Глава 3. личностные качества одарённых детей

Психологи давно показали, что одаренные дети и подростки имеют особенности личностного развития. При этом показано, что становление личности одаренного ребенка имеет определенные возрастные тенденции, оно проходит неоднозначно и болезненно.
К.Тэкэкс пишет, что одаренных детей от сверстников отличает ряд особенностей в сфере психосоциального развития. В числе таких свойств и качеств она выделяет:

· обостренное чувство справедливости;

· развитую систему личных ценностей;

· хорошо сформированное чувство юмора;

· наличие преувеличенных страхов;

· упорство в достижении результата (К.Тэкэкс, 1991, С. 19-23).

При этом К.Тэкэкс подчеркивает, что положительное и отрицательное в личности способного ребенка возникает под влиянием окружающих людей. Одаренному и талантливому ребенку могут быть присущи такие свойства и качества, которые будут отталкивать от него окружающих. Среди них можно выделить:

1. Неумение выслушивать собеседника до конца, прерывание собеседника. Нередко ребенок в курсе того, о чем идет речь или быстро понимает излагаемый материал. Стремление продемонстрировать свои знания является отражением скорости восприятия.

2. Привычка исправлять других. Возникает у одаренного ребенка как сочетание альтруизма и эгоцентризма.

3. Высмеивание окружающих. Может возникать как ответ на травмирующий фактор. Главное преимущество ребенка - интеллектуальный потенциал, и он стремиться защищать себя от источника боли доступными ему средствами (С.В. Лезина) .

М.. Карне отмечает несколько психологических факторов, мешающих реализации способностей детей. К ним относятся: негативное отношение к школе и учебе; нарушение отношений с родителями; подверженность колебаниям настроения, депрессии, духу противоречия; низкая самооценка, чувство ''гонимости''; тенденция к оправданию и объяснению своих недостатков, перекладывание вины на других; склонность к фантазированию; плохие межличностные отношения, недоверие к другим; недостаток настойчивости, склонность отвлекаться и откладывать дела; враждебное отношение к руководителям; скука; отсутствие самодисциплины и неспособность нести ответственность за свои действия; недостаток лидерских способностей; недостаток увлечений или излишнее внимание к ним; неприятие состязательности; эмоциональная неуравновешенность; чувствительность к критике, тенденция критиковать других; нереалистические цели (К.Тэкэкс, 1991, С. 103).
По мнению С.В. Лезиной, Л.Холлингуорт делает акцент на следующих личностных проблемах одаренных детей:

· неприязнь к школе;

· конформность;

· погружение в философские проблемы.

Л.Холлингуорт установила, что адаптация одаренных детей зависит от уровня их интеллектуального развития. IQ от 185 до 190 - чрезвычайно одаренные подростки обнаруживают тенденцию к изоляции. Их самовосприятие может измениться в негативную сторону, т.к. они часто не принимаются своими сверстниками, не выбираются на лидерские роли. Если их способности не востребованы и требования к ним невысоки, то они становятся инертными, ленивыми. По мнению Л.Холлингуорт индивиды, чей IQ приближается к 170 редко бывают поняты людьми в силу их высокого интеллектуального потенциала. Интеллектуальный показатель IQ 125-155 является ''оптимальным интеллектом'', такие дети социально адаптированы и превосходят других в эмоциональной стабильности и контроле.
Дж.Уитмор выделяет следующие личностные проблемы одаренных детей:

1. перфекционизм;

2. ощущение собственной неполноценности;

3. нереалистические цели;

4. сверхчувствительность;

5. потребность во внимании взрослых;

6. нетерпимость (М.Карне, с. 163-165).

А.Танненбаум, предложивший ''психосоциальную'' модель одаренности, при ее построении учитывал и внешние, и внутренние факторы личности. Ученый отмечает, что трудно определить, какие личностные особенности детерминируют человеческие таланты. Существуют достоверные факты того, что высший уровень способностей связан с сильно выраженным желанием самореализации.
Мюнхенская модель одаренности, разработанная К.Хеллером, включает в себя и личностные компоненты: «мотивация к достижениям, настойчивость, устойчивость к стрессу и другие личностные качества, а не только способности, были типичны для достигавших наибольшего успеха учащихся» (С.В. Лезина).

На основании экспериментальных данных К.Хеллер приходит к выводу, что высокоодаренные отличаются от среднеодаренных по следующим диагностически значимым личностным параметрам:

· высокие интеллектуальные способности;

· выдающиеся креативные способности (например, оригинальность, гибкость, разработанность);

· способность к более быстрому усвоению и выдающаяся память;

· интеллектуальное любопытство и стремление к знаниям;

· интернальный локус контроля и высокая личностная ответственность;

· убежденность в собственной эффективности и самостоятельность суждений;

· позитивная академическая Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой.

