Изучением немецкого языка» Советского района г.Казани
На 2017/2018 учебный год
1. Количество классов-комплектов: всего 36 классов
I ступень | II ступень | III ступень |
1 классы – 4 1А 1Б 1В 1Г | 5 классы – 4 5А 5Б 5В 5Г | 10 классы – 2 10А 10Б |
2 классы – 4 2А 2Б 2В 2Г | 6 классы – 3 6А 6Б 6В | 11 классы – 2 11А 11Б |
3 классы – 4 3А 3Б 3В 3Г | 7 классы – 3 7А 7Б 7В | Всего 4 класса |
4 классы – 3 4А 4Б 4В | 8 классы – 3 8А 8Б 8В | |
Всего 15 классов | 9 классы – 4 9А 9Б 9В 9Г | |
Всего 17 классов |
2.Количество классов с углублённым изучением немецкого языка – 21
(5-11 классы).
3. В режиме 5- дневной недели обучаются 1 классы.
Во 2-11 классах 6-ти дневная учебная неделя.
4. Сменность:
1 смена – 1А, 1Б, 1В, 1Г, 4А, 4Б, 4В, 5А, 5Б, 5В, 5Г, 9А, 9Б, 9В, 9Г, 10А, 10Б, 11А, 11Б (всего 19 классов);
2 смена – 2А, 2Б, 2В, 2Г, 3А, 3Б, 3В, 3Г, 6А, 6Б, 6В, 7А, 7Б, 7В, 8А, 8Б, 8В (всего 17 классов).
5. Начало учебных занятий для 1 смены – 8.00, для 2 смены – 13.50.
6. Продолжительность уроков во 2-11 классах 45 минут. В 1 классе используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый).
Расписание звонков:
1 класс 1 полугодие:
1-й урок 8.00-8.35
2-й урок 8.55-9.30
3-й урок 9.50-10.25
4-й урок 10.50-11.25
1 класс 2 полугодие:
1-й урок 8.00-8.40
2-й урок 8.55-9.35
3-й урок 9.55-10.35
4-й урок 10.50-11.30
5-й урок 11.45-12.25
2-11 классы:
1 смена
1-й урок 8.00-8.45
2-й урок 8.55-9.40
3-й урок 09.50-10.35
4-й урок 10.50-11.35
5-й урок 11.45-12.30
6-й урок 12.45-13.30
2 смена
1-й урок 13.40-14.25
2-й урок 14.35-15.20
3-й урок 15.30-16.15
4-й урок 16.20-17.05
5-й урок 17.10-17.55
6-й урок 18.00-18.45
7. Количество групп продлённого дня: 2
8. Режим ГПД: с 8.00 до 17.00
II. Пояснительная записка к учебному плану МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №72 с углубленным
Изучением немецкого языка» Советского района г.Казани
На 2017/2018 учебный год
1. Общая характеристика учебного плана
Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план МБОУ«Средняя общеобразовательная школа №72 с углубленным изучением немецкого языка» Советского района г. Казани на 2017/2018 учебный год разработан на основе:
- Закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ);
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2010г. № 1897;
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1015;
- Закона Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов Российской Федерации»;
- федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки РФот 07.06.2017 № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004г. №1089»;
- Устава школы.
Учебный план является частью образовательной программы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №72 с углубленным изучением немецкого языка» Советского района г.Казани. МБОУ «Школа №72» разрабатывает образовательные программы в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования и с учетом примерных основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, в соответствии с ФКГОС и ФБУП – 2004.
Примерный учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №72 с углубленным изучением немецкого языка» Советского района г.Казани на 2017/2018 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2. 2821-10, и предусматривает:
4 – летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для I – IV классов;
5 – летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования для V – IX классов;
2 – летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования для X –XI классов.
Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №72 с углубленным изучением немецкого языка» Советского района г.Казани направлен на достижение следующих целей:
1. Формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ выполнение стандарта образования, на уровне достаточном для продолжения образования и самообразования;
2. Адаптация учащихся к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
3. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни;
4. Обеспечение широкой образовательной подготовки учащихся, подготовки их к получению дальнейшего образования, выявление способных и одаренных детей, создание условий для развития индивидуальных способностей каждого учащегося;
5.Реализация потенциальных возможностей обучающихся, имеющих высокую мотивацию к изучению иностранного языка;
6. Организация процесса обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования;
7. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
2. Структура образовательного учреждения
Начальная школа
В I-IV классах обучение ведется в соответствии с ФГОС. Учебный план начального звена предполагает четырехлетний цикл начального обучения и разработан на основе
- первого варианта примерного учебного плана для 1 классов (для образовательных организация, в которых обучение ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России),
- второго варианта примерного учебного плана для 2-4 классов (для образовательных организаций, в которых обучение ведётся на русском языке).
