Iii. сроки вынесения решений об оплате труда работников

ПО РАЗРЯДАМ ЕТС.

3.1. Изменение оплаты труда работников по ЕТС производится со дня:

- назначения работников на должность;

- увеличения стажа педагогической работы (стажа работы по специальности или в определенных должностях и учреждениях);

- представления соответствующего документа об образовании (при получении образования или восстановлении документа об образовании), о стаже работы;

- вынесения решения:

высшей аттестационной комиссией диплома о присвоении ученой степени;

аттестационной комиссией о соответствии работника второй, первой или высшей квалификационной категорий.

3.2. При наступлении у работника права на изменение оплаты труда в период пребывания его в очередном или дополнительном отпуске, а также в период его временной нетрудоспособности оплата труда по более высокому разряду ЕТС производится с первого рабочего дня по окончании отпуска или периода временной нетрудоспособности.

Приложение №2

к приказу Минобразования России

и Госкомвуза России

от 14.12.95г

.№622/1646

ТРЕБОВАНИЯ

К КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПРИСВОЕНИИ ИМ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КАТЕГОРИЙ

1. Настоящие требования к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий подготовлены в соответствии с типовым положением об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации от 17.06.93г. № 256, зарегистрированным в Минюсте России 15 июля 1993г., регистрационный № 304.

2. Педагогические работники, претендующие на вторую, первую или высшую квалификационные категории, как правило, должны иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности, по которой они желают пройти аттестацию, не менее года - для второй квалификационной категории; не менее 2 лет - для первой квалификационной категории и не менее 3 лет - для высшей квалификационной категории.

Работники, не имеющие указанного уровня образования или стажа работы, могут претендовать на любую квалификационную категорию и получить ее при успешном прохождении аттестации (п. 3.2 Типового положения).

3. Под квалификационной категорией в настоящих требованиях понимается -соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности (устойчивых результатов деятельности) педагогического и управленческого, труда, обеспечивающего работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.

3.1. II квалификационная категория

Работник, претендующий на присвоение II квалификационной категории, должен удовлетворять всем требованиям разделов "должностные обязанности" и "Должен знать" ТХК, кроме того, по уровням:

Квалификации

имеет знания и умения, превышающие требования стандартов педагогического или другого профессионального образования в области:

- основ теории педагогики, психологии, валеологии и возрастной физиологии;

- содержания базового компонента, преподаваемого предмета;

- методик обучения и воспитания;

Профессионализма

владеет и применяет в практической деятельности:

- широкий набор методов, приемов и средств обучения (воспитания), обеспечивающих вариативность образовательного процесса;

- элементарные методы и средства педагогической диагностики;

- основные формы дифференциации контингента обучающихся (воспитанников);

- основные методы формирования и развития познавательной и коммуникативной культуры обучающихся (воспитанников).

Создает комфортный микроклимат в образовательном процессе.

Продуктивности

- практика работы педагога способствует сохранению контингента обучающихся (воспитанников), с которым непосредственно взаимодействует педагог;

- уровень подготовки обучающихся (воспитанников) (кроме воспитанников дошкольных образовательных учреждений) соответствует требованиям Федеральных компонентов Государственного образовательного стандарта (требований) и является высоким в данном образовательном учреждении.

3.2. I квалификационная категория.

Работник должен отвечать требованиям II квалификационной категории, кроме того по уровням:

Квалификации

имеет знания и умения, превышающие требования стандартов педагогического или другого профессионального образования, в области технологий индивидуализации образовательного процесса, современных методов психолого-педагогической диагностики.

В совершенстве владеет базовым компонентом содержания преподаваемого предмета, знаниями по смежным дисциплинам. Уровень теоретических знаний позволяет педагогу вести преподавание на различных уровнях.

Профессионализма

владеет и применяет в практической деятельности:

- современные педагогические технологии;

- элементы технологий педагогики развития личности;

- владеет методиками анализа учебно-методической работы по предмету.

Учитывает психологические особенности обучающихся (воспитанников) при отборе содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса.

