Обследование ребенка специалистами
В соответствии с талоном, возможная корректировка
плана по ходу обследования
1.Планирование обследования ребенка специалистом осуществляется в соответствии с диагностической гипотезой, общим планом обследования ребенка, целью деятельности ПМПК, запросом, исходящим от инициатора обследования.
2. Процедура обследования ребенка на ПМПК дым специалистом. Обследование ребенка специалистом осуществляется индивидуально с участием других специалистов в качестве супервизоров (за зеркалом Геззела). Присутствие родителей (законных представителей) определяется особенностями каждого конкретного случая.
3. Методическое обеспечение обследования ребенка определяется каждым специалистом самостоятельно (диагностические методики, другие средства обследования) в рамках единого пакета диагностических методик.
4. Каждый специалист ведет протокол (в свободной форме), который по содержанию соответствует индивидуальному плану обследования ребенка.
Структура и содержание заключений специалистов
1. Структура и содержание заключения каждого специалиста должны соответствовать профессиональным требованиям к диагностике и разработке рекомендаций, диагностической гипотезе, общему плану обследования ребенка на ПМПК и плану индивидуального обследования ребенка конкретным специалистом, отвечать на запрос инициатора обращения в ПМПК.
2. Заключения врачей ПМПК имеют форму диагноза в соответствии со специальностью врача, инструкциями по отбору детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения разных видов и современными требованиями Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (десятого пересмотра).
а) До принятия новых инструкций врачам ПМПК можно рекомендовать формулировать диагноз в соответствии с устаревшими, но пока законными, инструкциями, а в скобках делать запись в соответствии с МКБ-10.
б) Заключение врача-педиатра ПМПК содержит диагностические данные об общем физическом состоянии и динамических изменениях в этой сфере.
Обязательно вносятся сведения о состоянии зрения, слуха и моторики (общая моторика, тонкая моторика рук, доминантная рука).
в) Заключение врача-психиатра ПМПКсодержит диагностические данные о психическом состоянии и динамике психического развития ребенка.
Рекомендуемая форма
(на примере психологического обследования)
План/протокол психологического обследования ребенка ___________________________________________________ (ф. и. о., возраст ребенка ) дата_____________ специалист________________________ (ф. и. о. педагога-психолога) |
Диагностическая гипотеза и план обследования | Протокол обследования |
Методики: Особенности выполнения: | |
Дифференциация умственной отсталости и нарушений активности и внимания 1. Исследование мыслительных операций. 2. Исследование произвольного внимания и регуляторной функции речи. | I. «4-й лишний» |
2. Метафоры: | |
3. Последовательные картинки (Радлов): | |
I. Нейропсихологические пробы на выполнение программ действий в ответ на условные сигналы: | |
И т.д. |
г) Неврологическое обследование врач-педиатр и врач психиатр могут проводить, взаимно дополняя друг друга. По договоренности, диагностические неврологические сведения вносятся в одно из медицинских заключений.
д) При необходимости врачи ПМПК запрашивают недостающую информацию о ребенке или направляют его для дополнительных обследований к другим врачам ПМПК, детской поликлиники (по месту жительства ребенка), других учреждений системы здравоохранения, с которыми ПМПК взаимодействует.
е) При наличии показаний, врачи ПМПК рекомендуют наблюдение ребенка, проведение профилактических и лечебных мероприятий соответствующими врачами поликлиники (по месту жительства ребенка) и/или врачами образовательного учреждения.
3) Заключение психолога состоит из двух частей — обязательной и дополнительной. В обязательную часть входят следующие сведения:
а) Особенности развития мышления ребенка (структура и динамика мыслительных операций). Организация интеллектуальной деятельности.
б) Анализ «социальной ситуации развития»:
в) Оценка возрастных этапов развития с точки зрения 1) критических периодов и 2) основных психологических новообразований.
г) Анализ актуального уровня социальной адаптации личности (в семье, во дворе, в образовательном учреждении и т.д.). Социально-бытовая ориентировка, навыки культурного поведения.
д) Оценка «зоны ближайшего развития» и прогноза развития с позиции адаптивных характеристик личности.
е) Адаптивность в условиях приема ребенка на ПМПК и психологического обследования, в частности.
ж) Структура личности ребенка. Особенности мотивации (селективность, направленность, устойчивость, целеполагание, притязания). Самооценка и способность личности к рефлексии (критичность, адекватность). Целостность (конгруэнтность) личности.
В дополнительную часть в каждом конкретном случае вносятся психологические сведения, важные именно для этого ребенка. Их выявление планируется психологом исходя из:
а) первичного запроса на обследование ребенка на ПМПК;
б) беседы с родителями в процессе сбора анамнеза (как правило, врачом);
в) коллегиально согласованной диагностической гипотезы;
г) психологического обследования параметров развития, входящих в обязательную часть.
Общая схема дополнительных психологических исследований включает следующие параметры:
а) умственная работоспособность;
б) структура деятельности (основные параметры произвольной регуляции деятельности: целенаправленность, планирование, программирование, контроль);
в) характеристика основных психических функций: восприятие, внимание, память, движения и действия (мышление см. в обязательной части);
г) пространственные синтезы (наглядные, символические);
д) речь (преимущественно — регуляторная, коммуникативная функции речи, связь речи и мышления);
е) эмоциональная сфера (ситуационные и личностные эмоциональные реакции; настроение; чувства).
4. Заключение олигофренопедагога содержит следующие сведения:
а) Уровень сформированности и качественные характеристики житейских и научных знаний, умений и навыков ребенка относительно его образовательного уровня.
б) Сопоставление образовательного уровня с психологической структурой развития (по данным психологического обследования).
в) Сопоставление образовательного уровня с клинической структурой отклонений в развитии (по данным клинического обследования).
г) Диагностика «зоны ближайшего развития» в рамках проблем обучения и воспитания ребенка в условиях образовательного учреждения или семьи.
5. Заключение логопеда содержит сведения о состоянии:
а) устной речи;
б) письменной речи;
в) речевых нарушений (в устной и письменной речи):
г) фонетических;
д) фонематических;
е) лексико-грамматических.
ж) Используются традиционные формы речевых карт.
6. Заключение социального педагога содержит следующие сведения:
а) динамика семьи (браки/разводы;
форма брака (законный, гражданский);
смерть кого-то из членов семьи; последовательность рождения детей и т.п.)
б) структура семьи (полная/неполная; мать-одиночка; приемный ребенок; отчим/мачеха и т.п.);
в) состав семьи на момент обследования, сведения о членах семьи, возможно, других лицах, проживающих вместе с ребенком;
г) соответствие места жительства и прописки (регистрации) — в частности, при наличии статуса беженцев и др.;
д) бытовые условия жизни ребенка (питание, одежда, наличие индивидуального места для сна, наличие условий для учебных или игровых занятий и т.п.);
е) социальный, профессиональный статус, образовательный уровень родителей, других лиц, непосредственно общающихся с ребенком;
ж) обеспеченность социально-правовой защищенности ребенка в семье.
7. Заключения специалистов ПМПК могут предоставляться или направляться по запросу специалистам аналогичного профиля в рамках учреждений, взаимодействующих с ПМПК по поводу данного ребенка (согласно списку, прилагаемому к приказу. . .).
8. Следует учитывать, что все специалисты ПМПК, взаимно дополняя друг друга, используют коллегиальные формы работы и системный подход к анализу первичной информации и документации, собственных профессионально полученных сведений, сведений, полученных другими специалистами.