Программа развития технического лицея

Программа развития школы

На основе экспертных данных

Программа развития технического лицея,

Лауреата конкурса «Лучшие школы россии 2008»

Программа развития технического лицея - student2.ru Загрузить исходное приложение








ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЛИЦЕЯ

«Повышение социального качества

образовательной системы

Для обеспечения

Эффективного личностного развития

и профессионального самоопределения

старшеклассников»





Москва

СОДЕРЖАНИЕ

1. Информационная справка о Лицее

2. Концепция программы развития образовательной системы Лицея

2.1. Социальный заказ, проектная идея и ожидаемые результаты

2.2.Стратегические цели проекта и приоритетные направления деятельности

3. Реализация концепции развития образовательной системы Лицея

4. Анализ состояния образовательной системы

5. Стратегия развития образовательной системы

6. Основные этапы развития образовательной системы

7. Экспертиза и мониторинг эффективности реализации программы развития

8. Возможные риски и минимизация их влияния

9. Финансовое обеспечение реализации программы развития

Приложение

- Модель личности выпускника Лицея

- Профессиограмма «Инженер»

- Экспертно-проектная таблица развития образовательной подсистемы Лицея

- Экспертно-проектная таблица развития организационной подсистемы Лицея

- Проектная таблица развития лицейской среды на основе требований к эффективности её компонентов

- Проектная таблица развития лицейской среды на основе организации возможностей реализации личностных потребностей субъектов образовательного процесса

- Проектная таблица развития лицейской среды на основе системы проектных критериев (параметров)

- Характеристика формируемой корпоративной культуры лицея


1. Информационная справка о лицее

Лицей – среднее общеобразовательное учебное заведение с дополнительной специализированной программой.

Лицей расположен в двух зданиях – 4-х этажном учебном корпусе, реконструированном в 2000 году, и 3-х этажном спортивном. Лицей оснащен современным учебным оборудованием, имеет около 80 ПЭВМ, достаточное количество периферийной компьютерной и демонстрационной техники, современное программное и учебно-методическое оснащение.

В лицее обучается 250 учащихся: один 8-й, два 9-х и по четыре 10-х и 11-х класса.

Большинство из 32 педагогов лицея имеет высшую квалификационную категорию, есть Заслуженные учителя России, Почетные работники общего образования, доктор наук, кандидаты наук, лауреаты премии Мэра Москвы и Правительства РФ в области образования, конкурсов «Учитель года» и т.п.

В соответствие с «Положением о лицеях в г. Москве» лицей реализует программы средней и старшей ступеней общеобразовательной школы, а также организует расширенное, углублённое изучение группы учебных предметов в соответствие со своей профилизацией. Лицей активно работает по совершенствованию оптимальных условий для нравственного, эстетического, физического развития учащихся со сформировавшимися интересами в выборе профессии и дальнейшего образования. С этой целью широко практикуются индивидуализированные учебные программы и планы.

Миссия лицеязаключается в воспитании самостоятельной, творческой, активной личности, имеющей устойчивый вектор интересов, направленный на расширение и углубление своих знаний, и намеревающейся реализовать свой потенциал в научно-технической области.

Для лицея характерно тесное взаимодействие с профессиональными учебными заведениями и производственными предприятиями. Лицей, работавший до 2000 года при Московском автомобильно-дорожном институте (Техническом Университете), с 2000 года ведет также планомерную работу по поддержке профессионального самоопределения старшеклассников в сфере технических наук и авиационного машиностроения. Партнерами лицея являются такие вузы Москвы как МГТУ им. Баумана, МАДИ, МАТИ им. Циолковского и МИСиС. Особенно тесное партнёрство установлено с «Клубом авиастроителей», объединяющим руководителей практически всех авиационных предприятий России и ректоров ведущих технических вузов страны.

