Методологические основы реализации программы развития
Философско-педагогические основы образовательной деятельности лицея базируются на следующих идеях:
- гуманистическая педагогика (К. Роджерс, Я. Корчак, Ш.А. Амонашвили и др.);
- концепция организации развивающих образовательных сред (В.В. Рубцов, В.А. Ясвин и др.);
- культуросообразный (Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Дик, В.А. Поляков) и компетентностный (В.В. Давыдов, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Г.П. Щедровицкий, Б.Д. Эльконин и др.) подходы в выборе содержания образования.
Гуманистическая педагогика - направление, ориентирующее на свободный выбор и учет индивидуально-личностных интересов и возможностей субъектов педагогического процесса. Цель - обеспечить детям свободу гармонического развития всех духовных сил, высвободить всю полноту скрытых возможностей, воспитать в уважении к добру, к красоте, к свободе. Личность учащегося ставится в центр педагогического процесса. Учащимся предоставляется право на ошибки, свободный творческий поиск, который стимулируется не оценкой и наказанием, а заинтересованной поддержкой. Гуманистическая педагогика ориентируется на слияние эмоциональных и познавательных аспектов обучения; помощь учащимся в осознании особенностей собственной личности, своего отношения к окружающему миру; создание благоприятного психологического климата в группе; раскрытие творческого потенциала каждого человека.
Лицейская образовательная среда - система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Развивающие возможности лицейской среды дифференцированно организуются для всех субъектов образовательного процесса. Под субъектами образовательного процесса понимаются все лица прямо или косвенно включенные в данный процесс: педагоги, учащиеся, родители, администрация, технический персонал образовательного учреждения и т.д.
Культуросообразный подход к содержанию образования базируется на выделении в структуре культуры ее различных видов, учитывающих многообразие человеческой деятельности. Различные сферы культуры жизнедеятельности (познавательная и интеллектуальная, философская, нравственная, художественная, правовая, педагогическая и др.) включаются в содержание образования двумя способами. Во-первых, каждая такая сфера должна быть представлена самостоятельным образовательным курсом – циклом школьных предметов. Во-вторых, каждая из них включается в качестве составного элемента в содержание всех образовательных курсов, поскольку все сферы жизнедеятельности являются взаимовключенными.
Компетентностный подход, широко распространен сегодня в мировой образовательной практике. Компетенция– общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Понятие компетентности включает не только когнитивную (познавательную) и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций и т.д. Ключевые компетенции обладают многофункциональностью, многомерностью, надпредметностью и междисциплинарностью – т.е. позволяют решать самые различные бытовые, профессиональные и социальные проблемы, при этом актуализируя различные психологические процессы и механизмы.
Синтез положений представленных педагогических подходов стал основой для разработки модели образовательной системы лицея, позволил сформулировать важнейшие критерии педагогического качестваэтой системы:
· способность стимулировать высокую социальную активность учащихся лицея;
· мотивировать их сознательную деятельность, направленную на собственное личностное совершенствование;
· развивать их личностные качества;
· формировать нацеленность на позитивное преобразование общества и овладение необходимыми для этого компетентностями, обеспечивающими способность к самореализации в различных областях жизнедеятельности;
· эффективное развитие учащихся в интеллектуальной, нравственной и коммуникативной сферах.