II. Работа над ошибками, допущенными в изложении.
III. Изучение новой темы.
1. Работа с материалами для наблюдения и теоретическими сведениями (с. 91—92); выполнение упр. 588. Дополнительно: подчеркнуть грамматические основы в простых предложениях; составить аналогичные предложения на тему «Летнее утро».
2. Упр. 589 заканчивается орфоэпическим тренингом. Выяв-ляется и формулируется закономерность постановки ударения.
С прилагательными составляются предложения, читаются вслух.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Запишите и прочитайте краткие формы прилагательных (м. р. и ж. р.): острый, хитрый, сильный, умный, храбрый, до-брый, мудрый, быстрый, смуглый, мягкий, сладкий, крепкий, ясный, бойкий, тяжкий, щедрый. Подчеркните слова с беглойгласной. В каких формах она встречается?
2. Самостоятельная работа с упр. 590. Указанные разборы делаются у доски. Работа заканчивается взаимопроверкой и со-поставлением синтаксической роли кратких и полных форм прилагательных.
V. Подведение итогов урока.От всех ли прилагательныхможно образовать краткую форму? Докажите это, используя слова в рамке на с. 88.
VI. Домашнее задание.Подобрать пословицы (загадки),в которых используются краткие прилагательные.
Урок 150. Прилагательные полные и краткие (§ 104)
Цели урока: закрепить знание о полной и краткой форме имён при-лагательных; научить правильно писать краткие прилагательные с ос-новой на шипящий (орф. № 20), находить и исправлять грамматиче-ские ошибки при использовании прилагательных.
Личностные УУД. Смыслообразование. Развитие морального созна-ния. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Ин-дуктивное умозаключение. Извлечение информации из учебного посо-бия и сообщений учителя. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Умение вести диалог.
Х о д у р о к а
I. Лингвистическая разминка.Уточните, сколько прилага-тельных в двух предложениях: 1) С миру по нитке — голому рубашка. 2) Умный и без денег богат. (Одно — богат. Голому
отвечает на вопрос к о м у?; умный — к т о?)
II. Проверка домашнего задания.Учащиеся по очередипредлагают подобранные дома пословицы, выписывают крат-кие прилагательные, повторяют их синтаксическую роль.
III. Работа по теме урока.
1. Как образуются краткие формы прилагательных? Что пишется на конце кратких прилагательных женского рода? мужского? Какие у данных слов окончания? Сравните два при-мера — мудрый и свежий (мудр, свеж), сделайте вывод о том,
пишется ли на конце прилагательного после шипящего ь. Объ-ясните, почему не пишется.
2. Запоминание правила на с. 92 (орф. № 20), работа
с упр. 591, 592.
3. Повторение орф. № 8, 22, вывод о необходимости опреде-лять морфологические признаки для написания шипящих на конце слов.
Объяснительный диктант. 1) Лицом хорош, да душою не при-гож. 2) Тощ как хвощ. 3) И ряб — да люб, и кос — да на меня похож. 4) Игра не стоит свеч. 5) Хорош калач, пока горяч. 6) Резва ложь, да от правды не уйдешь.
4. Учитель сообщает: полная форма прилагательного упо-требляется в качестве сказуемого для обозначения постоянного признака предмета, а краткая форма — временного. Это при-вычка плохая (всегда плохая). Старушка совсем плоха (по-следнее время). Краткая и полная формы никогда не употреб-ляются как однородные сказуемые.
5. Выполнение упр. 596, 597 сопровождается устным ком-ментированием, составлением схем и графическим обозначени-ем орфограмм.