Развития организационной подсистемы Лицея
Аналитический параметр | Текущее состояние образовательной системы лицея | Проектируемое состояние образовательной системы лицея | |
1. Образовательные подразделения | |||
1.1.Структурная организация | Преимущественно горизонтальная самоорганизация | Соответствует | |
1.2.Автономность подразделений | Ограничена управленческой иерархией | Ограничена выработанной концепцией | |
2. Методические объединения | |||
2.1. Участие педагогов | Обязательно | Соответствует | |
2.2. Статус | Средний | Высокий | |
2.3. Функции | Консультативная, управленческая | Выработка стратегии и поддержка педагогов | |
3. Органы воспитания и психолого-педагогического сопровождения школьников | |||
3.1. Основная функция | Информирование и консультирование по выбору учебных предметов и будущей профессии, а также помощь в учебе, воспитание школьников | Соответствует | |
3.2. Исполнители функции | Классный руководитель, психологи | Классный руководитель, все учителя и психологи | |
4. Органы по совершенствованию образовательного процесса | |||
4.1. Основная функция | Умеренное принуждение к улучшению методики преподавания предметов | Интеграция обучения и воспитания | |
4.2.Инициаторы изменений | Директор; группы педагогов и специалистов, сформированные для решения локальных задач | Соответствует | |
5. Учителя | |||
5.1. Автономность | Ограничена управленческой иерархией | Ограничена концепцией лицея | |
5.2.Воспитательные функции | Сосредоточены в рамках соответствующего подразделения, взаимодействующего с классным руководителем | Интенсивны, напрямую осуществляются всеми педагогами | |
6. Регулирование школьной деятельности | |||
6.1.Внешнее регулирование | Регулируется меньшим конкретных и большим количеством общих правил | Соответствует | |
6.2.Внутреннее урегулирование | Внешние правила трансформируются управленческим аппаратом | Соответствует | |
7. Профессиональное мастерство педагогов | Сформировано вне лицея, направлено на предметное преподавание, акцентировано на углубленном знании дидактики своего предмета | Профессиональное мастерство педагогов целенаправленно развивается внутри самого лицея, направлено как на дидактические, так и на воспитательные компоненты | |
8.Иерархия управления | Средняя, ориентированная на организацию учебного процесса | Средняя, обеспечивающая реализацию концепции лицея | |
9. Принятие тактических решений | |||
9.1. Характер принятия решений | В соответствии с требованиями «пирамиды власти» | Консенсус на основе «цепочки» необходимых согласований | |
9.2. Основные субъекты принятия решения | Классные руководители, методические объединения, педагогический совет | Соответствует | |
10. Управляющий орган и менеджмент | |||
10.1.Задачи управляющего органа | Контроль и прямое управление | Контроль и разработка стратегии реализации концепции лицея | |
10.2. Главные функции менеджмента | Управление учебно-воспитательным процессом и стратегическое планирование | Соответствует | |
10.3.Позиция руководителя | Первый среди равных, ориентирован на реализацию учебно-воспитательного процесса | Соответствует | |
10.4.Задачи заместителей | Ответственность за учебно-воспитательный процесс | Ответственность за учебно-воспитательный процесс и стратегическое развитие лицея | |
10.5. Позиция среднего менеджера | Помощь заместителям директора | Собственная позиция между руководством Лицея и педагогами | |
Проектная таблица
Развития лицейской среды
на основе требований к эффективности её компонентов
Компонент образовательной среды | № | Требования к эффективности компонента | Психолого-педагогический смысл и содержание деятельности |
Организационно-технологический компонент среды | 1 | Миссия | Воспитание самостоятельной, творческой, активной личности, имеющей устойчивый вектор интересов, направленный на расширение и углубление своих знаний, и намеревающейся реализовать свой потенциал в научно-технической области |
2 | Цель | Воспитание физически,психологически здоровой, высококультурной, целеустремлённой,социально активн. молодежи, обладающей глубокими знаниями и компетентностями, обеспечивающими способность самореализации в различных областях жизнедеятельнос. Развитие учащихся осуществляется в интеллектуальной, нравственной и коммуникативной сферах | |
3 | Содержание | Содержание образованияпроектируется на основе проблемно-компетентностного и проектного подходов. Выбор содержания осуществляется на основе полного охвата сфер культуры и ключевых компетентностей, с одной стороны, и охвата важнейших проблем, актуальных для развития учащихся – с другой. | |
4 | Принципы | Система педагогических принципов опирается на три содержательных компонента образовательного процесса: развитие представлений о мире, развитие субъективных отношений личности, развитие стратегий и индивидуальных технологий деятельности, связанной с различными предметами или явлениями. | |
5 | Формы и методы | Использование форм и методов, основанных на стимулировании активности самих обучающихся, широком взаимодействии их между собой, а также с преподавателями и социальным окружением. | |
