Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет
Челябинск 2014
Лист согласования
Разработчики: | ||||||||||||
(занимаемая должность) | (подпись) | (инициалы, фамилия) | ||||||||||
(занимаемая должность) | (подпись) | (инициалы, фамилия) | ||||||||||
Программа одобрена на заседании кафедры | « | » | 20__ | Протокол | № | |||||||
Заведующий кафедрой | ||||||||||||
(подпись) | (инициалы, фамилия) | |||||||||||
Одобрено представителем работодателя | ||||||||||||
(подпись) | (инициалы, фамилия, должность, место работы) | |||||||||||
Руководитель ОПОП | ||||||||||||
(подпись) | (инициалы, фамилия) | |||||||||||
Декан факультета | ||||||||||||
(подпись) | (инициалы, фамилия) | |||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра теоретической и прикладной психологии
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
«___» _______ 2015 г.
Протокол № __
Зав. кафедрой _______.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Направление: 050400 Психолого-педагогическое образование
Уровень образования:бакалавриат
Профильная направленность:Психология и педагогика инклюзивного образования
Челябинск, 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………………… | |
2. | СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………….. | |
3. | СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………… | |
4. | УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………… | |
5. | ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ………………………………………………………. | |
6. | МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………. | |
7. | ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ………………………………… | |
8. | ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ…………………………….. | |
9. | ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ………………………………………….. | |
10. | ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ…………………………………………………………………….. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 В структуре основной образовательной программы данная дисциплина относится к вариативной части общеобразовательной программы (Б1.В.ДВ.4). Дисциплина изучается на втором курсе в 3-ем семестре. Трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа), из них 12 часов лекционных занятий, 12 часов практических занятий, 48 часов самостоятельной работы. Форма отчетности – зачет в третьем семестре.
1.2 Дисциплина «Предметно-развивающая среда в дошкольном образовании» включается в себя знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплин «Возрастная психология», «Основы общей психологии», «Педагогика», «Специальная педагогика», «Специальная психология».
1.3 Дисциплина «Предметно-развивающая среда в дошкольном образовании» является основой для последующего изучения таких дисциплин, как «Педагогическая психология», «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии», «Вариативность форм дошкольного образования для детей с ОВЗ», «Игры и игрушки для детей раннего и дошкольного возраста», «Организация инклюзивного образовательного процесса в дошкольном образовании».
1.4 Цель дисциплины: ознакомление с теоретическими предпосылками организации комфортной и безопасной предметно-развивающей среды в дошкольном образовании и технологиями ее проектирования в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
формировать знания о компонентах предметно-развивающей среды в дошкольном образовании и технологиях ее проектирования.
развивать умения проектировать предметно-развивающую среду в дошкольном образовании в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей раннего и дошкольного возраста.
развивать навыки владения технологиями построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья.
развивать активность и самостоятельность при выполнении практических заданий.
1.5 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в форме требований к знаниям, умениям, владениям способами деятельности и навыками их применения в практической деятельности (компетенциям):
готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);
способность выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7).
Таблица 1
Планируемые результаты обучения
№ п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) | Конкретизированные цели освоения дисциплины | ||
знать | уметь | владеть | ||
готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2) | З.1 теоретические предпосылки организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовании З.2 особенности образовательных программ дошкольного образования 3.3 технологии построения безопасной предметно-развивающей среды в дошкольном образовании | У.1 применять в образовательном процессе знания возрастных особенностей детей раннего и дошкольного возраста при построении предметно-развивающей среды в дошкольном образовании У.2 учитывать функциональное назначение игровых материалов и оборудования при создании предметно-развивающей среды в дошкольном образовании У.3 создавать предметно-развивающую среду в дошкольном образовании | В.1 владеть основными понятиями дисциплины В.2 владеть анализом общеобразовательных программ дошкольного образования В.3 владеть навыками моделирования предметно-развивающей среды в дошкольном образовании в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей раннего и дошкольного возраста | |
способность выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7) | З.1 знать о методах и приемах создания учебных воспитывающих ситуаций З.2 знать о способах применения предметно-развивающей среды как средства создания учебных ситуаций | У.1 уметь анализировать развивающие учебные ситуации У.2 применять предметно-развивающую среду как средства создания учебных ситуаций | В.1 владеть навыками решения развивающих учебных ситуаций В.2 владеть навыками анализа развивающих учебных и воспитывающих ситуаций |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 2
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
(для очной формы обучения)