Умеет решать педагогические задачи с различными по уровню развития, склонностей, способностей, интересов и состояния здоровья категориями обучающихся (воспитанников), в том числе путем применения профильных и разноуровневых программ.

Продуктивности

уровень подготовки обучающихся (воспитанников) (кроме дошкольных образовательных учреждений) является высоким по профилю в муниципальной системе образования (районе, городе).

3. 3. Высшая квалификационная категория.

Отвечает требованиям I квалификационной категории, кроме того по уровням:

Квалификации

- осваивает новейшие достижения педагогической науки и практики, профильной области знаний;

-уровень квалификации позволяет творчески решать практические задачи.

Профессионализма

- осуществляет оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания или (и) самостоятельно разрабатывает, апробирует и успешно применяет педагогические технологии или их элементы, которые могут быть рекомендованы к распространению;

- создает условия для реализации креативных (творческих) возможностей обучающимися (воспитанниками);

- владеет и применяет в практической деятельности:

- исследовательские и опытно - экспериментальные методы обучения и воспитания;

- методики управления и прогнозирования педагогического процесса;

- приемы планирования и организации самообразования обучающихся (воспитанников).

Продуктивности

уровень подготовки обучающихся (воспитанников) является высоким по профилю в системе образования данного субъекта РФ (республики, края, области, автономного образования, городов Москвы и С.-Петербурга), отраслевого министерства или ведомства РФ.

5. При аттестации на квалификационную категорию использование таких дополнительных критериев (требований), как например: наличие печатных работ, ведение научной работы руководство методическими объединениями, наставничество и др., не допускается.

6. Органы управления образованием субъектов РФ, отраслевые министерства и ведомства РФ при проведении аттестации в праве вносить коррективы в требования квалификационных категорий с учетом специфики деятельности учреждения образования данного региона, хозяйственной отрасли (наличие национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта, особенности контингента обучающихся и др.).

Приложение № 3

к приказу Минобразования России

и Госкомвуза России

от 14.12.95г.

№ 622/1646

ТРЕБОВАНИЯ

К КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПРИСВОЕНИИ ИМ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КАТЕГОРИЙ.

1. Критерии квалификационных категорий директоров (начальников, заведующих) учреждений образования (филиалами), их заместителей, руководителей структурных подразделений и старших мастеров (далее по тексту руководителей) имеют особенности, связанные со спецификой их профессиональной деятельностью, и включают требования к:

- уровню профессиональной управленческой подготовки;

результатам работы возглавляемого учреждения (структурного подразделения);

- созданию и использованию руководителем условий (организационных, кадровых, мотивационных, научно-методических, материально-технических, нормативно-правовых, финансовых) для эффективного функционирования и развития учреждений образования (структурного подразделения).

При аттестации руководителей образовательных учреждений учитываются результаты аттестации и аккредитации этих учреждений.

2. Для оценки уровня квалификации руководителя предусмотрены первая и высшая квалификационные категории, которые устанавливаются по результатам аттестации. Оценка квалификации производится в баллах по показателям:

