Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет

Челябинск 2014

Лист согласования

Разработчики:        
         
         
(занимаемая должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)
         
         
(занимаемая должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)
         
Программа одобрена на заседании кафедры «   »   20__ Протокол  
         
Заведующий кафедрой        
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
         
         
Одобрено представителем работодателя  
    (подпись)   (инициалы, фамилия, должность, место работы)
Руководитель ОПОП        
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
Декан факультета        
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
                         

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра теоретической и прикладной психологии

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

«___» _______ 2015 г.

Протокол № __

Зав. кафедрой _______.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Направление: 050400 Психолого-педагогическое образование

Уровень образования:бакалавриат

Профильная направленность:Психология и педагогика инклюзивного образования

Челябинск, 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………………
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………..
3. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ……………………………………
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………  
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ……………………………………………………….
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………….  
7. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ…………………………………
8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ……………………………..
9. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ…………………………………………..
10. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ……………………………………………………………………..



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 В структуре основной образовательной программы данная дисциплина относится к вариативной части общеобразовательной программы (Б1.В.ДВ.4). Дисциплина изучается на втором курсе в 3-ем семестре. Трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа), из них 12 часов лекционных занятий, 12 часов практических занятий, 48 часов самостоятельной работы. Форма отчетности – зачет в третьем семестре.

1.2 Дисциплина «Предметно-развивающая среда в дошкольном образовании» включается в себя знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплин «Возрастная психология», «Основы общей психологии», «Педагогика», «Специальная педагогика», «Специальная психология».

1.3 Дисциплина «Предметно-развивающая среда в дошкольном образовании» является основой для последующего изучения таких дисциплин, как «Педагогическая психология», «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии», «Вариативность форм дошкольного образования для детей с ОВЗ», «Игры и игрушки для детей раннего и дошкольного возраста», «Организация инклюзивного образовательного процесса в дошкольном образовании».

1.4 Цель дисциплины: ознакомление с теоретическими предпосылками организации комфортной и безопасной предметно-развивающей среды в дошкольном образовании и технологиями ее проектирования в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

формировать знания о компонентах предметно-развивающей среды в дошкольном образовании и технологиях ее проектирования.

развивать умения проектировать предметно-развивающую среду в дошкольном образовании в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей раннего и дошкольного возраста.

развивать навыки владения технологиями построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья.

развивать активность и самостоятельность при выполнении практических заданий.

1.5 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в форме требований к знаниям, умениям, владениям способами деятельности и навыками их применения в практической деятельности (компетенциям):

готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);

способность выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7).

Таблица 1

Планируемые результаты обучения

№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) Конкретизированные цели освоения дисциплины
знать уметь владеть
готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2) З.1 теоретические предпосылки организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовании З.2 особенности образовательных программ дошкольного образования 3.3 технологии построения безопасной предметно-развивающей среды в дошкольном образовании У.1 применять в образовательном процессе знания возрастных особенностей детей раннего и дошкольного возраста при построении предметно-развивающей среды в дошкольном образовании У.2 учитывать функциональное назначение игровых материалов и оборудования при создании предметно-развивающей среды в дошкольном образовании У.3 создавать предметно-развивающую среду в дошкольном образовании В.1 владеть основными понятиями дисциплины В.2 владеть анализом общеобразовательных программ дошкольного образования В.3 владеть навыками моделирования предметно-развивающей среды в дошкольном образовании в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей раннего и дошкольного возраста
способность выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7) З.1 знать о методах и приемах создания учебных воспитывающих ситуаций З.2 знать о способах применения предметно-развивающей среды как средства создания учебных ситуаций У.1 уметь анализировать развивающие учебные ситуации У.2 применять предметно-развивающую среду как средства создания учебных ситуаций В.1 владеть навыками решения развивающих учебных ситуаций В.2 владеть навыками анализа развивающих учебных и воспитывающих ситуаций

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

(для очной формы обучения)

№ п/п Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Л ПЗ СРС Всего
  Раздел 1. Теоретические предпосылки организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовании        
Понятие «предметно-развивающая среда»
Принципы и функции построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовании
Роль педагога в создании предметно-развивающей среды в дошкольном образовании
  Раздел 2 Построение предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении        
Организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовании в зависимости от образовательной программы
Организация предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и вида деятельности детей в детском саду
Организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья  
Основные подходы к созданию предметно-развивающей среды в дошкольном образовании  
  Всего

