Рекомендуемая форма направления

Коллегиальное планирование

Обследования ребенка на ПМПК

1. Анализ, уточнение, дополнение первичной информации (см. Журнал первичного учета...) и документации проводятся в присутствии всех специалистов ПМПК и родителей (законных представителей) ребенка. Регистратор сообщает сведения о ребенке в соответствии с записями в Журнале первичного учета и представленными документами. По ходу сообщения специалисты уточняют те или иные сведения.

Штамп ПМПК Психолого-медико-педагогическая комиссия ____________________________________________________________________________________________________________________ (региональная, городская, районная — указать, какая именно) Направляет __________________________________________________________ (Ф. И. О., дата рождения ребенка) на: ______________________________________________________________________ /консультацию, обследование и др.) в ______________________________________________________________________ (название учреждения) в связи с ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ (обоснование направления) ______________________________________________________________________ М. П. Зав. ПМПК ___________________________

2. Сбор информации о социальных условиях жизни у родителей (законных представителей) ребенка (в индивидуальной беседе) осуществляет социальный педагог. Содержание беседы соответствует основным пунктам заключения социального педагога (см. ниже: «Структура и содержание заключений специалистов»).

3. Сбор анамнестических сведений у родителей (законных представителей) осуществляется одним из специалистов ПМПК (как правило, врачом-педиатром или психиатром).

4. Все специалисты участвуют в сборе информации о социальных условиях жизни ребенка, а также — в сборе анамнеза как супервизоры (в соседнем помещении за зеркалом Гезелла, используя другие технические средства). Возможность такого участия обеспечена гарантией соблюдения прав ребенка и родителей (законных представителей) и необходимостью, в интересах ребенка, ограничения времени приема. По ходу сбора информации каждый специалист формулирует диагностическую гипотезу и записывает вопросы, требующие прояснения, уточнения. Эти вопросы могут быть переданы в письменном виде и прояснены, уточнены социальным педагогом и врачом. Такая процедура сбора анамнеза и информации о социальных условиях жизни ребенка облегчает последующий коллегиальный анализ полученных сведений.

5. Окончательное формулирование диагностической гипотезы осуществляется специалистами коллегиально. При этом родители (законные представители) и ребенок на обсуждении не присутствуют. На основании диагностической гипотезы составляется план обследования, включающий ответы на вопросы: кто из специалистов, в какой последовательности и что будет обследовать. Как правило, обследования проводятся специалистами в следующей последовательности: социальное (социальный педагог); медицинское (а) врач-педиатр, б) врач-психиатр); психологическое; педагогическое (а) олигофренопедагог, б) логопед.

6. Составление программы обследования. Каждый специалист, участвующий в обследовании, решает, какими методами он будет осуществлять свое профессиональное обследование, учитывая предложения и замечания других специалистов. При этом предполагается исключение дублирования элементов обследования за счет супервизорской технологии.

7. Определение условий обследования (время, место, допустимость обследования в присутствии нескольких специалистов, с участием родителей или «без» и т.д.).

Принципы построения обследования ребенка

Специалистами ПМПК

1. «Целостный подход» к ребенку. Оценка уровня социальной адаптированности и личностной целостности (конгруэнтности) ребенка.

2. Всесторонний анализ психофизического и социального развития ребенка.

3. Комплексный подход к обследованию ребенка с позиций специалистов разных профилей.

4. Анализ динамики развития ребенка.

5. Предпочтительное использование при обследовании ребенка в условиях ПМПК формы обучающего и формирующего экспериментов. Анализ динамических изменений в процессе обучения ребенка, формирования планируемых изменений.

6. При наличии у ребенка трудностей в выполнении заданий, обследование строится по следующим принципам:

а) Переход от простого к сложному.

б) Переход от совместных действий специалиста и ребенка к самостоятельным действиям ребенка.

в) Опора на резервные (сохранные) структуры психофизического развития.

г) Опора на ведущие репрезентативные системы (каналы восприятия информации) ребенка.

д) Распределение нагрузки в соответствии с динамикой умственной работоспособности ребенка.

е) Соразмерность помощи поставленной диагностической задаче и возможностям ребенка.

ж) Обеспечение успеха ребенку в результате выполнения каждого «шага» обследования. Подкрепление мотивации достижения.

з) Оценка способности ребенка к переносу — действию, размышлению по аналогии.

и) Использование адекватных индивидуальным и возрастным особенностям ребенка форм обследования:

— игра (предметная, сюжетная, ролевая, дидактическая и др.), соревнование, различные формы обучающего или формирующего эксперимента и др.;

— индивидуальная работа с ребенком, работа в микрогруппах (в том числе в присутствии родителей, во взаимодействии с родителями в присутствии нескольких специалистов и т.д.).

Наши рекомендации