Из предложения 10 выпишите слово с непроизносимым согласным.
ТЕСТ 19. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ: ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ,
ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ
Часть 1
1. Выберите правильную характеристику второго звука в словевьюга.
Гласный ударный
Гласный безударный
Согласный твёрдый глухой
Согласный мягкий звонкий
В каком слове все согласные твёрдые?
Брошь
Клюшка
Чаща
Пальто
В каком слове все согласные глухие?
Колокол
Печка
Клубника
Колонна
4. Сколько мягких согласных звуков в слове праздничный?
1) 8
2) 7
3) б
4) 4
5. В каком слове количество согласных звуков совпадает с количеством букв, их обозначающих?
1) крестник
2) плотник
3) сверстник
4) лестница
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3 .
(1)Долгое время я работала в зоопарке со львами и ти-грами, но случилось так, что меня перевели работать в обе-зьянник.
(2)Стою перед клеткой с обезьянами резусами; их там це-лая стая бегает. (3)У того, которого звали Вовкой, голова гладкая, словно причёсанная, не то что у Бобрика. (4)У Бо-брика вихры во все стороны торчат, ну совсем как у Стёпки-растрёпки.
(5)Но больше всех отличалась Малышка. (6)Из всех обе-зьян она была самая маленькая, оттого её так и прозвали. (7)Мордочка у Малышки остренькая, а сама она ловкая, шу-страя. (8)Как войду я в клетку, все обезьяны разбегутся, а Малышка чуть-чуть отойдёт в сторону и поглядывает на моё решето с фруктами...
(9)С каждым днём Малышка привыкала ко мне всё боль-ше и больше. (10)Не убегала, когда я подходила, а однажды так расхрабрилась, что чуть не вырвала у меня печенье, ко-торое я хотела дать другой обезьяне. (И)Как-то даже пыта-лась залезть ко мне в карман. (12)Уже протянула руку, но тут же сама испугалась своей храбрости и удрала. (13)С тех пор я стала нарочно класть сладости в карман. (14)И делала это так, чтобы Малышка видела. (15)Я уже знала, что она большая сластёна.
(В. Чаплина)
1. Из предложений 3 - 4 выпишите слова, в которых проис-ходит оглушение согласных в середине слова при произ-ношении.
2. Из предложения 10 выпишите слова, в которых все 4 со-гласных звука мягкие.
3. Из предложений 12 - 13 выпишите слово, в котором на ме-сте непарного мягкого шипящего произносится непарный твёрдый шипящий звук.
ТЕСТ 20. ПОВЕСТВОВАНИЕ Часть 1
1. Какое из предложений повествовательное?
1) Приходите завтра в пять часов.
2) Вы хорошо отдохнули?
3) Мы замечательно отдохнули!
4) Как вы могли так поступить?!
2. Чему посвящён текст-повествование?
1) характеристика характера человека
2) размышление о проблеме
3) рассказ о событии
4) описание природы
3. Для текста-повествования характерна такая черта, как
1) смена событий, развитие сюжета
2) вопросно-ответная форма изложения
3) большое количество прилагательных и других опреде-лений
4) риторические вопросы и восклицания
4. Какой из заголовков может относиться к тексту-повест-вованию?
1) Зимний лес
2) Моя комната
3) Какие бывают дожди
4) Каникулы в деревне
5. Элементы какого(-их) из типов речи может включать в себя текст-повествование?
1) только описания
2) только рассуждения
3) описания и рассуждения
4) не может включать элементы других типов речи
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1 - 5 .
(1)Случилось это после того, как меня несколько дней не было дома. (2)Я нарочно не приходила домой, чтобы узнать, как отнесётся к моему отсутствию Куська. (3)0 том, что она делала и как себя вела, мне докладывал Толя. (4)0н говорил, что Куська ко времени моего прихода бегает встречать меня к воротам территории, подолгу смотрит на улицу, выиски-вая меня среди прохожих, грустит и плохо ест. (5)Пришла я днём, когда Куська не ждала. (6)0на лежала около дома, но, увидев меня, бросилась навстречу. (7)Я протянула руку, и Куська не отскочила, как раньше; она ткнулась в мою ла-донь носом и остановилась, неумело помахивая хвостом. (8)Воспользовавшись доверием, я осторожно положила ей на голову руку и стала гладить. (9)Сначала тихо, потом всё сме-лей, смелей, гладила её чёрную атласную голову, до которой так долго мечтала дотронуться. (Ю)Куська стояла не шеве-лясь. (11)0на как будто замерла под моей рукой, потом вдруг вывернулась и стала ласкаться. (12)Прыгала мне на грудь, виляла хвостом, лизала руки, лицо. (13)Так из злого, недо-верчивого зверя она стала собакой, верным другом человека.
