх,
правая - к плечу и т.д.; - держа руки над головой переложить из одной кисти в другую три ленты по очереди;
- поднять руку с каким-либо предметом вверх, затем другую руку поднять вверх, переложить предмет из руки в руку.
- Другие движения:
- прыгать на двух ногах и на каждой;
- впрыгнуть двумя ногами в лежащий на полу обруч и выпрыгнуть из него;
- катить обруч, передвигаясь рядом с ним.
- Произвольное управление движениями:
- остановиться по сигналу во время ходьбы, пробежки, прыжков;
- изменить вид движения в зависимости от сигналов (ходьба
на носочках под тихие удары в бубен, переход на ходьбу на полной ступне с увеличением громкости ударов, при прекращении звучания бубна - остановка движения).
4. Статическая координация:
- стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами, стопы ног
поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед; - стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами на одной,
затем на другой ноге, руки вытянуты вперед.
5. Динамическая координация:
- маршировать;
- маршировать чередуя шаг и хлопок ладонями
- выполнять подряд 3-5 приседаний на носочках стопы;
- проскакать на обеих ногах, на одной (от стола к окну);
- катить обруч, передвигаясь рядом с ним;
- пройти по одной линии, приставляя носок к пятке.
- Пространственная организация движений (по инструкции или
по образцу):
- ходить по кругу, а в обратном направлении через круг;
- ходить от центра круга направо, потом налево по кругу;
- пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали;
- повернуться на месте вокруг себя через правое плечо, через левое;
- последовательное выполнение пробы: кулак-ребро-ладонь правой, левой, двумя руками, на плоскости и без.
7. Темп выполнения движений:
- удерживать заданный темп в движениях рук после демонстрации логопеда;
- изменять темп выполнения серии движений от медленного к быстрому и наоборот (по сигналу логопеда): движения рук вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить;
- выполнение графических движений: чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 секунд в произвольном темпе; в течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее; в течение следующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК
(задания выполняются отдельно каждой рукой и обеими, уточняется ведущая рука)
1. Статическая координация движения:
- распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в этом положении
под счет до 10-15;
- распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удержать в этом положении под счет 10-15;
- выставить первый и пятый пальцы и удержать эту позу под
счет до 10-15; - выставить второй и третий пальцы и удержать под счет до 5-8;
- выставить второй и пятый пальцы и удержать под счет до 5-8;
- сложить первый и второй пальцы в кольцо и удержать под счет до 5-8;
- положить вторые пальцы на третьи на обеих руках и удержать под счет до 5-8;
- положить третьи пальцы на вторые и удержать под счет да 5-8.
2. Динамическая координация движений:
- пальцы сжать в кулак, разжать (5-8 раз);
- выполнить серию: кулак – ребро - ладонь (5-8 раз.);
- положить ладони на стол, разъединить пальцы, соединить вместе (5-8 раз);
- одновременно менять положение обеих рук: одна кисть сжата в кулак, другая разжата (5-8 раз);
- сложить пальцы в кольцо (все пальцы приблизить к большому) , раскрыть ладонь (5-8 раз);
- по очереди выставить второй и третий пальцы, затем второй
и пятый (5-8 раз); - по очереди соединять все пальцы рук с большим пальцем правой руки, левой руки, обеих рук одновременно;
- по очереди касаться каждым пальцем стола;
- по очереди перекатывать карандаш каждым пальцем, начиная со второго.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
РЕЧЕВАЯ КАРТА
1. Фамилия, имя, возраст_____________________________________________
____________________________________________________________________
2. Школа________________________ класс______________________________
3. Дом. адрес________________________________________________________
4. Дата зачисления на логопедический пункт____________________________
5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования)______________
____________________________________________________________________
6. Жалобы учителя или родителей______________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
7. Заключение психоневролога________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
8. Данные о ходе развития речи________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
9. Состояние слуха___________________________________________________
____________________________________________________________________
10. Состояние арт. аппарата (строение, подвижность)____________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
11. Общая характеристика речи. Запись беседы, самостоятельность связных
высказываний _______________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
а) словарный запас (охарактеризовать и привести примеры: словарь в пре-
делах обихода, шире и пр.; правильно ли используются слова по значению;
имеются ли какие замены слов, какие части речи преимущественно употреб-
ляет)________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
б) грамматический строй (указать возможность грамматического оформле-
ния речи: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизма, при-
вести примеры)______________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
в) произношение и различение звуков:
1) произношение звуков - отсутствие, искажение, замена и смешение отдель-
ных звуков)_________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
2) различение звуков на слух__________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3) произношение слов с различным слоговым составом, привести примеры
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
г) темп и внятность речи______________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
12. Письмо: образцы диктантов первичного обследования, а у учащихся, по-
сещавших ранее логопедический пункт, и при выпуске, сформированность
навыков анализа и синтеза звукового состава слова______________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
13. Чтение:
а) успеваемость по чтению к моменту поступления на логопункт___________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
б) характеристика владения техникой чтения____________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
в) ошибки при чтении________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
г) понимание прочитанного___________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Проявление заикания:
а) предполагаемая причина; выраженность заикания: ситуации, усугубляю-