Образовательная программа лицея ориентирована на общеобразовательную и предпрофессиональную подготовку учащихся в области инженерно-технической деятельности. Реализация данной программы основана на интеграции ресурсов общего среднего и дополнительного образования, а также социально-культурной жизни лицея. Личностное развитие учащихся осуществляется в контексте приоритетов гуманизации образовательной среды лицея и спортивно-оздоровительной деятельности. Углублённо изучаются математика, физика, информационные технологии; особое внимание уделяется также таким учебным предметам как история, литература и иностранные языки. В лицее изучаются «Технология конструкционных материалов», «Инженерные основы авиации», «История авиации и воздухоплавания», «Машинная графика и компьютерный дизайн», «Основы театрального искусства», имеется широкий выбор спортивных секций.

Программа развития технического лицея - student2.ru

С 2005 года лицей является методическим центром в рамках межрегионального инновационного проекта «Развитие школьных организаций» под руководством лаборатории экспертизы и проектирования образовательных систем Института научной информации и мониторинга развития наук об образовании РАО. Данный проект направлен на разработку, апробацию и внедрение инновационных технологий мониторинга и управления социальным качеством образования.

На базе лицея успешно работает городская экспериментальная площадка «Учебно-воспитательный процесс в сфере профессиональной ориентации в старшей школе и интегральной среде школа-вуз-производство». В рамках деятельности этой площадки в лицее разрабатывается и апробируется методика профессиональной ориентации и поддержки профессионального самоопределения старшеклассников.

Результаты экспериментально-инновационной работы лицея были доложены на Межрегиональной научно-практической конференции «Опыт гуманитарной экспертизы образовательных сред» (Президиум РАО 6 ноября 2007 года) и вызвали большой интерес специалистов, а также в рамках общественной презентации Образовательной Программы лицея25.11.2007г.

Социальный заказ

В результате произошедших в стране за последние десятилетия социально-экономических изменений сложилась новая ситуация на рынке труда, когда большинство представителей современной молодежи уже не рассматривают сферу промышленности, занимавшую лидирующее положение в эпоху научно-технической революции, в качестве направления своих профессиональных и карьерных устремлений. Молодежь в значительной степени приходит в промышленность «по остаточному принципу», проиграв в конкурентной борьбе за возможности своей карьерной реализации в других, более престижных для нее сферах. Другими словами, промышленность остается социальным аутсайдером в «битве за молодые умы и таланты», столь необходимые ей сегодня.

На заседании Совета машиностроителей, проходившем в Москве 21 декабря 2007 года, Д.А. Медведев констатировал: «Фактически за последние годы некому стало создавать и разрабатывать технологию производства принципиально нового оборудования. Это и современные станки, агрегаты, машины и механизмы. Что не менее важно, некому стало на них работать». Было также подчёркнуто, что важнейшей задачей развития отечественной промышленности является повышение престижа технических профессий (от рабочих до инженеров) и привлечение молодёжи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности. Ключевая роль в решении этой задачи отводится созданию современной системы профессиональной ориентации и консультирования старшеклассников в сфере науки и промышленности. Необходимо формирование их компетентности в области социально-трудовой деятельности– оценки собственных профессиональных и карьерных возможностей, умения анализировать ситуацию на рынке труда, освоение этики трудовых взаимоотношений, формирование толерантности, развитие самоорганизации и т.п.

При этом в реальной практике общеобразовательной школы данной проблеме уделяется минимальное внимание или не уделяется совсем. В качестве характерного примера можно привести выдержку из экспертного отчёта по результатам работы одной из престижных московских гимназий, подготовленного в 2007 году сотрудниками лаборатории экспертизы и проектирования образовательных систем Института научной информации и мониторинга развития наук об образовании Российской академии образования: «Данные, полученные в ходе анализа содержания образовательного плана гимназии, показали, что образовательный план создает, прежде всего, возможности для развития у школьников познавательно-информационной (48%) и культурно-досуговой (30%) компетентностей. Возможности для развития гражданско-общественной (14%) и бытовой компетентности (8%) – минимальны, образовательные возможности для формирования социально-трудовой компетентности – отсутствуют (0%)»!!!. Исследования показывают, что образовательные ресурсы, выделяемые школами на формирование социально-трудовойкомпетентности, составляют как максимум до 8%.