Необходимо, чтобы одаренные дети обладали позитивным самовосприятием. В данном случае важно адекватно оценивать способности: ни умаляя, ни игнорируя их или, напротив, ни чрезмерно акцентируя на них внимания. Такое положение дел может приводить к нарушениям личностного формирования, страдает эмоциональная сфера детей. Ребенку необходимо чувствовать и понимать, что ценен он; родители и взрослые любят его и видят в нем растущую личность, а не только набор определенных выдающихся способностей и достижений.

Н.С. Лейтес считает, что потенциал ребенка зависит не только от умственных данных, но и от свойств его личности. Он предполагает, что, по-видимому, незаурядность ума сама влияет на формирование черт личности. Быстрый темп умственного развития часто неодинаково затрагивает как разные стороны интеллекта, так и черты личности. Возрастание зрелости в одних отношениях может сочетаться с сохранением инфантильности в других (9, с. 28). Нередко особенности одаренного ребенка социумом воспринимается как аномальные, даже как признаки отставания, неприспособленности. Эти особенности следующие: трудности в нахождении близких по духу друзей; проблемы участия в играх сверстников, которые им неинтересны; проблемы конформности, то есть старания подстроиться под других, казаться такими, как все; трудности в школе, где отсутствует стимуляция интеллектуального развития; ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе (Н.С. Лейтес, 1991. С. 410).

Социально одаренные люди обладают радом присущих им характеристик. Одним из проявлений социальной одаренности является лидерская одаренность, которая представляет собой набор умений лидера, позволяющих достичь группе поставленных перед ней целей при взаимном удовлетворении друг другом и с чувством личной самореализации. Лидер обладает нижеперечисленными свойствами:

· интеллектом выше среднего;

· умением принимать решения;

· ощущением цели, направления движения;

· гибкостью, приспосабливаемостью;

· чувством ответственности;

· уверенностью в себе и знанием о себе;

· настойчивостью;

· терпимостью и терпением в работе с людьми;

· энтузиазмом;

· умением ясно выражать мысли в устной и/или письменной форме (Лезина С.В.).

Современное социально-экономическое положение, сложившееся в нашей стране, к сожалению, во многом не способствует расцвету талантов. Появилось большое количество семей, находящихся в крайне сложных материальных условиях. У детей из таких семей нередко ограничен кругозор, речь неправильна, может сопровождаться ненормативной лексикой (если семья имеет и низкий культурный уровень). Учителя в школах зачастую не могут в таких детях разглядеть признаки одаренности, так как их заслоняют встречающиеся трудности и проблемы в развитии. Поэтому психологи при работе с данной категорией школьников рекомендуют обращать внимание на следующие характеристики одаренных детей:

· живость и любознательность;

· независимость в действиях;

· инициатива, стремление участвовать во всем новом;

· использование воображения в мышлении;

· гибкость в подходах к проблемам;

· разнообразные интересы;

· сочинение историй;

· чувство юмора (Н.С.Лейтес, 1991. С. 99).

Для таких учащихся может быть характерно отклоняющееся поведение. Они негативно относятся к учителям, одноклассникам, даже собственным успехам. Им трудно ставить перед собой долгосрочные цели. При решении своих проблем могут быть чрезвычайно вспыльчивыми, агрессивными, склонны к насилию. Практика показывает, что при организации обучения, призванного компенсировать недостатки окружения, дети добиваются высоких результатов, в противоположном случае наблюдается резкое снижение интеллектуального уровня, проявление асоциальных форм поведения.

Психологи обращают внимание на то, что многие одаренные дети обладают развитой познавательной потребностью. Активность познавательной потребности возможна благодаря сопряженному с ней положительному эмоциональному состоянию - удовольствию от умственного напряжения. В высшем уровне своего развития у одаренных детей данная потребность становится ненасыщаемой. Для них нет предела в познании. По наблюдениям В.С.Юркевич одаренные школьники испытывают личностные трудности, заключающиеся в проблемах общения со сверстниками, недостаточной сформированности воли, навыков саморегуляции. У многих одаренных детей нарушено чувство реальности, отсутствует социальная рефлексия и навыки поведения в реальных условиях школьного и общего социума. Можно говорить о слабой адаптивности детей с исключительно высокими способностями. Главную проблему одаренных людей В.С.Юркевич видит в трудностях самореализации в профессиональной деятельности, отвечающей их способностям и уровню притязаний Развитие одаренного ребенка возможно в случае максимального напряжения сил, иначе возникает торможение в становлении одаренности, а иногда и ее исчезновение (С.В. Лезина).

Наши рекомендации