Новое и новейшее время (Ф.Бэкон, Р.Декарт, И.Кант).
Ф. Бэкон (1561-1626) был первым величайшим исследователем природы своего времени, в познании ориентировался на опытное знание для достижения истины. Философия, по Бэкону, должна носить практический характер, а высшей целью науки он считал господство человека над природой, при условии подчинения ее законам. Его научный девиз: «Знание – сила». Ученый должен идти в своих исследованиях от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, то есть применять индуктивный метод.
Знание может быть достоверным, если сознание освободиться от «призраков», присущих человеку. «Призраки рода» – склонность людей судить о природе по аналогии с жизнью людей; «призраки пещеры» – заключаются в ошибках индивидуального характера, связанных с восприятием, вкусами, привычками; «призраки рынка» – привычка пользоваться в суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без критического к ним отношения; «призраки театра» связаны со слепой верой в авторитет.
Принцип науки - не ссылаться ни на какие авторитеты. Лишь та наука способна покорить природу и властвовать над ней, которая сама повинуется природе, познавая ее законы.
Наука изучает природу, опираясь на опыт и наблюдение (эмпиризм). Только создание нового метода (индукция) может привести в соответствие границы мышления с практикой и сделать теорию могучим средством борьбы человека с силами природы. Ведя кратчайшим путем к истине, метод является наилучшим руководством для человека на пути к будущим открытиям и изобретениям. Для построения всего здания науки необходимо вскрыть условия отставания теории от практики.
Непосредственная задача науки – исследование причин явлений. Наука о действующих причинах - физика, о целях или конечных причинах - метафизика, математика не имеет собственной цели, а есть лишь вспомогательное средство для естествознания. Завершающий отдел знания - антропология, переходящая в политическое знание (на социальном уровне).
Р. Декарт (1596-1650) – рационалист, в познании на первом месте поставил разум, сведя роль опыта к простой проверке данных интеллекта.
Основным вопросом философии для Декарта является вопрос о возможности достоверного знания, получаемого с помощью рационального метода – дедукции. Он определяет этот метод как аналитический, или аксиоматический (геометрический). Наука - орудие технического прогресса, а методология науки должна основываться на рационалистической дедукции.
Основные правила Декартова метода - расчленить и упростить, свести сложное к простому, а затем, восходя ступень за ступенью, прийти к познанию сложного.
Свой метод научного познания Декарт формулировал в четырех правилах:
1. Считать истинным лишь то, что представляется уму ясным и отчетливым и не вызывает сомнения.
2. Деление объекта на простые части.
3. Мыслить от простого к сложному.
4. Ничего не упускать при исследовании.
Основа дедукции - интуиция - понятия ясного ума, порожденных естественным светом разума. Прообразом интуиции являются аксиомы геометрии, которые являются врожденными идеями. В основе познания находится сомнение (сомневайся во всем, кроме собственного сомнения) из которого выводится истинное знание. Возможность истинного знания вытекает из существования врожденных идей или истин. В познании основную роль играет разум, а не ощущения, цель знания – господство над природой.
По Канту (1724-1804) решению проблемы человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и его границ. Необходимые условия познания заложены в самом разуме и являются основой знания.
Предпосылкой этих работ составляет учение о «вещах в себе» и «явлениях». По Канту, существует независимо от нас мир – мир вещей – «вещи в себе». Познание начинается с того, что эти вещи воздействуют на органы чувств и вызывают ощущения - явления. Но ни ощущения, ни понятия и суждения, ни разум не дают нам теоретического знания о «вещах в себе» - они не познаваемы. Познаваемы только явления – феномены. В результате признается принципиальная невозможность познания «вещей в себе».
Кант в теории познания особое значение придает синтетическим суждениям, которые, в противоположность аналитическим, несут новые знания. Кант делит синтетические суждения на апостериорные (возникшие в результате опыта) и априорные (доопытные). Последним он придает первостепенное значение и основной вопрос об источниках знания, о видах знания и его границах формулируется им как вопрос о возможности априорных синтетических суждений в математике, теоретическом естествознании и метафизике (философии).
Решение этих вопросов Кант связывает с исследованием трех основных познавательных способностей: чувственности, разума и рассудка. Чувственность - способность к ощущениям, рассудок – способность к суждениям и понятиям, разум - способность к умозаключениям, доходящим до идей.
Априорные синтетические суждения в математике возможны, потому что в основе всех положений математики лежат априорные формы чувственности – пространство и время. Такие же суждения в теоретическом естествознании возможны благодаря категориям – понятиям рассудка, независимым (априорным) от опыта, при этом категории не формы бытия, а понятия рассудка. Наше сознание само строит предмет познания, т.е. сообщает познаваемому объекту ту форму, под которой он только и может познаваться – форму всеобщего и необходимого знания. Наш ум находит в природе то, что сам вкладывает в нее до опыта и независимо от опыта, т.е. посредством собственных форм.
Отсюда делается принципиальный вывод о непознаваемости вещей. Природа как предмет научного знания строится самим сознанием.
Третий основной вопрос - о возможности априорных синтетических суждений в теоретической философии (метафизика) Кант привязывает к исследованию способности разума. По Канту, возможны только естественные науки о тех или иных явлениях, но не философия как наука о мире как безусловном целом. У Канта философия выступает не в качестве теоретической науки, а в качестве «критики» разума.