Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам действий

Задания 1–3 – понятийные задания базового уровня – нацелены на про- верку знания и понимания биосоциальной сущности человека, основных эта- пов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций разви- тия общества, основных социальных институтов и процессов и т.п. На одной и той же позиции в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же уменияна различных элементахсодержания.

Задания 4–19 базового и повышенного уровней, направлены на проверку сформированности умений: характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); применять социально- экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Задания этой группы представляют традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса: человек и общество, включая познание и духовную культуру (задания 4–6); экономика (задания 7–10), социальные отношения (задания 11, 12); политика (задания 13–15); право (задания 16–19). Во всех вариантах КИМ задания данной части, проверяющие элементы содержания одного и того же блока-модуля, находятся под одинаковыми номерами. Отметим, что задание 14 во всех вариантах проверяетпозиции

4.14 и 4.15 кодификатора элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию, а задание 16 – знание основ конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (позиция 5.4 кодификатора элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию).

1 Последнее (29-е) задание работы состоит из пяти альтернативных заданий.

© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Задание 20 проверяет умение систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию. На одной и той же позиции в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверять одни и те же умения на различных элементах содержания.

Задания части 2 (21–29) в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы (социальную философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение).

Задания 21–24 объединены в составное задание с фрагментом научно- популярного текста. Задания 21 и 22 направлены преимущественно на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде (задание 21), а также применять ее в заданном контексте (задание 22). Задание 23 нацелено на характеристику (или объяснение, или конкретизацию) текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на контекстные обществоведческие знания. Задание 24 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста.

Задание 25 проверяет умение самостоятельно раскрывать смыслключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте.Задание 26 проверяет умение конкретизировать примерами изученныетеоретические положения и понятия общественных наук, формирующих

обществоведческий курс.

Задание-задача 27 требует: анализа представленной информации, в том числе статистической и графической; объяснения связи социальных объектов, процессов; формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов. При выполнении этого задания проверяется умение применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальнымпроблемам.

Задание 28 требует составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. При выполнении заданий данного типа выявляются умения: систематизировать и обобщать социальную информацию; устанавливать и отражать в структуре плана структурные, функциональные, иерархические и иные связи социальных объектов, явлений,процессов.

В каждом варианте работы в заданиях 21–28 в совокупности представлены пять тематических блоков-модулей.

Завершает работу альтернативное задание 29, нацеливающее экзаменующегося на написание мини-сочинения по одной из пяти предлагаемых тем. Темы задаются в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, деятелей наукиикультуры.Вотдельныхслучаяхвысказыванияимеют

© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ,11класс 7 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ,11класс 8

афористический характер. Каждая тема-высказывание условно соотносится с одной из базовых наук обществоведческого курса (темы по социологии и социальной психологии объединены в общий блок), однако выпускники вправе раскрывать ее в контексте любой общественной науки или нескольких наук. Данное задание проверяет широкий комплекс умений, в частности раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами свои рассуждения, делать выводы.

В таблице 2 приведено распределение заданий экзаменационной рабо- ты по содержательным разделам курса обществознания.

Таблица 3Распределение заданий экзаменационной работыпо видам проверяемых умений и способам действий

    Основные умения и способы действий Количество заданий
Вся рабо- та (без задания 29)   Часть Часть 2 (29 зада- ниевыде- лено от- дельно)4
Знать и понимать:биосоциальную сущностьчеловека; основные этапы и факторы социализации личности; ме- сто и роль человека в системе общественных отноше- ний; закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; тенденции развития об- щества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; основные социальные институты и процессы; необходимость ре- гулированияобщественныхотношений,сущностьсоци- альных норм, механизмы правового регулирования; особенности социально-гуманитарногопознания – (задание 29)
характеризовать с научных позиций основные соци- альныеобъекты(факты,явления,процессы,институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
анализировать актуальную информацию осоциальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертамиипризнакамиизученныхсоциальныхявленийи обществоведческими терминами ипонятиями (задание 29)
объяснять внутренние и внешние связи (причинно- следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека) (+ зада-ние 29)
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук (+ зада-ние 29)
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных,публицистическихидр.)знанияпо заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщатьнеупорядоченнуюсоциальнуюинформацию (задание 22 – комплекс умений) (+ зада-ние 29)
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точкизрения социальных норм, экономическойрациональности 1 задание (24) (+ зада-ние 29)
Таблица 2

Распределение заданий экзаменационной работы по содержательным разделам курса обществознания

Содержательные разделы Количество заданий
Вся работа Часть 1 Часть 2
Человек и общество 5 (8)2 1(4)3
Экономика 6 (9) 1(4)
Социальные отношения 4 (7) 1 (4)
Политика 5 (8) 1(4)
Право 5 (8) 1 (4)
Итого 28 + задание на выбор из пяти альтернатив 9 (29 задание предполагает выбор одной из пяти альтернатив)

В таблице 3 приведено распределение заданий по видам проверяемых умений и способам действий.

Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам действий - student2.ru

2 В зависимости от тематики составного задания 21-24

3 В зависимости от тематики составного задания 21-24

© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

4 Задание 29 проверяет сразу комплекс умений (см. Спецификация. Обобщенный план).

© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ,11класс 9 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ,11класс 10


формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам      
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческуюработу - (+ зада-ние 29)
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам (+ зада-ние 29)

Наши рекомендации