Стратегия формирования учебных групп
А. Школьники разделяются на потоки («сильные» и «слабые» классы) в зависимости от учебной успешности (Классно-поточная модель).
Б. В целом в школе нет разделения на «сильные» и «слабые» классы. Однако, учащиеся разделяются на «сильные» и «слабые» группы при изучении наиболее сложных и «важных» для данной школы учебных предметов (Предметно-уровневая модель).
В. Классы и учебные группы во всех случаях формируются независимо от учебной успешности школьников (Модель «смешанных способностей»).
2. Содержание образовательных курсов
2.1. Тип содержания
А.Содержаниебольшинства учебных предметов носит «знаниевый» (когнитивный) характер. Содержание некоторых предметов ориентировано на развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся, их физическое развитие и т.п.
Б. «Знаниевое» (когнитивное) содержание всех учебных предметов, но различное по уровням глубины и широты формируемых знаний «внутри» некоторых учебных предметов.
В. В основном «знаниевое» когнитивное содержание учебных предметов + обучение эффективному взаимодействию учащихся в группе для повышения общего уровня учебного результата.
Г. Наряду со знаниями у учащихся целенаправленно формируются познавательные, эмоциональные, поведенческие, коммуникативные и экспрессивные (способность адекватно выражать свои чувства и состояния) умения и навыки.
Д. Как в пункте «Г» +особый акцент на обеспечение актуальности для учащихся содержания учебных занятий + внимание к внутригрупповым взаимодействиям школьников.
2.2. Межпредметные связи
А.Чёткие границы между содержанием различных учебных предметов. Внутри предметов обычно строгое разделение между содержанием отдельных тем. Возможны фрагментарные связи между содержанием различных учебных предметов.
Б. Чёткие границы между содержанием различных учебных предметов, однако, внутри предметов характерны более тесные взаимосвязи между содержанием отдельных тем.
В. Чёткие границы между учебными предметами при наличии методически продуманных межпредметных связей и четкой связи и преемственности тем внутри предметов.
Г. Смежные предметы объединены в учебные блоки. Чёткая методическая связь между изучаемыми темами. Выражено нетрадиционное содержание предметов. Широкое использование проектных форм образования.
Д. Как в пункте «Г» +размытые границы между всеми учебными предметами,
2.3. Распределение учебного времени между предметами
А.В соответствии с нормативами, определенными органами управления образованием.
Б. Добавлено время на изучение ряда «важных» для школы предметов на повышенном уровне.
В. Много времени уделяется занятиям, связанным с развитием эмоциональной сферы учащихся, их поведенческих, экспрессивных и коммуникативных навыков, физической, трудовой, социальной активностью и т.п.
Г. Много времени уделяется изучению проблем, актуальных для самих школьников и обучению их групповому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности.
2.4. Вариативность содержания (разнообразие содержания)
А.Определяется уровнем квалификации и профессионализма, работающих в школе учителей, а также их индивидуальными интересами и предпочтениями.
Б. Возможность выбора учащимися уровня сложности изучения основных учебных предметов с последующей возможностью изменения этого уровня.
В. Обязательное изучение всех образовательных блоков (напомним, такие блоки состоят из смежных предметов) с возможностью выбора предметов по интересам внутри каждого блока.
Г. Наряду с обязательным для изучения содержанием учебных предметов, на характер этого содержания большое влияние оказывают сами педагоги и учащиеся («учебные команды») в соответствии с образовательными ценностями и приоритетами данной учебной команды.
2.5. Критерии отбора содержания внутри предметов
А.Государственные стандарты, необходимость подготовки к аттестационным экзаменам.
Б. Как в пункте «А» +понимание необходимости всестороннего развития личности.
В. Как в пункте «Б» +понимание необходимости успешной социализации личности.
3. Организация образовательного процесса
3.1. Основные формы организации
А.Предметное классно-урочное преподавание.
Б. Предметно-групповое преподавание (работа в малых группах).
В. Тематические проектные формы.
Г. Проектные формы, с особым акцентом на актуальность для школьников тематики проектов.
3.2. Дифференциация
3.2.1. Дидактическая дифференциация
А.Незначительная. Учителя работают в основном со всем классом (группой) в целом, иногда применяя особые подходы к отдельным учащимся.
Б. Значительная. Применение педагогами различных методических средств по отношению к разным учащимся одного класса (группы) является основой образовательного процесса.
3.2.2. Дифференциация в соответствии с интересами школьников
А.Незначительная. При организации образовательного процесса персональные интересы учащихся учитываются педагогами лишь эпизодически.
Б. Значительная. Учителя знают персональные интересы учащихся и используют эти интересы в ходе образовательного процесса.
3.3. Образовательные траектории
3.3.1. Возможности выбора
А.Каждый учебный поток проходит единую траекторию обучения по единой программе.
Б. Для каждого предмета возможен свой уровень изучения
В. В каждом классе (учебной группе) обеспечиваются возможности для разноуровневого (от коррекционного до углублённого) обучения по различным предметам.
Г. Образовательные траектории организуются в зависимости от возможностей, потребностей и интересов учащихся. В школе существует много различных вариантов возможных образовательных траекторий учащихся.
Д. Как в пункте «Г» +влияние различных событий, происходящие в социуме и внутри школы, на изменения образовательных траекторий.
3.3.2. Степень фиксации
А.Чётко фиксированы. Меняются только на основе распоряжений органов управления образованием.
Б. Менее фиксированы, подлежат пересмотру и коррекции управленческим аппаратом школы.
В. Оперативно адаптируются педагогами «под учащихся» в ходе образовательного процесса на основе их учебных результатов.
Г. Оперативно изменяются под влиянием самих школьников и их родителей.
3.3.3. Темп
А.Единый для всех. При «отставании» школьники оперативно переводятся в поток низшего уровня.
Б. Возможность смены потока (с более быстрым или медленным темпом) в зависимости от результатов периодического тестирования.
В. Коррекция темпа «прохождения материала» в зависимости от темпа его усвоения. По всем предметам новый материал изучается только после надежного усвоения прежнего всей учебной группой.
Г.Для различных учащихся создаётся персональный темп обучения в зависимости от их индивидуальных способностей и устремлений.
Д.Непрерывный процесс корректировки темпа в соответствии с состоянием группы и отдельных школьников в данный момент времени.
3.3.4. Фиксация норм и требований к образовательному уровню школьников
А.Чётко фиксированы для каждого учебного предмета и для каждого уровня изучения предмета.
Б. Требования к образовательному уровню каждого школьника носят строго индивидуальный характер в зависимости от его возможностей и потребностей.