Методист, инструктор-методист

(включая старшего)

Разряды

Должностные обязанности. Организует методическую работу образовательных учреждений, фильмотек, методических, учебно-методических кабинетов (центров). Анализирует состояние учебно-методической (учебно-тренировочной) и воспитательной работы в учреждениях и разрабатывает предложения по повышению её эффективности. В учреждениях дополнительного образования участвует в комплектовании учебных групп, кружков и объединений обучающихся. Оказывает помощь педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств обучения. Принимает участие в разработке методических и информационных материалов, диагностике, прогнозировании и планировании подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов учреждений. Составляет учебные, учебно-тематические планы и программы по дисциплинам и учебным курсам. Организует разработку, рецензирование и подготовку к утверждению учебно-методической документации, пособий (учебных дисциплин, типовых перечней оборудования, дидактических материалов и т.д.). Анализирует и обобщает результаты экспериментальной работы учреждений. Обобщает и принимает меры по распространению наиболее результативного опыта руководителей и специалистов учреждений. Организует и координирует работу методических объединений педагогических работников. Организует и разрабатывает необходимую документацию по проведению конкурсов, выставок, олимпиад, слётов, соревнований и т.д. Оказывает консультативную и практическую помощь педагогическим работникам учреждений образования по соответствующим направлениям деятельности. Участвует в организации повышения квалификации и переподготовки работников по соответствующим направлениям. Организует работу по научно-методическому обеспечению содержания образования. Участвует в разработке перспективных планов издания учебников, учебных пособий, методических материалов, подборе их авторов. Оказывает помощь авторам в подготовке к изданию соответствующих пособий, информирует учебно-методические кабинеты и образовательные учреждения об издающихся учебниках, учебных пособиях, видеоматериалов, аудиовизуальных и других средствах обучения и анализирует потребность в них учреждений. Воспринимает и ретранслирует информацию по передовым технологиям обучения и воспитания отечественного и мирового опыта. Организует обслуживание абонентов, фильмотеки и изучение содержания пособий.

При выполнении обязанностей старшего методиста, старшего инструктора-методиста осуществляет руководство подчинёнными ему исполнителями или руководство самостоятельным участком работы и работой методических объединений специалистов учреждений.

Должен знать: Конституцию РФ; Законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка; принципы дидактики; основы педагогики и возрастной психологии; общие и частные технологии преподавания; методики овладения и принципы методического обеспечения учебного предмета или направления деятельности; систему организации образовательного процесса в учреждении; принцип и порядок разработки учебно-программной документации, учебных планов по специальностям, образовательных программ, типовых перечней учебного оборудования и другой учебно-методической документации; методику выявления, обобщения и распространения эффективных форм и методов педагогической работы в учреждениях; принципы организации и содержание работы методических объединений педагогических работников учреждений; основы работы с издательствами; принципы систематизации методических и информационных материалов; основные требования к аудиовизуальным и интерактивным средствам обучения, организации их проката; содержание фонда учебных пособий; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты.

8 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от двух до пяти лет;

9 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 8 лет;

10 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 8 до 12 лет или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности методиста, инструктора-методиста не менее 1 года (для старших методистов, инструкторов-методистов);

11 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 12 лет или II квалификационная категория, либо высшее профессиональное образование и стаж работы в должности методиста, инструктора-методиста не менее трёх лет (для старших методистов, инструкторов-методистов);

12 разряд - I квалификационная категория или II квалификационная категория (для старших методистов, инструкторов-методистов), либо высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы (для методистов методических, учебно-методических кабинетов (центров), образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов);

13 разряд - высшая квалификационная категория или I квалификационная категория (для старших методистов, инструкторов-методистов), высшее профессиональное образование и стаж работы в должности методиста не менее трёх лет (для методистов методических, учебно-методических кабинетов (центров), образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов);

14 разряд - высшая квалификационная категория (для старших методистов, инструкторов-методистов) или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности методиста не менее шести лет (для методистов методических, учебно-методических кабинетов (центров), образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов).

