Раздел 1. Основные тенденции в развитии современной науки

Раздел 1. Основные тенденции в развитии современной науки

Тема 1. Наука и образование как феномены культуры (2 ч.)

1. Наука как система знания, наука как деятельность и ценность.

2. Периодизация развития науки: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

3. Парадигмальный подход в науке.

4. Проблемы гуманитарных наук.

Практические задачи, задания, упражнения

• Покажите роль науки в развитии образования (а) в историческом аспекте, б) на современном этапе).

• Дайте характеристику образования в условиях существования а) классической, б) неклассической и в) постнеклассической науки.

• Законспектируйте статью С.А. Расчетиной «Ситуация как предмет исследования в области социальной педагогики»(Сибирский педагогический журнал, 2013, № 2, с.10-15), дайте анализ с точки зрения актуальности вашей проблемы исследования.

• Заполните таблицу «Формы научного познания в педагогике»

№ п/п Форма научного познания Определение Пример в педагогике
1. Проблема    
2. Факт    
3. Гипотеза    
4. Теория    
5. Научно-исследовательская программа    

Сделайте вывод.

Литература

Будущее фундаментальной науки: концептуальные, философские и социальные аспекты проблемы / отв. ред. А. А. Крушанов, Е. А. Мамчур ; Ин-т философии РАН. - Москва : URSS : Красанд, 2011. - 288 с.

Огородников В.П.История и философия науки : учебное пособие для аспирантов / В. П. Огородников. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 352 с. : ил. - Библиогр.: с. 357-362

Павлов, А. В.Логика и методология науки [Электронный ресурс] : современное гуманитарное познание и его перспективы : учебное пособие / А. В. Павлов ; Тюменский гос. ун-т. - Москва : Флинта : Наука, 2010. - 344 с. - Библиогр.: с. 343-344. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/54575/. - ISBN 978-5-9765-0894-1. - ISBN 978-5-02-037217-7.

Перминова, Л. А. От классических к постнеклассическим представлениям в дидактике и обучении [Текст] / Л. А. Перминова // Педагогика. – 2009. - № 8. – С. 7 – 13.

Проблемы междисциплинарных исследований в гуманитарных науках / отв. ред. В. П. Зиновьев. – Томск : Изд-во Томск. ун-та, 2004. – 450 с.

Рузавин, Г.И.Методология научного познания [Текст] : учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов / Г. И. Рузавин. – М. : ЮНИТИ, 2009. – 287 с.

Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки [Текст]: учеб. / Е. В. Ушаков. – М.: КНОРУС, 2008. – 592 с.

Лебедев, С. А.Философия науки : терминологический словарь / С. А. Лебедев. - Москва : Академический Проект, 2011. - 269 с. - (Thesaurus). - ISBN 978-5-8291-1194-6.

Ясницкий, Л. Н.Современные проблемы науки: учебное пособие для вузов : рек. УМО вузов РФ / Л. Н. Ясницкий, Т. В. Данилевич. - 2-е изд. (электронное) - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 294 с. -

Тема 2. Источники определения педагогических проблем (2 час.)

1. Роль и место педагогики в системе научного знания.

2. Особенности развитие педагогики в современных условиях.

3. Психолого-педагогическое исследование: особенности, виды, логика.

Практические задачи, задания, упражнения

• На основе анализа статей в периодической печати (журналы «Педагогика», «Сибирский педагогический журнал» и др. ) за 2012 – 2017 гг., дать характеристику актуальных проблем: а) теоретико-методологического; б) прикладного; в) сравнительно-исторического характера.

• Проведите анализ проблематики психолого-педагогических исследований по материалам Международных и Всероссийских конференций, состоявшихся в последние годы в России и регионе.

• Анализ статьи из журналов по педагогическим проблемам по плану:

а) актуальность темы (в связи с чем написана статья);

б) основные вопросы, которые затрагивает автор статьи (перечислить);

в) практическая значимость данного материала (при решении каких проблем современной педагогической реальность может быть полезен данный материал) с приведением доказательств (данные статистики, факты и пр.).

