Развития среды на основе системы проектных критериев
№ | Параметр проектирования | Содержание параметра | Проектные модули | Организационно-педагогическая деятельность и прогнозируемые результаты |
1 | Широта образовательной среды | Структурно-содержательная характеристика среды, показывающая какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в нее | Экскурсии и путешествия | Периодически проводятся экскурсии и поездки как неотъемлемая часть образовательного процесса. |
Посещение учреждений культуры | Периодические посещения учреждений культуры как неотъемлемая часть образовательного процесса. | |||
Гости | Периодически организуется общение с интересными людьми в форме бесед, круглых столов, дискуссий и т.п. Организуются фестивали, праздники, конференции или другие формы массового приёма гостей. | |||
Выбор микросред | Возможность выбора образовательных микрогрупп, проектных команд. | |||
Материальная база | Оборудованные помещения, наличие ресурсного центра, возможность доступа к информационным сетям. | |||
2 | Интенсивностьобразовательной среды | Структурно-динамическая характеристика среды, показывающая степень насыщенности среды условиями, влияниями и развивающими возможностями, а также концентрированность их проявления | Уровень требований | Индивидуальный подход. Максимальные требования, основанные на анализе персональных способностей и возможностей. |
Образовательная нагрузка | Индивидуальный подход в зависимости от способностей, состояния здоровья, образовательных целей и т.д. | |||
Организация активного отдыха | Разработана и реализуется специальная программа организации активного отдыха учащихся (как в выходные дни, так и на период отпусков). | |||
Интерактивные формы и методы | Активно осваиваются и применяются в реальной практике педагогов. Квалифицированными специалистами-консультантами систематически проводится соответствующая учебно-методическая работа с педагогами. | |||
3 | Степень осознаваемостиобразовательной среды | Показатель сознательной включенности в образовательную среду всех членов образовательного сообщества | Символика | Разработана и широко используется логотип и его др. символика ЦО |
Формирование осознаваемости | Проводятся периодические беседы по истории ЦО. Разрабатываются специальныестенды и буклеты, а также издаётся альманах, рассказывающие об истории, традициях и выдающихся «выпускниках». Ведётся летопись (видео). Готовятся и отмечаются юбилейные даты. Организуется музей истории ЦО. | |||
Связь с «выпускниками» | Действует Совета выпускников, который оказывает содействие развитию ЦО. | |||
Развитие активности членов образовательного сообщества | Организуется обсуждение проблем развития ЦО с учащимися, педагогами и родителями, создаются условия для их активного участия в практическом разрешении возникающих проблем. | |||
4 | Обобщенностьобразовательной среды | Показатель степеникоординации деятельности всех членов образовательного сообщества | Команда единомышленников | Ведётся целенаправленная работа с педагогическим коллективом по осознанной реализации единой образовательной стратегии. |
Концепция ЦО | Концепция ЦО развивается и дорабатывается педагогами. На основе положений Концепции разрабатываются программы образовательных курсов, формируется методический арсенал и т.д. | |||
Формы работы с педагогическим коллективом | Периодически проводятся педагогические конференции, на которых происходит свободный обмен мнениями, совместно разрабатываются стратегические положения развития ЦО. Организуется постоянно действующий педагогический семинар, направленный на повышение уровня понимания целей образовательного процесса, перспектив и т.п. | |||
Включённость обучающихся | Учащиеся реально участвуют в соуправлении ЦО, наиболее активные из них входят в состав команды, разрабатывающей стратегию дальнейшего развития ЦО. | |||
Авторский надзор | Научный руководитель и консультанты работают в постоянном тесном контакте с управленческим персоналом и педагогическим коллективом. | |||
5 | Эмоциональностьобразовательной среды | Показатель соотношения в среде эмоционального и рационального компонентов | Взаимоотношения в педагогическом коллективе | Педсоветы, совещания и т.п. проходят в неформальной обстановке, участники чувствуют себя психологически комфортно, легко и свободно проявляют свои эмоции. Каждый ощущает сопереживание и поддержку коллег по поводу своих профессиональных успехов и неудач. В коллективе принято делиться не только профессиональными, но и личными проблемами. |
Взаимоотношения с обучающимися | Взаимоотношения педагогов с обучающимися, хотя и осуществляются в основном в формальных рамках, но носят преимущественно межличностный характер, отличаются искренностью и сопереживанием, касаются «внеучебных» проблем. Члены образовательного сообщества часто общаются между собой в неформальной обстановке. Каждый ощущает сопереживание и поддержку педагогов по поводу своих успехов и неудач. Обучающиеся часто делятся с педагогами своими личными проблемами. | |||
