Развития среды на основе системы проектных критериев

Параметр проектирования Содержание параметра Проектные модули Организационно-педагогическая деятельность и прогнозируемые результаты
1 Широта образовательной среды Структурно-содержательная характеристика среды, показывающая какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в нее Экскурсии и путешествия Периодически проводятся экскурсии и поездки как неотъемлемая часть образовательного процесса.
Посещение учреждений культуры Периодические посещения учреждений культуры как неотъемлемая часть образовательного процесса.
Гости Периодически организуется общение с интересными людьми в форме бесед, круглых столов, дискуссий и т.п. Организуются фестивали, праздники, конференции или другие формы массового приёма гостей.
Выбор микросред Возможность выбора образовательных микрогрупп, проектных команд.
Материальная база Оборудованные помещения, наличие ресурсного центра, возможность доступа к информационным сетям.
2 Интенсивностьобразовательной среды Структурно-динамическая характеристика среды, показывающая степень насыщенности среды условиями, влияниями и развивающими возможностями, а также концентрированность их проявления Уровень требований Индивидуальный подход. Максимальные требования, основанные на анализе персональных способностей и возможностей.
Образовательная нагрузка Индивидуальный подход в зависимости от способностей, состояния здоровья, образовательных целей и т.д.
Организация активного отдыха Разработана и реализуется специальная программа организации активного отдыха учащихся (как в выходные дни, так и на период отпусков).
Интерактивные формы и методы Активно осваиваются и применяются в реальной практике педагогов. Квалифицированными специалистами-консультантами систематически проводится соответствующая учебно-методическая работа с педагогами.  
3 Степень осознаваемостиобразовательной среды Показатель сознательной включенности в образовательную среду всех членов образовательного сообщества Символика Разработана и широко используется логотип и его др. символика ЦО
Формирование осознаваемости Проводятся периодические беседы по истории ЦО. Разрабатываются специальныестенды и буклеты, а также издаётся альманах, рассказывающие об истории, традициях и выдающихся «выпускниках». Ведётся летопись (видео). Готовятся и отмечаются юбилейные даты. Организуется музей истории ЦО.
Связь с «выпускниками» Действует Совета выпускников, который оказывает содействие развитию ЦО.
Развитие активности членов образовательного сообщества Организуется обсуждение проблем развития ЦО с учащимися, педагогами и родителями, создаются условия для их активного участия в практическом разрешении возникающих проблем.
4 Обобщенностьобразовательной среды Показатель степеникоординации деятельности всех членов образовательного сообщества Команда единомышленников Ведётся целенаправленная работа с педагогическим коллективом по осознанной реализации единой образовательной стратегии.
Концепция ЦО Концепция ЦО развивается и дорабатывается педагогами. На основе положений Концепции разрабатываются программы образовательных курсов, формируется методический арсенал и т.д.
Формы работы с педагогическим коллективом Периодически проводятся педагогические конференции, на которых происходит свободный обмен мнениями, совместно разрабатываются стратегические положения развития ЦО. Организуется постоянно действующий педагогический семинар, направленный на повышение уровня понимания целей образовательного процесса, перспектив и т.п.
Включённость обучающихся Учащиеся реально участвуют в соуправлении ЦО, наиболее активные из них входят в состав команды, разрабатывающей стратегию дальнейшего развития ЦО.
Авторский надзор Научный руководитель и консультанты работают в постоянном тесном контакте с управленческим персоналом и педагогическим коллективом.
5 Эмоциональностьобразовательной среды Показатель соотношения в среде эмоционального и рационального компонентов Взаимоотношения в педагогическом коллективе Педсоветы, совещания и т.п. проходят в неформальной обстановке, участники чувствуют себя психологически комфортно, легко и свободно проявляют свои эмоции. Каждый ощущает сопереживание и поддержку коллег по поводу своих профессиональных успехов и неудач. В коллективе принято делиться не только профессиональными, но и личными проблемами.
Взаимоотношения с обучающимися   Взаимоотношения педагогов с обучающимися, хотя и осуществляются в основном в формальных рамках, но носят преимущественно межличностный характер, отличаются искренностью и сопереживанием, касаются «внеучебных» проблем. Члены образовательного сообщества часто общаются между собой в неформальной обстановке. Каждый ощущает сопереживание и поддержку педагогов по поводу своих успехов и неудач. Обучающиеся часто делятся с педагогами своими личными проблемами.
Оформление пространственно-предметной среды В оформлении интерьеров присутствуют эмоционально насыщенные элементы (юмористические, сатирические сюжеты плакатов, картинок, лозунгов, стенгазет и т.д.). Периодически проводятся выставки рисунков (эссе), отражающих отношение членов сообщества к своему образовательному процессу, к педагогам и товарищам. Участниками таких выставок являются не только обучающиеся, но и педагоги. Члены образовательного сообщества могут свободно выражать свои эмоции (рисовать шаржи, писать пожелания или благодарности и т.п.) на специальных планшетах, стенгазетах, на сайте и т.п.
