Психолог по выпускной диагностике
Проводит социально-психологическое и психофизиологическое обследование подростков для диагностики мотиваций, интересов, склонностей, способностей.
Проводит профориентационную работу с подростками с учетом данных психодиагностического обследования.
Осуществляет индивидуальную психокоррекционную работу с подростками.
Оформляет заключения о профессиональной пригодности подростков к конкретным видам трудовой деятельности или учебе в средних специальных и высших учебных заведениях различного профиля.
Разъясняет воспитателям и педагогам детских учреждений данные психодиагностического обследования подростков и рекомендаций по их профессиональной ориентации.
Участвует в подготовке методических рекомендаций ПМПК по профессиональной ориентации молодежи.
Разрабатывает и внедряет в практику работы новые методы диагностического обследования подростков.
Участвует в семинарах и конференциях по проблемам профконсультирования и профдиагностики.
Консультирует специалистов по вопросам психодиагностики и профориентации подростков.
Несет ответственность за жизнь и здоровье подростков во время проведения профконсультирования и профдиагностики, соблюдение правил санитарии и противопожарной безопасности.
Логопед
Выявляет детей, имеющих речевые нарушения различного генеза в возрасте от 3-х до 16 лет, обратившихся в ПМПК.
Выявляет детей и подростков, имеющих речевые нарушения различного генеза, выезжая в детские дома и другие учреждения.
Проводит углубленное логопедическое обследование детей и подростков для определения уровня речевого развития, выявления специфических речевых нарушений и структуры дефекта.
Оформляет документацию установленного образца по результатам обследования детей и подростков.
Участвует в семинарах, конференциях и других мероприятиях по проблемам диагностики речевых нарушений.
Оказывает консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим) и специалистам с целью профилактики речевых нарушений у детей.
Оказывает методическую помощь специалистам по вопросам дифференциальной диагностики речевых нарушений у детей и подростков.
Участвует в работе городской экспертной комиссии по определению типа образовательного учреждения для ребенка.
При необходимости участвует в районных психолого-медико-педагогических комиссиях с целью оказания методической помощи ее членам.
Несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка при проведении обследования, соблюдение правил производственной санитарии и противопожарной безопасности.
Специальный педагог (дефектолог)
Проводит педагогическое изучение детей, используя различные организационные формы диагностической работы (индивидуальное обследование, индивидуальные и групповые занятия).
Совместно с другими специалистами участвует в комплексном обследовании особенностей познавательной деятельности, личности и эмоционально-волевой сферы детей и подростков с проблемами в обучении, поведении, общении.
Оформляет по данным проведенного обследования документацию установленного образца.
Участвует в работе экспертной комиссии по определению типа обучения ребенка.
Оказывает консультативную помощь родителям и специалистам реабилитационных детских учреждений по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами в развитии.
Поддерживает связь с учебно-воспитательными учреждениями города с целью осуществления лонгитюдного наблюдения за детьми, которым рекомендовано пробное обучение по программе того или иного типа школы.
Проводит работу в детских домах по первичной и рубежной диагностике детей, оставшихся без попечения родителей.
Осуществляет связь с научными учреждениями города, принимает участие в семинарах, научно-практических конференциях и других мероприятиях по проблемам детства.
Участвует в научно-методической работе.
Несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время педагогического изучения и проведения коррекционных занятий, соблюдение правил производственной санитарии и противопожарной безопасности.
Сурдопедагог
Проводит педагогическое изучение ребенка посредством наблюдения и других (инструментальных) методов обследования.
Оформляет документацию установленного образца с индивидуальным заключением по данным обследования и конкретными рекомендациями по дальнейшему обучению и воспитанию ребенка.
Проводит обследование детей в детских учреждениях для первичного выявления снижения слуха и своевременного оказания специальной помощи.
Прослеживает динамику развития детей, осуществляя наблюдение за развитием речи ребенка и его произносительными навыками для уточнения выявленных нарушений в сложных для диагностики случаях.
Консультирует родителей детей со слуховой депривацией по развитию слухового восприятия речи.