Оформление пространственно-предметной среды | В оформлении интерьеров присутствуют эмоционально насыщенные элементы (юмористические, сатирические сюжеты плакатов, картинок, лозунгов, стенгазет и т.д.). Периодически проводятся выставки рисунков (эссе), отражающих отношение членов сообщества к своему образовательному процессу, к педагогам и товарищам. Участниками таких выставок являются не только обучающиеся, но и педагоги. Члены образовательного сообщества могут свободно выражать свои эмоции (рисовать шаржи, писать пожелания или благодарности и т.п.) на специальных планшетах, стенгазетах, на сайте и т.п. | |||
6 | Доминантностьобразовательной среды | Показатель значимости среды в системе ценностей членов образовательного сообщества. Показатель иерархического положения среды по отношению к другим источникам влияния на личность. | Значимость для педагогов | Образ жизни педагогов, так или иначе, обусловливается вовлечённостью в жизнь ЦО, который является для них очень важной жизненной ценностью. |
Значимость для обучающихся | ЦО становится для учащихся центром социальной реализации, составляет для них одну из их важнейших ценностей. В повседневной жизни они придерживаются принципов и норм, принятых в образовательном сообществе ЦО, даже если эти принципы и нормы подвергаются критике со стороны некоторых значимых для них людей. | |||
7 | Когерентность(согласованность) образовательной среды | Показатель степени согласованности влияния образовательной среды на членов сообщества с влияниями других факторов социальной среды | Глобальная согласованность | ЦОориентирован на глобальные ценности и приоритеты постиндустриального общества. Учитываются главные современные тенденции, определяющие будущее цивилизации – информатизация, гуманизация и экологизация. Образовательная система строится на основе мировой философско-педагогической мысли и опирается на современные образовательные технологии. |
Региональная согласованность | Использование научного, производственного, культурного, спортивного и другого социального потенциала в организации образовательного процесса. Сотрудничество с различными экологическими, политическими, молодёжными, религиозными и другими организациями. Контакты с органами местного самоуправления. Проектная деятельность ориентирована на социально-экономические особенности столичного региона. | |||
Социальная согласованность | Развитие личностных качеств, необходимых для успеха в современном обществе (целеустремлённости, решительности, ответственности, работоспособности и т.п.). Практическая подготовка, соответствующая современным социальным требованиям (компьютерная, коммуникативная, экономическая и т.д.). | |||
8 | Социальная активностьобразовательной среды | Показатель социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии в социум ценностей ЦО | Работа со средствами информации | Разработана и реализуется программа сотрудничества со СМИ. Различные сведения о деятельности ЦО периодически транслируются по телевидению. Материалы о деятельности ЦО систематически публикуются в прессе. Активно работает сайт ЦО в сети Интернет. |
Социальные инициативы | ЦО принимает активное участие в различных выставках, смотрах, конкурсах, фестивалях, акциях, движениях и других социально значимых формах реализации творческой активности. ЦО является инициатором ряда социальных акций и мероприятий. | |||
9 | Мобильностьобразовательной среды | Показатель способности ЦО к органичным эволюционным изменениям, в контексте тенденций развития социума | Мобильность содержания | Вводятся новые темы, проблемные модули и проекты в соответствие с социально-экономическими изменениями в социуме и запросами членов образовательного сообщества. Вносятся соответствующие изменения в программы образовательных курсов. Педагоги оперативно меняют тематику занятий, откликаясь на актуальные события, происходящие в стране и в мире. |
Мобильность методов | Педагоги владеют современными психолого-педагогическими методами (интерактивными, игровыми, проектными, экспертными и т.д.) и активно используют их в образовательном процессе. Организовано целенаправленное обучение педагогов современным образовательным технологиям, налажена их методическая поддержка. | |||
Мобильность кадрового обеспечения | Педагоги приглашаются на конкурсной основе. Эффективность их работы определяется на основе обратной связи с членами образовательного сообщества. Прилагаются серьёзные усилия для привлечения к сотрудничеству наиболее компетентных и авторитетных специалистов. | |||
Мобильность средств | Используются новейшие технические средства обучения. Педагоги следят за новинками рынка образовательных средств и ставят вопрос о приобретении приглянувшихся новинок. | |||
10 | Устойчивостьобразовательной среды | Показатель стабильности образовательной среды во времени | Стабильность управленческого персонала | Создаются оптимальные условия для деятельности администрации ЦО на основе доверия, права на эксперимент и творческие ошибки. |
Стабильность педагогического состава | Педагогический состав также тщательно отбирается, а затем получает достаточный уровень творческой самостоятельности в рамках принятых требований. Выпускники ЦО привлекаются к педагогической работе. | |||
Пространственно-предметная стабильность | ЦО обеспечивается новым, хорошо оборудованным помещением. Помещения оформляются в специально разработанном стиле, обеспечивая соответствующее психологическое воздействие в духе ценностей и традиций ЦО. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Характеристика