Учебно-производственной практики
ЦИКЛОВАЯ КОМИССИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Учебно-производственной практики
(по профилю специальности)
«РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ»
ПМ.02. «Организация различных видов деятельности и общения детей»
специальность 44.02.01Дошкольное образование
для студентов заочной формы обучения
Донецк – 2017 год
Учебным планом специальности 44.02.01 Дошкольное образование учебно-производственная практика(по профилю специальности)«Различные виды деятельности и общения детей»является этапом профессионально-педагогической подготовки специалиста среднего звена. Она организуется, наполняется содержанием и проводится в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования. Методические рекомендации содержат основные положения по организации и прохождению практики, перечень и формы документов, выдаваемых студентам, а также требования, предъявляемых к написанию отчёта по итогам практики.
Методические рекомендации составлены на ПК Дошкольного образования
Составитель:
Шеховцова Н.В. – преподаватель высшей квалификационной категории,
преподаватель – методист.
Донецкий педагогический колледж, 2017
Шеховцова Н.В. Методические рекомендации по организации и прохождению учебно-производственной практики, специальность 44.02.01Дошкольное образование/
Шеховцова Н.В.– Донецк: ГПОУ «Донецкий педагогический колледж», 2017. –21 с.
СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ | ||
Ориентировочный план прохождения практики | ||
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ | ||
ЗАДАНИЯ НА ПРАКТИКУ | ||
ОТЧЁТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ СТУДЕНТА | ||
ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА СТУДЕНТА В ПЕРИОД ПРАКТИКИ | ||
ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ | ||
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ | ||
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ | ||
ПРИЛОЖЕНИЯ | ||
Приложение 1 | ||
Приложение 2 | ||
Приложение 3 | ||
Приложение 4 | ||
Приложение 5 |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Педагогическая практика направлена на освоение студентами основного вида профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
– Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
– Организовывать посильный труд и самообслуживание.
– Организовывать общение детей.
– Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).
– Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.
– Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.
В результате овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент должен:
иметь практический опыт:
· планирования различных видов деятельности (игровой, трудовой, продуктивной) и общения детей;
· организации и проведения творческих игр (сюжетно-ролевых, строительных, театрализованных и режиссерских) и игр с правилами (подвижные и дидактические);
· организации различных видов трудовой деятельности дошкольников;
· организации общения дошкольников в повседневной жизни и различных видах деятельности;
· организации различных видов продуктивной деятельности дошкольников;
· организации и проведения досугов (развлечений).
уметь:
· определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства игровой, трудовой, продуктивной деятельностью детей;
· играть с детьми и стимулировать самостоятельную игровую деятельность детей;
· использовать прямые и косвенные приемы руководства игрой;
· организовывать посильный труд дошкольников с учетом возраста и вида трудовой деятельности (общественно-полезный, по самообслуживанию, в природе, ручной труд);
· ухаживать за растениями и животными;
· руководить продуктивными видами деятельности с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей группы;
· оценивать продукты детской деятельности;
· изготавливать поделки из различных материалов;
· рисовать, лепить, конструировать;
· организовывать детский досуг;
· осуществлять показ приемов работы с атрибутами разных видов театров;
· анализировать проведение игры и проектировать ее изменения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей группы;
· анализировать приемы организации и руководства посильным трудом дошкольников и продуктивными видами деятельности (рисование, аппликация, лепка, художественный труд) с учетом возраста и психофизического развития детей.