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | |||
Л | ПЗ | СРС | Всего | ||
Раздел 1. Теоретические предпосылки организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовании | |||||
Понятие «предметно-развивающая среда» | |||||
Принципы и функции построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовании | |||||
Роль педагога в создании предметно-развивающей среды в дошкольном образовании | |||||
Раздел 2 Построение предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении | |||||
Организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовании в зависимости от образовательной программы | |||||
Организация предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и вида деятельности детей в детском саду | |||||
Организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья | |||||
Основные подходы к созданию предметно-развивающей среды в дошкольном образовании | |||||
Всего |
Таблица 3
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
(для заочной формы обучения)
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | |||
Л | ПЗ | СРС | Всего | ||
Раздел 1. Теоретические предпосылки организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовании | |||||
Понятие «предметно-развивающая среда» | |||||
Принципы и функции построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовании | |||||
Роль педагога в создании предметно-развивающей среды в дошкольном образовании | |||||
Раздел 2 Построение предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении | |||||
Организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовании в зависимости от образовательной программы | |||||
Организация предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и вида деятельности детей в детском саду | |||||
Организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья | |||||
Основные подходы к созданию предметно-развивающей среды в дошкольном образовании | |||||
Всего |
Таблица 4
Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Раздел 1. Теоретические предпосылки организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовании | |||||||||
Требования к результатам освоения раздела З.1 теоретические предпосылки организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовании 3.3 технологии построения безопасной предметно-развивающей среды в дошкольном образовании У.2 учитывать функциональное назначение игровых материалов и оборудования при создании предметно-развивающей среды в дошкольном образовании В.1 владеть основными понятиями дисциплины В.3 владеть навыками моделирования предметно-развивающей среды в дошкольном образовании в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей раннего и дошкольного возраста (ПКПП-2) | |||||||||
Требования к результатам освоения раздела З.1 знать о методах и приемах создания учебных воспитывающих ситуаций З.2 знать о способах применения предметно-развивающей среды как средства создания учебных ситуаций У.1 уметь анализировать развивающие учебные ситуации У.2 применять предметно-развивающую среду как средства создания учебных ситуаций В.1 владеть навыками решения развивающих учебных ситуаций В.2 владеть навыками анализа развивающих учебных и воспитывающих ситуаций (ПКПП-7) | |||||||||
Содержание раздела Тема 1. Понятие «предметно-развивающая среда». Определение понятия «предметно-развивающая среда» в дошкольном образовании. Основные подходы ученых к определению понятия «предметно-развивающая среда». Роль предметно-развивающей среды в развитии детей раннего и дошкольного возраста. Педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовании (комфортность и безопасность, эстетичность, обеспечение самостоятельности и свободы выбора и др.). Особенности содержания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Компоненты предметно-развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения. Инновационные компоненты предметно-развивающей среды (зона релаксации, краеведческий уголок и др.). Документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов. Концепции построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовании А.В. Петровского. Тема 2. Принципы и функции построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовании Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовании, рекомендованные Федеральными государственными требованиями. Принципы построения предметно-развивающей среды (А.В. Петровский, М.Н. Полякова и др.). Функция сохранения психологического здоровья. Функция стимулирования активности детей. Образовательная функция. Развивающая функция. Воспитывающая функция. Организационная функция. Коммуникативная функция. Содержание предметно-развивающей среды, ее назначение и функции в разных возрастных группах. Тема 3. Роль педагога в создании предметно-развивающей среды в дошкольном образовании. Основные направления деятельности педагога по созданию предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Моделирование педагогом предметно-развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения. Соблюдение педагогом психологических и педагогических требований к построению безопасной предметно-развивающей среды. Технологии проектирования предметно-развивающей среды. Методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи. Развивающие учебные ситуации. Методические рекомендации по построению предметно-развивающей среды в ДОУ. | |||||||||
План лекций | План семинарских занятий | ||||||||