• Предложите перечень «белых пятен» в педагогике (проблем, которые, на Ваш взгляд недостаточно исследования в современной науке).

• Сформулируйте 5 «вечных тем» в педагогике

• Сравните паспорта специальностей педагогический науки в России, Украине, Казахстане, Белоруси.

Литература

Загвязинский, В.И.Методология и методы психолого-педагогического исследования : учебное пособие для пед. вузов по специальности "Педагогика и психология" : рек. УМО вузов РФ / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 7-е изд., стер. - Москва : Академия, 2012. - 208 с.

Литература

Бим-Бад Б.М. Егорова Л.И. Теория первоначального становления человека // Педагогика. – 2012. - № 1. – С. 30-38.

Бордовская Н. В., Реан А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.

Джуринский, А. Н.Педагогика и образование в России и в мире на пороге двух тысячелетий: сравнительно-исторический контекст [Электронный ресурс] : монография / А. Н. Джуринский. - Москва : МГПУ, 2011. - 152 с. - Библиогр.: с. 148-151. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211742

Литература

Джуринский, А. Н. Педагогика и образование в России и в мире на пороге двух тысячелетий: сравнительно-исторический контекст [Электронный ресурс] : монография / А. Н. Джуринский. - Москва : МГПУ, 2011. - 152 с. - Библиогр.: с. 148-151. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211742

Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учебное пособие для пед. вузов по специальности "Педагогика и психология" : рек. УМО вузов РФ / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 7-е изд., стер. - Москва : Академия, 2012. - 208 с.

Загвязинский, В.И. Сборник заданий по практической методологии педагогического исследования : научно-методическое пособие : доп. УМО вузов РФ / В. И. Загвязинский ; Тюменский гос. ун-т. - Тюмень : Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2009. - 92 с.

Новиков, А. М. Методология научного исследования [Электронный ресурс] : рек. РАО / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - Москва : Люброком, 2010. - 280 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/82773/.

Литература

Лизинский, В. М. Модернизация школы или новая школа / В. М. Лизинский. - Москва : Центр "Педагогический поиск", 2011. - 160 с.

Литература

Богуславский, М.В. Методология и технологии образования : историко-педагогический контекст / М. В. Богуславский. - Москва : НП АПО, 2010. - 48 с. - (Приложение "Инновации в профессиональной школе". Журнал "Профессиональное образование. Столица" ; № 10' 2010)

Иванченко, В. Н. Инновации в образовании : общее и дополнительное образование детей : учебно-методическое пособие / В. Н. Иванченко. - Ростов-на-Дону : ФЕНИКС, 2011. - 341 с.

Как работает продуктивный педагог How Productive Educator Works / гл. ред. Н. Б. Крылова ; ред. Е. Александрова [и др.]. - Москва : НИИ школьных технологий, 2004. - 153 с. - (Новые ценности образования = New Educational Values ; № 4 (19), 2004)

Инновации в школе. Методы преодоления сопротивления [Электронный ресурс] : практикум эффективного управления. - CD с автозапуском. - Москва : Сентябрь, 2008. - (Практикум эффективного управления ; вып. 2) (Электронная библиотека журнала "Директор школы"). - Систем. требования: 100 МБ свободного места на диске, CD-ROM дисковод, графич. режим 800х600, 16 млн. цветов и выше, наличие MS Internet Explorer версии 5 и выше ; Windows 98, Me, 2000, XP

Инновационные ресурсы в педагогическом процессе / [сост.: Г. М. Галуза, Н. П. Лепленко, В. Г. Яценко]. - Минск : Красико-Принт, 2013. - 128 с.

Лизинский, В. М. Модернизация школы или новая школа / В. М. Лизинский. - Москва : Центр "Педагогический поиск", 2011. - 160 с.

Педагогические инновации на современном этапе развития образования : сборник статей представителей научно-педагогической школы академика РАО В. И. Загвязинского / [под ред. А. Ф. Закировой] ; Тюменский гос. ун-т, РАО, Уральское отд-ние, Тюменский науч. центр. - Тюмень : Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2010. - 212 с. - ISBN 978-5-400-00242-

Педагогическая инноватика [Электронный ресурс] : учебное пособие / сост. И. В. Храпченкова ; Новосиб. гос. пед ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования. - Новосибирск : НГПУ, 2013. - 167 Mb - (Конкурс "Образовательные ресурсы XXI века"). - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/umk/09f3cd1a00c5261f/. .