щие его проявление (ответы у доски и т.п.)______________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, граммати-
ческий строй)________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общитель-
ность, замкнутость, импульсивность)__________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
г) адаптация к условиям общения______________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Краткая хар-ка ребенка по данным педагогических наблюдений
(организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспо-
собность, наблюдательность, отношение к своему дефекту)_______________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Заключение логопеда_________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Результаты исправления речи(отмечаются в карте к моменту выпуска уч-ся
из логопедического пункта и визируются учителем или родителями)_______
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
АНАМНЕЗ
1. От какой беременности................................
2. Чем закончились предыдущие беременности..................
............................................................
3. Как протекала беременность (токсикоз в 1-й, 2-й половине;
травмы в 1-й, 2-й половине - какие; другие заболевания и
вредности)..................................................
............................................................
............................................................
4. Как протекали роды (недоношенность, неблагоприятные роды,
асфиксия, родовые травмы)..................................
............................................................
............................................................
5. Когда закричал (сразу, после стимуляции).................
6. Вес при рождении.........................................
7. Приложен к груди (сразу, на ......... сутки).............
на грудном (искусственном) вскармливании до .............
8. Когда появились первые зубы..............................
9. Когда стал держать головку...............................
10. Когда начал сидеть......................................
стоять..................................................
ходить..................................................
11. Когда появилось гуление.................................
лепет...................................................
первые слова............................................
фраза...................................................
12. Период до 1 года:
детская нервность.......................................
семейные условия........................................
сон.....................................................
аппетит.................................................
инфекционные заболевания................................
соматические заболевания................................
мозговые заболевания....................................
мозговые травмы.........................................
моторное развитие - отставание, норма, опережение.......
........................................................
........................................................
........................................................
13. Период от 1 года до 3 лет:
детская нервность.......................................
семейные условия........................................
инфекционные заболевания................................
соматические заболевания................................
мозговые заболевания....................................
мозговые травмы.........................................
моторное развитие - отставание, норма, опережение.......
........................................................
........................................................
адаптация в детских яслях, саду.........................
........................................................
........................................................
........................................................
14. Не прерывалось ли речевое развитие (если да, то по ка-
кой причине, как долго длилось? с какими последствиями?)
........................................................
........................................................
........................................................
15. Как быстро накапливался словарный запас:
быстро..................................................
медленно................................................
16. Когда родители обратили внимание на речевой дефект?
........................................................
........................................................
Отношение ребенка к своему дефекту......................
17. Наследственность:
ведущая рука у родителей................................
мать....................................................
отец....................................................
наличие алкоголизма.....................................
нервно-психические заболевания..........................
ускоренный темп речи....................................
задержка речевого развития..............................
заикание у родителей и др. родственников по линии отца и
матери..................................................
........................................................
18. Темп речи (ускорен значительно; ускорен незначительно;
умеренный;замедлен незначительно - или уловочно; замед-
лен значительно)........................................
........................................................
19. Голос:
сила...................................................
высота.................................................
тембр (степень назализации в речевом потоке, модуляция,
звонкость,полетность).................................
......................................................
......................................................
......................................................
20. Дыхание:
в покое...............................
речевое дыхание.........................................
........................................................
........................................................
21. Заключение психоневролога...............................
........................................................
22. Заключение отоларинголога..............................
.......................................................
23. Заключение окулиста.....................................
........................................................
24. Заключение стоматолога и ортодонта......................
РЕЧЕВОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
I. Беседа на бытовую тему
как тебя зовут?..........................................................................................................