Существовавшая несколько десятилетий назад система профессиональной ориентации старшеклассников обеспечивала достаточную их информированность об инженерных и рабочих профессиях, создавала соответствующую мотивацию к продолжению образования, направленного на подготовку специалистов для сферы промышленного производства. В настоящее время система профессиональной ориентации старшеклассников на инженерно-технические профессии практически отсутствует, а принципы, методы и формы работы на которых основывалась прежняя система, морально устарели. При этом по данным социологов, около 50% выпускников вузов, около 60% выпускников средних специальных заведений и около 70% выпускников профессионально-технических училищ реально работают не по той специальности, по которой получали образование. Отметим, что подавляющее большинство из них получали профессиональное образование на бюджетной основе.

Профессиональная ориентация старшеклассников обязательно должна предшествовать их профессиональному образованию, стать одним из важнейших приоритетов образовательной политики.Программа развития образовательной системы лицея направлена на личностное развитие старшеклассников, на создание эффективных условий их профессионального самоопределения в сфере технических наук и промышленного производства.

В процессе консультаций с ректорами и преподавателями ведущих технических вузов страны была выявлена также новая нарождающаяся проблема в подготовке инженерных кадров. Переход высшей школы на систему бакалавриата приводит к уменьшению возможностей гуманитарного развития студентов инженерных специальностей в рамках учебных планов. Таким образом, перед лицеем, выпускники которого становятся студентами этих вузов, в качестве приоритетной ставится задача формирования высокого культурного уровня выпускников, их эффективного личностного развития – интеллектуального, нравственного и физического. Вузы рассчитывают на абитуриентов, а промышленность – на молодых специалистов, обладающих личностными качествами и компетентностями, обеспечивающими успешное профессиональное становление и дальнейший карьерный рост.

Основная проектная идея

Для эффективного личностного развития и профессионального самоопределения старшеклассников в сфере технических наук и промышленности необходимо развитие образовательной системы лицея в направлении повышения её социального качества путём:

1. педагогической организации развивающей образовательной среды открытого характера с преобладанием «карьерного» и «творческого» типов, создаваемой совместно с техническими вузами и промышленными предприятиями;

2. изменений в содержании образования, направленных на усиление возможностей развития ключевых компетентностей учащихся, прежде всего, социально-трудовой и гражданско-общественной, а также на гуманизацию естественных учебных дисциплин;

3. индивидуализации образовательного процесса и интеграции в нём ресурсов общего среднего и дополнительного образования, а также профессионального консультирования и социально-культурной жизни лицея;

4. усиление в организационной структуре лицея элементов самоуправления и соуправления («горизонтальных» структурных элементов): советов, комитетов, временных творческих коллективов, проблемных рабочих групп и т.д.;

5. развитие корпоративной культуры лицея с преобладанием «семейного» и «инновационного» типов на основе открытого детско-взрослого сообщества (администраця, педагоги, учащиеся, родители, специалисты предприятий-партнёров и учёные).

Стратегическим ориентиром образовательной деятельности лицея является модель выпускника, основанная на характеристиках «самоактуализирующейся личности» и профессиограмме «Инженер» (См. Приложение).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Профессиограмма «ИНЖЕНЕР»

В качестве профессиограммы, наиболее актуальной для профессиональной ориентации старшеклассников в сфере технических наук и промышленности, рассматривается профессиограмма «Инженер» (по Е.С. Романовой).

Для данной профессии в качестве базовых знаний выступают наука и техника (высший, теоретический уровень изучения), а также черчение (уровень практического использования знаний).

Доминирующий способ мышления – адаптация-координация, как приспособление имеющихся общих знаний к условиям и контексту конкретной изменяющейся ситуации и выбор оптимального способа решения возникающих проблем из нескольких возможных. Для инженера важна способность согласовывать противоречивые цели и одновременно оценивать и решать многочисленные и разноплановые задачи. Человек, ориентированный на данную профессию должен также обладать гибким мышлением, направленным на инновационные пути решения возникающих проблем.

