I. Аттестация работников и установление разрядов оплаты их труда по Единой тарифной сетке (ЕТС)
1. Вопрос. Могут ли аттестационные комиссии каждого уровня (образовательного учреждения, районная (городская), главная аттестационная комиссия) или соответствующие органы управления образованием принимать свои положения об аттестации педагогических и руководящих работников?
Ответ. Нет, не могут. На основе Типового положения об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 17июня 1993 г. № 256 (далее — Типовое положение) (п. 1.1.), субъекты Российской Федерации разрабатывают положения об аттестации (территориальные положения), которые наряду с Типовым положением являются нормативной основой для проведения аттестации педагогических и руководящих работников в районе, городе, образовательном учреждении.
Территориальными положениями определяются формы и процедуры проведения аттестации и деятельности аттестационных комиссий, сроки действия квалификационных категорий, порядок и условия, дополняющие и конкретизирующие Типовое положение.
2. Вопрос. Должны ли педагогические работники предупреждаться руководителем образовательного учреждения об изменении в оплате их труда за два месяца до истечения срока действия квалификационной категории?
Ответ. Нет, не должны. В данном случае изменение оплаты труда происходит в связи с окончанием срока, на который была присвоена квалификационная категория, а не в связи с изменениями в организации производства и труда, о которых согласно ст. 25 КЗоТ Российской Федерации работник должен быть предупрежден за два месяца.
3. Вопрос. Правомерна ли замена присваиваемых по результатам аттестации квалификационных категорий на квалификационные звания: «учитель-методист», «учитель-исследователь» и др.?
Ответ. Введение указанных квалификационных званий не допускается, т.к. условий оплаты труда за такие звания не предусмотрено.
Согласно Типовому положению, по результатам аттестации педагогическим и руководящим работникам присваиваются только квалификационные категории. Они же учитываются в соответствии с требованиями тарифно-квалификационных характеристик, утвержденных приказом Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. № 463/1268 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минобразования России от 14 декабря 1995 г. № 622/1646) (далее по тексту — ТКХ), при установлении им разрядов оплаты труда по ЕТС.
4. Вопрос. По какому разряду следует оплачивать труд учителя, имеющего ученую степень кандидата наук, если он не имеет квалификационной категории?
Ответ. Оплата труда учителя в указанном случае должна осуществляться на один разряд выше по сравнению с тем разрядом, который ему может быть установлен в соответствии с его образованием и стажем педагогической работы на основании ТКХ по должности учителя.
Например, если этот учитель имеет высшее образование и педагогический стаж 20 и более лет оплата его труда должна производиться по 13 разряду.
5. Вопрос. Зависят ли разряды оплаты труда методистов районных (городских) учебно-методических (методических) кабинетов (центров) и методистов образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов от наличия или отсутствия у них квалификационной категории?
Ответ. Нет, не зависят, т.к. методисты указанных учреждений аттестацию на присвоение квалификационных категорий не проходят, а разряды им устанавливаются в зависимости от стажа работы в должности методиста.
В случае, когда на должность методиста в указанные учреждения принимается педагогический работник, которому по прежней педагогической работе (например, в должности учителя, методиста учреждения дополнительного образования детей и др.) была присвоена первая или высшая квалификационная категория, то ему устанавливается 13 разряд по ЕТС — при наличии первой квалификационной категории; 14 разряд по ЕТС — при наличии высшей квалификационной категории (п. 6.4. приказа Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. № 463/1268).
6. Вопрос. Может ли оплата труда работников на разных педагогических должностях производиться с учетом квалификационной категории, присвоенной работнику по одной из педагогических должностей?
Ответ. Оплата труда па разных педагогических должностях может в ряде случаев осуществляться с учетом присвоенной по одной из занимаемых должностей квалификационной категории, если совпадают по этим должностям их должностные обязанности, учебные программы, профили работы.
В других случаях вопрос о возможности учитывать при оплате труда за работу на разных педагогических должностях имеющуюся квалификационную категорию, присвоенную по одной из них, может быть рассмотрен соответствующей аттестационной комиссией на основании письменного заявления работника.
7. Вопрос. Всегда ли администрация при приеме на работу педагогического или другого работника обязана оплачивать его труд по разряду ЕТС, который он имел по прежнему месту работы?