(По В. Чаплиной)
1. Докажите, что данный текст — это текст-повествование. Рассказу о каком событии он посвящён?
2. Какое из предложений 9 - 1 1 связано с предыдущим с по-мощью личного местоимения? Запишите номер этого пред-ложения.
3. В каком из предложений 7 - 10 содержится элемент описа-ния? Запишите номер этого предложения.
ТЕСТ 21. ГРАФИКА. АЛФАВИТ Часть 1
1. Что изучает графика?
1) правильное написание слов
2) части речи
3) звуки речи и их характеристики
4) начертания букв и их виды
2. Что такое алфавит?
1) группа звуков
2) группа слов с определённым значением
3) буквы, расположенные в определённом, обязательном для всех порядке
4) наука о буквах
3. В каком ряду названия городов расположены строго в ал-фавитном порядке?
1) Ростов, Орёл, Оренбург, Тамбов, Таганрог, Саратов
2) Орёл, Оренбург, Ростов, Саратов, Таганрог, Тамбов
3) Оренбург, Орёл, Ростов, Саратов, Тамбов, Таганрог
4) Оренбург, Орёл, Ростов, Саратов, Таганрог, Тамбов
4. В каком слове все буквы расположены в соответствии с алфавитным порядком?
1) вепрь
2) крепость
3) трудность
4) скупость
5. В каком слове одна и та же буква обозначает два разных согласных звука?
1) кукуруза
2) разгрузка
3) торт
4) разговор
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3 .
(1) ...О том, что бабочки совершают перелёты, люди зна-ли давно. (2)Но о самих перелётах почти ничего не известно. (З)Как бабочки выбирают путь, как ориентируются в простран-стве, какова их скорость в полёте — чтобы узнать всё это, нача-ли изучать перелёты бабочек всерьёз. (4)Конечно, это трудно — на бабочек ведь колец, как на птиц, не наденешь. (б)Придумали метить их особой краской разных цветов. (б)Поймают, мазнут легонько кисточкой и отпускают. (7)Американские учёные ме-тят бабочек иначе. (8)Одни приклеивают им на крылья крошеч-ные этикетки, другие пробивают дыроколом крыло бабочки и в образовавшееся отверстие вставляют бумажку с надписью. (9)А так как для полёта важно, чтоб вес бабочки не увеличивался, то вес бумажки рассчитан с предельной точностью: он равен весу того кусочка крыла, который удалён дыроколом.
(Ю)Один немецкий учёный кормил гусениц каким-то ве-ществом, от которого на крыльях выводившихся впослед-ствии бабочек появлялись хорошо видные светло-красные пятна. (11)А недавно он выпустил шестьдесят тысяч бабочек-капустниц, на крыльях которых рядом с миниатюрной эти-кеткой была приклеена крошечная алюминиевая пластинка.
(12)(Вместе с этикеткой пластинка весила три миллиграмма.) (13)Учёный рассчитывал, что пластинка будет блестеть на солнце и привлечёт внимание людей.
(Ю. Дмитриев)
1. Какие буквы используются для обозначения [й] в предло-жениях 7 и 12?
2. Какое слово в предложении 5 должно быть первым, если все слова этого предложения расположить в алфавитном порядке? Запишите это слово.
3. Из предложения 9 выпишите слово самостоятельной части речи, буквы которого расположены в алфавитном порядке.
ТЕСТ 22. ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТА.
СПОСОБЫ ОБОЗНАЧЕНИЯ
МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ
Часть 1
1. Как обозначается мягкость согласного, который стоит пе-ред другим согласным или на конце слова?