Характер межличностного взаимодействия для данной профессии определяется как достаточно интенсивный («частое взаимодействие») по типу «рядом». Это означает, что в профессиональной деятельности специалисты часто обмениваются разнообразной информацией, но основную работу выполняют относительно независимо друг от друга. Таким образом, сохраняется некоторая самостоятельность в условиях коллективной работы.

Преобладают интересы практическо-исследовательского типа. Предпочтение отдается практическому труду и использованию конкретных вещей для достижения быстрого результата деятельности. Привлекательны занятия, требующие ручных умений, ловкости, смекалки. Развиты наблюдательность, сообразительность, независимость и оригинальность, нестандартное мышление и творческий подход к делу. Характерно выяснение множества различных деталей, прежде чем прийти к заключению и определить способ решения проблемы.

Тип условий работы характеризуется как мобильный (подвижный), преимущественно в помещении.

Профессионально важные способности:

· технические способности;

· математические способности;

· способность воспринимать большое количество информации;

· способность воспринимать и анализировать большое количество разрозненных фактов;

· способность изменять планы и способы решения задач под влиянием изменений ситуации (гибкость мышления);

· развитое наглядно-образное мышление;

· высокий уровень концентрации, распределения и устойчивости внимания;

· хорошая долговременная и кратковременная память;

· высокий уровень пространственного воображения;

· хороший глазомер.

Профессионально важные личностные качества:

методичность, рациональность; o настойчивость;
любознательность; o наблюдательность;
самостоятельность; o изобретательность;
скрупулёзность в работе; o терпеливость;
аккуратность; o усидчивость.

Доминирующие виды деятельности:

· разработка планов и программ проведения отдельных этапов технических работ;

· сбор, обработка, анализ и систематизация информации по определенной теме;

· проведение опытов и измерений, анализ и обобщение результатов;

· составление технических отчетов по полученным сведениям;

· проектирование схем, расчет параметров и величин;

· проектирование средств испытания и контроля, лабораторных макетов и контроль их изготовления;

· составление описаний устройств и принципов их действия;

· настройка и регулировка сложной аппаратуры, контроль её состояния;

· участие в испытаниях опытных образцов изделий, их наладка;

· участие во внедрении в производство технических проектов и решений;

· подготовка исходных данных для составления планов, заявок, смет и т.п.;

· оформление завершённых научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ.