Продолжительность учебного года в первом классе 33 учебные недели, во 2-4 классах 34 учебные недели.
На данном этапе развития общества приоритетным является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере определяет успешность школьника на всех ступенях образования. Общеучебные умения и навыки являются в начальной школе основой для формирования такой универсальной способности человека, как умение учиться, которая и закладывается на этом этапе образования вместе с потребностью и желанием учиться.
Учебный предмет «Окружающий мир» в 1-4 классах изучается по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально – гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики», утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года №84-р, изучается в IV классе в объёме 1 часа в неделю.
«Информатика и информационно – коммуникационные технологии (ИКТ)», направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучаются в 3-4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология».
«Музыка» и «ИЗО» в рамках предметной области «Искусство» изучаются в 1-4 классах как самостоятельные предметы (по 1 часу).
В целях реализации статуса школы с углубленным изучением немецкого языка 1 час, формируемый участниками образовательных отношений, во 2-3 классах отводится на учебный предмет «Немецкий язык».
В 1 классах 1 час, формируемый участниками образовательных отношений, отводится на изучение родного языка. На основании заявлений родителей (законных представителей) при проведении занятий по родному языку осуществляется деление классов на группы: 1 группа – для тех, кто в качестве родного языка выбирает татарский язык; 2 группа – для тех, кто в качестве родного выбирает русский язык. В рамках часов родного (русского) языка изучается учебный предмет «Риторика». В рамках часов родного (нерусского) языка изучается учебный предмет «Татарский язык».
Во 2-4 классах 2 часа, формируемые участниками образовательных отношений, отводятся на изучение родного языка. На основании заявлений родителей (законных представителей) при проведении занятий по родному языку и литературному чтению осуществляется деление классов на группы: 1 группа – для тех, кто в качестве родного языка выбирает татарский язык; 2 группа – для тех, кто в качестве родного выбирает русский язык. В рамках часов родного (русского) языка изучается учебный предмет «Риторика». В рамках часов родного (нерусского) языка изучается учебный предмет «Татарский язык». В рамках часов литературного чтения на родном (русском) языке изучается учебный предмет «Литературное чтение произведений народов Поволжья». В рамках часов литературного чтения на родном (нерусском) языке изучается учебный предмет «Литературное чтение на татарском языке».
Внеурочная деятельность в 1-4 классах выведена за рамки учебного плана и реализуется в количестве 5-10 часов в неделю по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Основная школа
Учебный план для V-IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования и ориентирован на 35 учебных недель в год, в 9-х классах на 34 учебные недели.
В 5-7 классах обучение ведется в соответствии с ФГОС ООО. Для 5-7 классов учебный план разработан на основе второго варианта примерного учебного плана (для образовательных организаций, в которых обучение ведётся на русском языке). Для 8-9 классов учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана 2004 года.
Внеурочная деятельность в 5-7 классах выведена за рамки учебного плана и реализуется в количестве 5-10 часов в неделю по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является логическим продолжением учебного предмета ОРКСЭ начальной школы и реализуется в 5 классах через внеурочную деятельность.
Основная школа обеспечивает становление учебной самостоятельности подростков для дальнейшего решения задач профильной старшей школы. В связи с этим основное внимание на средней ступени обучения акцентируется на создание условий для формирования у учащихся познавательных интересов, что позволит в дальнейшем наиболее точно определить область научных знаний, в рамках которых на старшей ступени произойдет определение профиля дальнейшего обучения.
В 9-х классах организуется предпрофильная подготовка за счёт элективных курсов по русскому языку, немецкому языку, математике и обществознанию. Элективные учебные предметы — обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из школьного компонента. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:
1) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне;
2) «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;
3) удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.
В 5 – 7-х классах «Музыка» и «ИЗО» в рамках предметной области «Искусство» изучаются как самостоятельные предметы (по 1 часу). В 8-9-х классах изучается учебный предмет «Искусство (музыка и ИЗО)» (1 час). В 7-8 классах изучение предметов «Технология», «ИЗО», «Музыка», «Искусство» осуществляется модульно (по полугодиям).
Учебный предмет «Обществознание» изучается с V по IX класс. Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право».
В 5-7 классах 2 часа, формируемые участниками образовательных отношений, и в 8-9 классах 2 часа компонента образовательного учреждения отводятся на изучение родного языка. На основании заявлений родителей (законных представителей) при проведении занятий по родному языку осуществляется деление классов на две группы: 1 группа – для тех, кто в качестве родного языка выбирает татарский язык; 2 группа – для тех, кто в качестве родного выбирает русский язык. В рамках часов родного (русского) языка изучается учебный предмет «Риторика». В рамках часов родного (нерусского) языка изучается учебный предмет «Татарский язык». В рамках часов родной литературы на родном (русском) языке изучается учебный предмет «Литература народов Поволжья». В рамках часов литературы на родном (нерусском) языке изучается учебный предмет «Татарская литература».