Таблица 3

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

(для заочной формы обучения)

№ п/п Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Л ПЗ СРС Всего
  Раздел 1. Теоретические предпосылки организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовании        
Понятие «предметно-развивающая среда»
Принципы и функции построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовании  
Роль педагога в создании предметно-развивающей среды в дошкольном образовании  
  Раздел 2 Построение предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении        
Организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовании в зависимости от образовательной программы  
Организация предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и вида деятельности детей в детском саду
Организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья    
Основные подходы к созданию предметно-развивающей среды в дошкольном образовании  
  Всего

Таблица 4

Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Раздел 1. Теоретические предпосылки организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовании
Требования к результатам освоения раздела З.1 теоретические предпосылки организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовании 3.3 технологии построения безопасной предметно-развивающей среды в дошкольном образовании У.2 учитывать функциональное назначение игровых материалов и оборудования при создании предметно-развивающей среды в дошкольном образовании В.1 владеть основными понятиями дисциплины В.3 владеть навыками моделирования предметно-развивающей среды в дошкольном образовании в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей раннего и дошкольного возраста (ПКПП-2)
Требования к результатам освоения раздела З.1 знать о методах и приемах создания учебных воспитывающих ситуаций З.2 знать о способах применения предметно-развивающей среды как средства создания учебных ситуаций У.1 уметь анализировать развивающие учебные ситуации У.2 применять предметно-развивающую среду как средства создания учебных ситуаций В.1 владеть навыками решения развивающих учебных ситуаций В.2 владеть навыками анализа развивающих учебных и воспитывающих ситуаций (ПКПП-7)
Содержание раздела Тема 1. Понятие «предметно-развивающая среда». Определение понятия «предметно-развивающая среда» в дошкольном образовании. Основные подходы ученых к определению понятия «предметно-развивающая среда». Роль предметно-развивающей среды в развитии детей раннего и дошкольного возраста. Педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовании (комфортность и безопасность, эстетичность, обеспечение самостоятельности и свободы выбора и др.). Особенности содержания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Компоненты предметно-развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения. Инновационные компоненты предметно-развивающей среды (зона релаксации, краеведческий уголок и др.). Документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов. Концепции построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовании А.В. Петровского. Тема 2. Принципы и функции построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовании Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовании, рекомендованные Федеральными государственными требованиями. Принципы построения предметно-развивающей среды (А.В. Петровский, М.Н. Полякова и др.). Функция сохранения психологического здоровья. Функция стимулирования активности детей. Образовательная функция. Развивающая функция. Воспитывающая функция. Организационная функция. Коммуникативная функция. Содержание предметно-развивающей среды, ее назначение и функции в разных возрастных группах. Тема 3. Роль педагога в создании предметно-развивающей среды в дошкольном образовании. Основные направления деятельности педагога по созданию предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Моделирование педагогом предметно-развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения. Соблюдение педагогом психологических и педагогических требований к построению безопасной предметно-развивающей среды. Технологии проектирования предметно-развивающей среды. Методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи. Развивающие учебные ситуации. Методические рекомендации по построению предметно-развивающей среды в ДОУ.
План лекций План семинарских занятий