Лекция 1. Понятие «предметно-развивающая среда». План: 1. Определение понятия «предметно-развивающая среда» в дошкольном образовании. 2. Педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды (комфортность и безопасность, эстетичность). 3. Особенности содержания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. 4. Компоненты предметно-развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения. 5. Документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов. Основные понятия: предметно-развивающая среда, компоненты предметно-развивающей среды, комфортность, безопасность материалов и оборудования, федеральные государственные требования, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование. Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое предметно-развивающая среда в дошкольном образовании? 2. Что общего и чем различаются определениях «предметно-развивающей среды» в дошкольном образовании разных ученых? 3. В чем сущность комфортности и безопасности предметно-развивающей среды в дошкольном образовании? 4. Почему среда в дошкольном образовании называется «предметно-развивающей»? 5. Перечислите педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды. 6. Охарактеризуйте компоненты предметно-развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения. Назовите их отличительные признаки. 7. В каких документах дошкольного образования отражены требования к построению предметно-развивающей среды в дошкольном образовании? | Практическое занятие 1. Понятие «предметно-развивающая среда». План: 1. Основные подходы ученых к определению понятия «предметно-развивающая среда». 2. Документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов. Основные понятия: предметно-развивающая среда, федеральные государственные требования, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование. Практическое задание: 1. Сравните разные подходы 2-3 авторов к понятию «предметно-развивающая среда». Выделите общие и отличительные признаки. 2. Проанализируйте документы дошкольного образования, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов. | ||||||||
Лекция 2. Принципы и функции предметно-развивающей среды в дошкольном образовании. План: 1. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовании, рекомендованные Федеральными государственными требованиями. Принципы построения предметно-развивающей среды (А.В. Петровский, М.Н. Полякова и др.). 2. Функция сохранения психологического здоровья, стимулирования активности детей, образовательная функция, развивающая функция, воспитывающая функция, организационная функция, коммуникативная функция. 3. Содержание предметно-развивающей среды, ее назначение и функции в разных возрастных группах. Основные понятия: функция сохранения психологического здоровья, функция стимулирования активности детей, образовательная функция, развивающая функция, воспитывающая функция, организационная функция, коммуникативная функция, принципы. Вопросы для самоконтроля: 1. Охарактеризуйте принципы и функции предметно-развивающей среды в дошкольном образовании. 2. Перечислите компоненты предметно-развивающей среды в дошкольном образовании. 3. Каково функциональное назначение компонентов предметно-развивающей среды в дошкольном образовании? | Практическое занятие 2. Принципы и функции предметно-развивающей среды в дошкольном образовании. План: 1. Функциональное назначение компонентов предметно-развивающей среды в группе раннего развития детей. 2. Функциональное назначение компонентов предметно-развивающей среды в младшей группе. 3. Функциональное назначение компонентов предметно-развивающей среды в средней группе. 4. Функциональное назначение компонентов предметно-развивающей среды в старшей группе. 5. Функциональное назначение компонентов предметно-развивающей среды в подготовительной группе. Основные понятия: функция сохранения психологического здоровья, функция стимулирования активности детей, образовательная функция, развивающая функция, воспитывающая функция, организационная функция, коммуникативная функция, принципы. Практическое задание: 1. Охарактеризуйте документы дошкольного образования на предмет отражения в них требований к построению предметно-развивающей среды. 2. Раскройте функции предметно-развивающей среды в дошкольном образовании. 3. Заполните таблицу:
| ||||||||
Лекция 3. Роль педагога в создании предметно-развивающей среды в дошкольном образовании. План: 1. Основные направления деятельности педагога по созданию предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. 2. Моделирование педагогом предметно-развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения. 3. Соблюдение педагогом психологических и педагогических требований к построению безопасной предметно-развивающей среды. 4. Методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи. 5. Развивающие учебные ситуации. Основные понятия: основные направления деятельности педагога, моделирование, психологические требования, педагогические требования, инновации, инновационная деятельность, технологии. Вопросы для самоконтроля: 1. Охарактеризуйте основные направления деятельности педагога по созданию предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. 2. В чем особенность моделирования педагогом предметно-развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения? 3. Какие психологические и педагогические требования к построению безопасной предметно-развивающей среды существуют? | Практическое занятие 3. Роль педагога в создании предметно-развивающей среды в дошкольном образовании. План: 1. Моделирование педагогом предметно-развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения. 2. Соблюдение педагогом психологических и педагогических требований к построению безопасной предметно-развивающей среды. 3. Технологии проектирования предметно-развивающей среды. 4. Методические рекомендации по построению предметно-развивающей среды в ДОУ. 5. Тестирование по темам раздела дисциплины. Основные понятия: моделирование, психологические требования, педагогические требования. Практическое задание: Защита творческих проектов на тему: «Роль педагога в создании предметно-развивающей среды в дошкольном образовании». | ||||||||
Самостоятельная работа | |||||||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | ||||||||