№ п/п Показатели для оценки уровня знаний, умений и результатов управленческой деятельности. Баллы Коэффициенты Оценки  
1.     2.     3.   КВАЛИФИКАЦИЯ. Руководитель знает: - стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики; - цели, содержание, формы, методы обучения и воспитания, современные концепции и технологии; - типы образовательных учреждений, их место и роль в системе непрерывного образования, требования к результатам их деятельности; - основы экономики образования; - нормативно-правовые основы функционирования и развития системы образования; - теоретические основы управления, ведущие управленческие школы и концепции, особенности управления в сфере образования; - принципы анализа и построения образовательных систем и методы материального и морального стимулирования работников; -стили эффективного руководства коллективом; -современные методы контроля образовательной, финансово-хозяйственной деятельности и делопроизводства в учреждении;   ПРОФЕССИОНАЛИЗМ. Руководство умеет: - анализировать деятельность образовательного учреждения, выявлять наиболее значительные проблемы и находить эффективные пути их решения; - разрабатывать нормативно-организационную документацию образовательного учреждения (договоры, уставы, права, положения, должностные инструкции); - разрабатывать программы развития образовательного учреждения; - строить организационную структуру управления образовательным учреждением; - планировать и организовывать контроль деятельности учреждения; - мотивировать исполнителей на достижение высоких результатов в трудовой деятельности и повышении квалификации; - предупреждать и разрешать конфликты; - организовывать освоение новаций; - проводить деловые совещания, беседы, организовывать групповую работу.   ПРОДУКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 3.1. Образовательного учреждения: - сохранение контингента учащихся; - освоение обучающимися образовательных стандартов; - результаты инноваций образовательной деятельности; 3.2. Руководителя: - состояние нормативно-правовой базы для функционирования и развития образовательного учреждения; - программа развития учреждения; - состояние учебно-материальной (материально-технической) базы учреждения (наличие, использование, развитие); - количественные и качественные характеристики движения кадрового состава; - социально-психологический климат в руководимом коллективе; - качество и уровень санитарно-гигиенических условий; - состояние делопроизводства.                                                                

1. Для определения количества баллов по каждому показателю рекомендуется следующая шкала:

1 балл - наличие знаний, умений или результатов деятельности;

2 балла - высокий уровень знаний, умений или результатов деятельности;

2. Для каждой группы показателей установлены коэффициенты:

1 группа (профессиональные знания) - коэффициент 1;

2 группа (профессиональные умения) - коэффициент 2;

3 группа (результаты деятельности) - коэффициент 3.

3. Суммарная оценка определяется следующим образом:

- оценивается каждый показатель уровня квалификации руководителя в баллах (баллы проставляются в первой графе - баллы);

- оценка в баллах умножается на коэффициент для данной группы показателей и фиксируется в третьей графе;

- оценки, зафиксированные в третьей графе, суммируются.

4. Показатели для оценки уровня квалификации руководящих работников являются основными и могут дополняться и конкретизироваться' органами управления образованием субъектов РФ, отраслевыми министерствами и ведомствами в зависимости от особенностей контингента обучающихся (воспитанников), специфики деятельности учреждения образования и отрасли хозяйства.

Показатели для оценки уровня квалификации заместителей руководителей и руководителей структурных подразделений, деятельность которых не связана с руководством образовательным процессом могут уточняться и конкретизироваться с учетом специфики их деятельности.

5. При сумме баллов, составляющей не менее 40% от максимального количества баллов, определенных по показателям уровня квалификации, руководящим работникам присваивается первая квалификационная категория, а при сумме баллов свыше 80% от максимального количества - высшая квалификационная категория.

Приложение 4

к приказу Минобразования России

и Госкомвуза России

от 14.12.1995г.

№ 622/1646

Изменения и дополнения к приказу Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ но высшему образованию от 31.08.95г. № 463/1268 "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) но должностям работников учреждений образования, объёмных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей"

1. В соответствии с постановлением Министерства труда РФ от 22.11.95г. № 65 "О согласовании изменений в разряды оплаты труда и тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ" и по согласованию с Государственным комитетом РФ по физкультуре и туризму:

1.1. Изменить диапазон разрядов должности "Педагог-психолог" (приложение 1 к приказу) с 8 -14 на 7 -14.

1.2. Внести следующие изменения в приложение 2 к приказу:

1.2.1. Изложить п.5 раздела "Общие положения" в следующей редакции:

"5. Руководителям и специалистам учреждений, имеющим почетные звания "Народный учитель", "Заслуженный учитель" и "Заслуженный преподаватель", оплата труда производится на один разряд выше по сравнению с разрядом, установленным им в соответствии с настоящими тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями). Руководителям учреждений, имеющим другие почетные звания, повышение оплаты труда производится только при условии соответствий почетного звания профилю учреждения, а специалистам учреждений - при соответствии почетного звания профилю педагогической деятельности или преподаваемых дисциплин. Оплата труда работников, имеющих ученые степени кандидата или доктора наук и работающих по профилю учреждения или педагогической деятельности (преподаваемых дисциплин), производится соответственно на один или два разряда выше по сравнению с разрядами, установленными им в соответствии с настоящими тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями). При наличии у работника двух оснований (наличие почетного звания и ученой степени) повышение оплаты труда производится по одному (максимальному) основанию в пределах 18 разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы".