Лекция 1. Понятие «предметно-развивающая среда». План: 1. Определение понятия «предметно-развивающая среда» в дошкольном образовании. 2. Педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды (комфортность и безопасность, эстетичность). 3. Особенности содержания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. 4. Компоненты предметно-развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения. 5. Документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов. Основные понятия: предметно-развивающая среда, компоненты предметно-развивающей среды, комфортность, безопасность материалов и оборудования, федеральные государственные требования, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование. Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое предметно-развивающая среда в дошкольном образовании? 2. Что общего и чем различаются определениях «предметно-развивающей среды» в дошкольном образовании разных ученых? 3. В чем сущность комфортности и безопасности предметно-развивающей среды в дошкольном образовании? 4. Почему среда в дошкольном образовании называется «предметно-развивающей»? 5. Перечислите педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды. 6. Охарактеризуйте компоненты предметно-развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения. Назовите их отличительные признаки. 7. В каких документах дошкольного образования отражены требования к построению предметно-развивающей среды в дошкольном образовании? Практическое занятие 1. Понятие «предметно-развивающая среда». План: 1. Основные подходы ученых к определению понятия «предметно-развивающая среда». 2. Документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов. Основные понятия: предметно-развивающая среда, федеральные государственные требования, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование. Практическое задание: 1. Сравните разные подходы 2-3 авторов к понятию «предметно-развивающая среда». Выделите общие и отличительные признаки. 2. Проанализируйте документы дошкольного образования, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
Лекция 2. Принципы и функции предметно-развивающей среды в дошкольном образовании. План: 1. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовании, рекомендованные Федеральными государственными требованиями. Принципы построения предметно-развивающей среды (А.В. Петровский, М.Н. Полякова и др.). 2. Функция сохранения психологического здоровья, стимулирования активности детей, образовательная функция, развивающая функция, воспитывающая функция, организационная функция, коммуникативная функция. 3. Содержание предметно-развивающей среды, ее назначение и функции в разных возрастных группах. Основные понятия: функция сохранения психологического здоровья, функция стимулирования активности детей, образовательная функция, развивающая функция, воспитывающая функция, организационная функция, коммуникативная функция, принципы. Вопросы для самоконтроля: 1. Охарактеризуйте принципы и функции предметно-развивающей среды в дошкольном образовании. 2. Перечислите компоненты предметно-развивающей среды в дошкольном образовании. 3. Каково функциональное назначение компонентов предметно-развивающей среды в дошкольном образовании? Практическое занятие 2. Принципы и функции предметно-развивающей среды в дошкольном образовании. План: 1. Функциональное назначение компонентов предметно-развивающей среды в группе раннего развития детей. 2. Функциональное назначение компонентов предметно-развивающей среды в младшей группе. 3. Функциональное назначение компонентов предметно-развивающей среды в средней группе. 4. Функциональное назначение компонентов предметно-развивающей среды в старшей группе. 5. Функциональное назначение компонентов предметно-развивающей среды в подготовительной группе. Основные понятия: функция сохранения психологического здоровья, функция стимулирования активности детей, образовательная функция, развивающая функция, воспитывающая функция, организационная функция, коммуникативная функция, принципы. Практическое задание: 1. Охарактеризуйте документы дошкольного образования на предмет отражения в них требований к построению предметно-развивающей среды. 2. Раскройте функции предметно-развивающей среды в дошкольном образовании. 3. Заполните таблицу:
Возрастная группа Центры в группе Необходимые материалы и оборудование среды Функциональное назначение
       