ЭКСПЕРТНО-ПРОЕКТНАЯ ТАБЛИЦА

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЫ ЛИЦЕЯ

Аналитический параметр Текущее состояние образовательной системы лицея Проектируемое состояние образовательной системы лицея
1. Содержание образовательных курсов
1.1. Типы содержания В основном когнитивное содержание предметов Когнитивные, эмоциональные, нормативные и экспрессивные умения и навыки
1.2. Межпредметные связи Межпредметные связи при наличии строгих границ между предметами Продуманные межпредметные связи и чёткая преемственность тем внутри предметов
1.3. Распределение учебного времени между предметами В соответствии с нормативами Достаточно времени уделяется изучению «некогнитивных» предметов (эмоциональных, нормативных и экспрессивных, связанных с физической, трудовой, социальной активностью и т.п.)
1.4. Вариативность содержания Все образовательные курсы обязательны для изучения Возможность выбора некоторых образовательных курсов. На содержание курсов большое влияние оказывают сами педагоги и учащиеся.
1.5. Критерии отбора содержания внутри предметов Обусловлены, прежде всего, государственными стандартами, необходимостью подготовки к экзаменам, и в некоторой степени пониманием необходимости всестороннего развития личности Соответствует
2. Организация образовательного процесса
2.1. Основные формы организации Предметное классно-урочное преподавание Предметное классно-урочное преподавание, увеличение доли индивидуальных форм: исследовательских, проектных
2.2.Степень дидактической дифференциации Незначительная Значительная
2.3.Степень дифференциации по интересам учащихся Незначительная Значительная
2.4. Образовательные траектории школьников
2.4.1.Возможности выбора Каждый поток проходит единую траекторию обучения В каждой группе обеспечиваются возможности для разноуровневого обучения по различным предметам
2.4.2.Степень фиксации Подлежат пересмотру и коррекции Соответствует
2.4.3. Темп Единый для всех Коррекция темпа «прохождения материала» в зависимости от темпа его усвоения.
2.4.4. Фиксация норм и требований к образовательному уровню Фиксированы для каждого предмета на нескольких уровнях Соответствует
3. Групповая организация учащихся
3.1.Преобладающая форма организации Учебные классы Базовая группа, как основа для индивидуального развития каждого
3.2.Постоянство учебных групп Постоянные, стабильные Изменения состава микрогрупп внутри стабильной группы
3.3. Перегруппировка учащихся Незначительные перегруппировки Соответствует
3.4. Подбор педагогов для работы с конкретными группами учащихся Целенаправленного подбора педагогов практически не производится. Постоянен классный руководитель Соответствует
4. Воспитательная работа и психолого-педагогическое сопровождение учащихся
4.1. Функции Помощь в изучении предметов, выборе соответствующего образовательного уровня, решение вопросов, связанных с дисциплиной Помощь в изучении предметов, выборе соответствующего образовательного уровня, организация эффективного группового взаимодействия, помощь в решении различных проблем и предупреждение их возникновения
4.2. Время Небольшое Достаточное
4.3. Связь между воспитательной и учебной деятельностью Значительная интеграция Соответствует
4.4.Субъекты воспитательной деятельности Классный руководитель, психологи, учителя-предметники Соответствует
5. Тесты и проверки
5.1. Цели Проверка когнитивных достижений и прогноз дальнейшей успешности обучения Проверка достижений, индивидуальная диагностика (личностная и когнитивная)
5.2. Функции Проверка усвоения материала для установления необходимости его повторения или дополнительного изучения Проверка усвоения материала для установления необходимости его повторения или дополнительного изучения, а также организации постоянной обратной связи с учащимися
5.3.Результаты проверок Достижение образовательных целей Соответствует
5.4.Субъекты проверок Учителя-предметники и в небольшой степени психологи Психологи и учителя-предметники при активном содействии самих учащихся
5.5. Стандартизация тестов и проверок Учащиеся вместе с педагогами оценивают временную динамику своих достижений, базируясь на требованиях госстандартов Соответствует
6. Оценка образовательного процесса
6.1. Цели Оптимизация объема и темпа усвоения содержания Коррекция педагогами программ и характера образовательного процесса
6.2. Субъекты оценки и установления критериев Завучи, учителя-предметники, методические объединения Психологи совместно с учителями-предметниками. Критерии устанавливаются при участии администрации
       