Выявляет детей, нуждающихся в коррекционных занятиях. Организует их всестороннее обследование.
Проводит индивидуальные и групповые специальные (коррекционные) занятия с учетом возраста, степени и характера нарушений слуха у ребенка.
Оказывает методическую и практическую помощь различным категориям сотрудников специальных детских садов, школ, детских домов и школ-интернатов.
Участвует в семинарах, конференциях по проблемам детей со слуховой депривацией.
Несет ответственность за соблюдение правил техники безопасности при эксплуатации имеющегося электрооборудования.
Несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время педагогического изучения и коррекционных занятий, соблюдение правил санитарии и противопожарной безопасности.
Тифлопедагог
Выявляет и осуществляет первичную диагностику детей с патологией зрения, дает рекомендации специалистам, работающим с детьми по развитию зрительного восприятия и охране зрения.
Оформляет документацию установленного образца по результатам обследования детей и подростков.
Оказывает консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим) и специалистам, разъясняя пути коррекционно-воспитательной работы, приемы развития познавательной, игровой и других видов деятельности, знакомя с новинками научно-педагогической литературы, специальными приемами воспитания ребенка, имеющего нарушения зрения.
Оказывает теоретическую и практическую помощь учителям и воспитателям учреждений для слепых и слабовидящих в подготовке и проведении родительских собраний, методических объединений, педсоветов.
Разрабатывает и внедряет в практику работы специальных учреждений методики развития у детей зрительного восприятия.
Участвует в семинарах, научно-практических конференциях и других мероприятиях по проблемам детей со зрительной депривацией.
Несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время педагогического изучения и коррекционных занятий, соблюдение правил производственной санитарии и противопожарной безопасности.
Социальный педагог
Осуществляет комплекс мероприятий по социальной защите ребенка, обратившегося в ПМПК.
Проводит изучение социальной среды ребенка, находящегося в кризисной или экстремальной ситуации, с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки.
Выступает посредником между семьей, учреждением, в которых воспитывается ребенок, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов с целью предупреждения возможных конфликтов и для решения вопросов по социальной защите и социальной помощи.
Присутствует на заседаниях экспертной комиссии ПМПК с целью выявления и учета детей, нуждающихся в социальной помощи и поддержке, своевременного подключения соответствующих специалистов для оказания помощи по патронажу, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, по трудоустройству и т.д.
Проводит консультирование родителей (лиц, их заменяющих) и специалистов по вопросам охраны детства.
Участвует в разработке специальных проектов и программ совместно со специалистами ПМПК.
Определяет задачи, формы и методы работы с детьми, нуждающимися в социальной помощи и поддержке, проводит соответствующий инструктаж специалистов детских учреждений.
Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб и различными благотворительными организациями, принимающими участие в работе с детьми, и семьями, нуждающимися в социальной поддержке.
Выполняет разные поручения администрации, связанные с решением вопросов по социальной защите детей.
Несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка при проведении с ним бесед и консультаций, соблюдение правил производственной санитарии и противопожарной безопасности.
Раздел 5.
О психолого-педагогической экспертизе
О введении психолого-педагогической экспертизы и
критериях оценки детских игр и игрушек
Письмо Министерства образования РФ
от 26.05.99 г. № 109/23-16
В настоящее время российский рынок заполнен играми и игрушками, в том числе импортными, значительная часть которых характеризуется низким качеством и сомнительным предназначением, отрицательно влияющим как на психическое здоровье детей, так и на их развитие.
Появление в продаже таких игр и игрушек никем не контролируется.
В целях защиты детей от негативного влияния подобных игр и игрушек и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.96 г. № 610-р и Федеральным законом от 24.07.98 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» вводится обязательная психолого-педагогическая экспертиза детских игр и игрушек. Организация такой экспертизы возложена на государственное учреждение Центр «Игрушка» Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Для ее введения требуется объединение усилий различных министерств и ведомств, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, методических служб, предприятий-изготовителей, торгующих организаций, образовательных учреждений, родителей.
