Упражнение «Вспомни - назови»

Цель:Формировать умение выделять родственные слова из прослушанного стихотворения. Развивать внимание, речеслуховую память.

Ход упражнения

Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение. Назовите родс­твенные слова.

Дождь осенний задождил,

Всю листву дождем умыл.

Мы по лужам дождевым

Скачем по дорожке,

На плечах — дождевики,

На ногах - сапожки.

Если дождь сильней пойдет,

Налетит дождище,

Он к земле всю пыль прибьет,

Воздух станет чище.

День дождливый, но и пусть!

Не страшны тоска и грусть!

Мы дождинки на лету

Соберем в ладошки,

Пусть осенний дождик льет,

Пляшут наши ножки..

(Кулакова Т.В.)

Упражнение «Запомни-повтори»

Цель:Расширять слуховую линейную память до 5-и единиц.

Ход упражнения

Педагог просит детей запомнить слова и повторить их в том же порядке.

Например, дождь, дождевик, дождливый, дождичек, задождило.

Упражнение «Четвертый лишний»

Цель:Учить детей сравнивать слова по смыслу и по звучанию, клас­сифицировать их, находить в цепочке родственных слов «лишние».

Ход упражнения

Воспитатель: Послушайте слова, объясните, какое слово лишнее и почему?»

Дождик, дождить, дождаться, дождевой.

Дождит, дождевик, подожди, дождище.

Дождливый, лужи, дождинки, дожди.

Игра «Будь внимательными»

Цель: Учить анализировать, сравнивать слова по звучанию и по смыслу.

Ход игры

Воспитатель: Дети, я буду называть пары слов. Если вы услы­шите родственные слова, наклонитесь вперед, а если услышите не родственные слова, покачайте головой.

Дождичек — дождевик

Дожди — дрожжи

Дождик — дожидаться

Дождевик — плащ

Дождинка — дождище

Дождь — вода

Ребусы

Цель:Учить ориентироваться в звукобуквенном составе слов. Совершенствовать навыки чтения.Развивать зрительное воспри­ятие, произвольное внимание, логическое мышление.

Оборудование:Карточки-задания.

Ход упражнения ,

Инструкция: 1. Составь слово по первым звукам названий картинок.

Упражнение «Вспомни - назови» - student2.ru

Упражнение «Вспомни - назови» - student2.ru

4. Какое слово здесь «спряталось»?

Упражнение «Вспомни - назови» - student2.ru

(задождить)

Упражнение «Семья родственных слов»

Цель: Учить выделять и запоминать родственные слова из про­слушанного связного текста. Упражнять в пересказе текста с опорой . на серию картин.

Оборудование: Текст рассказа, серия сюжетных картинок (см. приложение).

Ход упражнения

Инструкция:

— Чтение текста.

— Беседа по содержанию.

— Семантический разбор незнакомых слов.

— Повторное чтение текста с установкой на выделение и запоминание родственных слов.Ответы детей.За правильный ответ дети получают поощрительную фишку.

— Пересказ текста с опорой на серию сюжетных картинок.

Дождливый день

Сутра погода задождило.Все небо затянуто дождевымитучами. Целый день моросит холодный дождик. Дождинкипадают на землю и собираются в дождевыелужи. Осенью дождихолодные. Взрослые и дети прячутся от дождяпод зонтами, надевают дождевики. Ясмотрю в окно и не могу дождаться, когда закончится дождь.

Упражнение «Солнышко»

Цель:Развивать навыки зри­тельного восприятия, навыков звукобуквенного анализа и син­теза слов.Продолжать обогащать активный словарь родственны­ми словами двух словообразова­тельных гнезд.

Оборудование: Пособие «сол­нышко», состоящее из схемы главного слова ДОЖДЬ и лучи­ков с «кусочками» слов.

Упражнение «Вспомни - назови» - student2.ru

Ход упражнения

Воспитатель: У слова ДОЖДЬ выросло много лучиков —родст­венных слов. Угадайте, как их зовут.

Дети прикладывают лучи к солнышку и составляют слово из двух частей. Педагог тщательно анализирует получившуюся цепочку слов, уточняя с детьми их звуковую и смысловую общность.

Слова: дожд-и, дожд-евик, дожд-инка, дожд-ик, дожд-евой, дожд-ить.

Упражнение «Вспомни - назови» - student2.ru

Снег, снегокат, снегирь, снежок, снежинка, снегоочиститель, снегурочка, снеговик, подснежник, снегопад, снегоуборка.

«Лишние» слова: сугроб, снести (яйцо), снижение (высоты), снимок.

Наши рекомендации