Лекция 3. Роль педагога в создании предметно-развивающей среды в дошкольном образовании. План: 1. Основные направления деятельности педагога по созданию предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. 2. Моделирование педагогом предметно-развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения. 3. Соблюдение педагогом психологических и педагогических требований к построению безопасной предметно-развивающей среды. 4. Методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи. 5. Развивающие учебные ситуации. Основные понятия: основные направления деятельности педагога, моделирование, психологические требования, педагогические требования, инновации, инновационная деятельность, технологии. Вопросы для самоконтроля: 1. Охарактеризуйте основные направления деятельности педагога по созданию предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. 2. В чем особенность моделирования педагогом предметно-развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения? 3. Какие психологические и педагогические требования к построению безопасной предметно-развивающей среды существуют? Практическое занятие 3. Роль педагога в создании предметно-развивающей среды в дошкольном образовании. План: 1. Моделирование педагогом предметно-развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения. 2. Соблюдение педагогом психологических и педагогических требований к построению безопасной предметно-развивающей среды. 3. Технологии проектирования предметно-развивающей среды. 4. Методические рекомендации по построению предметно-развивающей среды в ДОУ. 5. Тестирование по темам раздела дисциплины. Основные понятия: моделирование, психологические требования, педагогические требования. Практическое задание: Защита творческих проектов на тему: «Роль педагога в создании предметно-развивающей среды в дошкольном образовании».
Самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
Темы, по которым осуществляется внеаудиторная работа Понятие «предметно-развивающая среда». Принципы и функции построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовании. Роль педагога в создании предметно-развивающей среды в дошкольном образовании. Типы заданий 1. Составить словарь понятий по теме «Предметно-развивающая среда в дошкольном образовании». 2. Проанализировать принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовании. 3. Подготовить реферат на тему: «Роль педагога в создании предметно-развивающей среды в дошкольном образовании». 4. Подготовиться к тестированию. Форма отчетности: словарь понятий, письменная работа с анализом принципов построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовании, реферат, краткие ответы по вопросам тестирования. Темы, по которым осуществляется внеаудиторная работа Понятие «предметно-развивающая среда». Типы заданий 1. Подготовить реферат на тему (одну на выбор): «Инновационные компоненты предметно-развивающей среды», «Концепции построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовании А.В. Петровского». 2. Разработать презентацию о предметно-развивающей среде в дошкольном образовании для разных возрастных групп. 3. Составление библиографического списка к разделу с использованием электронного каталога библиотеки ЧГПУ. Форма отчетности: реферат, презентация, список литературы.
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка наименование оценочного средства
ПКПП-2: З.1, З.3, В.1 тест
ПКПП-2: В.1, В.3 реферат
ПКПП-2: У.2 практическое задание
ПКПП-7: З.1, З.2, У.1, У.2 практическое задание
ПКПП-7: У.1, В.1, В.2 реферат
Раздел 2. Построение предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении
Требования к результатам освоения раздела З.2 особенности образовательных программ дошкольного образования 3.3 технологии построения безопасной предметно-развивающей среды в дошкольном образовании У.1 применять в образовательном процессе знания возрастных особенностей детей раннего и дошкольного возраста при построении предметно-развивающей среды в дошкольном образовании У.3 создавать предметно-развивающую среду в дошкольном образовании В.1 владеть основными понятиями дисциплины В.2 владеть анализом общеобразовательных программ дошкольного образования В.3 владеть навыками моделирования предметно-развивающей среды в дошкольном образовании в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей раннего и дошкольного возраста (ПКПП-2)
Содержание раздела Тема 1. Организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовании в зависимости от образовательной программы детского сада. Общеобразовательные программы дошкольного образования («Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др., программа «Развитие» Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцовой и др., программа «Одаренный ребенок» Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко и др., программа «Истоки» Л.А. Парамоновой, Т.И. Алиевой и др., программа «Кроха» Г.Г. Григорьевой, Д.В. Сергеевой, Н.П. Кочетковой и др., программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, программа «Радуга» Т.Н. Дороновой, программа «Детский сад – дом радости» Н.М. Крыловой, программа «Из детства – в отрочество» Т.Н. Дороновой, Л.Г. Голубевой, программа «Детство» Т.И. Бабаевой, программа «Школа – 2100» А.А. Леонтьева). Особенности организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовании в зависимости от содержания образовательной программы детского сада. Тема 2. Организация предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и вида деятельности детей в детском саду. Особенности организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Возрастные особенности детей раннего и дошкольного возраста. Виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная, познавательная, исследовательская, музыкально-художественная, трудовая). Организация предметно-развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения: (раннего возраста, младшей группе, средней группе, старшей группе, подготовительной группе). Компоненты предметно-развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения. Основные критерии отбора игровых материалов и оборудования в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения. Тема 3. Организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья. Характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенности организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья. Компоненты предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Предметно-развивающая среда для детей с ограниченными возможностями здоровья в педагогической системе М. Монтессори. Тема 4. Основные подходы к созданию предметно-развивающей среды в дошкольном образовании. Вариативность подходов к проектированию предметной развивающей среды в дошкольном образовании. Деление пространства группового помещения на зоны (рабочая зона, спокойная зона, активная зона) и их компоненты. Проектирование предметно-развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения (центр сюжетно-ролевой игры, центр физической культуры, центр изобразительного искусства, музыкальный центр, центр развития сенсорики, центр природы, учебный центр, центр художественной литературы, центр строительно-конструктивных игр). Алгоритм создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении (М.Н. Полякова). Психолого-педагогические требования к построению предметно-развивающей среды. Предметно развивающая среда в период адаптации детей к ДОУ.