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ  

ПРИКАЗ

г. Москва

14 декабря 1995г. № 622/1646

Об утверждении Рекомендаций по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников.

Требований к квалификации этих работников при присвоении им квалификационных категорий и внесении изменений в приказ Министерства образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31.08.95г. № 463/126

В целях уточнения требований к уровню квалификации и квалификационным категориям педагогических и руководящих работников и во исполнение п. 11 приказа Министерства образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31.08.95г. № 463/1268 "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования, объёмных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей"

ПРИКАЗЫВАЕМ:

1. Утвердить:

1.1. Рекомендации по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений образования Российской Федерации для установления разрядов оплаты труда по ЕТС (приложение № 1).

1.2. Требования к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий (приложение № 2).

1.3. Требования к квалификации руководящих работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий (приложение №3).

2. Внести изменения и дополнения в приказ Министерства образования РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию от 31.08.95г. № 463/1268"Обутверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования, объёмных показателей по отнесению учреждения образования к группам по оплате труда руководителей" согласно постановлению Министерства труда РФ от 22.11.95г. года № 65 (приложение № 4).

3. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляем за собой.

Заместитель Министра образования РФ   Заместитель Председателя Государственного комитета РФ по высшему образованию  
М.Н. Лазутова   В.М. Жураковский

Приложение 1

к приказу Минобразования России

и Госкомвуза России

от 14.12.95г.

№ 622/1646

РЕКОМЕНДАЦИИ

по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений образования РФ для установления разрядов оплаты труда по ЕТС.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Тарифно-квалификационные характеристики работников учреждений образования (далее по тексту ТКХ), утвержденные по согласованию с Министерством труда Российской Федерации приказом Министерства образования российской Федерации и Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31 августа 1995 г. № 463/1268 (с изменениями и дополнениями, внесенными настоящим приказом), определяют требования к разрядам оплаты труда по ЕТС в зависимости от уровня образования, стажа работы, квалификационной категории а для инспекторов, (начальников заведующих) их заместителей, руководителей филиалов, руководителей других структурных подразделений и старших мастеров - в зависимости от группы по оплате труда руководителей, к которой отнесено учреждение народного образования, и квалификационной категории.

1.1.1. Уровень образования.

Уровень образования при установлении разрядов оплаты труда работников по ЕТС определен в разделе ТХК "Требования к квалификации по разрядам оплаты труда" наличием среднего или высшего профессионального образования и в основном не содержит требований к профилю полученной специальности по образованию;

Специальные требования к профилю полученной специальности по образованию предъявляются по должностям концертмейстера, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, логопеда.

Перечень учебных заведений, окончание которых дает право на установление ставок заработной платы и должностных окладов учителям, преподавателям, воспитателям и другим педагогическим работникам в зависимости от образования, определен инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом МинпросаСССР от 16.05.85г. № 94, с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.06.90г., Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников профессионально - технических учебных заведений, утвержденной ГоспрофобромСССР 31.12.76г., Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников средних специальных учебных заведений, утвержденной приказом МинвузаСССР от 27.08.87г. №605.

Наличие у работников диплома о неполном высшем образовании права на установление им разрядов оплаты труда по ЕТС, предусмотренных для лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, не дает.

Наличие у работников квалификации "бакалавр", "специалист", "магистр", дает право на установление им разрядов оплаты труда по ЕТС, предусмотренных для лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование.

Концертмейстерам и преподавателям музыкальных дисциплин, окончившим консерватории, музыкальные отделения и отделения клубной и культпросветработы институтов культуры, пединститутов, педучилищ и музыкальных училищ, работающим в образовательных учреждениях, разряды оплаты труда по ЕТС устанавливаются как работникам, имеющим высшее или среднее музыкальное образование.

Учителям-логопедам, учителям-дефектологам, логопедам, а также учителям учебных предметов (в т.ч. в начальных классах) специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) разряды оплаты труда по ЕТС как лицам, имеющим дефектологическое образование, устанавливаются:

*Должностное наименование "логопед" применяется только в учреждениях здравоохранения.