Учитывая, что разрабатываемая нормативно-техническая документация по экспертизе предусматривает критерии оценки детских игр и игрушек, перечень-классификатор, требования к региональным комиссиям по экспертизе, экспертам, проводящим экспертизу, особая роль в данном процессе принадлежит органам управления образованием субъектов Российской Федерации.
Для реализации действующего законодательства и распоряжения Правительства Российской Федерации руководители и специалисты органов управления образованием в регионах должны подготовить базу для проведения психолого-педагогической экспертизы. Это предполагает решение следующих задач:
— создание региональных комиссий по экспертизе игрушек;
— оснащение материально-технической базы региональных комиссий;
— подбор и подготовка кадров для проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек;
— участие в разработке критериев оценки детских игр и игрушек.
Разработка критериев оценки детских игр и игрушек предусматривает создание такой системы оценки, которая позволит работникам региональных комиссий по экспертизе игрушек:
— выделять в общей массе игр и игрушек, поступающих на рынок как из-за рубежа, так и отечественного производства, игрушки, не предназначенные для использования детьми. Это игрушки, провоцирующие ребенка на агрессивные действия, проявление жестокости по отношению к персонажам игры; игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, вызывающие нездоровый интерес к сексуальным проблемам;
— проводить соответствующий анализ игр и игрушек и давать методические рекомендации педагогам и родителям по возрастной адресованности, а также по способам и области их применения;
— оказывать методическую помощь и консультации предприятиям-изготовителям и торгующим организациям.
В основу обозначенных критериев закладываются педагогически ценные качества игрушек, поскольку психолого-педагогическая экспертиза не поддается традиционной технической стандартизации.
К этим качествам относятся:
— полифункциональность, способствующая развитию творчества детей;
— возможность применения игрушки в совместной деятельности;
— дидактические свойства игрушки, необходимые для интеллектуального развития детей, обогащения их знаниями;
— принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов, помогающих детям раскрыть мир искусства, овладеть художественным восприятием, развить творческие способности.
Учитывая вышеизложенное, Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации рекомендует органам управления образованием субъектов Российской Федерации:
— довести до сведения работников управления и специалистов дошкольных образовательных учреждений содержание данного письма, включив его для обсуждения в тематику августовских совещаний;
— проанализировать ассортимент и возрастную направленность рынка игрушек в регионе;
— организовать подбор и подготовку специалистов для проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек в регионе.
Временный порядок проведения экспертизы
настольных, компьютерных и иных игр, игрушек
и игровых сооружений для детей
Приказ Министерства образования России
от 26 июня 2000 г. № 1917
1. Настоящий Временный порядок проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (далее — Временный порядок) устанавливает правила проведения социально-психолого-педагогической экспертизы (далее — экспертиза) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (далее — игрушки) в целях разрешения их производства, импорта и реализации на территории Российской Федерации.
2. Экспертизе подлежат отечественные игрушки, подготовленные к серийному выпуску или в случае внесения изменений в технологию их производства, а также импортные игрушки до заключения договоров на их поставку.
3. Производство и реализация отечественных игрушек, а также реализация импортных игрушек на территории Российской Федерации без социально-психолого-педагогического заключения (далее — заключение) не допускаются.
4. Экспертизу игрушек осуществляют государственное учреждение «Федеральный экспертный совет» Минобразования России (далее — ФЭС), государственные учреждения (далее — учреждения), создаваемые государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации (далее — организации, проводящие экспертизу).
5. Учреждения проводят экспертизу игрушек, изготовляемых и реализуемых на территории субъектов Российской Федерации, кроме компьютерных и электронных.
6. ФЭС:
— проводит экспертизу игрушек, изготовленных по новой технологии, компьютерных, электронных и иных сложно-технологических игр;
— проводит первичную экспертизу игрушек при отсутствии в субъекте Российской Федерации учреждения;
— проводит повторную экспертизу игрушек в случае получения авторами-разработчиками, предприятиями-изготовителями, торговыми организациями (далее — заявители) отрицательного заключения;
— рассматривает другие спорные вопросы, возникающие между учреждениями и заявителями в процессе проведения экспертизы;
— оказывает методическую помощь учреждениям.
