Качественная характеристика школьной среды
Модальность образовательной среды является ее качественно-содержательной характеристикой.
В то время как все другие параметры дают количественную характеристику образовательной среды, показывая высокую или низкую степень выраженности того или иного показателя, модальность характеризует образовательную среду с качественной, типологической точки зрения.
Модальность образовательной среды может быть представлена с помощью методики векторного моделирования. В качестве критериального показателя рассматривается наличие или отсутствие в той или иной образовательной среде условий и возможностей для развития активности (или пассивности) ребенка и его личностной свободы (или зависимости).
Таким образом, образовательная среда может быть отнесена к одному из четырех основных типов:
1) “догматическая среда”, способствующая развитию пассивности и зависимости ребенка;
2) “карьерная среда”, способствующая развитию активности, но и зависимости ребенка;
3) “безмятежная среда”, способствующая свободному развитию, но и обусловливающая формирование пассивности ребенка;
4) “творческая среда”, способствующая свободному развитию активного ребенка.
Соотношение различных типов сред в образовательной системе школыопределяется экспертным путём. Эксперты, опираясь на свои представления о данной школе и любую значимую информацию, оценивают в процентах представленность каждого типа среды. Естественно, сумма показателей всех типов среды должна составлять 100 %. Для окончательного результата можно обработать статистическим путём мнения всех членов экспертной группы и получить усреднённые показатели или, что более интересно, сравнить усреднённые оценки различных категорий членов образовательного сообщества (администрации, педагогов, старшеклассников, родителей и т.п.). Полученные результаты целесообразно округлять до целых значений.
Рис. 3.4. Пример усреднённой экспертной оценки соотношения различных типов образовательной среды в школе.
В качестве эффективного инструмента психолого-педагогической экспертизы образовательной среды может использоваться коэффициент модальности, который показывает степень использования учащимися развивающих возможностей (ресурсов среды).
Так, в догматической среде явно используются не все возможности (то есть, коэффициент модальности должен быть меньше 100 % или меньше единицы). Можно привести знакомую всем ситуацию, когда учащийся не готовит домашнее задание, потому, что его «вчера спрашивали». Другими словами, для реализации образовательных возможностей в этой среде необходим тотальный контроль со стороны педагогов; при его ослаблении учащиеся начинают «халтурить», так как им не достает активности, они зависимы и пассивны, не ощущают себя субъектами своего собственного развития.
Степень использования образовательных возможностей в безмятежной среде еще меньше, чем в догматической. Здесь учащиеся, жестко не контролируются, предоставлены самим себе и, при этом, они свободны в выборе пассивного образа жизни.
Совсем другая ситуация возникает в творческой среде, когда учащиеся свободны и активны. Здесь не только используются предлагаемые средой возможности личностного развития, но и сами учащиеся организуют для себя новые развивающие возможности (задают вопросы, решают образовательные задачи в процессе неформального общения, ищут дополнительную литературу и т.д.). Таким образом, коэффициент модальности в творческой среде превышает 100 % или больше единицы.
В карьерной среде ресурсы среды используются более интенсивно, чем в догматической и, тем более, в безмятежной, но менее интенсивно, чем в творческой. Учащиеся достаточно активныи мотивированы, чтобы брать из среды то, что им предлагается и, даже, несколько больше.
Итак, коэффициент модальности, во-первых, тем больше, чем выше активность и, во-вторых, при равной степени активности, он больше в условиях свободной активности и меньше в условиях свободной пассивности(Рис. 3.5).
Для определения коэффициента модальностииспользуется «вектор личности», формирующейся в данном типе образовательной среды. За условную единицу принят средний уровень активности субъекта при внешнем контроле (соответствует карьерной среде активной зависимости).
Рис. 3.5. Степень активности использования личностью возможностей для своего развития в различных типах образовательной среды.
Построение на основе данной методики векторных моделей образовательных сред хорошо диагностирует и наглядно иллюстрирует педагогическую стратегию, реализуемую образовательным учреждением или конкретным педагогом. Таким образом, векторное моделирование представляется эффективной процедурой диагностики модальности образовательной среды.