2 Ориентировочный план прохождения практики
Порядок прохождения практики включает следующие основные этапы:
Содержание этапов прохождения практики студентами
Этапы прохождения практики | Виды работы |
Подготовительный этап | Установочная конференция. Инструктаж по охране труда и технике безопасности. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка на месте практики. Формирование календарно-тематического плана прохождения практики, его конкретных положений, определение методов и форм его выполнения. |
Основной этап | Сбор и систематизация фактического, нормативного и методического материала. Общее ознакомление с базой практики. Перечень конкретных заданий и функций, выполняемых студентом в процессе прохождения учебно-производственной практики. Получение новых теоретических знаний и практических навыков |
Заключительный этап | Оформление отчёта о прохождении студентом учебно-производственной практики. Проверка отчёта руководителем от колледжа |
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
В процессе прохождения практики студентам необходимо выполнить:
Виды обязательных заданий | Кол-во | |
Изучение и анализ содержания развивающей предметно-пространственной среды в возрастной группе ДОУ | ||
1.1. | Анализ развивающей предметно-пространственной среды по продуктивной деятельности в группе | |
1.2 | Анализ развивающей предметно-развивающей среды в старшей группе | |
1.3 | Анализ предметно-игровой среды для театрализованной деятельности детей | |
Организация и проведение игровой деятельности | ||
2.1. | Анализ игровой деятельности детей в группе, деятельность воспитателя по организации и руководству разными видами игр в течение дня. Наблюдение и фотозапись 3-х видов игр. Составление письменного анализ организации и проведения игровой деятельности | |
2.2 | Организация и проведение дидактической игры | |
2.3 | Организация и проведение строительно-конструктивной игры | |
2.4 | Организация и проведение сюжетно-ролевой игры | |
Организация и проведение трудовой деятельности | ||
3.1 | Организация и проведение труда по самообслуживанию | |
3.2 | Организация и проведение труда дошкольников по уходу за животными и растениями | |
3.3. | Организация и проведение общественно-полезного труда | |
Организация и проведение продуктивных видов деятельности | ||
4.1 | Анализ продуктивной деятельности детей в группе. Наблюдение и фотозапись 3-х занятий (рисование, лепка, аппликация). Составление письменного анализ организации и проведения продуктивных видов деятельности, анализ детской работы | |
4.2 | Организация и проведение занятия. Рисование, индивидуальная работа | |
4.3 | Организация и проведение занятия. Лепка, индивидуальная работа | |
4.4 | Организация и проведение занятия. Аппликация, индивидуальная работа | |
4.5 | Организация и проведение конструктивно-модельной деятельности | |
4.6 | Организация и проведение занятия. Художественный труд, индивидуальная работа | |
Организация и проведение музыкальной деятельности | ||
5.1. | Организация и проведение музыкально-дидактической игры | |
5.2. | Организация и проведение музыкальной игры | |
Подготовка отчета по практике. Оформление аттестационного листа по практике |
ЗАДАНИЯ НА ПРАКТИКУ
Задание № 1. Изучение и анализ содержания развивающей предметно-пространственной среды в возрастной группе ДОУ:
Ø изучить и проанализировать содержание развивающей предметно-пространственной среды в старшей возрастной группе ДОУ;
Ø заполнить таблицы 1, 2, 3 (оценочный лист «Создание условий для продуктивных видов деятельности,предметно-игровая среда для театрализованной деятельности детей; развивающая предметно-пространственная и игровая среда в старшей группе);
Ø оформить выводы.
План
1. Распределение по зонам (центрам), их рациональное расположение и свободный доступ для детей.
2. Разнообразие материалов для художественного творчества, видов игр и игрушек, музыкальных инструментов, атрибутов для организации творческих игр, инвентаря для трудовой деятельности.
3. Эстетичность оформления.
4. Санитарно-гигиеническое состояние.
5. Наличие условий:
- для игровой деятельности детей: наличие настольно-печатных игр; наборов для строительно-конструктивных игр; кукол для театрализованных игр; оборудования и атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
- для развития детей в музыкальной деятельности;
- для развития детей в театрализованной деятельности;
- для трудового воспитания детей в группе: наличие необходимого оборудования (скатерти, тряпки, тазики, фартуки, лейки, опрыскиватели);
- для развития художественно-эстетического развития детей.
Задание 2. Организация и проведение игровой деятельности.Изучить игровую деятельность детей в группе, деятельность воспитателя по организации и руководству разными видами игр в течение дня.
Ø Наблюдать организацию и проведение игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Ø Сделать фотозапись 3-х видов игр.
Ø Составить письменный анализ организации и проведения игровой деятельности (3-х видов игр). (Приложение 1).
Ø Организовать и провести разные виды игр:
– дидактическая;
– строительно-конструктивная;
– сюжетно-ролевая.
Ø Конспекты игр оформить в тетради для конспектов «День за днем». (Приложение 2).