План лекций План семинарских занятий
Лекция 1. Организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовании в зависимости от образовательной программы. План: 1. Общеобразовательные программы дошкольного образования. 2. Особенности организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовании в зависимости от содержания образовательной программы детского сада. Основные понятия: образовательные программы, компоненты предметно-развивающей среды, игрушки. Вопросы для самоконтроля: 1. Какие образовательные программы разработаны в дошкольном образовании? 2. Каковы особенности организации предметно-развивающей среды в разных образовательных программах детского сада? 3. В чем различия компонентов предметно-развивающей среды по программе «Радуга» Т.Н. Дороновой и по программе М.А. Васильевой? Практическое занятие 1. Организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовании в зависимости от образовательной программы. План: 1. Особенности организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовании в зависимости от содержания образовательной программы детского сада. 2. Образовательная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой и др.). Основные понятия: образовательные программы, компоненты предметно-развивающей среды, игрушки. Практическое задание: обсуждение и анализ программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой и др.) по следующим критериям: возраст, на который рассчитана данная программа, цель, задачи, основные направления программы, компоненты предметно-развивающей среды, материалы и необходимое оборудование.
Лекция 2. Организация предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и вида деятельности детей в детском саду. План: 1. Особенности организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. 2. Возрастные особенности детей раннего и дошкольного возраста. 3. Виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная, познавательная, исследовательская, музыкально-художественная, трудовая). 3. Компоненты предметно-развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения. 4. Основные критерии отбора игровых материалов и оборудования в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения. Основные понятия:виды деятельности, возрастные особенности, дошкольники, дети раннего возраста, компоненты предметно-развивающей среды, сюжетно-ролевая игра, критерии. Вопросы для самоконтроля: 1. В чем особенность организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении? 2. Какие характеристики в развитии и поведении детей раннего и дошкольного возраста определяют особенность построения предметно-развивающей среды? 3. Как учитываются виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста в построении предметно-развивающей среды? 4. Каковы особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения. 5. Перечислите основные критерии отбора игровых материалов и оборудования в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения. Практическое занятие 2. Организация предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и вида деятельности детей в детском саду. План: 1. Организация предметно-развивающей среды в младшей и подготовительной группах дошкольного образовательного учреждения. 2. Компоненты предметно-развивающей среды в младшей и подготовительной группах дошкольного образовательного учреждения. Основные понятия: виды деятельности, возрастные особенности, дошкольники, дети раннего возраста, компоненты предметно-развивающей среды. Практическое задание: 1. Сравните компоненты предметно-развивающей среды в младшей и подготовительной группах подготовьте сообщение по следующему плану: возрастная группа; центры группового помещения; компоненты предметно-развивающей среды; материалы и находимое оборудование. 2. Разработайте методические рекомендации по построению предметно-развивающей среды в дошкольном образовании.
Лекция 3. Организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья. План: 1. Характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья. 2. Особенности организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Компоненты предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. 4. Предметно-развивающая среда для детей с ограниченными возможностями здоровья в педагогической системе М. Монтессори. Основные понятия: виды деятельности, возрастные особенности, дошкольники, дети раннего возраста, компоненты предметно-развивающей среды, сюжетно-ролевая игра, критерии. Вопросы для самоконтроля: 1. В чем особенности организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья? 2. Охарактеризуйте компоненты предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Раскройте особенности предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в педагогической системе М. Монтессори. Практическое занятие не предусмотрено
Лекция не предусмотрена Практическое занятие 3.Основные подходы к созданию предметно-развивающей среды в дошкольном образовании. План: 1. Вариативность подходов к проектированию предметной развивающей среды в дошкольном образовании. 2. Деление пространства группового помещения на зоны (рабочая зона, спокойная зона, активная зона) и их компоненты. 3. Проектирование предметно-развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения (центр сюжетно-ролевой игры, центр физической культуры, центр изобразительного искусства, музыкальный центр, центр развития сенсорики, центр природы, учебный центр, центр художественной литературы, центр строительно-конструктивных игр). 4. Тестирование по темам раздела дисциплины. Основные понятия: вариативность, сюжетно-ролевая игра, зоны, зонирование, центры, компоненты предметно-развивающей среды, проектирование. Практическое задание: 1. Защита проекта предметно-развивающей среды в дошкольном образовании для детей с ограниченными возможностями и подготовить мультимедийную презентацию.
Самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
Темы, по которым осуществляется внеаудиторная работа 1. Организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовании в зависимости от образовательной программы. 2. Организация предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и вида деятельности детей в детском саду. 3. Организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья. Типы заданий 1. Охара

Наши рекомендации