Ответ. Нет, не всегда. Администрация обязана оплачивать труд работника по разряду ЕТС, который он имел по прежнему месту работы в случаях, если:
— работник принимается на работу в той же должности (специальности) и при этом его образование, стаж педагогической работы или квалификационная категория соответствуют требованиям ТКХ;
— работник, имеющий квалификационную категорию по одной педагогической должности, принимается на работу по другой педагогической должности, но совпадают по этим должностям их должностные обязанности, учебные программы, профили работы (см. ответ на вопрос 6).
Администрация не обязана оплачивать труд работника по разряду ЕТС, который он имел по прежнему месту работы в случаях, если:
— работник принимается на другую должность, для которой в ТКХ установлены иные требования к квалификации работника;
— более высокий разряд работнику по ЕТС по прежнему месту работы устанавливался в Порядке исключения, согласно п. 2.5. приложения 1 к приказу Минобразования России и Госкомвуза России от 14 декабря 1995 г № 622/1646 и п. 7 «Общих положений» ТКХ;
— по каким-либо причинам работнику более высокий разряд по ЕТС устанавливался в нарушение действующего порядка;
— диапазон разрядов оплаты труда по ЕТС по прежней должности выше, чем диапазон разрядов предусмотренный по должности, на которую принимается работник (например, учителем в общеобразовательное учреждение принят работник с должности доцента, профессора вуза или научного сотрудника НИИ, где ему был установлен 15 или 16 разряд по ЕТС).
В то же время в целях привлечения для работы в общеобразовательные и другие образовательные учреждения высококвалифицированных специалистов из вузов и НИИ и их материальной заинтересованности в территориальных положениях может предусматриваться особый порядок присвоения им квалификационных категорий.
8. Вопрос. Может ли быть присвоена отдельным высококвалифицированным педагогическим работникам, например, имеющим почетное звание «Заслуженный учитель» или ученую степень кандидата или доктора наук, или награжденным значками «Отличник народного просвещения» и др., вторая, первая или высшая квалификационная категория без прохождения аттестации?
Ответ. Типовым положением не устанавливается каких-либо преимуществ для отдельных лиц, проходящих аттестацию на присвоение квалификационных категорий, в т.ч. для имеющих почетные звания, отраслевые знаки отличия или ученые степени кандидата (доктора) наук.
Преимущества в таком случае могут устанавливаться территориальными положениями, т.к. право определять формы и процедуры аттестации, согласно Типовому положению, отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.
Так, отдельными территориальными положениями предусмотрено освобождение таких работников от одного из направлений аттестации или присвоение им квалификационных категорий без ее прохождения.
9. Вопрос. Вносятся ли в трудовые книжки педагогических и руководящих работников сведения об установленных разрядах, присвоенных категориях и сроках их действия?
Ответ. В трудовые книжки работников вносятся лишь сведения о присвоении им квалификационных категорий по результатам аттестации (в том числе о ее подтверждении или присвоении другой). Образцы таких записей приведены в письме Минобразования России от 29 декабря 1993 г. № 239-М «Ответы на вопросы по проведению аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации и установлению им разрядов оплаты труда по ЕТС» (ответ на вопрос 10).
Сведения об установленных работникам разрядах оплаты труда, в том числе и без прохождения аттестации, вносить в трудовые книжки нецелесообразно, поскольку разряд определяет лишь уровень оплаты труда по ЕТС.
Сведения о сроке, на который присваивается квалификационная категория, в трудовую книжку работника не вносятся. Срок указывается в аттестационном листе, выдаваемом работнику на руки.
10. Вопрос. Как аттестовывать заведующую дошкольным образовательным учреждением в период капитального ремонта?
Ответ. Аттестация заведующей дошкольным образовательным учреждением в указанном случае осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных Типовым положением (с учетом п. 3. 9.), территориальным положением и квалификационными требованиями, утвержденными приказом Минобразования России и Госкомвуза России от 14 декабря 1995 г. № 622/1646 (приложение 3).
11. Вопрос. Влияет ли на получение педагогическим работником квалификационной категории то, что специальность по диплому и преподаваемый предмет не совпадают?
Ответ. Нет, не влияет.
12. Вопрос. Проводится ли аттестация младших воспитателей?
Ответ. Младшие воспитатели относятся к учебно-вспомогательному персоналу, поэтому порядок аттестации, предусмотренный для педагогических работников, к ним не применяется.
При занятии должности младшего воспитателя и определении ему разряда оплаты труда по ЕТС он аттестуется на соответствие его уровня квалификации требованиям ТКХ.