1) гласной буквой
2) мягким знаком
3) согласной буквой
4) твёрдым знаком
2. Мягкость какого согласного звука, стоящего перед другим согласным, всегда обозначается мягким знаком?
1) [р]
2) [в']
3) [с']
4) [л']
3. Выберите строку, в которой в обоих словах мягкий знак на месте пропуска не пишется.
1) апел..син, кос..ба
2) гвоз..дик, кос..тёр
3) мое..тик, прос..ба
4) вос..мёрка, куз..ница
4. В каком ряду во всех словах буква Е не обозначает мяг-кость предшествующего согласного звука?
1) тесто, лекарство, белка
2) партер, газета, коллекция
3) кашне, свитер, шоссе
4) модельер, ателье, тема
5. В какой строке правильно названы все позиции, в кото-рых буквы Е, Ю, Ё, Я обозначают два звука?
1) в начале слова, в конце слова, после гласного звука
2) в начале слова, после гласного звука, после согласного звука
3) в начале слова, после согласного звука, после раздели-тельного мягкого знака
4) в начале слова, после гласного звука, после раздели-тельных твёрдого и мягкого знаков
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3 .
(l)XVII век — время расцвета мастерских Московского Кремля, которые стали своеобразной школой художественно-го ремесла. (2)В Кремле работают такие талантливые масте-ра, как Гаврила Овдокимов, Юрий Фробос, Василий Терен-тьев, Василий Андреев и другие.
(З)Среди множества экспонатов, относящихся к XVII веку, особое внимание привлекают изделия, украшенные эмалями. (4)Они поражают своей яркостью, красочностью, богатством,
нарядностью. (5)К шедеврам эмальерного искусства отно-сится массивный золотой потир, зложэнный в 1664 году в Чудов монастырь боярыней Морозовой. (6)Всё в нем про-никнуто поэтическим ощущением красоты — чистота ли-ний рисунка, радостные и смелые сочетания цветов; ком-позиция оживлена драгоценными камнями — изумрудами, рубинами, сапфирами. (7)Эти же черты проявились и в оформлении золотой чаши в форме полураспустившегося цветка, подаренной патриархом Никоном в 1653 году царю Алексею Михайловичу. (8)В украшении её сказалось ис-ключительное мастерство художника-эмальера, тонко чув-ствовавшего красоту родной природы и стремившегося от-разить её в своём произведении. (Э)Необыкновенно яркая и глубокая по цвету эмаль соперничает с блеском драго-ценных камней — чистых и прозрачных. (Ю)Подхваченные золотыми кастами в обрамлении белых эмалевых лепестков драгоценные камни оживают, напоминая диковинные цве-ты природы.
(«Русские золотые и серебряные изделия XII-XVII вв.»)
1. Из предложения 5 выпишите прилагательные, описываю-щие потир.
2. Какое средство выразительности использовано в словосо-четании «диковинные цветы» (предложение 10)?
3. Из предложений 3 - 4 выберите существительные, описы-вающие изделия с эмалями. Образуйте от них прилага-тельные и запишите их.
ТЕСТ 23. ОРФОЭПИЯ
Часть 1
1. Что такое орфоэпия?
1) наука о синтаксических единицах
2) наука о звуковой стороне языка
3) наука о правилах произношения звуков и постановки ударений в словах
4) наука о знаках препинания и правилах их постановки
2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая удар-ный гласный звук?
1) тортЫ
2) звОнит
3) досУг
4) смЯгчится
3. Укажите слово с нарушением произносительной нормы.
1) каш[нэ]
3) [тэ]ннис
4) му[зэ]й
5) яй[шн]ица
4. В какой строке при произнесении обоих слов происходит оглушение согласного звука?
1) бородка, болт
2) брод, колодка
3) порт, лодка
4) поворот, насадка
5. В какой строке во всех словах можно произносить [шн] на месте буквосочетания чн!
1) булочная, конечно
2) коричневый, скучно
3) прачечная, приличный
4) сказочный, Ильинична
Соколов-Микитов) |
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3 .