Попов, А.М. Образование и наука: прошлое, настоящее и будущее (каким оно видится) [Текст] / А. М. Попов. – Омск : Изд-во ОмГУ, 2008. – 607 с.

Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика : учебное пособие для вузов по пед. специальностям / А. В. Хуторской. - Москва : Академия, 2008. - 256 с.

Тема 7. Интеграция отечественной системы образования с мировым образовательным пространством.

1. Обучение в контексте интеграции с мировым образовательным пространством.

2. Управление образовательными системами в контексте интеграции с мировым образовательным пространством.

3. Идеи непрерывного образования: зарубежный и отечественный подход

Практические задачи, задания, упражнения

· Обзор публикаций по вопросам развития зарубежного образования (по данным периодической печати, конференций с использованием баз данных РИНЦ, SCOPUS, Web of Science и др.) применительно к проблеме собственного исследования

Литература

Джуринский, А. Н. Педагогика и образование в России и в мире на пороге двух тысячелетий: сравнительно-исторический контекст [Электронный ресурс] : монография / А. Н. Джуринский. - Москва : МГПУ, 2011. - 152 с. - Библиогр.: с. 148-151. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211742

Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика [Электронный ресурс] : взгляд из России : монография / А. Н. Джуринский ; Моск. пед гос. ун-т. - Москва : Прометей, 2013. - 162 с. - Библиогр.: с. 130-151. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?

Джуринский, А. Н. Педагогика в многонациональном мире : учебное пособие по специальностям "Педагогика и психология", "Педагогика" : рек. УМО вузов РФ / А. Н. Джуринский. - Москва : Владос, 2010. - 240 с. -

Джуринский, А.Н. Новейшая педагогика и школа / А. Н. Джуринский ; Акад. проф. образования. - Москва : АПО, 2012. - 48 с. - (Журнал "Профессиональное образование. Столица". Приложение "Инновации в профессиональной школе". № 4 / 2012).

Джуринский, А. Н. Сравнительная педагогика : учебник для магистров : учебник для вузов по гуманитар. направлениям и специальностям : рек. М-вом образования и науки РФ / А. Н. Джуринский ; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2014. - 440 с.

История педагогики и образования : учебное пособие для вузов по специальностям "Педагогика и психология", "Педагогика" : рек. УМО вузов РФ / [И. Н. Андреева и др.] ; под ред. З. И. Васильевой ; Междунар. акад. наук пед. образования. - 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2009. - 432 с.

Гретченко, А.И. Болонский процесс [Текст] : интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И. Гретченко, А. А. Гретченко. – М. : КноРус, 2009. – 425 с.

Абстрагирование – метод познания, при котором мысль отвлекает нечто от непосредственно данного воспринимаемого представления и сохраняет для себя некую часть, чтобы использовать ее на последующих этапах мышления.

Миф – это синкретичное знание, преодолевающее дискретность и линейность времени и пространства, обращающее человека к переживанию единства с космосом, характеризующееся конкретностью, диффузностью, т.е. слабым разграничением субъекта и объекта, материального и идеального.

Семиосфера – это универсальное семиотическое пространство, по своему объекту, равное культуре, подчиняющееся законам бинарности, неоднородности и асимметрии и являющееся необходимой предпосылкой языковой коммуникации.

Раздел 1. Основные тенденции в развитии современной науки

Тема 1. Наука и образование как феномены культуры (2 ч.)

1. Наука как система знания, наука как деятельность и ценность.

2. Периодизация развития науки: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

3. Парадигмальный подход в науке.

4. Проблемы гуманитарных наук.

Практические задачи, задания, упражнения

• Покажите роль науки в развитии образования (а) в историческом аспекте, б) на современном этапе).

• Дайте характеристику образования в условиях существования а) классической, б) неклассической и в) постнеклассической науки.