13. Вопрос. Имеет ли право педагогический работник, получивший, например, вторую квалификационную категорию, до истечения срока ее действия пройти аттестацию на первую или высшую квалификационную категорию. Если да, то может ли взиматься плата за прохождение в этом случае аттестации?
Ответ. Педагогический работник, имеющий вторую квалификационную категорию, может до истечения срока ее действия обратиться в соответствующую аттестационную комиссию для прохождения аттестации на первую или высшую квалификационную категорию.
Взимание платы за прохождение аттестации в установленные сроки или до истечения срока, на который была присвоена квалификационная категория, на более высокую квалификационную категорию не допускается (см. письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 мая 1994 г. № 51-М «О положениях об аттестации педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений субъектов Российской Федерации»).
14. Вопрос. Учитывается ли заместителю заведующего дошкольным образовательным учреждением квалификационная категория, полученная им по должности «старший воспитатель»?
Ответ. В случае, если на должность заместителя заведующего дошкольным образовательным учреждением переведен старший воспитатель этого учреждения, имеющий квалификационную категорию, то вопрос о возможности учета его квалификационной категории по новой должности может быть решен аттестационной комиссией, аттестующей руководящих работников.
15. Вопрос. В настоящее время существуют многочисленные образовательные учреждения, специализирующиеся на повышении квалификации работников, в рекламных проспектах которых гарантируется, что выданный ими документ позволит работнику получить квалификационную категорию или более высокий разряд оплаты труда по ЕТС, в т.ч. значительно выходящий за диапазон разрядов, установленный ТКХ по соответствующей должности.
Каким образом документы, предъявляемые работником по окончании такого учреждения, могут быть приняты во внимание при установлении разрядов оплаты труда по ЕТС или присвоении квалификационных категорий?
Ответ. Разряды оплаты труда по ЕТС педагогическим работникам устанавливаются только в пределах диапазона разрядов, предусмотренных по занимаемой должности, с учетом требований ТКХ к уровню образования, стажу педагогической работы (работы по специальности), квалификационной категории, присваиваемой в установленном порядке.
Типовое положение не устанавливает преимуществ для работников, прошедших повышение квалификации, при присвоении им квалификационных категорий. Какие-либо преимущества могут быть предусмотрены в территориальных положениях, например, освобождение от одного из направлений аттестации.
Документы, свидетельствующие о повышении квалификации работника, могут быть приняты во внимание в период аттестации работника при обобщении итогов его деятельности.
16. Вопрос. Какие документы должен представить педагогический работник в аттестационную комиссию для аттестации?
Ответ. Согласно п. 3.2. Типового положения основанием для прохождения аттестации является личное заявление работника с указанием квалификационной категории, на которую он претендует, с обоснованием.
Не правомерно включать в территориальные положения требования к аттестуемым о представлении каких-либо других документов.
Представление, характеристика на аттестуемого или другие документы при необходимости могут быть затребованы от руководителя образовательного учреждения непосредственно аттестационной комиссией, проводящей аттестацию.
17. Вопрос. В тарифно-квалификационных характеристиках по таким должностям служащих, как инженер, библиотекарь, бухгалтер и др., против каждого разряда оплаты труда специалиста в скобках указывается, например, (библиотекарь II категории), (библиотекарь I категории), (ведущий библиотекарь). Кто присваивает эти категории или наименование «ведущий»?
Ответ. Указанным специалистам категории или наименование «ведущий» не присваиваются, а являются частью наименования их должности. Основанием для установления, например, библиотечному работнику 10 разряда оплаты труда по ЕТС является введение в штатное расписание образовательного учреждения должности «библиотекарь I категории».
Работник, принимаемый на должность «библиотекарь I категории», аттестуется на соответствие уровня его квалификации требованиям ТКХ (Положение о порядке проведения аттестации в организациях культуры и искусства, утвержденное приказом Минкультуры России от 13 ноября 1992 г. № 344).
Должности инженер I или II категории, ведущий инженер; бухгалтер I или II категории, ведущий бухгалтер; электроник I или II категории, ведущий электроник и др., на которые работники принимаются в образовательные учреждения, относятся к общеотраслевым должностям служащих. Указанные работники аттестуются на соответствие уровня их квалификации требованиям ТКХ, утвержденных постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 г. № 32, в соответствии с Положением об аттестации, утвержденным постановлением Минтруда России от 23 октября 1992 г. № 27.
II. Определение образования и стажа педагогической работы