сколько тебе лет?......................................................................................................
где ты живешь?..........................................................................................................
есть ли у тебя друзья?..................................................................................................
как зовут маму?............................................................................................................
как зовут папу?............................................................................................................
кто еще есть дома?......................................................................................................
какие у тебя есть игрушки?......................................................................................
какая любимая? Расскажи о ней...............................................................................
куда ты складываешь свои игрушки?......................................................................
........................................................................................................................................
........................................................................................................................................
Что ты делал сегодня утром по порядку?...............................................................
........................................................................................................................................
Ты сюда пришел или приехал?.................................................................................
На чем можно ехать?..................................................................................................
Ты был в зоопарке? Кого ты там видел?.................................................................
........................................................................................................................................
Цапля - это животное или птица?............................................................................
Куда ты ездил летом? Что ты там видел?................................................................
........................................................................................................................................
VI. Самостоятельная речь
а) составить предложение по картинке:
скажи, кто что делает?
.................................................................. ..................... ...............................
................................................................... .................... ...............................
................................................................... ..................... ..............................
б) составить рассказ по картинке
................................................................... ..................... ..............................
................................................................... ..................... ..............................
................................................................... ..................... ..............................
в) составить рассказ по серии
картинок.......................................................................................................................
........................................................................................................................................
........................................................................................................................................
г) составить рассказ
по опорным словам и предложениям без опоры
................................................................ ..............................................................
............................................................... ..............................................................
............................................................... ..............................................................
г) пересказ....................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
VII. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
А
Э
Ы
О
У
И
С
СЬ
З
ЗЬ
Ц
Ч
Ш
Ж
Щ
Л
ЛЬ
Р
РЬ
Й
Г
ГЬ
К
КЬ
Х
ХЬ
Б
БЬ
П
ПЬ
Т
ТЬ
Д
ДЬ
В
ВЬ
Ф
ФЬ
VIII. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
а) дифференциация неречевых звуков, шумов
постучать по дереву, по металлу, по стеклу, пошуршать бумагой,
целлофаном...................................................................................................................
.........................................................................................................................................
б) повторить:
ау па - ба ма - мя
уи та - да на - ня
ои ка - га та - тя
ауи ва - фа да - дя
оуа ба - бя
ыио
ком - дом - сом
кит - кот - ток
мех -мох - пух
бак - бык - бок
мел - мель
брат - брать
башня - пашня
жар - жарь
в) Дифференциация звуков в словах.
Повтори:
с-з занавеска с-ч собачка
с-ц солнце ч-ш чашка
с-ш Саша ц-ч цепочка
з-ж железо
ш-ж живешь сь-щ блестящий
ч-ть течет ы-и дыни
ль-р рояль ль-й июль
с-з коса - коза суп - зуб
с-ц оса- овца сабля - цапля
с-ш усы - уши крыса - крыша
з-ж козы - кожи ножи - тазы
ш-ж уши - ужи
ч-ть речка - редька Петька - печка
с-ч нос - ночь доски - дочки
ч-ш чай - шаль
ц-ч кольцо - колечко огурец - огурчик
ч-щ щепка - чепчик
сь-щ щель - кисель
.........................................................................................................................................
г) показать картинки со звуком ( ш ); ( р )
д) подобрать картинки к названным словам-паронимам
крыша-крыса бочка-почка коза-коса
ложки-рожки дрова-трава жар-шар
лук-люк сова-софа мышка-мишка
кот-год хор-хорь
IХ. Анализ звукового состава слова:
а) выделение начального гласного в слове:
ударный..........................................................................................................................
аист, облако, иглы, удочка
б) выделение гласного в середине слова
рак, дом, лук, кит, сыр................................................................................................
в) выделение гласного в конце слова:
пила, грибы, кольцо, очки, кенгуру.........................................................................
г) выделение согласного в конце слова:..................................................................
кот, жук, автобус, дом, шар, стул
д) выделение согласного в начале слова:
танк, козел, санки, ракета, мышь, ландыш.........................................................
е) выделение согласного из стечения двух звуков
бант, белка, слон, груша, лампа..............................................................................
