Раздел 2. Особенности развития личности

Введение.

Профоринтационная деятельность с молодежью.

2.3. Социальная адаптация студентов в вузе.

2.4. Основные психологические особенности юношеского возраста.

Введение.

Термин «студент» латинского происхождения, в пере­воде на русский язык означает усердно работающий, за­нимающийся, т. е. овладевающий знаниями.

Студент как человек определенного возраста и как лич­ность может характеризоваться с трех сторон:

1)с психологической, которая представляет собой един­ство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне — пси­хические свойства (направленность, темперамент, ха­рактер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Од­нако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний;

2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, нацио­нальности и т. д.;

3) с биологической, которая включает тип высшей не­рвной деятельности, строение анализаторов, безуслов­ные рефлексы, инстинкты, физическую силу, тело­сложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т. д. Эта сторона в основном предопределена наследствен­ностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.

Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные личностные особенности. Так если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, опти­мум абсолютной и разностной чувствительности анализа­торов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с други­ми возрастами в юношеском возрасте отмечается наивыс­шая скорость оперативной памяти и переключения вни­мания, решения вербально-логических задач и т. д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достиже­нием наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, пси­хологического, социального развития.

Если же изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет — это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и ста­билизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека:гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим пе­риодом связано начало «экономической активности»под которой демографы понимают включения человека в са­мостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Пре­образование мотивации, всей системы ценностных ориента­ции,с одной стороны, интенсивное формирование специ­альных способностей в связи с профессионализацией— с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта.Это время спортивных рекордов, начало художественных, техничес­ких и научных достижений.

Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно проявляются «ножницы» между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастаю­щие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллю­зии, что это возрастание сил будет продолжаться «веч­но», что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь.

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юно­сти или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт — процесс, про­анализированный в работах таких ученых, как Б.Г. Ана­ньев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, З.Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах — целеустрем­ленность, решительность, настойчивость, самостоятель­ность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Вместе с тем специалисты в области возрастной пси­хологии и физиологии отмечают, что способность челове­ка к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные моти­вы. Так, В.Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет — это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.

Юность — пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «я» с реаль­ным. Но идеальное «я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в разви­тии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятости.

Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным ли­ниям:

1) уход от психологической интимности, избегание тес­ных межличностных отношений;

2) размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;

3) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и со­средоточиться на какой-то главной деятельности;

4) формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образов для подражания.

Оперируя в основном клиническими данными, Эриксон не пытался выразить описываемые явления количе­ственно. Канадский психолог Джеймс Марша в1966 г. восполнил этот пробел, выделив четыре этапа развития идентичности,измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека.

1) «Неопределенная, размытая идентичность»характеризу­ется тем, что индивид еще не выработал сколько-ни­будь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности.

2) «Досрочная, преждевременная идентификация»имеет ме­сто, если индивид включился в соответствующую сис­тему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса и испытания, а на ос­нове чужих мнений, следуя чужому примеру или авто­ритету.

3) Этап «моратория»характеризуется тем, что индивид на­ходится в процессе нормативного кризиса самоопреде­ления, выбирая из многочисленных вариантов разви­тия тот единственный, который может считать своим.

«Достигнутая, зрелая идентичность»определяется тем, что кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации.

Обследовав свыше 5 тыс. старшеклассников (15—18 лет), американский психолог Морис Розенберг (1965) нашел, что для юношей с пониженным самоуважением типична общая неустойчивость образов «Я» и мнений о себе. Они больше других склонны «закрываться» от окружающих, представляя им какое-то «ложное лицо» — «представляе­мое Я». С суждениями типа: «Я часто ловлю себя на том, что разыгрываю роль, чтобы произвести на людей впечат­ление» и «Я склонен надевать «маску» перед людьми» — юноши с низким самоуважением соглашались в 6 раз чаще, чем обладатели высокого самоуважения.

Юноши с пониженным самоуважением особенно ра­нимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Они болезненнее других реагируют на кри­тику, смех, порицание. Их больше беспокоит плохое мне­ние о них окружающих. Они болезненно реагируют, если у них что-то не получается в работе или если они обнару­живают в себе какой-то недостаток. Вследствие этого мно­гим из них свойственны застенчивость, склонность к пси­хической изоляции, уходу от действительности в мир мечты, причем этот уход отнюдь не добровольный. Чем ниже уровень самоуважения личности, тем вероятнее, что она страдает от одиночества.

Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого че­ловека в собственные силы и способности, порождает на­дежду на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на II и III курсах нередко возникает вопрос о пра­вильности выбора вуза, специальности, профессии. К кон­цу III курса окончательно решается вопрос о профессио­нальном самоопределении. Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности. По данным, приводимым В.Т. Лисовс­ким, лишь 64% старшекурсников четырех крупнейших вузов Санкт-Петербурга однозначно решило для себя, что их будущая профессия полностью соответствует их основным склонностям и интересам. Зачастую наблюдаются сдвиги в настроении студентов — от восторженного в первые меся­цы учебы в вузе до скептического при оценке вузовского режима, системы преподавания, отдельных преподавате­лей и т. п.

Наши рекомендации