1.2.2. Внести в разделы "Требования к квалификации по разрядам оплаты" тарифно-квалификационных характеристик следующие изменения:

- изложить требования к квалификации по 11-14 разрядам по должности "методист, инструктор-методист * (включая старшего)" в следующей редакции:

* Тарифно-квалификационная характеристика по должности инструктора-методиста, старшего инструктора-методиста применяется в образовательных учреждениях спортивной направленности (детско-юношеские спортивные школы и другие).

«11 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 12 лет или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности методиста, инструктора-методиста не менее трех лет (для старших методистов и старших инструкторов-методистов);

12 разряд - II квалификационная категория (для методистов, инструкторов-методистов, старших методистов и старших инструкторов-методистов) или высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы не менее 5 лет (для методистов методических, учебно-методических кабинетов (центров), образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), специалистов);

13 разряд -I квалификационная категория (для методистов, инструкторов-методистов, старших методистов и старших инструкторов-методистов) или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности методиста не менее 3 лет (для методистов методических, учебно-методических кабинетов (центров), образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов);

14 разряд - высшая квалификационная категория (для методистов, инструкторов-методистов, старших методистов и старших инструкторов-методистов) или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности методиста не менее 6 лет (для методистов методических, учебно-методических кабинетов (центров), образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов).»

- изложить требования к 13-14 разрядам по должности "воспитатель (включая старшего)" в следующей редакции:

«13 разряд - I квалификационная категория (для воспитателя и старшего воспитателя);

14 разряд - высшая квалификационная категория (для воспитателя и старшего воспитателя)».

- изложить требования к квалификации по 12 разряду по должности "социальный педагог" в следующей редакции:

«12 разряд - II квалификационная категория или высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 20 лет».

- изложить раздел "Требования к квалификации по разрядам оплаты" по должности"педагог-психолог" в следующей редакции:

Требования к квалификации по разрядам оплаты.

7 разряд - среднее психологическое или среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" без предъявления требований к стажу работы;

8 разряд - высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" без предъявления требований к стажу работы или среднее психологическое, либо среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 2 до 4 лет;

9 разряд - высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 2 до 4 лет или среднее психологическое, либо среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 4 до 6 лет;

10 разряд - высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 4 до 6 лет или среднее психологическое, либо среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" и стаж педагогической работы (работы по специальности) свыше 6 лет;

11 разряд - высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 6 до 10 лет;

12 разряд - высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" и стаж педагогической работы (работы по специальности) свыше 10 лет или II квалификационная категория;

13 разряд -1 квалификационная категория;

14 разряд - высшая квалификационная категория;

- дополнить требования к квалификации по 10 разряду по должностям "педагог-организатор" и "педагог дополнительного образования" словами "или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет";

- изложить требования к квалификации по 10-14 разрядам по должности "тренер-преподаватель образовательного учреждения (включая старшего)" в следующей редакции:

«10 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет, либо высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет (для старшего тренера-преподавателя) ;

11 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 10 до 20 лет или высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет (для старшего тренера-преподавателя);

12 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 20 лет или высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет (для старшего тренера-преподавателя), либо II квалификационная категория (для тренера-преподавателя и старшего тренера-преподавателя) ;

13 разряд - I квалификационная категория (для тренера-преподавателя и старшего тренера-преподавателя);

14 разряд - высшая квалификационная категория (для тренера-преподавателя и старшего тренера-преподавателя)».