Задание 3. Организация и проведение трудовой деятельности детей дошкольного возраста
Ø Организовать трудовую деятельность детей в группе:
– труд по самообслуживанию;
– труд по уходу за животными и растениями;
– общественно- полезный труд.
Ø Конспекты оформить в тетради для конспектов «День за днем».
Задание 4. Организация и проведение продуктивных видов деятельности:
Ø Анализ продуктивной деятельности детей в группе.
Ø Наблюдение и фотозапись 3-х занятий (рисование, лепка, аппликация).
Ø Составление письменного анализа организации и проведения продуктивных видов деятельности, анализ детской работы.(Приложение 3).
Ø Организовать и провести фронтальные и индивидуальные занятия по продуктивным видам деятельности:
– рисование;
– лепка;
– аппликация;
– конструктивно-модельная деятельность;
– художественный труд.
Ø Конспекты оформить в тетради для конспектов «День за днем» (Приложение 4).
Задание 5.Организация и проведение музыкальной деятельности детей дошкольного возраста:
Ø Организовать и провести музыкальную деятельность дошкольников:
– музыкально-дидактическая игра;
– музыкальная игра.
–
Ø Конспект оформить в тетради для конспектов «День за днем»
5 отчЁтные документы студента
По окончании сроков прохождения практики студенту необходимо предоставить:
1. Аттестационный лист (заполняется с 2-хсторон).
2. Письменный отчёт (скрепить в 3-х местах).
3. Дневник прохождения практики.
В нем отражается:
– время и место прохождения практики;
– содержание проведённой работы на практике в соответствии срокам, целям и задачами её организации.
4. Тетрадь конспектов «День за днем».
ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА СТУДЕНТА В ПЕРИОД ПРАКТИКИ
Студент обязан:
· до начала практики получить, дневник прохождения практики, методические рекомендации по практике, пройти инструктаж по технике безопасности;
· изучить свои обязанности, изложенные в методических рекомендациях по практике;
· уточнить в кабинете педагогической практики неясные вопросы;
· своевременно прибыть на базу практики для её прохождения;
· при прохождении практики изучить и соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;
· выполнять действующие на базе практики правила внутреннего трудового распорядка;
· систематически вести дневник;
· по окончании практики, в течение трех дней, студент должен сдать всю отчетную документацию руководителю практики от колледжа;
· в установленное колледжем время и место явиться на итоговую конференцию, на которой студент выступает с отчетом по практике, отвечает на вопросы преподавателей, курирующих практику.
График прохождения практики
Продолжительность и сроки проведения практики устанавливаются графиками учебного процесса и учебными планами по специальности 44.02.01 Дошкольное образование «Различные виды деятельности и общения детей» проводится в 3 семестре продолжительностью 144 ч.
(4 недели).
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ
В ходе прохождения практики студенты ведут дневник с обязательной ежедневной записью о проделанной работе. В конце периода прохождения практики в дневнике ставится подпись и печать базы практики. На протяжении всего периода прохождения практики студент собирает и обрабатывает необходимый материал, а затем представляет его в кабинет педагогической практики. Для составления, редактирования и оформления отчёта студентам отводятся последние 2 дня периода прохождения практики.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ
Итоговый контроль организации и прохождения практики осуществляется в целях определения актуальности изучаемых в ходе теоретической подготовки тем применительно к задачам подготовки студентов к профессиональной деятельности, а также определения уровня сформированных у студента знаний, умений и навыков, их взаимосвязи с практикой. Основанием для допуска студента к защите отчёта по практике являются полностью оформленные отчет, дневник по практике и конспекты занятий в тетради «День за днем». Защита отчёта по практике проводится в установленный расписанием день в соответствии с календарным графиком учебного процесса. Итоговая конференция проходит в форме защиты студентом отчёта по практике перед руководителем практики от колледжа.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Вопросы для наблюдения и анализа организации игровой деятельности
1.Созданы ли в группе необходимые условия для организации игр:
- наличие игрового материала, атрибутов для игр;
- их соответствие возрастными особенностями детей;
педагогическая целесообразность размещения игрового материала.
2. Подготовка воспитателя к игровой деятельности.
3. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.
4. Оснащение игр на прогулке в соответствии с сезоном и возрастом детей, хранение игрового материала.
5. В какие игры дети играют утром (до завтрака)? Их продолжительность. 6. Характер игр детей после завтрака (до начала занятия), направление игр, которые задает воспитатель, соответствие их характеру и содержанию предстоящих занятий.
7. Какие игры организуют воспитатель между занятиями? Обеспечивают ли они отдых детей перед предстоящим занятием?
8. Виды игр на прогулке. Тематика игр.
9. В какие подвижные играли дети самостоятельно? Какие подвижные игры организовал воспитатель? Учитываются ли при выборе подвижных игр условия участка, состояния погоды, интересы детей, их возраст и предшествующие занятия?
10. Знают ли дети правила подвижных и дидактических игр, умеют ли их выполнять?
11. Фактическое время, отведенное для игры в течение дня.
12. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.
13. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (приемы руководства, использование игры как средства нравственного воспитания)
14. Приемы руководства разными видами игр.
Вопросы для наблюдения и анализа проведения сюжетно-ролевой игры
1. Организация игры:
- по чьей инициативе возникла игра (если по инициативе детей, то как скоро воспитатель заметил игру, какова была его реакция)?
- оснащение игры (атрибуты, их наличие);
- динамика и структура игры;
- распределение ролей.
2. Умения детей:
- включаются в игру, ведут себя активно;
- самостоятельны ли дети в выборе игрушек для игры, в выборе партнеров?
- изменяют в ходе игры ролевое поведение в зависимости от роли партнера;
- в игре отражают реальные факты или события, знания о профессиях взрослых;
- проявляют творческие способности;
- свободно вступают в ролевое взаимодействие;
- выполняют этические нормы поведения во время игры;
- игру доводят до конца.
- умеют ли дети спокойно и сосредоточенно играть?
- характер взаимоотношений детей во время игры (доброжелательны, делятся с игрушками, помогают друг другу, играют дружно или ссорятся).
- предлагает тему для игры, вносит интересные предложения по организации игры:
3. Действия воспитателя во время игры:
- участвует в игре как воспитатель;
- участвует в игре как партнер;
- наблюдает за игрой детей, их поведением, помогает советами;
- оказывает влияние на выбор темы, развитие сюжета;
- создает проблемную ситуацию для выяснения знаний о чем-либо;
- переводит внимание детей от действий с игрушками на взаимодействие с партнером;
- считается с детским замыслом, бережно относится к творческой выдумке;
- создает игровую ситуацию.
- предлагает ли новые роли, игровые действия, ситуации? Расширял ли знания детей для развития игры?
- уделяет внимание формированию дружеских взаимоотношений (предлагал принять новичка, помогал распределять роли, договариваться о плане игры, устранял конфликты)?
- способствует усилению воспитательной функции сюжетно-ролевой игры (привлекал внимание к положительным действующих лиц, к красоте взаимоотношений между персонажами)?
- принимает ли сам воспитатель участие в игре? Помогает ли закончить игру, подвести итог, заранее договориться о новой игре или о продолжении старой?
4. Подведение итогов игры:
- дети подводят итоги;
- воспитатель подводит итог;
- совместное подведение итогов;
- итог игры не подведен.
Вопросы для наблюдения и анализа проведения дидактической настольно-печатной игры
1. Соответствие цели и задач дидактической игры возрастной группе.
2. Правильность формулировки игровой задачи и дидактической задачи.
3. Соответствует ли сложность игры возрастным возможностям детей;
4. Соответствие методов и приемов объяснения правил игры возрастным особенностям детей
- отметьте уровень заинтересованности детей игрой;
- игра направлена на закрепление знаний, практических умений детей или на усвоение новых знаний;
- степень доступности объяснения воспитателем правил игры;
- степень самостоятельности детей в игре;
- соблюдение правил игры детьми;
- опишите мотив выбора воспитателем данной игры.
5.Атмосфера игры (эмоциональный комфорт, уважение личного достоинства ребенка).
6. Выводы.
Вопросы для наблюдения и анализа проведения дидактической игры с предметами с детьми младшего дошкольного возраста
1. Соответствует ли сложность игры возрастным возможностям детей.