(1)Под дерево, на котором токовал глухарь, мы подошли, когда в природе ещё продолжалось таинственное время ноч-ной темноты с рассветом и даже знакомые предметы казались неузнаваемыми. (2)Я смотрел на ёлку, на которую показывал Тит рукою, и, кроме чёрных, рисовавшихся на светлевшем небе ветвей, не мог ничеГо разглядеть. (З)Тит долго пока-зывал на дерево, делал мне знаки и, возмущаясь моей бес-помощностью, по-видимому, начал не на шутку сердиТЬСя.
(4)С ружьём в руках я стоял растерянно, до слёз в глазах вглядываясь в чёрную вершину. (б)Невидимый глухарь рас-сыпал песню за песней. (б)Теперь я отчётливо слышал каж-дое колено, слышал особенный странный звук распускаемых перьев. (7)По направлению песни казалось, что птица скры-вается в самой вершине.
(8)Раздражительность наставника меня смущала. (9)Что-бы не сердить Тита, я делал вид, что хорошо вижу птицу. (Ю)Наконец я увидел тёмное, как бы шевелившееся на кон-це сука пятно. (11)Я прицелился и выстрелил. (12)После вы-стрела, прогремевшего на всю округу, с ёлки дождём посы-палась хвоя, но птица не падала. (13)Мало того, стрелянный
мною глухарь запел как ни в чём не бывало.
(И.
1. Выпишите выделенные слова, поставив в них ударение.
2. Какие звуки обозначают выделенные буквы в словах ни-
чего, сердиться, чтобы (предложения 2, 3, 9)?
3. Из предложения 2 выпишите слова, при произнесении ко-торых происходит оглушение согласных звуков в середине слова.
ТЕСТ 24. ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ
Часть 1
1. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) вьюга
2) скажешь
3) удивиться
4) читающий
2. В каком слове звуков меньше, чем букв?
1) солнце
2) звуковой
3) ёлка
4) мороз
3.Укажите неверное утверждение.
1) в слове загадка — три слога.
2) в слове ель первая буква обозначает один звук.
3) в слове баловство — звук [ф] на письме обозначен бук-вой В.
4) в слове конь последняя буква не обозначает звука.
4. В каком слове произносится твёрдый глухой шипящий со-гласный?
1) | поджог | 3) | щетина |
2) | почерк | 4) | шёлк |
5. В характеристике какого звука есть ошибка?
1) [с] — согласный, глухой, твёрдый, непарный
2) [м'] — согласный, непарный, сонорный, мягкий
3) [й'] — согласный, сонорный, мягкий, непарный
4) [к] — согласный, глухой, твёрдый, парный
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3 .
(1)Всю ночь скрипело в лесу дерево: скрип-скрип, скрип-скрип... (2)И ветер с шипением накатывался на вершины,
как тяжёлая волна. (3)И опять скрипело дерево о своей серой древесной жизни.
(4)Сколько отшумело тысячелетий, пока в глухом лесу, рядом с мёртвым скрипом деревьев, родился настоящий, жи-вой голосок? (5)Сначала, наверное, и он был вот таким же нудным, робким и слабым, как этот скрип.
(б)Волны накатывались и накатывались, а дерево всё скрипело и скрипело. (7)И я уснул.
(8)Проснулся я не от шума, а от тишины. (9)Ветер утих, замолчало дерево, и стало слышно, как падают с ёлки сухие хвоинки.
(10)И вдруг дерево запело! (И)Сперва тихо и робко, а по-том всё смелее и громче. (12)Запело живым голосом, и звуки неслись не с ветвей, а изнутри ствола, из самой древесной сердцевины. (13)Дерево верещало, стрекотало, что-то выкри-кивало, — дерево пело!
(14)Это был не сон. (15)Было утро, и я видел, как ле-нивым колечком поднимался с лесной полянки туман. (16)Росинки стреляли в солнце синими и красными стрелами. (17)А на сучке зевал и потягивался дятел.
(18)Может, вот так когда-то и родился в лесу живой го-лос?..
(Н. Сладкое)
1. Из предложения 11 выпишите слова, в которых происхо-дит оглушение согласных.
2. Какой звук обозначает последняя буква слова вдруг (пред-ложение 10)?
3. Из предложения 3 выпишите слова, в которых количество звуков и букв не совпадает.
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
ТЕСТ 25. СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ
ЗНАЧЕНИЕ (ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ).
ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА
Часть 1
1. Какое из перечисленных слов является многозначным?
1) голенище
2) гамак
3) голова
4) газета
2. В каком предложении вместо слова великий нужно упо-
требить величественный?
1) Именно эта замечательная роль великого актёра при-несла ему поистине всенародную любовь и славу.
2) Наступит великий час объединения наших народов.
3) Мы поселились в доме, расположенном неподалёку от универсама, а такое соседство — великое дело, так как позволяет экономить время на покупки.
4) Красивая женщина с великой осанкой царственным ша-гом вошла в комнату.
3. Какое из перечисленных слов является однозначным?
1) скальпель
2) сказка
3) словарь
4) свет
4. Какое из перечисленных слов имеет значение «не прояв-ляющий склонности, пристрастия, внимания, интереса к чему-либо, равнодушный»?
1) | бестолковый | 3) | беспристрастный |
2) | безучастный | 4) | безнравственный |
5. Укажите словосочетание, в котором прилагательное упо-треблено в переносном значении.
1) железный гвоздь
2) железная воля
3) железная труба
4) железный лом
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3 .
(1)Совершая воздушное путешествие над тайгою, я слышал от лётчиков много интересных рассказов о лесных и охотни-чьих приключениях. (2)Лётчики рассказывали, как доводи-лось им наблюдать зверей в тайге. (3)На лесном аэродроме мне показали живого маленького медвежонка. (4)Доставленный из тайги на самолёте, лохматый авиатор чувствовал себя с людь-ми прекрасно. (5)Он жил в клетке, устроенной на аэродроме. (б)Иногда мишку выпускали гулять, и, смешно переваливаясь, он гонялся за козами, забиравшимися на запрещённую для по-сторонних посетителей зону... (7)Кроме авиатора-мишки, жила в штабе лесного отряда, пользуясь общим дружеским распо-ложением, маленькая белочка Дуся, пойманная лётчиками в реке во время кочёвки (белки во время своих кочёвок нередко переплывают широкие реки). (8)Но самой большой любовью и почтением пользовался в авиационном отряде ручной журавль Василий Иванович. (9)Важно, точно распорядитель-диспетчер, ходил он по аэродрому. (Ю)Казалось, он наблюдал за общим порядком, и можно было подумать, что без Василия Иванови-ча не может отправиться ни один самолёт. (11)Денно и нощно присутствовал он на аэродроме, и странно было видеть ночью стоявшую на одной ноге его высокую сторожевую фигуру.
(12)Живя с лётчиками в лесном отряде, наблюдая и зна-комясь с жизнью людей, запомнил я рассказ о журавле Ва-силии Ивановиче, поразившем меня умом и привязанностью к аэродрому.
(if. Соколов'Микитов)
1. Напишите значение фразеологизма денно и нощно (пред-ложение 11).
2. Определите значение слова наблюдать (предложение 2)
с помощью близкого по значению слова.
3. В предложении 5 найдите однозначное существительное. Запишите его в начальной форме.
ТЕСТ 26. ОМОНИМЫ. АНТОНИМЫ Часть 1
1. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звуча-нию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются
1) синонимы
2) антонимы
3) омонимы
4) разные значения многозначного слова
2. Укажите антоним к слову беспринципность.
1) законность
2) нравственность
3) принципиальность
4) ответственность
3. Слова одной и той же части речи с противоположным лек-сическим значением называются
1) синонимы
2) антонимы
3) омонимы
4) разные значения многозначного слова
4. В какой строке выделенные слова являются антонимами?
1) поцелуймамы —поцелуйдочку
2) громкийвозглас —тихийголос
3) смотретьвнимательно —глядетьвдаль
4) курносый нос — нос лодки
5. В каком варианте ответа указаны антонимы к слову лёг-кий (учитывайте его многозначность).
A. светлый Б. тяжёлый B. трудный
Г. тяжеловесный
1) | А, Б | 3) А,В, | Г |
2) | Б, В | 4) Б, В, | Г |
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3 .