Темы, по которым осуществляется внеаудиторная работа Понятие «предметно-развивающая среда». Принципы и функции построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовании. Роль педагога в создании предметно-развивающей среды в дошкольном образовании. Типы заданий 1. Составить словарь понятий по теме «Предметно-развивающая среда в дошкольном образовании». 2. Проанализировать принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовании. 3. Подготовить реферат на тему: «Роль педагога в создании предметно-развивающей среды в дошкольном образовании». 4. Подготовиться к тестированию. Форма отчетности: словарь понятий, письменная работа с анализом принципов построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовании, реферат, краткие ответы по вопросам тестирования. | Темы, по которым осуществляется внеаудиторная работа Понятие «предметно-развивающая среда». Типы заданий 1. Подготовить реферат на тему (одну на выбор): «Инновационные компоненты предметно-развивающей среды», «Концепции построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовании А.В. Петровского». 2. Разработать презентацию о предметно-развивающей среде в дошкольном образовании для разных возрастных групп. 3. Составление библиографического списка к разделу с использованием электронного каталога библиотеки ЧГПУ. Форма отчетности: реферат, презентация, список литературы. | ||||||||
Паспорт оценочных средств по разделу | |||||||||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | наименование оценочного средства | ||||||||
ПКПП-2: З.1, З.3, В.1 | тест | ||||||||
ПКПП-2: В.1, В.3 | реферат | ||||||||
ПКПП-2: У.2 | практическое задание | ||||||||
ПКПП-7: З.1, З.2, У.1, У.2 | практическое задание | ||||||||
ПКПП-7: У.1, В.1, В.2 | реферат | ||||||||
Раздел 2. Построение предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении | |||||||||
Требования к результатам освоения раздела З.2 особенности образовательных программ дошкольного образования 3.3 технологии построения безопасной предметно-развивающей среды в дошкольном образовании У.1 применять в образовательном процессе знания возрастных особенностей детей раннего и дошкольного возраста при построении предметно-развивающей среды в дошкольном образовании У.3 создавать предметно-развивающую среду в дошкольном образовании В.1 владеть основными понятиями дисциплины В.2 владеть анализом общеобразовательных программ дошкольного образования В.3 владеть навыками моделирования предметно-развивающей среды в дошкольном образовании в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей раннего и дошкольного возраста (ПКПП-2) | |||||||||
Содержание раздела Тема 1. Организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовании в зависимости от образовательной программы детского сада. Общеобразовательные программы дошкольного образования («Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др., программа «Развитие» Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцовой и др., программа «Одаренный ребенок» Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко и др., программа «Истоки» Л.А. Парамоновой, Т.И. Алиевой и др., программа «Кроха» Г.Г. Григорьевой, Д.В. Сергеевой, Н.П. Кочетковой и др., программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, программа «Радуга» Т.Н. Дороновой, программа «Детский сад – дом радости» Н.М. Крыловой, программа «Из детства – в отрочество» Т.Н. Дороновой, Л.Г. Голубевой, программа «Детство» Т.И. Бабаевой, программа «Школа – 2100» А.А. Леонтьева). Особенности организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовании в зависимости от содержания образовательной программы детского сада. Тема 2. Организация предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и вида деятельности детей в детском саду. Особенности организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Возрастные особенности детей раннего и дошкольного возраста. Виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная, познавательная, исследовательская, музыкально-художественная, трудовая). Организация предметно-развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения: (раннего возраста, младшей группе, средней группе, старшей группе, подготовительной группе). Компоненты предметно-развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения. Основные критерии отбора игровых материалов и оборудования в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения. Тема 3. Организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья. Характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенности организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья. Компоненты предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Предметно-развивающая среда для детей с ограниченными возможностями здоровья в педагогической системе М. Монтессори. Тема 4. Основные подходы к созданию предметно-развивающей среды в дошкольном образовании. Вариативность подходов к проектированию предметной развивающей среды в дошкольном образовании. Деление пространства группового помещения на зоны (рабочая зона, спокойная зона, активная зона) и их компоненты. Проектирование предметно-развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения (центр сюжетно-ролевой игры, центр физической культуры, центр изобразительного искусства, музыкальный центр, центр развития сенсорики, центр природы, учебный центр, центр художественной литературы, центр строительно-конструктивных игр). Алгоритм создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении (М.Н. Полякова). Психолого-педагогические требования к построению предметно-развивающей среды. Предметно развивающая среда в период адаптации детей к ДОУ. | |||||||||
План лекций | План семинарских занятий | ||||||||