• Законспектируйте статью С.А. Расчетиной «Ситуация как предмет исследования в области социальной педагогики»(Сибирский педагогический журнал, 2013, № 2, с.10-15), дайте анализ с точки зрения актуальности вашей проблемы исследования.

• Заполните таблицу «Формы научного познания в педагогике»

№ п/п Форма научного познания Определение Пример в педагогике
1. Проблема    
2. Факт    
3. Гипотеза    
4. Теория    
5. Научно-исследовательская программа    

Сделайте вывод.

Литература

Будущее фундаментальной науки: концептуальные, философские и социальные аспекты проблемы / отв. ред. А. А. Крушанов, Е. А. Мамчур ; Ин-т философии РАН. - Москва : URSS : Красанд, 2011. - 288 с.

Огородников В.П.История и философия науки : учебное пособие для аспирантов / В. П. Огородников. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 352 с. : ил. - Библиогр.: с. 357-362

Павлов, А. В.Логика и методология науки [Электронный ресурс] : современное гуманитарное познание и его перспективы : учебное пособие / А. В. Павлов ; Тюменский гос. ун-т. - Москва : Флинта : Наука, 2010. - 344 с. - Библиогр.: с. 343-344. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/54575/. - ISBN 978-5-9765-0894-1. - ISBN 978-5-02-037217-7.

Перминова, Л. А. От классических к постнеклассическим представлениям в дидактике и обучении [Текст] / Л. А. Перминова // Педагогика. – 2009. - № 8. – С. 7 – 13.

Проблемы междисциплинарных исследований в гуманитарных науках / отв. ред. В. П. Зиновьев. – Томск : Изд-во Томск. ун-та, 2004. – 450 с.

Рузавин, Г.И.Методология научного познания [Текст] : учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов / Г. И. Рузавин. – М. : ЮНИТИ, 2009. – 287 с.

Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки [Текст]: учеб. / Е. В. Ушаков. – М.: КНОРУС, 2008. – 592 с.

Лебедев, С. А.Философия науки : терминологический словарь / С. А. Лебедев. - Москва : Академический Проект, 2011. - 269 с. - (Thesaurus). - ISBN 978-5-8291-1194-6.

Ясницкий, Л. Н.Современные проблемы науки: учебное пособие для вузов : рек. УМО вузов РФ / Л. Н. Ясницкий, Т. В. Данилевич. - 2-е изд. (электронное) - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 294 с. -

Тема 2. Источники определения педагогических проблем (2 час.)

1. Роль и место педагогики в системе научного знания.

2. Особенности развитие педагогики в современных условиях.

3. Психолого-педагогическое исследование: особенности, виды, логика.

Практические задачи, задания, упражнения

• На основе анализа статей в периодической печати (журналы «Педагогика», «Сибирский педагогический журнал» и др. ) за 2012 – 2017 гг., дать характеристику актуальных проблем: а) теоретико-методологического; б) прикладного; в) сравнительно-исторического характера.

• Проведите анализ проблематики психолого-педагогических исследований по материалам Международных и Всероссийских конференций, состоявшихся в последние годы в России и регионе.

• Анализ статьи из журналов по педагогическим проблемам по плану:

а) актуальность темы (в связи с чем написана статья);

б) основные вопросы, которые затрагивает автор статьи (перечислить);

в) практическая значимость данного материала (при решении каких проблем современной педагогической реальность может быть полезен данный материал) с приведением доказательств (данные статистики, факты и пр.).

• Предложите перечень «белых пятен» в педагогике (проблем, которые, на Ваш взгляд недостаточно исследования в современной науке).

• Сформулируйте 5 «вечных тем» в педагогике

• Сравните паспорта специальностей педагогический науки в России, Украине, Казахстане, Белоруси.

Литература

Загвязинский, В.И.Методология и методы психолого-педагогического исследования : учебное пособие для пед. вузов по специальности "Педагогика и психология" : рек. УМО вузов РФ / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 7-е изд., стер. - Москва : Академия, 2012. - 208 с.

Наши рекомендации