Основные целевые группы, на которые направлен проект.
Целевые группы – это лица или организации, на которые проект будет непосредственно положительно влиять в ходе реализации проектных целей. Например, школьники 8–10-х классов средних общеобразовательных школ, студенты 1–3-х курсов высших и средних специальных учебных заведений и т.п.
Основные цели и задачи проекта
Цели – это наиболее общие утверждения, задающие ориентир на планируемые результаты. Их главное назначение – показать тип проблемы, с которой имеет дело проект.
Задачи – конкретные и поддающиеся измерению возможные изменения ситуации, которую вы охарактеризовали в разделе «Описание проблемы». Эти изменения (улучшения) произойдут в результате осуществления вашего проекта. Задачи должны быть максимально конкретизированы.
Рекомендуется формулировать для проекта одну общую цель и несколько задач – этапов ее достижения.
Выполнение задач приводит к достижению целей и, следовательно, решению проблемы. Цель рассматривается как общее видение итога, а задачи – это конкретные частные результаты.
Целесообразно сопоставлять задачи с проблемами, обозначенными в пункте «Описание проблемы». Тогда каждой проблеме будет соответствовать по крайней мере одна четкая задача.
Каждое мероприятие должно соответствовать поставленной задаче.
6. Сроки реализации. Ожидаемые результаты. Механизм оценки результатов (не более 1 страницы)
Каждая задача имеет свои результаты, достижимые за определенный отрезок времени. Здесь необходимо описать как можно более точно те изменения, которые должны произойти после реализации проекта. Это могут быть новые знания и умения, изменившиеся убеждения и ценности, новое поведение, изменения в условиях жизни и т.п.
Формами продуктов проектной деятельности могут быть: выставка, сценарий, экскурсия, игра, праздник, проведение и анализ социологического опроса, буклет, брошюра и т.п.
Механизм оценки результатов
Этот раздел (2–3 абзаца) должен содержать ответы на следующие вопросы: Каким образом будет оцениваться эффективность проекта в целом? Кто будет оценивать достижение поставленных задач и намеченных результатов в ходе выполнения проекта? Каковы критерии оценки (индикаторы) эффективности проекта?
Оценка эффективности проекта может осуществляться самими участниками проекта либо специально приглашенными экспертами путем анкетирования, рецензирования, составления отзыва и т.п.
Индикаторы эффективности проекта описываются как показатели, поддающиеся объективной проверке. Например, если речь идет об обучении, то индикаторами могут быть количество подготовленных лиц; компетенции, которых они достигли; количество рабочих групп в процессе обучения; количество и качество разработанных ими материалов и пр.
Индикаторы должны быть:
- конкретными (например, если проект нацелен на усиление членства в досуговой организации, индикаторы достижения могут включать уровень участия членов в общих собраниях);
- точно выраженными (например, если повышение уровня доступности социальных услуг принимается как индикатор, всем должно быть понятно, что подразумевается под словом «доступность»);
- надежными – должны существовать обоснованные доказательства того, что изменения в выбранных индикаторах обусловлены, напрямую или косвенно, вмешательством проекта;
- последовательными – для определения долговременных изменений важно, чтобы одни и те же индикаторы применялись на протяжении длительного периода;
- легко собираемыми.
Реализация социального проекта.
В данном разделе необходимо представитьплан проекта, который составляется для того, чтобы определить, с помощью каких мероприятий будет достигаться результат.
Пример 1:
Календарный план реализации проекта
Наименование этапов, мероприятий | Сроки начала и окончания | Ожидаемые итоги |
Пример 2.
Поэтапный план реализации проекта.