Пространственно-предметный компонент среды | 1 | Гетерогенность (разнородность) и сложность среды | Организация гетерогенной и сложной структуры образовательной среды создает возможность для осуществления постоянного пространственного и предметного выбора всеми субъектами образовательного процесса. В такой среде можно не только отыскивать, но и конструировать предметы своей моторной, сенсорной, манипулятивно-познавательной, игровой и художественной активности. Разнообразная и структурно сложная образовательная среда предоставляет комплекс разнообразных возможностей, «провоцируя» на проявление самостоятельности и свободной активности. |
2 | Связность функциональных зон | Организация связности различных функциональных зон среды создает возможность воспринимать различные виды образовательной деятельности как взаимообусловленные и дополняющие друг друга. Сущность связности функциональных зон заключается в возможности многофункционального использования тех или иных элементов предметной среды и включения их в различные функциональные структуры образовательного процесса. | |
3 | Гибкость и управляемость среды | Организация гибкости и управляемости образовательной среды обеспечивает возможность проявления творческой, преобразующей активности. Такая среда создает возможности для изменения окружающего предметного мира, позволяет производить функциональные изменения различных предметов, в зависимости от конкретных условий образовательного процесса. Гибкость и управляемость среды создает уникальные дидактические возможности для педагогов, которые могут побуждать к активности, к принятию самостоятельных решений не только вербальными средствами, но и путем соответствующего оперативного изменения пространственно-предметного окружения. | |
4 | Обеспечение символической функции среды | Организация образовательной среды как носителя символических сообщений обеспечивает дополнительные возможности познавательного, эстетического, этического развития субъектов образовательного процесса. | |
5 | Индивидуализированность среды | Организация индивидуализированности образовательной среды обеспечивает возможность удовлетворения потребности в персонализированном пространстве. Наличие постоянной «своей» территории обеспечивает человеку ощущение физической и эмоциональной безопасности, удовлетворяя соответствующую базовую потребность (по А. Маслоу), что является необходимым условием личностного развития. | |
6 | Автономность среды | Организация автономности среды обеспечивает возможность различных субъектов образовательного процесса функционировать в наиболее благоприятном для них режиме. | |
Социальный компонент среды | 1 | Взаимопонимание и удовлетворенность взаимоотношениями | Взаимопонимание и удовлетворенность взаимоотношениями обусловливается, прежде всего, доброжелательностью друг к другу, преобладанием взаимного положительного оценивания. |
2 | Преобладающее позитивное настроение | Преобладающее позитивное настроение обусловливается совместной подготовкой к каким-либо интересным, радостным событиям, а также периодическим участием в игровых ситуациях. В процессе подготовки к эмоционально значимым событиям (праздникам, вечерам, выставкам, фестивалям и т. п.) формируется чувство оптимизма, уверенности в интересном и насыщенном завтрашнем дне. Игровой контекст образовательного процесса создает возможность для проявления творческой активности, позволяет освободиться от психологических барьеров, оптимистично оценивать свое настоящее и будущее и, самое главное, корректирует весь характер межличностных отношений в образовательной среде. | |
3 | Авторитетность руководителей | Авторитетность руководителей приобретает особое значение в условиях личностно-ориентированной образовательной среды, когда система межличностных отношений строится на субъект-субъктной основе; когда взаимодействие носит не только межролевой, но и в большой степени межличностный характер; когда в образовательной структуре утверждается демократический стиль управления и немыслим авторитарный. | |
4 | Степень участия в формировании образовательного процесса | Участие в управлении образовательным процессом выступает как важнейшая развивающая возможность образовательной среды, обеспечивающая становление социальной активности личности. Деятельность может носить развивающий характер только в том случае, если ее участники вовлечены в переживание самого процесса этой деятельности, психологически включены в нее. | |
5 | Сплоченность и сознательность | Сплоченность и сознательность – необходимая предпосылка функционирования образовательной среды, которая в этом случае становится “инструментом” личностного развития каждого субъекта образовательного процесса. | |
6 | Результативность взаимодействий | Продуктивность взаимодействий обеспечивается соответствующим уровнем развития социального компонента образовательной среды. Если будут выполнены все ранее рассмотренные условия, создан комплекс развивающих возможностей, но при этом результативность деятельности окажется на низком уровне, то такая образовательная среда не может рассматриваться как качественная и эффективная развивающая среда. |
Проектная таблица развития лицейской среды