(1)Увлёкшись охотой, Сергей Иванович и сам не заметил, как по старой привычке, углубившись в лес, он свернул в сторону Гнилого болота. (2)Там всегда в прошлые годы по-падались белки, а то и куницы. (З)Слушая, не залает ли где Пушок, охотник тихонько шёл по дорожке.
(4)«Кажется, взвизгнул. — Сергей Иванович приостано-вился. — Сейчас залает».
(5)Но вместо лая вновь послышался такой же визг. (6)Он пронёсся по лесу отчаянным воплем, как бы мольбой о по-мощи.
(7)Не помня себя, Сергей Иванович бросился на выручку Другу. (8)Вдруг Сергей Иванович зацепился ногой за корень и со всего маху полетел лицом прямо в кусты. (9)Он упал и, не чувствуя боли, опять вскочил, хотел бежать.
(10)Но голос Пушка умолк. (И)Значит, конец. (12)Сергей Иванович дико оглядывался по сторонам.
(13)Кругом болото, кочки, чахлые, полумёртвые сосенки.
(14)И здесь, где-то уже совсем недалеко, в последний раз взвизгнул Пушок.
(15)Что это? (16)Снова раздался визг и громкий забори-стый лай. (17)Сергей Иванович рванулся вперёд, но тут же остановился. (18)«Постой, да ведь Пушок не только визжит, он лает, и, кажется, на одном месте. (19)3начит, никто его не преследует, не душит, значит, он сам за кем-то гнался с визгом и лаем».
(20)Но кого же тогда преследовал пёс? (21)Конечно, лося. (22)А на лосей охота запрещена. (23)Сколько Сергей Ивано-вич потерял времени, сил и трудов, чтобы отучить Пушка за ними гоняться, и вот непослушный пёс опять принялся за своё. (24)Наверное, за лето забыл всю науку.
(Г. Скребицкий)
1. В каком из предложений 7 - 11 использованы антонимы? Напишите номер этого предложения.
2. Из предложения 17 выпишите антонимы.
3. Запишите антоним к выделенному слову из предложе-ния 17.
ТЕСТ 27. ОМОНИМЫ. СИНОНИМЫ Часть 1
1. Укажите синоним к слову уникальность.
1) разноплановость
2) великолепие
3) неповторимость
4) таинственность
2. В какой строке выделенные слова являются омонимами?
1) косяклошадей —косякдвери
2) красивыйпейзаж —прекраснаякартина
3) ручкаребёнка —ручнойзверь
4) сухойклимат —влажныйвоздух
3. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лек-сического значения и употреблением в речи, называются
1) синонимы
2) антонимы
3) омонимы
4) разные значения многозначного слова
4. В какой строке выделенные слова являются синонимами?
1)хвойный лес — лес рук
2) девичья коса — острая коса
3) сладкоеяблоко —горькаяполынь
4) большойдом иогромноездание
5. В каком варианте ответа указаны синонимы к слову зелё-ный (учитывайте его многозначность).
A. молодой
Б. неспелый B. изумрудный Г. синий
1) | А, Б, В | 3) | Г |
2) | Б, Г | 4) | В, Г |
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3 .
(1)Как и все обезьяны, Малышка была очень жадная . (2)Меня она совсем перестала бояться, и когда я входила в клетку с кормом, она щипала мне руки, если я давала не ей. (3)А щипалась Малышка очень больно, и у меня руки часто были в синяках . (4)Она не боялась даже Гришки.
(5)Гришка — это тоже обезьяна. (6)Но он был вожак, (7)На воле многие обезьяны живут стаями; из них самая боль-шая и сильная обезьяна бывает вожаком. (8)Она охраняет от опасности всю стаю, защищает её. (9)Своего вожака обезьяны слушаются и боятся. (10)Так и тут, в клетке, Гришку тоже слушались и боялись. (11)Когда обезьян кормили, ни одна не смела раньше его взять корм. (12)Все ждали, пока наестся Гришка. (13)А Гришка неторопливо выбирал самое вкусное и, наевшись, медленно и важно взбирался на свою любимую полочку. (14)Тогда, осторожно оглядываясь на него, слезали остальные обезьяны. (15)Они торопливо совали себе за щёки всё, что попадало под руки, и спешили разбежаться по ме-стам. (16)Держал всех Гришка в страхе. (17)Он мог безнака-занно бить и кусать обезьян, но другим драться не позволял. (18)Горе тому, кто попытался бы обидеть обезьяну из его стаи! (19)Тут уж Гришка не разбирал, какой враг был перед ним, и первый бросался на защиту. (20)3ато когда Гришке было холодно, он собирал обезьян в кучу, заставлял их себя греть или искать у него блох.