Экспертно-проектная таблица

Развития лицейской среды

на основе требований к эффективности её компонентов

Компонент образовательной среды Требования к эффективности компонента Психолого-педагогический смысл и содержание деятельности
Организационно-технологический компонент среды 1 Миссия Воспитание самостоятельной, творческой, активной личности, имеющей устойчивый вектор интересов, направленный на расширение и углубление своих знаний, и намеревающейся реализовать свой потенциал в научно-технической области  
2 Цель Воспитание физически,психологически здоровой, высококультурной, целеустремлённой,социально активн. молодежи, обладающей глубокими знаниями и компетентностями, обеспечивающими способность самореализации в различных областях жизнедеятельнос. Развитие учащихся осуществляется в интеллектуальной, нравственной и коммуникативной сферах
3 Содержание Содержание образованияпроектируется на основе проблемно-компетентностного и проектного подходов. Выбор содержания осуществляется на основе полного охвата сфер культуры и ключевых компетентностей, с одной стороны, и охвата важнейших проблем, актуальных для развития учащихся – с другой.
4 Принципы Система педагогических принципов опирается на три содержательных компонента образовательного процесса: развитие представлений о мире, развитие субъективных отношений личности, развитие стратегий и индивидуальных технологий деятельности, связанной с различными предметами или явлениями.
5 Формы и методы Использование форм и методов, основанных на стимулировании активности самих обучающихся, широком взаимодействии их между собой, а также с преподавателями и социальным окружением.
Пространственно-предметный компонент среды 1 Гетерогенность (разнородность) и сложность среды Организация гетерогенной и сложной структуры образовательной среды создает возможность для осуществления постоянного пространственного и предметного выбора всеми субъектами образовательного процесса. В такой среде можно не только отыскивать, но и конструировать предметы своей моторной, сенсорной, манипулятивно-познавательной, игровой и художественной активности. Разнообразная и структурно сложная образовательная среда предоставляет комплекс разнообразных возможностей, «провоцируя» на проявление самостоятельности и свободной активности.
2 Связность функциональных зон Организация связности различных функциональных зон среды создает возможность воспринимать различные виды образовательной деятельности как взаимообусловленные и дополняющие друг друга. Сущность связности функциональных зон заключается в возможности многофункционального использования тех или иных элементов предметной среды и включения их в различные функциональные структуры образовательного процесса.
3 Гибкость и управляемость среды Организация гибкости и управляемости образовательной среды обеспечивает возможность проявления творческой, преобразующей активности. Такая среда создает возможности для изменения окружающего предметного мира, позволяет производить функциональные изменения различных предметов, в зависимости от конкретных условий образовательного процесса. Гибкость и управляемость среды создает уникальные дидактические возможности для педагогов, которые могут побуждать к активности, к принятию самостоятельных решений не только вербальными средствами, но и путем соответствующего оперативного изменения пространственно-предметного окружения.
4 Обеспечение символической функции среды Организация образовательной среды как носителя символических сообщений обеспечивает дополнительные возможности познавательного, эстетического, этического развития субъектов образовательного процесса.
5 Индивидуализированность среды Организация индивидуализированности образовательной среды обеспечивает возможность удовлетворения потребности в персонализированном пространстве. Наличие постоянной «своей» территории обеспечивает человеку ощущение физической и эмоциональной безопасности, удовлетворяя соответствующую базовую потребность (по А. Маслоу), что является необходимым условием личностного развития.
6 Автономность среды Организация автономности среды обеспечивает возможность различных субъектов образовательного процесса функционировать в наиболее благоприятном для них режиме.
Социальный компонент среды 1 Взаимопонимание и удовлетворенность взаимоотношениями Взаимопонимание и удовлетворенность взаимоотношениями обусловливается, прежде всего, доброжелательностью друг к другу, преобладанием взаимного положительного оценивания.
2 Преобладающее позитивное настроение Преобладающее позитивное настроение обусловливается совместной подготовкой к каким-либо интересным, радостным событиям, а также периодическим участием в игровых ситуациях. В процессе подготовки к эмоционально значимым событиям (праздникам, вечерам, выставкам, фестивалям и т. п.) формируется чувство оптимизма, уверенности в интересном и насыщенном завтрашнем дне. Игровой контекст образовательного процесса создает возможность для проявления творческой активности, позволяет освободиться от психологических барьеров, оптимистично оценивать свое настоящее и будущее и, самое главное, корректирует весь характер межличностных отношений в образовательной среде.
3 Авторитетность руководителей Авторитетность руководителей приобретает особое значение в условиях личностно-ориентированной образовательной среды, когда система межличностных отношений строится на субъект-субъктной основе; когда взаимодействие носит не только межролевой, но и в большой степени межличностный характер; когда в образовательной структуре утверждается демократический стиль управления и немыслим авторитарный.
4 Степень участия в формировании образовательного процесса Участие в управлении образовательным процессом выступает как важнейшая развивающая возможность образовательной среды, обеспечивающая становление социальной активности личности. Деятельность может носить развивающий характер только в том случае, если ее участники вовлечены в переживание самого процесса этой деятельности, психологически включены в нее.
5 Сплоченность и сознательность Сплоченность и сознательность – необходимая предпосылка функционирования образовательной среды, которая в этом случае становится “инструментом” личностного развития каждого субъекта образовательного процесса.
6 Результативность взаимодействий Продуктивность взаимодействий обеспечивается соответствующим уровнем развития социального компонента образовательной среды. Если будут выполнены все ранее рассмотренные условия, создан комплекс развивающих возможностей, но при этом результативность деятельности окажется на низком уровне, то такая образовательная среда не может рассматриваться как качественная и эффективная развивающая среда.

