Упражнение «Вспомни - назови»
Цель:Формировать умение выделять родственные слова из прослушанного стихотворения. Развивать внимание, речеслуховую память.
Ход упражнения
Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение. Назовите родственные слова.
Дождь осенний задождил,
Всю листву дождем умыл.
Мы по лужам дождевым
Скачем по дорожке,
На плечах — дождевики,
На ногах - сапожки.
Если дождь сильней пойдет,
Налетит дождище,
Он к земле всю пыль прибьет,
Воздух станет чище.
День дождливый, но и пусть!
Не страшны тоска и грусть!
Мы дождинки на лету
Соберем в ладошки,
Пусть осенний дождик льет,
Пляшут наши ножки..
(Кулакова Т.В.)
Упражнение «Запомни-повтори»
Цель:Расширять слуховую линейную память до 5-и единиц.
Ход упражнения
Педагог просит детей запомнить слова и повторить их в том же порядке.
Например, дождь, дождевик, дождливый, дождичек, задождило.
Упражнение «Четвертый лишний»
Цель:Учить детей сравнивать слова по смыслу и по звучанию, классифицировать их, находить в цепочке родственных слов «лишние».
Ход упражнения
Воспитатель: Послушайте слова, объясните, какое слово лишнее и почему?»
Дождик, дождить, дождаться, дождевой.
Дождит, дождевик, подожди, дождище.
Дождливый, лужи, дождинки, дожди.
Игра «Будь внимательными»
Цель: Учить анализировать, сравнивать слова по звучанию и по смыслу.
Ход игры
Воспитатель: Дети, я буду называть пары слов. Если вы услышите родственные слова, наклонитесь вперед, а если услышите не родственные слова, покачайте головой.
Дождичек — дождевик
Дожди — дрожжи
Дождик — дожидаться
Дождевик — плащ
Дождинка — дождище
Дождь — вода
Ребусы
Цель:Учить ориентироваться в звукобуквенном составе слов. Совершенствовать навыки чтения.Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление.
Оборудование:Карточки-задания.
Ход упражнения ,
Инструкция: 1. Составь слово по первым звукам названий картинок.
4. Какое слово здесь «спряталось»?
(задождить)
Упражнение «Семья родственных слов»
Цель: Учить выделять и запоминать родственные слова из прослушанного связного текста. Упражнять в пересказе текста с опорой . на серию картин.
Оборудование: Текст рассказа, серия сюжетных картинок (см. приложение).
Ход упражнения
Инструкция:
— Чтение текста.
— Беседа по содержанию.
— Семантический разбор незнакомых слов.
— Повторное чтение текста с установкой на выделение и запоминание родственных слов.Ответы детей.За правильный ответ дети получают поощрительную фишку.
— Пересказ текста с опорой на серию сюжетных картинок.
Дождливый день
Сутра погода задождило.Все небо затянуто дождевымитучами. Целый день моросит холодный дождик. Дождинкипадают на землю и собираются в дождевыелужи. Осенью дождихолодные. Взрослые и дети прячутся от дождяпод зонтами, надевают дождевики. Ясмотрю в окно и не могу дождаться, когда закончится дождь.
Упражнение «Солнышко»
Цель:Развивать навыки зрительного восприятия, навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов.Продолжать обогащать активный словарь родственными словами двух словообразовательных гнезд.
Оборудование: Пособие «солнышко», состоящее из схемы главного слова ДОЖДЬ и лучиков с «кусочками» слов.
Ход упражнения
Воспитатель: У слова ДОЖДЬ выросло много лучиков —родственных слов. Угадайте, как их зовут.
Дети прикладывают лучи к солнышку и составляют слово из двух частей. Педагог тщательно анализирует получившуюся цепочку слов, уточняя с детьми их звуковую и смысловую общность.
Слова: дожд-и, дожд-евик, дожд-инка, дожд-ик, дожд-евой, дожд-ить.
Снег, снегокат, снегирь, снежок, снежинка, снегоочиститель, снегурочка, снеговик, подснежник, снегопад, снегоуборка.
«Лишние» слова: сугроб, снести (яйцо), снижение (высоты), снимок.