2. Изложить п. 5 приказа в следующей редакции:

"5. Устанавливать разряды труда по ЕТС руководителей учреждений образования, их заместителей, руководителей филиалов, старших мастеров и руководителей структурных подразделений из числа лиц, вновь назначенных на эти должности или не имеющих квалификационной категории по состоянию на 1 сентября 1995г., на уровне разрядов ЕТС, предусмотренных для соответствующих работников, имеющих I квалификационную категорию, при условии прохождения в течение 3 лет аттестации в соответствии с Типовым положением об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования РФ, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 17.06.93г. № 256".

3. Считать утратившими силу пункты 6.3., 6.: приказа.

4. Изложить п. 6.6. приказа в следующей редакции:

"6.6. При оплате труда старших воспитателей, имеющих вторую, первую или высшую квалификационную категорию, в т. ч. присвоенную по должности воспитателя, учителя или преподавателя, а также старших методистов, старших инструкторов-методистов, старших тренеров-преподавателей, имеющих вторую, первую или высшую квалификационную категорию, могут устанавливаться стимулирующие надбавки в порядке, предусмотренном пунктом 5 постановления Правительства РФ от 14 октября 1992г. №785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки".

5. Изложить п. 8 приказа в следующей редакции:

"8. Руководителям учреждений образования, где объем работы превышает в два и более раз Объемные показатели, предусмотренные для учреждений I группы, органом управления образованием по подчиненности образовательного учреждения могут устанавливаться стимулирующие надбавки в порядке, предусмотренном п. 5 постановления Правительства РФ от 14 октября 1992г. № 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки".

6. Внести в Объемные показатели и порядок отнесения учреждений образования к группам по оплате труда руководителей для установления разрядов оплаты труда по Единой тарифной сетке (приложение 3 к приказу) следующие уточнения.

6.1. В пункте 10 Объемных показателей за каждого обучающегося (воспитанника) с полным гособеспечением вместо 0,2 балла устанавливать 0,5 балла.

6.2. В пункте 11 слова "Наличие в учреждениях дополнительного образования детей спортивной направленности": заменить словами "Наличие в образовательных учреждениях спортивной направленности (ДЮСШ, ДЮКФП и др.)":

6.3. В пункте 14 исключить слова "с численностью медицинского персонала".

6.4. В пункте 17 раздела II графу "Условия" дополнить словами "за каждый вид".

6.5. Дополнить Объемные показатели пунктами 19,20,21:

    Показатели   Условия   Количество баллов  
19.   Наличие обучающихся (воспитанников) в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, дошкольных образовательных учреждениях, посещающих бесплатные секции, кружки, студии, организованные этими учреждениями, или на их базе   За каждого обучающегося (воспитанника)   0,5  
20.   Наличие оборудованных и используемых в дошкольных образовательных учреждениях помещений для разных видов активности (изостудия, театральная студия, "комната сказок", зимний сад и др.)   За каждый вид   до 15  
21.   Наличие в образовательных учреждениях (классах, группах) общего назначения обучающихся (воспитанников) со специальными потребностями, охваченных квалифицированной коррекцией физического и психического развития (кроме специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп) и дошкольных образовательных учреждений (групп) компенсирующего вида). За каждого обучающегося (воспитанника)    

6.6. В пункте 2.4. в примере расчета среднегодового количества участников итоговое количество 24,1 заменить на 25,7.

6.7. В абзаце втором пункта 2.5. слова "приходящих воспитанников, не состоящих в группах" заменить словами "количество детей, охваченных образовательными услугами на основе кратковременного пребывания (кроме воспитанников основного списочного состава)".

6.8. В пункте 3.2. в последней строке слова "10-11 разряды" заменить словами "11 разряд".

6.9. В пункте 3.3. в последней строке слова "10 разряд" заменить словами "9-10 разряды".

министерство общего и профессионального образования Российской Федерации   ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО 28.01.97г. №7 Органам управления образованием (профтехобразованием) субъектов Российской Федерации, ректорам (директорам) образовательных учреждений, руководителям учреждений и организаций, подведомственных Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации, министерствам и ведомствам, имеющим в своем ведении образовательные учреждения

Объявляю постановление

Министерства труда и социального развития Российской Федерации:

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 сентября 1996г. №1

г. Москва

Наши рекомендации