6 Доминантностьобразовательной среды Показатель значимости среды в системе ценностей членов образовательного сообщества. Показатель иерархического положения среды по отношению к другим источникам влияния на личность. Значимость для педагогов Образ жизни педагогов, так или иначе, обусловливается вовлечённостью в жизнь ЦО, который является для них очень важной жизненной ценностью.
Значимость для обучающихся ЦО становится для учащихся центром социальной реализации, составляет для них одну из их важнейших ценностей. В повседневной жизни они придерживаются принципов и норм, принятых в образовательном сообществе ЦО, даже если эти принципы и нормы подвергаются критике со стороны некоторых значимых для них людей.
7 Когерентность(согласованность) образовательной среды Показатель степени согласованности влияния образовательной среды на членов сообщества с влияниями других факторов социальной среды Глобальная согласованность ЦОориентирован на глобальные ценности и приоритеты постиндустриального общества. Учитываются главные современные тенденции, определяющие будущее цивилизации – информатизация, гуманизация и экологизация. Образовательная система строится на основе мировой философско-педагогической мысли и опирается на современные образовательные технологии.
Региональная согласованность Использование научного, производственного, культурного, спортивного и другого социального потенциала в организации образовательного процесса. Сотрудничество с различными экологическими, политическими, молодёжными, религиозными и другими организациями. Контакты с органами местного самоуправления. Проектная деятельность ориентирована на социально-экономические особенности столичного региона.
Социальная согласованность Развитие личностных качеств, необходимых для успеха в современном обществе (целеустремлённости, решительности, ответственности, работоспособности и т.п.). Практическая подготовка, соответствующая современным социальным требованиям (компьютерная, коммуникативная, экономическая и т.д.).
8 Социальная активностьобразовательной среды Показатель социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии в социум ценностей ЦО Работа со средствами информации Разработана и реализуется программа сотрудничества со СМИ. Различные сведения о деятельности ЦО периодически транслируются по телевидению. Материалы о деятельности ЦО систематически публикуются в прессе. Активно работает сайт ЦО в сети Интернет.
Социальные инициативы ЦО принимает активное участие в различных выставках, смотрах, конкурсах, фестивалях, акциях, движениях и других социально значимых формах реализации творческой активности. ЦО является инициатором ряда социальных акций и мероприятий.
9 Мобильностьобразовательной среды Показатель способности ЦО к органичным эволюционным изменениям, в контексте тенденций развития социума Мобильность содержания Вводятся новые темы, проблемные модули и проекты в соответствие с социально-экономическими изменениями в социуме и запросами членов образовательного сообщества. Вносятся соответствующие изменения в программы образовательных курсов. Педагоги оперативно меняют тематику занятий, откликаясь на актуальные события, происходящие в стране и в мире.
Мобильность методов Педагоги владеют современными психолого-педагогическими методами (интерактивными, игровыми, проектными, экспертными и т.д.) и активно используют их в образовательном процессе. Организовано целенаправленное обучение педагогов современным образовательным технологиям, налажена их методическая поддержка.
Мобильность кадрового обеспечения Педагоги приглашаются на конкурсной основе. Эффективность их работы определяется на основе обратной связи с членами образовательного сообщества. Прилагаются серьёзные усилия для привлечения к сотрудничеству наиболее компетентных и авторитетных специалистов.
Мобильность средств Используются новейшие технические средства обучения. Педагоги следят за новинками рынка образовательных средств и ставят вопрос о приобретении приглянувшихся новинок.
10 Устойчивостьобразовательной среды Показатель стабильности образовательной среды во времени Стабильность управленческого персонала Создаются оптимальные условия для деятельности администрации ЦО на основе доверия, права на эксперимент и творческие ошибки.  
Стабильность педагогического состава Педагогический состав также тщательно отбирается, а затем получает достаточный уровень творческой самостоятельности в рамках принятых требований. Выпускники ЦО привлекаются к педагогической работе.
Пространственно-предметная стабильность ЦО обеспечивается новым, хорошо оборудованным помещением. Помещения оформляются в специально разработанном стиле, обеспечивая соответствующее психологическое воздействие в духе ценностей и традиций ЦО.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4





Характеристика

Наши рекомендации