Проектная таблица развития лицейской среды

Личностных потребностей

субъектов образовательного процесса

Наши рекомендации

Потребности Психолого-педагогический смысл и содержание деятельности
Физиологические потребности и потребности в определенных условиях быта Возможности удовлетворения физиологических потребностей связаны с организацией пространственно-предметного компонента среды. Это соответствующий уровень просторности помещений и удобной мебели, света, тепла и т.д.
Потребности в физической и психологической безопасности Возможность удовлетворения потребности в безопасности предполагает такую организацию образовательной среды, которая, как минимум, гарантирует защиту каждого учащегося от негативных воздействий (агрессии, дискриминации и т.п.).
3 Потребность усвоить мировоззренческие принципы, а также нормы морали и идеалы эталонной группы Возможность усвоения групповых норм и идеалов предполагает такую организацию среды, когда обеспечивается специальная педагогическая работа в отношении «новичков». Педагогическое развитие групповых норм, ценностей, идеалов, а также помощь отдельным членам сообщества в их освоении должно стать важной образовательной задачей. Одним из эффективных методов развития групповых норм становится групповой социально-психологический тренинг или спроектированные по его типу психологические игры. Главное – это организация возможности групповой рефлексии в психологически комфортной (безопасной) социальной среде.
4 Потребности в любви и уважении, в признании со стороны общества Возможность удовлетворения социальных потребностей предполагает такую организацию образовательной среды, в которой целенаправленно и постоянно осуществляется психологическая поддержка каждого члена сообщества.
5 Потребность в сохранении или улучшении самооценки Возможность удовлетворения потребности в сохранении и повышении самооценки предполагает такую организацию среды, когда критерием успехов выступают не абсолютные рекорды типа «самый лучший», а предметом анализа является, прежде всего, индивидуальная динамика развития каждого члена образовательного сообщества.
6 Потребности в труде, общественно-полезной деятельности Возможность удовлетворения потребности в труде, значимой деятельности предполагает такую организацию среды, когда каждый может реализовать свои способности в важном и серьезном деле.
7 Потребность в познании Возможность в удовлетворении и развитии познавательной потребности в особой области (интересов) предполагает организацию среды по типу ресурсного центра, когда члены сообщества могут осуществлять свое личностное развитие, свободно пользуясь образовательными ресурсами площадки. В этом смысле большое значение имеют связи с другими образовательными структурами, контакты с различными специалистами и подключение их к образовательному процессу, участие площадки в разнообразных ассоциациях в качестве коллективного члена и т. п.
8 Потребность в преобразующей деятельности в какой-либо специальной области Возможность удовлетворения и развития потребности в преобразующей деятельности в особой области (склонности) предполагает такую организацию среды, когда члены сообщества могут осуществлять свое личностное развитие путем практического участия в исследовательских, конструкторских и других проектах, соответствующих их склонностям, достигать при этом конкретных результатов, получать признание окружающего социума.
9 Потребность в эстетическом оформлении окружающей обстановки Возможность удовлетворения и развития потребности в эстетическом оформлении окружающей обстановки предполагает такую организацию среды, когда члены сообщества будут постоянно ощущать и совершенствовать ее высокий эстетический уровень – важнейший фактор, обусловливающий характер поведения всех субъектов образовательного процесса в этой среде.  
10 Потребности в самостоятельной выработке мировоззрения, упорядочении картины мира Возможность удовлетворения и развития потребности в самостоятельном упорядочении индивидуальной картины мира предполагает такую организацию образовательной среды, когда члены сообщества могут в специально создаваемой обстановке (круглые столы, встречи с философами, писателями, политиками и т. д.) свободно дискутировать о глобальных, государственных и региональных проблемах, тенденциях стратегического развития общества, жизненном предназначении человека и т.п.
11 Потребность в овладении наиболее высоким уровнем мастерства в своем деле Возможность удовлетворения и развития потребности в овладении высоким уровнем мастерства в своем деле предполагает такую организацию образовательной среды, когда члены сообщества ощущают общественную поддержку своей профессиональной деятельности, и в то же время несут ответственность за ее качество. Только образовательная среда творческого типа