Из истории развития риторики.
Античные риторики были и остаются историческим фундаментом для современной риторики. Они высказали, сформулировали так много общих принципов, правил публичного выступления, ораторского мастерства, что до сего времени их наследие остается базисным в разработке любого современного курса риторики.
Уже Платон показал, что риторические приемы можно использовать в самых различных целях: «Очень часто талантливые ораторы вместо истины больше предпочитают правдоподобное слово. Силою своего слова они заставляют малое казаться большим, а большое малым. По любому поводу у них наготове то сжатые, то беспредельно большие речи».
Если мы хотим понять во всей своей смысловой содержательности принципы и правила современной деловой риторики, то нам необходимо понять истоки науки и искусства убеждать, т.е. риторику античности.
Авторы античной теории и практики красноречия — Аристотель, Платон, Цицерон и другие, прежде всего известные как представители классической риторики, заложили тот культурно-эстетический фундамент, который и ныне служит для нас источником простоты, гармонии и красоты. Приходится только поражаться, насколько античные риторики глубоко и всесторонне вели поиски критериев истины и меры, симметрии и ритма, гармонии и красоты!
Родоначальники классической риторики Платон и Аристотель высоко ценили слово, что видели в науке и искусстве убеждать неиссякаемый источник мудрости и силы особенно для всестороннего развития юношества.
Все то, о чем пойдет речь, написано 2300 лет назад, но и сегодня приходится только поражаться и восхищаться глубиной и многоплановостью проблем, которые ставились и решались античными риториками. Для того чтобы читатель все это почувствовал и осознал, приведем наиболее характерные моменты из «Риторики» Аристотеля (384-322 гг. до н. э.)
Книга первая (выдержка из книги) «Риторика — искусство, соответствующее диалектике, так как обе они касаются таких предметов, знакомство с которыми может некоторым образом считаться общим достоянием всех и каждого и которые не относятся к области какой-либо отдельной науки. Вследствие этого люди некоторым образом причастны обоим искусствам, так как всем в известной мере приходится как разбирать, так и поддерживать какое-нибудь мнение, как оправдываться, так и обвинять. В этих случаях одни поступают случайно, другие действуют согласно со своими способностями, развитыми привычкою. Так как возможны оба эти пути, то, очевидно, можно возвести их в систему, поскольку мы можем рассматривать, вследствие чего достигают цели как те люди, которые руководятся привычкой, так и те, которые действуют случайно, а что подобное исследование есть дело искусства, с этим, вероятно, согласится каждый. До сих пор те, которые строили системы риторики, выполнили лишь незначительную часть своей задачи, так как в этой области только доказательства обладают признаками, свойственными ораторскому искусству, а все остальное не что иное, как аксессуары.
Итак, определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета.
Что касается способов убеждения, доставляемых речью, то их я делю на три вида: одни из них находятся в зависимости от характера говорящего, другие — от того или другого настроения слушателя, третьи — от самой речи».
Теперь поговорим о первой русской «Риторике». Изучение истории развития риторической мысли в России, особенно на этапе появления первой русской «Риторики, весьма поучительно и важно во многих отношениях. Во-первых, познать истоки развития русских традиций в области риторики это обогатить свою речевую культуру, речевую эрудицию пониманием исконно русских речевых правил, которые являются нашим национальным достоянием. Во-вторых, знание прошлого — это всегда знание, которое позволяет осмыслить не только традиции, но и понять основные стратегии развития риторики, которые могут быть ей характерны в будущем.
Риторика как одна из словесных наук развивалась крайне неравномерно. Особенно интенсивно она формировалась на переломных этапах нашей истории. Специально предпринятое социально-филологическое исследование В. И. Ашгушкина показало, что, например, эпоха петровских преобразований вызывает к жизни серию блестящих руководств по ораторскому искусству - перечислим наиболее популярные: «О силе риторичестей» Софрона Лихуда, основателя и преподавателя Славяно-греко-латинской академии; «Риторика» Михаила Усачева (конец XVII в.), «Наука проповедей» и «Книга сия философская» (краткая риторика) Андрея Белобоцкого (начало 18 в.), «Риторическая рука» Стефана Яворского (1705 г.), переведенная c латинского языка Федором Поликарповым, «Книга всекрасного златословия» грека Козьмы Афоноиверского (1710 г.) и многие другие.
Характерно, что книги по риторике, как правило, неоднократно переписывались, при этом каждый учитель разрабатывал свою программу, свой курс, который вновь переписывался. Поэтому в библиотеках Москвы, Петербурга, других городов в отделе редких книг можно найти не один вариант рукописных учебников одного и того же автора. Однако характерно, что практически все рукописные книги по риторике наряду с проблемами «слова», проповеди, имели наставления «о добродетели», «о похвале философии», о том, что «изучение философии надо соединять с обучением красноречию».
Исследователи отмечают, что до 1747 года, т.е. до издания М. В. Ломоносовым учебника «Краткое руководство по красноречию», фундаментального научного труда по курсу риторики не было. Вместе с тем было бы неправильно считать вышеназванный учебник М. В. Ломоносова первой русской риторикой. Действительно, если мы обратимся к исследованиям по истории риторической мысли на Руси, то увидим, чтя начиная с XI века в рукописях активно используются такие слова, «ритория», «ритор», «витийство» (вития — оратор).
Перенос достижений античной риторики в средневековые риторические правила в Древней Руси имеет вполне обоснованные исторические корни. Греко-латино-византииская культура, знания в области философии, диалектики и риторики и других наук особенно активно перерабатывались христианскими ораторами, «отцами церкви», которые особенно знали им цену.