2. Уровень заинтересованности детей игрой.
3. Достаточное или недостаточное количеств предметов в игре.
4. Степень знакомства детей с предметами;
5. Уровень умений детей при обращении с предметами.
6. Опишите приемы активизации и мотивации детей воспитателем при проведении игры.
Приложение 2
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАПИСИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Тема:
Возраст детей:
Задачи по развитию игры:
Задачи нравственного воспитания:
Предварительная работа:
Роли:
Основные сюжетные линии:
Ход игры (тактика игрового взаимодействия с детьми):
– начало игры, мотивация;
– распределение ролей;
– игровые проблемные ситуации для развития игры;
– завершение игры.
Примеры формулировки задач к сюжетно-ролевой игре:
Задачи по развитию игры:
1,5-3 года: Формировать умения осуществлять условные игровые действия с сюжетными игрушками и предметами-заместителями, развертывать цепочку из нескольких связанных по смыслу игровых действий; дополнять, продолжать по смыслу игровое действие партнера-взрослого, а затем сверстника, словесно обозначать условное игровое действие.
3-4 года: Формировать умения принимать и словесно обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником, самостоятельно подбирать игровые атрибут, придумывать вместе с воспитателем несложный сюжет, использовать предметы-заместители.
4-5 лет: Формировать умения изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и обозначать ее для партнеров в процессе развертывания игры, самостоятельно действовать в соответствии с игровым замыслом, умение выбирать место, подбирать игрушки, атрибуты, объединять несколько игровых действий в один сюжет
5-6 лет. Формировать умение выстраивать новые последовательности событий и при этом ориентироваться на партнеров-сверстников; обозначать для них (пояснять) очередное сюжетное событие, согласовывать свои действия с действиями партнеров; развивать сюжет на основе полученных знаний.
6-7 лет. Формировать умение творчески использовать в играх знания об окружающем, самостоятельно распределять между собой обязанности и роли, выполнять правила в совместной игре, формировать умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками игры события в общем сюжете, самостоятельно выбирать тему.
Задачи нравственного воспитания:
1,5-3 года. Вызывать чувство симпатии к партнеру по игре.
3-4 года. Вызывать желание участвовать в совместных играх, проявлять чувство симпатии к партнеру по игре, дружелюбность.
4-5 лет. Развивать умение считаться с интересами товарищей, оказывать посильную помощь.
5-6 лет. Развивать умение объективно оценивать действия партнеров, подчинять свое поведение правилам, бесконфликтно распределять роли, проявлять дружеские взаимоотношения.
6-7 лет. Учить считаться с интересами и мыслями товарищей, проявлять дружеские взаимоотношения, взаимопомощь, проявлять в игре честность и справедливость, проявлять инициативу, творчество.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАПИСИ ИГРЫ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Тема:
Возраст:
Задачи по развитию игры:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Вид конструирования:
Оборудование:
Предварительная работа:
Ход игры:
– организация детей на игру
– мотивация;
– игровые действия.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАПИСИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Тема:
Возраст:
Обучающая задача:
Игровая задача:
Игровые правила:
Игровые действия:
Оборудование:
Ход игры:
– организация детей на игру
– мотивация;
– игровые действия.
Приложение 3
Вопросы для наблюдения и анализа продуктивной деятельности дошкольников
1. Вид продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественное конструирование).
2. Возраст детей, количество детей принимающих участие в деятельности.
3. Цели и задачи, решаемые в ходе продуктивной деятельности, их соответствие возрасту детей.
4. Соответствие содержания занятия программе данной возрастной группы, времени года, возможностям детей;
5. Организация материальной среды и оборудования, необходимого для продуктивной деятельности детей.
6. Методика организации и осуществления руководства продуктивной деятельностью детей, ее соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей:
- методы и приемы создания положительной мотивации;
- методы и приемы постановки цели продуктивной деятельности перед детьми;
- методы и формы планирования деятельности;
- особенности руководства во время осуществления деятельности детей в связи с их возрастными и индивидуальными особенностями;
- текущий контроль;
- оценка продукта деятельности.