Лекция 1. Организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовании в зависимости от образовательной программы. План: 1. Общеобразовательные программы дошкольного образования. 2. Особенности организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовании в зависимости от содержания образовательной программы детского сада. Основные понятия: образовательные программы, компоненты предметно-развивающей среды, игрушки. Вопросы для самоконтроля: 1. Какие образовательные программы разработаны в дошкольном образовании? 2. Каковы особенности организации предметно-развивающей среды в разных образовательных программах детского сада? 3. В чем различия компонентов предметно-развивающей среды по программе «Радуга» Т.Н. Дороновой и по программе М.А. Васильевой? | Практическое занятие 1. Организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовании в зависимости от образовательной программы. План: 1. Особенности организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовании в зависимости от содержания образовательной программы детского сада. 2. Образовательная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой и др.). Основные понятия: образовательные программы, компоненты предметно-развивающей среды, игрушки. Практическое задание: обсуждение и анализ программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой и др.) по следующим критериям: возраст, на который рассчитана данная программа, цель, задачи, основные направления программы, компоненты предметно-развивающей среды, материалы и необходимое оборудование. | ||||||||
Лекция 2. Организация предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и вида деятельности детей в детском саду. План: 1. Особенности организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. 2. Возрастные особенности детей раннего и дошкольного возраста. 3. Виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная, познавательная, исследовательская, музыкально-художественная, трудовая). 3. Компоненты предметно-развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения. 4. Основные критерии отбора игровых материалов и оборудования в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения. Основные понятия:виды деятельности, возрастные особенности, дошкольники, дети раннего возраста, компоненты предметно-развивающей среды, сюжетно-ролевая игра, критерии. Вопросы для самоконтроля: 1. В чем особенность организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении? 2. Какие характеристики в развитии и поведении детей раннего и дошкольного возраста определяют особенность построения предметно-развивающей среды? 3. Как учитываются виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста в построении предметно-развивающей среды? 4. Каковы особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения. 5. Перечислите основные критерии отбора игровых материалов и оборудования в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения. | Практическое занятие 2. Организация предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и вида деятельности детей в детском саду. План: 1. Организация предметно-развивающей среды в младшей и подготовительной группах дошкольного образовательного учреждения. 2. Компоненты предметно-развивающей среды в младшей и подготовительной группах дошкольного образовательного учреждения. Основные понятия: виды деятельности, возрастные особенности, дошкольники, дети раннего возраста, компоненты предметно-развивающей среды. Практическое задание: 1. Сравните компоненты предметно-развивающей среды в младшей и подготовительной группах подготовьте сообщение по следующему плану: возрастная группа; центры группового помещения; компоненты предметно-развивающей среды; материалы и находимое оборудование. 2. Разработайте методические рекомендации по построению предметно-развивающей среды в дошкольном образовании. | ||||||||
Лекция 3. Организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья. План: 1. Характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья. 2. Особенности организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Компоненты предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. 4. Предметно-развивающая среда для детей с ограниченными возможностями здоровья в педагогической системе М. Монтессори. Основные понятия: виды деятельности, возрастные особенности, дошкольники, дети раннего возраста, компоненты предметно-развивающей среды, сюжетно-ролевая игра, критерии. Вопросы для самоконтроля: 1. В чем особенности организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья? 2. Охарактеризуйте компоненты предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Раскройте особенности предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в педагогической системе М. Монтессори. | Практическое занятие не предусмотрено | ||||||||
Лекция не предусмотрена | Практическое занятие 3.Основные подходы к созданию предметно-развивающей среды в дошкольном образовании. План: 1. Вариативность подходов к проектированию предметной развивающей среды в дошкольном образовании. 2. Деление пространства группового помещения на зоны (рабочая зона, спокойная зона, активная зона) и их компоненты. 3. Проектирование предметно-развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения (центр сюжетно-ролевой игры, центр физической культуры, центр изобразительного искусства, музыкальный центр, центр развития сенсорики, центр природы, учебный центр, центр художественной литературы, центр строительно-конструктивных игр). 4. Тестирование по темам раздела дисциплины. Основные понятия: вариативность, сюжетно-ролевая игра, зоны, зонирование, центры, компоненты предметно-развивающей среды, проектирование. Практическое задание: 1. Защита проекта предметно-развивающей среды в дошкольном образовании для детей с ограниченными возможностями и подготовить мультимедийную презентацию. | ||||||||
Самостоятельная работа | |||||||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | ||||||||
Темы, по которым осуществляется внеаудиторная работа 1. Организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовании в зависимости от образовательной программы. 2. Организация предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и вида деятельности детей в детском саду. 3. Организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья. Типы заданий 1. Охара Наши рекомендации
|