• при получении диплома государственного образца об окончании пединститутов или пед. университетов по специальностям:

031500 - тифлопедагогика; 031600 - сурдопедагогика; 031700 олигофренопедагогика; 031800 - логопедия; 031900 - специальная психология; 032000 - коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная) - с 1994 года;

дефектология: (логопедия, тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика) - до 1994г.

• окончившим спецфакультеты с объёмом подготовки по указанным выше специальностям не менее 1000 часов и получившим диплом государственного образца серии ДВА.

1.1. 2. Стаж работы.

Установление разрядов оплаты труда работников по ЕТС в зависимости от стажа работы, указанного в разделе ТКХ "Требования к квалификации по разрядам оплаты труда", производится при наличии стажа педагогической работы, стажа работы по специальности (по профилю) или стажа работы в определённых должностях и учреждениях.

Стаж педагогической работы.

Стаж педагогической работы исчисляется в соответствии с инструкциями, названными в пункте 1.1.1. настоящих Рекомендаций.

При этом мастерам производственного обучения, тренерам-преподавателям (включая старших), инструкторам-методистам (включая старших) и дежурным по режиму (включая старших) в указанный стаж засчитывается также время работы (службы) в учреждениях и организациях в качестве руководителей и специалистов по профилю их последующей деятельности в образовательном учреждении (для мастеров производственного обучения - профессии, по которой ведётся подготовка обучающихся) и, кроме того, мастерам производственного обучения - время работы на рабочих должностях при условии выполнения работ, соответствующих высшим разрядам для данной профессии.

В стаж педагогической работы включается время работы в должности младшего воспитателя (помощника воспитателя), если в указанный период работник имел педагогическое образование или обучался в педагогическом учебном заведении и по его окончании приступил к педагогической деятельности.

Стаж работы по специальности (по профилю).

В стаж работы по специальности (педстаж) преподавателей-организаторов безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки (ОБЖ), а также в стаж педагогической работы учителей и преподавателей ОБЖ, ведущих занятия по указанному предмету наряду с преподавателем-организатором ОБЖ, засчитывается время их работы по занимаемой должности, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также время военной службы, соответствующей профилю преподаваемой дисциплины.

Педагогам-психологам разряды оплаты труда согласно ТКХ устанавливаются в зависимости от стажа педагогической работы, который исчисляется в установленном порядке, и работы по специальности. В стаж работы по специальности указанных работников засчитывается время их работы по занимаемой должности, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также время военной службы по профилю деятельности в учреждении образования.

Учителям учебных предметов (в т.ч. в начальных классах) специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) при установлении 11-12 разрядов ЕТС предусмотрен льготный порядок исчисления стажа, если они имеют дефектологическое образование и стаж работы по данной специальности.

Стаж работы в определенных должностях и учреждениях.

Стаж работы в определенных должностях и учреждениях исчисляется методистам учебно-методических, методических кабинетов (центров), образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), учителям-логопедам, учителям-дефектологам психолого-медико-педагогических консультаций.

1.1.3. Наличие квалификационной категории.

Разряды оплаты труда, соответствующие второй, первой или высшей квалификационным категориям, устанавливаются лицам, прошедшим аттестацию в порядке, определенном Типовым положением об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования РФ, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 17.06.93г. № 256, зарегистрированным в Минюсте России 15 июля 1993г., регистрационный № 304 (далее Типовое положение) и в соответствии с Требованиями к квалификации педагогических и руководящих работников при присвоении им квалификационных категорий (приложения 2, 3 настоящего приказа) и Требованиями к результатам работы тренеров-преподавателей по спорту и инструкторов-методистов для присвоения квалификационных категорий, утвержденными приказом Комитета РФ по физической культуре от 17.09.93г. № 148.

Аттестация работников дошкольных образовательных учреждений осуществляется с учетом Рекомендаций по аттестации педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных учреждений (письмо Министерства образования РФ от 23.08.93г. № 148-М).

Наши рекомендации