7. Длительность занятия по этапам и в целом, причины задержки, если она имела место.
8. Поведение детей на занятии: организованность, дисциплинированность, самостоятельность, заинтересованность, наличие у них чувства времени, темп работы
9. Учет нагрузки на ребенка при выполнении задания по продуктивной деятельности детей.
10.Учет индивидуальных интересов детей при организации и руководстве продуктивной деятельностью.
11.Общая оценка занятия, положительные стороны и недостатки, какие изменения целесообразно внести в методику данного занятия.
Вопросы для анализа детской работы (рисование, младшая группа)
1. Умение работать в соответствии с полученными указаниями, соответствие работы предложенной теме и указаниям, закончил ли ребенок свою работу.
2. Есть ли сходство между изображением и действительным предметом (натурой, образцом).
3. Какие признаки предмета изображены: характерные или малосущественные или те и другие.
4. Правильно ли передано строение предмета (расположение его частей); передана ли разница в размерах частей предмета.
5. Воспроизводит ли ребенок окраску предмета реалистически;
6. Как ребенок заполнил пространство листа бумаги (имеются ли у ребенка представления о пространственном расположении предметов в соответствии с их реальными и смысловыми связями).
7. Самостоятельно ли ребенок воспроизвел содержание предложенной темы?
8. Качество технических навыков и умений (правильно ли изображен контур предмета, аккуратно ли закрашен рисунок, пользуется ли ребенок тонким концом кисти для изображения мелких деталей).
9. Тщательность или небрежность работы.
Вопросы для анализа детской работы (лепка)
1. Умение работать в соответствии с полученными указаниями,
2. Соответствие работы предложенной теме и указаниям, закончил ли ребенок свою работу.
3. Есть ли сходство между фигуркой и действительным предметом (натурой, образцом).
4. Правильно ли передано строение предмета (расположение его частей);
5. Передана ли разница в размерах частей предмета.
6. Передана ли разница в размерах частей предмета.
7. Качество технических навыков и умений (наличие навыка раскатывания и скатывания пластилина, использование доски для пластилина, прочно ли скреплены части, нет ли деформированных элементов).
8. Тщательность или небрежность работы.
Вопросы для анализа детской работы. Аппликация
(старшая / подготовительная группа)
1. Умение работать в соответствии с полученными указаниями.
2. Соответствие работы предложенной теме и указаниям, закончил ли ребенок свою работу.
3. Есть ли сходство между аппликационным изображением и действительным предметом (натурой, образцом).
4. Правильно ли передано строение предмета (расположение его частей);
5. Передана ли разница в размерах частей предмета.
6. Качество технических навыков и умений (правильно ли вырезан контур предмета, аккуратно ли наклеены части предмета, навык владения ножницами, клеем, салфеткой).
7. Тщательность или небрежность работы.
Приложение 4
РЕГЛАМЕНТ
Титульная страница
ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Конспект
проведения занятия ______________
в _________________ группе
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
МДОУ №________________
Выполнила:
Ф.И.О. _______________________
студентка группы ____________
специальность:
44.02.01 Дошкольное образование
20 . . . . .г.
План занятия. Хронометраж
1.Вводная часть | мин. |
1.1.Организация начала занятия | |
1.2. Сообщение темы | |
1.3. Мотивация | мин. |
2. Основная часть | мин. |
3. Заключительная часть | мин. |
3.1.Итог занятия |
Ход и содержание занятия
Вводная часть.
1.1.Организация начала занятия.
1.2.Сообщение темы.
1.3.Мотивация.
2. Основная часть.
2.1.
2.2.
2.3.
. . .
3. Заключительная часть.
3.1.Итог занятия.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Рисование
Весь материал готовится заранее.
1. В соответствии с видом рисования, темой занятия подготовить бумагу разного формата, фона (можно использовать цветной полукартон или тонировать бумагу акварельными, гуашевыми красками, тушью и т. п.).
2. Гуашевые краски разводятся водой до густоты жидкой сметаны; для того чтобы краски не обсыпались после высыхания, их можно разводить молоком. Для занятий с детьми младшей группы гуашевые краски разливаются в небольшие баночки; чтобы вода не испарялась, можно накрыть их бумагой, газетой, смоченными водой.
3. Воду для промывания кистей наливают в стеклянные банки емкостью 0,5 л, ее можно налить утром и поставить банки на поднос. В младших группах, если дети рисуют краской одного цвета, воду не готовят. Банок может быть больше, чем одна на стол, чтобы дети могли по мере загрязнения воды поменять банку с водой. Это целесообразно делать и в старших группах, чтобы дети не отвлекались и не нарушали творческий процесс.
4. Бумагу для рисования необходимо подписать: в нижнем правом углу карандашом написать имя ребенка и начальную букву фамилии.
Кисти для рисования ставят в подставки; в младшей группе дети рисуют одной толстой круглой или флейцкевой кистью среднего размера, а в старшей и подготовительной к школе группах дети рисуют двумя кистями: толстой и тонкой. Их должно быть больше, чем детей в группе.
6. Карандаши необходимо хорошо заточить; в младшей группе их можно поставить в стаканчики, подставки, позже предлагать в открытой коробке для карандашей; в средней группе карандаши даются в коробке. Для рисования карандашами в старших группах необходимо использовать 18-24-цветные коробки карандашей. В этой же коробке или отдельно у старших дошкольников должен быть простой карандаш.
7. Весь материал для рисования (изобразительные материалы, банки с водой, салфетки для осушения кистей, подставки для кистей) выставляются на отдельный стол, оттуда его берут дети перед началом рисования. Туда же ставят чистые банки, кисти, салфетки. Следует помнить о том, что часть изобразительных материалов хранится в столах у детей, поэтому до занятия необходимо вместе с детьми проверить, в каком состоянии эти материалы.
8. Особое внимание необходимо уделить размещению наглядного дидактического материала для занятия, подготовить подставку для натуры, продумать место размещения натуры или нескольких натур.
9. По окончании занятия организуется просмотр и анализ рисунков детей, поэтому следует продумать, где будут размещены рисунки (на специальном столе, на мольбертах, на доске и т. п.).
10. Современные требования к проведению занятий изобразительной деятельностью предусматривают связь изобразительной деятельности с другими видами деятельности детей: с игровой, музыкальной, речевой, театрализованной, – поэтому педагог не говорит, что занятие закончено, он создает условия для перехода к другому виду деятельности.
Лепка
Основной пластический материал, который используют в обучении детей лепке, – это глина.
1.Глину готовят задолго до занятий, для того чтобы она выстоялась, загустела и была в таком состоянии, когда она не прилипает к рукам. Готовую глину хранят в пластмассовом ведре с крышкой или закрывают мокрой тряпкой, полиэтиленовой пленкой; можно хранить глину во влажной тряпке в полиэтиленовом пакете. В младшей группе глину формуют в столбик величиной чуть больше детской ладони.
2.В средней группе на общий стол выставляют форму с глиной и плоскую лопатку, приучают детей брать глины столько, сколько необходимо для того, чтобы вылепить предмет или несколько предметов.
Дети младшей и средней групп могут лепить на пластиковых досках. В средней группе необходимо использовать поворотные станки, на которых удобно не только обследовать предмет (народную игрушку, скульптуру малой формы), но и лепить его, не нарушая форму, обрабатывать поверхность предмета и т. д.
3. Для лепки глиной необходимо ставить на стол небольшие блюдца с водой или влажную тряпочку, которой дети пользуются при примазывании одной части предмета к другой, при сглаживании поверхности формы.
4. Пластилин можно использовать во всех возрастных группах. Для лепки в младшей группе его до занятия слегка разогревают (в сушильной камере, на батарее), старшие дошкольники способны разогреть, размять пластилин руками в момент объяснения задания педагогом. Сглаживать поверхность предмета, вылепленного из пластилина, труднее. Дети делают это пальцами, иногда применяется влажная тряпочка.
5. После лепки глиной дети могут вытереть стол, дощечку влажной тряпочкой и помыть руки. После лепки пластилином необходимо вытереть руки сухой тряпочкой или бумажной салфеткой и только после этого вымыть руки горячей водой.
6. Во всех возрастных группах дети используют стеки – специальные п