Остальные часы в 5-7 классах, формируемые участниками образовательных отношений, и часы компонента образовательного учреждения в 8-9 классах используются для углублённого изучения учебных предметов и распределяются следующим образом:
5А, 5Б, 5В, 5Г классы - немецкий язык – 2 ч., обществознание – 1 ч.
6А, 6Б, 6В классы - немецкий язык – 2 ч.
7А, 7Б, 7В классы - немецкий язык – 2 ч., алгебра – 1ч.
8А, 8Б, 8В классы - немецкий язык – 2 ч., математика – 1ч.
9А, 9Б, 9В, 9Г классы - немецкий язык – 1 ч., элективный курс «Развитие речи» – 1 ч., элективный курс «Решение задач повышенной сложности» – 1 ч., элективный курс «Развитие навыков устной речи» – 0,5ч., элективный курс «Развитие навыков работы с текстом по обществознанию» - 0,5ч.
Средняя школа
Среднее общее образование — завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению с учетом их потребностей, познавательных интересов, склонностей и способностей. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения.
По результатам профориентационного тестирования были выявлены образовательные запросы и потребности учащихся:
· 50% старшеклассников выразили желание к освоению филологического профиля;
· 50% старшеклассников выразили желание изучать углубленно социально - экономические науки.
В 10-11-х классах учебный план школы составлен на основе федерального базисного учебного плана для 10-11-х классов образовательных учреждений, реализующих программы среднего общего образования, и ориентирован на 35 учебных недель в год в 10-х классах и на 34 учебные недели в 11-х классах.
Изучение учебного предмета «Астрономия» будет введено с 2018/2019 учебного года в 11 классах по мере создания в школе соответствующих условий (информационное письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.06.2017 года №ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия»).
В 10-11 классах 2 часа (4 часа за 2 года обучения) компонента образовательного учреждения отводятся на изучение родного языка. На основании заявлений родителей (законных представителей) при проведении занятий по родному языку осуществляется деление классов на две группы: 1 группа – для тех, кто в качестве родного языка выбирает татарский язык; 2 группа – для тех, кто в качестве родного выбирает русский язык. В рамках часов родного (русского) языка изучается учебный предмет «Риторика». В рамках часов родного (нерусского) языка изучается учебный предмет «Татарский язык». В рамках часов родной литературы на родном (русском) языке изучается учебный предмет «Литература народов Поволжья». В рамках часов литературы на родном (нерусском) языке изучается учебный предмет «Татарская литература».
Учебный план для 10Б и 11Б классов социально-экономического профиля состоит из инвариантной и вариативной частей. В рамках социально-экономического профиля предметы «Обществознание» - 3 часа и «Математика» - 6 часов изучаются на профильном уровне. «Экономика», «Право», «География» изучаются на базовом уровне. Курс «Естествознание» изучается в качестве самостоятельных предметов «Химия» - 1 час, «Биология» - 1 час, «Физика» - 2 часа.
В целях удовлетворения потребностей учащихся в знаниях иностранного языка, сохранения преемственности в изучении предмета «Немецкий язык» из компонента образовательного учреждения отведены часы на изучение немецкого языка: «Немецкий язык» - 2 часа, «Страноведение Германии» на немецком языке – 1 час в 10-м классе, 1 час в 11-м классе. Так как данный предмет и курс ведутся на иностранном языке, предполагается деление класса на подгруппы при условии наполняемости класса 25 человек.
На дополнение и расширение базовых учебных предметов инвариантной части учебного плана из компонента образовательного учреждения отведены часы на предметы:
· Русский язык – 2 часа,
· Право – 0,5 часа,
· Экономика – 0,5 часа.
Учебный план для 10А, 11А классов филологического профилясостоит из инвариантной и вариативной частей. На профильном уровне изучаются «Русский язык» - 3 часа, «Немецкий язык» - 6 часов. Курс «Естествознание» изучается в качестве самостоятельных предметов «Химия» -1 час, «Биология» - 1 час, «Физика» - 2 часа.
В целях удовлетворения потребностей учащихся в знаниях иностранного языка, сохранения преемственности в изучении предмета «Немецкий язык» из компонента образовательного учреждения отведены часы на изучение элективного курса «Немецкая литература» на немецком языке – 1 час в 10-м и 1 час в 11-м классе. Так как данный курс ведется на иностранном языке, предполагается деление класса на подгруппы при условии наполняемости класса 25 человек.
На дополнение и расширение базовых учебных предметов федерального компонента из компонента образовательного учреждения отведены часы на следующие предметы:
· Информатика и ИКТ – 1 час,
· Химия - 1 час,
· Математика – 2 часа.
Проект учебного плана рассмотрен на педагогическом совете № 3 от 31.10.2017 года.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, согласована с родителями.
Учебный план веден в действие приказом «__» от _____.______. 2017 года № _______