(В. Чаплина)
1. В каком из предложений 4 - 8 использованы синонимы. Запишите номер этого предложения.
2. Из предложения 11 выпишите выделенное слово, по-ставьте в нём ударение, учитывая его значение. Рядом запишите омоним к этому слову, выделите в нём удар-ную гласную.
3. К слову холодно (предложение 20) подберите синоним и запишите его. Какое ещё значение имеет слово холодно? Запишите синоним к этому значению.
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
ТЕСТ 28. ИЗМЕНЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ.
РАССУЖДЕНИЕ
Часть 1
1. Выберите правильный вариант ответа: дом и домишко — это
1) формы одного слова
2) неродственные слова одной части речи
3) родственные слова одной части речи
4) неродственные слова разных частей речи
2. При образовании однокоренных слов получаются
1) родственные слова с различным лексическим значением
2) формы одного слова
3) неродственные слова с одинаковым лексическим значе-нием
4) новые слова, которых раньше не было
3. При изменении слова получаются
1) новые слова с другим лексическим значением
2) формы этого же слова с тем же лексическим значени-ем, но другим окончанием
3) слова других частей речи
4) формы этого же слова с другим лексическим значением
4. Выберите правильный вариант ответа: рассуждение — это
1) обязательно самостоятельный тип текста, который по-свящён характеристике свойств предмета
2) тип текста, который обязательно входит как часть в другие типы текстов (описание или повествование), ко-торый посвящён рассказу о событии
3) самостоятельный тип текста или тип текста, который входит как часть в другие типы текстов (описание или повествование) и в котором основная мысль разъясняет-ся или доказывается с помощью различных аргументов
4) вид устного высказывания
5. Выберите правильный вариант ответа: крыло и крылья — это
1) неродственные слова разных частей речи
2) родственные слова разных частей речи
3) родственные слова одной части речи
4) формы одного слова
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3 .
(1)Человек радуется, когда он взрослеет. (2)Теперь он са-мостоятельный, большой, мужественный! (3)И поначалу эта самостоятельность кажется очень серьёзной. (4)Но потом ста-новится грустно.
(5)И чем старше взрослый человек, тем грустнее ему: ведь он отплывает всё дальше и дальше от берега своего един-ственного детства. (б)Когда человек взрослеет, у него тускне-ют глаза. (7)Он даже больше видит, чем в детстве, но краски бледнеют, и яркость не такая, как раньше.
(8)Мне кажется, в моём детстве всё было лучше. (^Рас - цветало море одуванчиков. (Ю)Расстроился из-за чего-то, огорчился — выйди на улицу, когда одуванчики цветут, пройди два квартала солнечной дорожкой, и будешь ещё вспоминать, что это тебя так расстроило: одуванчики ярким цветом своим волшебно сотрут всё в голове. (11)А когда они отцветут? (12)Праздник на душе: несутся по небу тучи, бе-лые, летучие. (13)А от земли к тучам взлетают миллиарды парашютиков — настоящая метель. (14)В такой день хо-дишь ликующий, будто это ты сам летел над землёй.
(15)Мне кажется, что всё было лучше, но я знаю, что за-блуждаюсь. (16)Кому дано волшебное право сравнивать дет-
ства? (17)Какой счастливец смог дважды начать свою жизнь, чтобы сравнить два начала? (18)Нет таких.
(По А Лиханову)
1. Из предложений 1—4 выпишите однокоренные слова.
2. Из предложения 5 выпишите существительное, у которого форма множественного числа имеет другой корень.
3. Какой элемент текста-рассуждения содержится в предло-жениях 16-18?