Этап 1. Название и сроки этапа. Мероприятие
Этап 2. Название и сроки этапа. Мероприятие
Этап 3 …
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
ФИО студента ___________________________________________________________________
ФИО эксперта ___________________________________________________________________
№ п/п | Критерии оценки | Оценка | |
Социальный проект: 0 – позиция отсутствует, 1 – низкий уровень, 2 – средний уровень, 3 – высокий уровень | |||
1. | актуальность, общественная потребность, значимость проекта; | ||
2. | чёткая постановка проблемы; конкретность цели проекта и ее соответствие рассматриваемой проблеме; | ||
3. | технологичность проекта, последовательность этапов его реализации; | ||
4. | наличие конкретных методов и форм работы по реализации проекта, их эффективность, современность и инновационность; | ||
5. | обоснованность необходимых затрат для реализации проекта, соответствие человеческих, финансовых, материально-технических ресурсов поставленной цели; | ||
6. | обоснованность количественных и качественных критериев оценки эффективности проекта; | ||
7. | наличие конкретного эффекта реализации проекта, соответствие полученных результатов поставленной цели; | ||
Устное выступление (включая защиту проекта и ответы на вопросы): 0 – позиция отсутствует, 1 – низкий уровень, 2 – средний уровень, 3 – высокий уровень | |||
8. | степень владения материалом; | ||
9. | аргументированность суждений и выводов; | ||
10. | логика изложения материала; | ||
11. | культура речи; | ||
12. | ораторское искусство (умение заинтересовать аудиторию); | ||
13. | умение кратко и полно раскрыть содержание работы. | ||
Компьютерная презентация: 0 – позиция отсутствует, 1 – низкий уровень, 2 – средний уровень, 3 – высокий уровень | |||
14. | единый, соответствующий тематике проекта стиль презентации; удачные сочетание цветов, выбор размера и начертания шрифта; оправданные эффекты анимации и т.п. | ||
15. | качественный и уместный графический и иллюстративный материал, | ||
16. | соответствие структуры и содержания презентации представленному проекту; лаконичность материала. | ||
Бонус: Максимальная оценка – 5 баллов | |||
17. | Оригинальность, творчество, самостоятельность суждений, и др. | ||
ИТОГ: | |||
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОБРАЗЕЦ
ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ
Витебский государственный университет имени П.М. Машерова
Факультет социальной педагогики и психологии
Кафедра социально-педагогической работы
Отчет
о прохождении практики
студента __________________________
(ф.и.о., курс, форма обучения )
проверил _______________________
(ф.и.о., должность,
звание преподавателя)
ОБРАЗЕЦ ДНЕВНИКА ПРАКТИКИ
Число | Время | Наименование мероприятий и содержание задания | Подпись ответственного лица |
Установочная конференция по вопросам прохождения практики, ознакомление с программой практики и групповым методистом. | |||
Ознакомление с социально-педагогической и психологической службой (СППС), беседы с специалистами. (Указать фамилии и темы бесед). Ознакомление с документацией СППС (законы, постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, нормативные и др. руководящие документы, внутренняя документация СППС). Изучение деятельности СППС, составление блок-схемы внутренних и внешних связей СППС, социальные паспорта территорий, ознакомление с формами и методами работы специалистов СППС. | |||
Участие совместно со специалистами СППС в мероприятиях, связанных с посещением семей; индивидуальная работа по улучшению качества обслуживания клиентов; проведение организационной, пропагандистской, профилактической и исследовательской работы в соответствии с темой дипломной проекта и программой практики (Перечислить мероприятия, формы, методы и время проведения). Выполнение исследовательской работы по теме проекта (анкетирование, тестирование, диагностика, коррекция, консультирование, беседа, наблюдение). | |||
Продолжение стажировки в СППС, внесение предложений по улучшению качества его деятельности, продолжение работы над темой проекта (Указать и обосновать ваши предложения). | |||
Составление отчетной документации |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Порядок составления, оформления и защиты отчета по практике
Отчет состоит из трех частей: введение, основная часть, заключение.
Во введении дается краткая характеристика деятельности организации, в которой студент проходил преддипломную практику, определяются цели и задачи исследовательской деятельности в период прохождения практики.
В основной части отчета дается изложение проделанной студентом работы в ходе практики, изученных вопросов, проведенных исследований и полученных им результатов. Здесь же описываются проблемы, с которыми студент столкнулся во время практики, трудности, которые возникали при выполнении возложенных на него обязанностей, как он усвоил работу, были ли поощрения или нарекания по работе и т.д. Изложение материала в основной части отчета должно соответствовать утвержденному календарному плану практики студента и фактической хронологии событий.
В заключительной части студент излагает основные выводы, оценивает свою деятельность и приобретенный практический опыт. Кроме того, в заключительной части отчета студент должен изложить свои критические замечания по вопросам работы, и предлагает свои идеи по улучшению работы организации, где он проходил практику.
Структура отчета
1.Название организации/учреждения, место расположения (адрес), фамилия руководителя от организации/учреждения и университета;
2. Сроки прохождения практики;
3. Функции организации/учреждения, ее цель и задачи;
4. Содержание направлений и видов деятельности проведенных в организации/учреждения, технологии их осуществления;
5. Содержание работы в рамках проекта;
6. Выводы о возможностях и направлениях организации структуры, функций направлений деятельности организаций с целью оптимизации повышения их эффективности.
7. Приложения к дневниковым записям и отчету:
− нормативные и правовые документы, регламентирующие деятельность организации;
− внутренние документы организации, где студент проходил практику;
− аналитические материалы, разработки, в которых участвовал студент;
− диагностический инструментарий, разработанный и апробированный в ходе практики;
− инновационный внедренческий проект, разработанный студентом;
− методические материалы, подготовленные студентом;
− публикация, подготовленная студентом;
− презентация опыта и практики (описание, мультимедиапрезентация);
− иные документы, которые студент считает нужным продемонстрировать.
Все приложения должны быть пронумерованы. В тексте отчета должны быть ссылки на приложения.