Давай посмотрим. Пойду посмотрю. Буду смотреть во все глаза. Смотрю не насмотрюсь.
Е) Постройте словообразовательную цепочку от слова ум к слову умничание. Сколько «шагов» отделяет эти слова?
Ж) Установите отличия форм учителя и учители по их значению и употреблению в речи.
Задания, проверяющие системность знаний о языке, могут быть комплексными, то есть предполагающими одновременное обращение к разным разделам лингвистики (семантика и этимология; фонетика, грамматика и орфография; синтаксис и стилистика и т. п.):
А) Из каких звуков состоит слово жестче? К какой части речи его можно отнести? Подтвердите свое мнение примерами употребления слова.
Б) Какие значения в русском языке может выражать слово хлеб? Укажите грамматические признаки этого слова, которые изменяются в зависимости от значения.
В) Чем, кроме значения, отличаются слова среда1 («окружение, обстановка») и среда2(«третий день недели»)?
Г) Почему нельзя употреблять глагол надеть вместо одеть? Укажите словообразовательные и грамматические отличия этих слов.
От языка к науке о языке, описанию языка.Язык как объект науки диктует свои способы его описания. На них базируются основные исследовательские операции (анализ, обобщение, систематизация). Поэтому элементарный анализ фактов языка требует и научной эрудиции.
А) В каких разделах школьного учебника по русскому языку может быть рассмотрено слово бесспорно? Аргументируйте свое мнение.
Б) Какие черты диалектного произношения называются терминами оканье, еканье, цоканье? Приведите примеры.
В) Какие задачи выполняют «словари трудностей языка»? Назовите известные вам словари этого типа и их авторов.
Каждое задание должно иметь четкую систему оценивания по определенным параметрам, которые разрабатываются предметной методической комиссией. Каждое задание «расщепляется» на составляющие его элементы, каждый из которых оценивается отдельно; в зависимости от сложности каждому элементу присваивается свой балл; сумма баллов составляет оценку за ответ.
Творческие задания
Творческие задания, направленные на создание развернутых высказываний, текстов также можно рассмотреть в составе двух групп.
1. От модели текста к тексту. Задания первого типа обнаруживают владение навыками построения связного тематически целостного и стилистически единого текста, умение выбрать форму, соответствующую содержанию. В структуре текстовой компетентности человека выделяют три взаимосвязанных компонента: а) осознанная ориентация на текстовый способ создания речемыслительного произведения (членение темы на подтемы, выбор композиции, соответствующей объему темы, владение системой строевых единиц текста); б) владение совокупностью средств связности и их использование, соответствующее замыслу создателя; в) владение арсеналом средств жанрово-стилистического воплощения текста, их осознанный выбор в соответствии с назначением и стилистическим заданием, прагматикой текста. Эти параметры могут быть учтены и при оценке.
Целью подобных конкурсных испытаний может быть написание текста заданного стиля или жанра (художественная миниатюра, письмо в газету, торжественная речь, деловой отчет и т. д.) на предложенную тему.
Рекомендуем участникам сначала внимательно прочитать формулировку темы.В каждой теме есть главное, стержневое слово. Теперь пришло время задуматься: что можно или что хочется сказать на данную тему? Можно привлечь личный опыт, и тогда школьник точно начнёт писать свои собственные мысли – а это то, что нужно для успешного выполнения задания. Обязательно нужно составить план работы:определить проблему, обозначить свою позицию, обосновать свою правоту, сформировать выводы. Еще лучше, если обучающийся сумеет создать конфликт и попробует поспорить с самим собой на страницах своего сочинения. В свою очередь, примеры из литературы, которую проходят в школе, должны иллюстрировать мысли школьника, делая их образными и убедительными. В выводах обязательно должно содержаться сравнение главной мысли с тем, что было заложено в формулировке темы. Что касается тематических направлений, то необходимо привести в пример некоторые литературные произведения, которыми можно иллюстрировать свое видение проблемы. А ещё: нужно не забыть проверить ошибки.
2. От текста к тексту. Этот тип заданий связан с традиционной филологической работой над текстом, его толкованием и оформлением. В качестве исходного условия задан текст, требуется в процессе его анализа создать свой оригинальный текст.
Традиционно в число творческих испытаний на городской и районной Олимпиаде включается комплексный анализ текста. Целесообразно включить в формулировку задания конкретные вопросы, определяющие задачи этого анализа.
А) Прочитайте фрагмент рассказа А. П. Чехова «Происшествие (рассказ ямщика)». Определите стиль повествования. Найдите языковые средства, помогающие автору в создании образа рассказчика. Какой образ создается при помощи этой речевой характеристики? Свой ответ оформите в виде связного текста.
Мой покойный батенька, царство им небесное, везли к барину пятьсот целковых денег; тогда наши и шепелевские мужики снимали у барина землю в аренду, так батенька везли деньги за полгода. Человек они были богобоязненный, писание читали, и чтобы обсчитать кого, или обидеть, или, скажем, не ровен час, обжулить – это не дай бог, и мужики их очень обожали, и когда нужно было кого в город послать - по начальству, или с деньгами, то их посылали. Были они выделяющее из обыкновенного, но, не в обиду будь сказано, сидела в них малодушная фантазия. Любили они муху зашибить.
В эту группу могут войти задания из области стилистики и синтаксиса, предполагающие сопоставительный анализ разных по содержанию текстов.
Б) Прочитайте фрагменты романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» и найдите в них слова с уменьшительными и оценочными суффиксами. Какие значения выражают эти суффиксы? Какие слова текста помогают это определить? Обобщите свои наблюдения в виде вывода, оформив его как многочленное сложноподчиненное предложение.
Утро было славное, свежее; маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная темная земля, казалось, еще хранила румяный след зари; со всего неба сыпались песни жаворонков.
Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам.
Движение мысли «от текста к тексту» может подразумеваться и в других творческих заданиях. К ним можно отнести:
· преобразование, творческую переработку текста;
· перевод древнего текста;
· создание эссе по проблемам, затронутым в прочитанном тексте или высказывании известного лица и т. п.
Независимо от вида задания его выполнение оценивается по следующим параметрам: доказательность, логичность и последовательность, аргументированность, композиционная стройность, выразительность, речевое своеобразие.
https://www.metod-kopilka.ru/podgotovka_odarennyh_detey_k_olimpiade__po_russkomu_yazyku_i_literature__uchebno-metodicheskoe-41059.htm
Устный тур
Это публичное выступление (высказывание, монолог) на предложенную тему, который должен длиться от одной до пяти минут. Нужно продемонстрировать владение нормами публичной речи, историко-культурный кругозор, читательскую эрудицию, чувство слова, гражданскую позицию, нравственную позицию. Участнику олимпиады предложат три темы на выбор.
Круг тем этого тура – вопросы нравственно-этических норм, духовно-эстетические проблемы, слово, язык, книга, чтение…и т. д.
При подготовке к этому виду соревнований рекомендуем ознакомиться с алгоритмом устного выступления: представление (номер шифра, например, 105), указание названия темы выступления, формулировка цели выступления, изложение содержания по чёткой структуре и с учётом хронометража. Не следует забывать о лингвистической культуре и мастерстве речи, а также о контакте оратора и аудитории (без излишней театрализации).