ТЕСТ 29. ОКОНЧАНИЕ И ОСНОВА СЛОВА Часть 1
1. Приставка, корень, суффикс, окончание называются
1) морфемами
2) основой слова
3) главной частью слова
4) частями речи
2. Значимая часть слова, которая образует формы слова, на-зывается
1) окончанием
2) приставкой
3) суффиксом
4) корнем
3. Часть изменяемого слова без окончания называется
1) корнем
2) основой
3) суффиксом
4) приставкой
4. Укажите слово, в котором неверно выделена основа.
1) ,СТОЛ£1
2) ,стод
3) ,стол,ик
4) .столешница
5. Укажите слово, в котором неверно выделено окончание.
1) подводникД
2) подводник|й|
3) подводЕшк!
4) подводник[у]
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3 .
(1)Весь день мы шли сосновыми лесами. (2)Шли без дорог, перебирались через сухие болота — мшары, где нога тонула по колено в коричневых мхах.
(З)Жара густо настаивалась в хвое. (4)Кричали медведки. (5)На сухих полянках из-под ног дождём сыпались кузнечи-ки. (б)Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой. (7)В небе над верхушками сосен неподвижно ви-сели ястребы.
(8)Жара измучила нас. (9)JIec был накалён, казалось, что, он тихо тлеет от солнечного зноя. (Ю)Даже как будто по-пахивало гарью. (11)Мы боялись, что от первой же спички лес вспыхнет и затрещит, как сухой можжевельник, и белый дым лениво поползёт к солнцу.
(12)Мы отдыхали в густых чащах осин и берёз, пробира-лись через заросли на сырые места и дышали грибным пре-лым запахом травы и корней.
(13)Мы долго лежали на привалах и слушали, как шумят океанским прибоем вершины сосен, — высоко над головой дул медленный ветер. (14)Он был, должно быть, очень горяч. (15)Только к закату мы вышли на берег озера. (16)Безмолв-ная ночь осторожно надвигалась на леса глухой синевой.
(К. Паустовский)
1. Из предложения 13 выпишите слова, у которых основа равна целому слову.
2. Из предложения 16 выпишите слово, состоящее из при-ставки, корня, одного суффикса и окончания.
3. Из предложений 3 - 6 выпишите слово с нулевым оконча-нием.
ТЕСТ 30. КОРЕНЬ СЛОВА
Часть 1
1. Корнем называется
1) часть изменяемого слова без окончания
2) главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов
3) часть слова после приставки
4) словообразовательная морфема
2. Укажите слово, в котором неверно выделен корень.
1) дача
2) проводник
3) дворик
4) поляна
3. Какое из данных слов не является родственным для
Остальных?
1) белка
2) побелка
3) белизна
4) белить
4. В словах смена, сменить, сменщик выделяется корень
1) смен-
2) -ен-
3) -мен-
4) -ме-
5. Чтобы правильно выделить корень в слове, надо
1) образовать формы слова и сравнить их друг с другом
2) определить число слова
3) определить часть речи слова
4) образовать однокоренные слова и сравнить их друг с другом
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3 .
(1)Был сентябрь. (2)Ветер сбрасывал с берега мокрые и па-хучие листья. (3)Я сидел у костра, и мне казалось, что кто-то стоит за спиной и тяжело смотрит в затылок. (4)Потом в глубине зарослей я услышал явственный треск человеческих шагов по валежнику,
(5)Я встал и, повинуясь необъяснимому и внезапному страху, залил костёр, хотя и знал, что на десятки киломе-тров вокруг не было ни души. (6)Я был совсем один в ноч-ных лесах.
(7)Я просидел до рассвета у потухшего костра. (8)В тума-не, в осенней сырости над чёрной водой поднялась кровавая луна, и свет её казался мне зловещим и мёртвым.
(.К. Паустовский)
1. Из предложения 4 выпишите слово, в котором есть чере-дования гласных О — А в корне.
2. В слове затылок (предложение 3) выделите корень.
3, К слову явственный (предложение 4) подберите однокорен-ное существительное, состоящее из корня и окончания.
ТЕСТ 31. СУФФИКС И ПРИСТАВКА
Часть 1
1. Значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов, называется
1) корнем
2) основой
3) суффиксом
4) приставкой
2. Приставкой называется
1) значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов
2) значимая часть слова, которая находится после корня
и обычно служит для образования слов
3) главн<