Краевский В.В., Бережнова Е. Методология и методы педагогического исследования
Новиков, А. М.Методология научного исследования [Электронный ресурс] : рек. РАО / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - Москва : Люброком, 2010. - 280 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/82773/.
Методологические последствия парадигмального сдвига в теории воспитания (ред. Н.Л. Селиванова, Е.И. Соколова. – М.:Тверь, 2011.
Тема 3. Фундаментальные проблемы педагогики (практическое занятие 2 час.)
1. Проблема гуманизма в педагогике.
2. Соотношение социального и биологического как педагогическая проблема
3. Развитие и формирование как педагогические процессы.
4. Проблема культуросообразности и природосообразности в педагогике.
Практические задачи, задания, упражнения
· Проанализировать особенности одного из философских подходов, составляющих методологическую основу педагогических исследований: антропологический, аксиологический, герменевтический, феноменологический, цивилизационный, формационный, культурологический и др. Дать оценку его эвристическим возможностям.
План для анализа:
а) возникновение подхода (время, ученые, направелния);
б) основные понятия, определяющие содержание научного подхода;
в) сущность основных положений, раскрывающих подход;
г) интерпретация в педагогическом пространстве;
Составить вывод с точки зрения того, что дает для постижения педагогических явлений, какие связи, свойства и отношения проясняет; в чем ограниченность данного подхода при анализе педагогических феноменов.
Ответ предполагает создание мультимедийной презентации
Литература
Бим-Бад Б.М. Егорова Л.И. Теория первоначального становления человека // Педагогика. – 2012. - № 1. – С. 30-38.
Бордовская Н. В., Реан А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
Джуринский, А. Н.Педагогика и образование в России и в мире на пороге двух тысячелетий: сравнительно-исторический контекст [Электронный ресурс] : монография / А. Н. Джуринский. - Москва : МГПУ, 2011. - 152 с. - Библиогр.: с. 148-151. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211742
Тема 4. Современные тенденции в педагогической науке (практическое занятие 2 час.)
1. Дифференциация и интеграция в развитии современной педагогики.
2. Связь педагогики и другими науками
3. Продуктивность педагогической науки.
Практические задачи, задания, упражнения
• Приведите примеры «заимствования» педагогической наукой идей и концепций из других гуманитарных наук (психологии, социологии и пр.)
• Составьте тезаурус основных терминов педагогики 1960-х, 1970-х, 1980-х, 1990-х, 2000-х гг. Как он изменился сегодня?
• Проанализировав статьи (на выбор, см. ниже), подобрать аргументы, подтверждающие или опровергающие позицию автора.
Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка в ситуации его развития // Вопросы психологии. – 2010. – № 3. – С. 47 – 56.
Фельдштейн Д.И. Взаимосвязь теории и практики в формировании психолого-педагогических оснований организации современного образования – Мир психологии. – 2010. - № 4.
Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума // Педагогика. – 2012. - № 1. – С. 3 -16.
Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации xxi в.: вызовы информационной эпохи // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 46-65.
• Проанализировать содержание одного из номеров на выбор за 2012-2017 гг. журналов по педагогическим проблемам (Педагогика, Сибирский педагогический журнал и т.п.), предложить одну статью для детального анализа и оценки ее актуальности (см. перечень журналов на сайте https://elibrary.ru/titles_compare.asp?rubriccode=140000&ratingyear=2016&sortorder=0&order=0&titleid=27999&pagenum=1)
Литература
Джуринский, А. Н. Педагогика и образование в России и в мире на пороге двух тысячелетий: сравнительно-исторический контекст [Электронный ресурс] : монография / А. Н. Джуринский. - Москва : МГПУ, 2011. - 152 с. - Библиогр.: с. 148-151. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211742
Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учебное пособие для пед. вузов по специальности "Педагогика и психология" : рек. УМО вузов РФ / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 7-е изд., стер. - Москва : Академия, 2012. - 208 с.
Загвязинский, В.И. Сборник заданий по практической методологии педагогического исследования : научно-методическое пособие : доп. УМО вузов РФ / В. И. Загвязинский ; Тюменский гос. ун-т. - Тюмень : Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2009. - 92 с.
Новиков, А. М. Методология научного исследования [Электронный ресурс] : рек. РАО / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - Москва : Люброком, 2010. - 280 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/82773/.