ж) определить количество звуков (гласных или согласных) в слове
нос
рыба
слон
машина
улитка
вертолет
з) определить из скольких звуков состоит слово
кот
сом
стул
ноты
лимон
крокодил
и) определить место звука в слове
рыба (б)
шапка (к)
шкаф (а)
тарелка (л)
клубок (о)
самовар (р)
к) определить последовательность звуков в слове
мак
сук
дом
стакан
танк
малина
л) составить слова из звуков
к, о, т, м, а, к д, о, м с, о, к
р,у , к, а ш,у ,б, а к, р, а, н
с,у, м, к, а п, о, л, к, а ш,а, п, к,а
а, р, ш д,м,ы а,р,к
л,а,н,у з,о,р,а и,ш,а,н
м) подобрать слово, которое будет начинаться на тот же звук, что и назван-
ное логопедом
стол чайка полка каша
зима рука бочка горка
шапка репа туча вата
щепка лужа дом форма
ВЫВОДЫ:__________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:
ОБСЛЕДОВАНИЕ МОТОРИКИ
Аппарата
(вначале по показу, затем по словесной инструкции при многократном по-
вторении)
1. Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот
по показу......................................................................................................................
по словесной инструкции..........................................................................................
2. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов
(резцов), затем поднять кончик языка к верхним зубам (резцам) и положить
на верхнюю губу
по показу......................................................................................................................
по словесной инструкции..........................................................................................
3. Положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получи-
лась "чашечка", занести эту "чашечку" в рот.
по показу......................................................................................................................
по словесной инструкции..........................................................................................
4. Широко раскрыть рот, как при звуке [ а ], растянуть губы в "улыбку", вы-
тянуть в "трубочку"
по показу......................................................................................................................
по словесной инструкции..........................................................................................
5. Широко раскрыть рот, затем полузакрыть и закрыть его
по показу......................................................................................................................
по словесной инструкции..........................................................................................
6. Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность
звуков и слогов изменяется)
а - и - у......................
у - и - а.......................
ка -па - та...................
па - ка - та..............................
пла - пло - плу.......................
рал - лар - тар - тал.......................................................
скла - взма - здра...........................................................
СОКРАЩЕННЫЙ ВАРИАНТ МЕТОДИКИ
ДЛЯ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ
ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
1. Движения и серии движений для рук:
- бросить мяч логопеду и поймать его в обратном броске;
- выполнить кругообразные движения рукой (левой и правой поочередно) с лентой над головой;
- руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;
- выполнить ту же серию движений (по образцу) за исключением одного заранее обусловленного запретного движения;
- правая рука на поясе, левая - к плечу, левая рука вверх,
правая - к плечу и т.д.; - держа руки над головой переложить из одной кисти в другую три ленты по очереди;
- поднять руку с каким-либо предметом вверх, затем другую руку поднять вверх, переложить предмет из руки в руку.
- Другие движения:
- прыгать на двух ногах и на каждой;
- впрыгнуть двумя ногами в лежащий на полу обруч и выпрыгнуть из него;
- катить обруч, передвигаясь рядом с ним.
- Произвольное управление движениями:
- остановиться по сигналу во время ходьбы, пробежки, прыжков;
- изменить вид движения в зависимости от сигналов (ходьба
на носочках под тихие удары в бубен, переход на ходьбу на полной ступне с увеличением громкости ударов, при прекращении звучания бубна - остановка движения).
4. Статическая координация:
- стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами, стопы ног
поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед; - стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами на одной,
затем на другой ноге, руки вытянуты вперед.
5. Динамическая координация:
- маршировать;
- маршировать чередуя шаг и хлопок ладонями
- выполнять подряд 3-5 приседаний на носочках стопы;
- проскакать на обеих ногах, на одной (от стола к окну);
- катить обруч, передвигаясь рядом с ним;
- пройти по одной линии, приставляя носок к пятке.
- Пространственная организация движений (по инструкции или
по образцу):
- ходить по кругу, а в обратном направлении через круг;
- ходить от центра круга направо, потом налево по кругу;
- пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали;
- повернуться на месте вокруг себя через правое плечо, через левое;
- последовательное выполнение пробы: кулак-ребро-ладонь правой, левой, двумя руками, на плоскости и без.
7. Темп выполнения движений:
- удерживать заданный темп в движениях рук после демонстрации логопеда;
- изменять темп выполнения серии движений от медленного к быстрому и наоборот (по сигналу логопеда): движения рук вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить;
- выполнение графических движений: чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 секунд в произвольном темпе; в течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее; в течение следующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе.