Что нужно знать учителю начальных классов

О ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основоположником метода проектов (его также называли методом решения проблем) считается Дж. Дьюи (1859— 1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог, а также его ученик У.Х. Килпатрик.

С начала XX века метод проектов становится необыкновенно популярным в американской школе. Он как нельзя лучше соответствует духу и укладу жизни предприимчивых и жизнелюбивых жителей Соединенных Штатов. Американцы называли метод проектов «наш метод школьной работы».

Дж. Дьюи противопоставил школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, обучение «путем делания», т.e. такое, при котором все знания извлекались из практической самостоятельности и личного опыта ребенка. Он предлагал строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, основанную на его личном интересе именно к этому знанию. В связи с этим важно было показать, для чего и когда могут пригодиться эти знания в жизни. Это можно было сделать с помощью проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, а также новые знания, которые еще предстоит приобрести.

В 1910-е годы профессор Коллингс предложил первую и мире классификацию учебных проектов:

- «проект игры» - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в разного рода групповой деятельности (различные игры, народные танцы, драматизация, разного рода развлечения и др.);

- «экскурсионные проекты», которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

- «повествовательные проекты», разрабатывая которые чаще всего дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме»: в устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на музыкальном инструменте и др.);

- «конструктивные проекты» нацелены на создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра и др.

В России идеи проектного обучения возникли в начале XX века параллельно с разработкой американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Первые попытки внедрения проектного обучения в отечественных школах относятся к 20-м годам XX века. Как правило, учащиеся вместе с педагогами проектировали решение какой-нибудь практической задачи: «Поможем подшефному колхозу в борьбе за план!» или «Уничтожим кулачество как класс!».

В советской школе предпринимались попытки модифицировать метод проектов, когда он сочетался с принципами дальтон-плана и коллективной работой учащихся. Эти попытки нашли выражение в форме бригадно-лабораторного метода. На базе крупных единиц работы (целенаправленной деятельности детей), на основе жизненных ситуаций или проектов строилась комплексная система обучения.

Принято считать, что мотивация при таком обучении учеников была высокая, но группировка материала из различных учебных предметов вокруг комплексов-проектов не могла обеспечить учащимся необходимый объем систематических знаний. В то же время в связи с чрезмерным увлечением преобразованием «школы учебы» в «школу жизни» вплоть до отказа от проведения уроков метод проектов был осужден в 1931 году в постановлении ЦК партии «О начальной и средней школе» и в дальнейшей практике советской школы не применялся.

Современные исследователи истории педагогики в качестве причин этого явления выделяют:

- отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать проектами;

- слабая разработанность методики проектной деятельности;

гипертрофия «метода проектов» в ущерб другим методам обучения;

- сочетание метода проектов с педагогически неграмотной идеей «комплексных программ».

Метод проектов столь же плохо приспособлен для формирования систематических знаний основ наук, сколь классический урок плохо приспособлен для формирования ключевых компетентностей учащихся.

В отечественной дидактике (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер) много внимания уделялось проблемному методу, но он не связывался с методом проектов и не был технологически проработан. В этом не было необходимости, так как образование было ориентировано на такие результаты, как знания, умения, навыки.

В условиях модернизации российского образования (образовательные стандарты в 2004 году; ФГОС начального общего образования в 2009 году) метод проектов получил свое второе рождение и по сравнению со своим первым «пришествием» осовременился, претерпев значительные изменения. Если в идеях зарубежных и отечественных педагогов начала XX века он зачастую провозглашался как единственный способ обучения, почти полностью заменяющий традиционный, то в настоящее время работа над проектом рассматривается как один из ряда приближенных к естественным условиям для формирования опыта продуктивной деятельности ученика. Проектная деятельность органично вписывается в школьное жизнеустройство, не заменяя уже сложившиеся формы организации обучения, но активизируя их.

Запрос на ключевые компетентности как новый результат образования придал новый смысл развитию данной педагогической технологии. Метод проектов позволяет учителю сформировать педагогическую ситуацию, в которой учащийся ставит свою цель и достигает ее, организуя собственные и привлеченные (внешние) ресурсы. Другими словами, это ситуация, в которой учащимся осуществляется деятельность. Специфика ключевых компетентностей состоит в том, что они формируются и проявляются в деятельности.

Существует достаточно большое количество примеров трактовок понятия «проект». Приведем некоторые примеры трактовки этого понятия, встречающиеся в педагогических источниках.

Проект - это:

- мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия (С.В. Митрохина);

- реализация цели, принятой и осознанной учащимися, актуальной и интересной для них (Е.Г. Новолодская);

- метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина);

- обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений (Е.Н. Землянская);

- специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащихся проблемы, завершающейся созданием продукта (определение, наиболее часто встречающееся и источниках Интернета).

Наиболее лаконичным, на наш взгляд, является определение проекта как «целенаправленного, фиксированного по времени, управляемого педагогом и выполняемое учеником изменение учебной, приближенной к жизненной ситуации с целью формирования у школьники ключевых компетентностей»

Проектная деятельность- специфическая деятельность (совокупность разных видов деятельности) субъектов от замысла до создания проектного продукта и его испытания.

Под субъектами проекта понимают:

- во-первых, педагога (руководителя проекта), так как именно он создает учебные ситуации, из которых рождается замысел проекта, разрабатывает проектное задание, выступая генератором идей;

- во-вторых, ученика (или группу учащихся), непосредственных исполнителей проекта;

- в-третьих, всех взрослых (педагогов-предметников, родителей и других лиц), которые принимают активное участие в работе над детским проектом.

Под методом проектовпонимают и способ обучения, и педагогическую технологию:

- это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий (Л.Ю. Бритвина);

- это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (Е.С. Полат);

- это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики (Н.Ю. Пахомова);

- технология моделирования и организация образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося (источники Интернета).

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (2009 г.) метод проектоврассматривается как способ передачи содержания образования.

В современной интерпретации содержания образования наряду со знаниевым представлен деятельностный компонент: «Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах».

В процессе работы над проектом у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:

а) проектировочные- осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование ее последствий;

б) исследовательскиесамостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (у учителя руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного;

в) кооперативныевзаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении задач, поиск компромиссного решения;

г) коммуникативныеумения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя;

д) экспериментальныеорганизация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение за его ходом, измерение параметров, осмысление полученных результатов;

е) рефлексивные— осмысление собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки;

ж) презентационные- построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретически значимой проблемы.

Внешний результатможно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат- опыт деятельности становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения,компетенции и ценности.

На долю учителя начальных классов остается трудная задача выбора проблем для проектов, которые можно выбрать из окружающей действительности, из жизни.

Наши рекомендации