Риторика в Древней Руси «возвышалась» как одна из главных наук, так как она «украшала словами и возвеличивала царей. И, славя их, похвалами венчала».
Одним из классических древнерусских сочинений, вобравших в себя риторические знания, является «Сказание семи свободных мудростях», в которые входили такие науки, как грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Ценность «Сказания» заключалась в том, что среди наук отдельная Глава была посвящена риторике, а сам материал этого раздела в 1620 году вошел в первую русскую «Риторику».
Первая русская «Риторика» призывая к изучению своей мудрости, гласила: «Видят меня многие, да не внимают обо мне. Я же, как благой и мудрый друг, всех добротою люблю и всех в лепоту желания своего призываю». В каком же году появилась русская «Риторика»? Специально предпринятое с этой целью историко-филологическое исследование В. И. Аннушкина показало следующее: «К 1620 году относятся наиболее ранние списки первой русской «Риторики». Правда, это не значит, что «Риторика» была создана в этом году, но можно предположить, что после Смутного времени, во втором десятилетии XVII века, когда появилась потребность в создании всего известного корпуса наук («художеств», «мудростей»), на Руси появилась и эта «Риторика».
То, что по этой «Риторике» обучали на Руси более 70 лет и она была чрезвычайно популярным сочинением, доказывает как большое количество списков (36) известных в настоящее время, так и отсутствие других русских учебников риторики вплоть до 90-х годов XVII века.
Записи писцов на страницах рукописей приводят к выводу о том, что «Риторику» знали и изучали в Москве, Новгороде, Ярославле, Ниловой пустыне, Соловецком монастыре и ряде других монастырей к северу от Москвы.
Среди русских ученых, внесших значительный вклад в развитие «Риторики», особое место по праву принадлежит М.В. Ломоносову. Ученый-энциклопедист совмещал в себе редкий дар теоретика, экспериментатора, педагога, оратора. Постоянно заботясь о могуществе Российского государства, М. В. Ломоносов уделял особое внимание проблемам образования и подготовки молодой научной смены.
Непременным источником самосовершенствования человека М.В. Ломоносов считал природные дарования, а одним из важнейших принципов в системе обучения выдвигал принцип природосообразности. Он считал, что педагог в своей практической деятельности должен опираться на естественные, природные дарования своих воспитанников. В «Кратком руководстве к красноречию» М. В. Ломоносов писал, что «чаще природное дарование без науки нежели наука без природного дарования к похвале и добродетели способствовали».
Новаторство М. В. Ломоносова в разработке «Риторики» заключалось в том, что она была написана не на латинском (как это было принято в то время), а на русском языке, а также в сочетании правил из античной риторики с использованием книжной речевой культуры и живого, разговорного языка.
Впоследствии многие русские писатели, критики, общественные деятели являли классические образцы произведений, публичных выступлений, критических заметок. Это Н.В. Гоголь, В. Г. Белинский, А.П. Чехов, П.А. Столыпин, А.Ф. Кони.
Изучив публичные выступления признанных ораторов, мастеров речи, можно дать некоторые советы преподавателям при чтении лекций.
«Советы лекторам». Чтобы лекция имела успех, надо: 1) завоевать внимание слушателей и 2) удержать внимание до конца речи. Привлечь внимание слушателей — первый ответственный момент в речи лектора, самое трудное дело. Внимание всех вообще (ребенка, невежды, интеллигента и даже ученого) возбуждается простым, интересным (интересующим) и близким к тому, что, наверно, переживал и испытал каждый. Значит, первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны привлечь, зацепить внимание). Этих зацепляющих «крючков» — вступлений может быть очень много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая к месту, ни к делу (но па самом деле связанная со всей речью), неожиданный и неглупый вопрос и т.п. Большинство людей занято пустой болтовней или легкими мыслями. Своротить их внимание в свою сторону всегда можно.
Чтобы открыть (найти) такое начало, надо думать, взвесить всю речь и сообразить, какое из указанных выше начал и однородных с ними, здесь не помеченных, может подходить и быть в тесной связи хоти какой-нибудь стороной с речью. Эта работа целиком творческая.
Вторая задача лектора — удержать внимание аудитории. Раз внимание возбуждено вступлением, надо хранить его, иначе перестанут слушатъ, начнется движение и, наконец, появится та «смесь» тягостных признаков равнодушия к словам лектора, которая убивает всякое желание продолжать речь.
Удержать и даже увеличить внимание можно: краткостью, быстрым движением речи, краткими освежающими отступлениями.
Краткость речи состоит не только в краткости времени, в течение которого она произносится. Лекция может идти целый час и все-таки быть краткой; она же при десяти минутах может казаться длинной, утомительной.
Краткость — отсутствие всего лишнего, не относящегося к содержанию, всего того водянистого и засоряющего, чем обычно грешат речи. Надо избегать лишнего: оно расхолаживает и ведет к потере внимания слушателей. «Чтобы из мрамора сделать лицо, надо удалить из него все то, что не есть лицо» (мнение А. П. Чехова). Так и лектор, ни под каким видом не должен допускать в своей речи ничего из того, что разжигает речь, что делает ее «предлинновенной», что нарушает второе требование — быстрое движение речи вперед. Речь должна быть экономной, упругой. Нельзя рассуждать так: ничего, я оставлю это слово, это предложение, этот образ, хотя они и не особенно-то важны. Все неважное - выбрасывать, тогда и получится краткость, о которой тот же Чехов сказал: «Краткость — сестра таланта». Нужно делать так, чтобы слов было относительно немного, а мыслей, чувств, эмоций — много.
Раздел 2. Речевая культура