7. Проведение экспертизы осуществляется на платной основе.
Порядок оплаты определяется Инструкцией о порядке оплаты экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.
8. Предметом и содержанием экспертизы игрушек является установление соответствия образца (макета, модели) игрушки критериям оценки настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (приложение 1 к Временному порядку).
9. Расходы, связанные с нормативно-правовым, научно-методическим, организационно-техническим обеспечением системы экспертизы, финансируются из средств федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, отчислений организаций, проводящих экспертизу, из средств, полученных ими за проведение экспертизы.
10. Для проведения экспертизы игрушек заявитель представляет в организацию, проводящую экспертизу:
— заявление по форме согласно приложению 2 к Временному порядку;
— техническое описание игрушки;
— образец (макет, модель) игрушки в 2-х экземплярах с упаковкой и этикеткой, на которой указаны возраст детей, для которых игрушка предназначена, область ее применения;
— фотографию образца (макета, модели) игрушки;
— рекомендации по использованию игрушки;
— санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное органами и учреждениями государственной санитарной эпидемиологической службы Российской Федерации.
11. Заявление на проведение экспертизы игрушек при наличии всех документов, перечисленных в пункте 10 настоящего Временного порядка, регистрируется организацией, проводящей экспертизу, в журнале регистрации заявлений по форме согласно приложению 3 к Временному порядку.
12. Для проведения экспертизы организацией, проводящей экспертизу, создается экспертная комиссия (секция) из квалифицированных специалистов-экспертов: педагогов, психологов, медицинских работников, художников, дизайнеров (далее — экспертов). В состав экспертной комиссии (секции) могут входить представители органов управления образованием, организаций промышленности и торговли, общественности.
Состав экспертной комиссии (секции), ее председатель утверждаются приказом организации, проводящей экспертизу.
13. По результатам экспертизы экспертная комиссия (секция) составляет отзыв, который подписывается председателем и всеми членами экспертной комиссии (секции).
14. Отзыв экспертной комиссии (секции) является основанием для выдачи организацией, проводящей экспертизу, заключения о соответствии (несоответствии) образца (макета, модели) игрушки социально-психолого-педагогическим критериям по форме согласно приложению 4 к Временному порядку.
15. В заключении указываются:
наименование организации, проводящей экспертизу;
для юридических лиц — наименование и юридический адрес организации, получающей заключение;
для физических лиц — фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан), место жительства лица, получившего заключение;
название игрушки;
разработчик и изготовитель игрушки;
возраст детей, для которых игрушка предназначена, область ее применения;
соответствует или не соответствует игрушка социально-психолого-педагогическим критериям;
дата выдачи и регистрационный номер заключения.
16. Заключение подписывается руководителем организации, проводящей экспертизу (в случае его отсутствия — заместителем руководителя) и заверяется печатью этой организации.
17. Заключение выдается заявителю организацией, проводящей экспертизу, в 20-дневный срок со дня регистрации заявления на проведение экспертизы игрушек после представления им документа, подтверждающего оплату экспертизы.
18. Заключение действительно в течение трех лет.
Продление срока действия заключения производится в порядке, установленном для его получения.
19. При получении отрицательного заключения заявитель в месячный срок со дня получения заключения может обратиться в ФЭС для проведения повторной экспертизы. ФЭС по результатам экспертизы в 15-дневный срок со дня регистрации заявления дает заключение о соответствии образца (макета, модели) игрушки социально-психолого-педагогическим критериям.
20. Форма бланка заключения устанавливается Минобразованием России и является единой на всей территории Российской Федерации. Бланки заключений имеют регистрационный номер и необходимую степень защиты, изготовляются централизованно типографским способом.
21. Учреждения ежеквартально представляют в Минобразование России сведения о выданных заключениях по форме согласно приложению 5 к Временному порядку.
22. Контроль за соблюдением порядка проведения экспертизы игрушек осуществляет Минобразования России.
Приложение 1