I. Работа над ошибками в контрольном диктанте. Актуали-зация темы урока.
Ф о р м ы р а б о т ы: индивидуальная, групповая, самоана-лиз, консультация (её проводит учитель или сильный ученик), взаимопомощь и др. Учащиеся продолжают вести «Словарь личных ошибок».
Работа заканчивается ответом на вопрос: «Имеет ли значение для проверки написания слов их лексическое значение?» Уча-щиеся приводят примеры.
II. Изучение нового материала.
1. Учитель сообщает учащимся о том, что К. Г. Паустовский считал русский язык «алмазным языком» (так называется гла-ва в его книге «Золотая роза», в которой он размышляет о труде писателя). В этой главе есть такая мысль: «Для всего, что суще-
ствует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, — в рус-ском языке есть великое множество хороших слов и назва-ний... Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. Легче всего, пожалуй, с „дождевых“.
Учащиеся записывают первое предложение и обменивают-ся мыслями по поводу высказывания писателя. Затем учитель предлагает учащимся собрать известные им «дождевые» слова, после чего продолжает знакомить с отрывком из книги Паустов-ского: «Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами, — по-лосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни».
Учащиеся сравнивают свои записи со словами Паустовского, называют те слова, которые им не понятны.
2. Чтение диалога на с. 149—150, повторение тех сведений, которые имеются в словах участников этого диалога.
3. Чтение теоретического материала на с. 150, запись све-дений в переработанном виде в тетрадь-справочник: «Лекси-ка — это словарный состав языка. Лексикология — раздел науки о языке, изучающий его словарный состав». Учащиеся комментируют постановку знаков препинания.
4. Выполнение заданий упр. 326 сопровождается записью слов в словарики: бессмертник, пергамент.
5. Каким источником мы пользуемся, чтобы узнать значе-ние слова? Чтение второй теоретической информации на с. 150. Знакомство с толковыми словарями, имеющимися в кабинете русского языка, запись в словарики «дождевых» прилагатель-ных, незнакомых учащимся.
6. Анализ статьи толкового словаря.
— Какая информация содержится в статье?
— Найдите сведения, которые отражают лексическое значе-ние слова, затем — его грамматическое значение.
Учитель дополнительно предлагает познакомиться со статья-ми словаря, описывающими существительное и глагол (педа-гогу лучше самому подобрать эти статьи, можно и с исполь-зованием словаря учебника, предусмотрев, что учащиеся ещё не знакомы с понятием многозначности).
Бессмертник,-а,м. Растение семейства сложноцветных с сухиминевянущими цветками. Букетик бессмертников.
Шуршать,-шу, -шишь;несов. Производить шорох.Сухие листьяшуршат под ногами.
Учащиеся записывают данные сведения в произвольной фор-ме (можно в форме таблицы).
Слово в начальной | Грамматиче- | Лексиче- | Пример |
форме с указанием | ские сведения | ское зна- | употребле- |
ударения | чение | ния | |
7. Чтение и расшифровка сведений, имеющихся в словар-ных статьях учебника: жюри, гравий, оранжевый, лиловый, накрениться, боронить. Учащиеся представляют слова по ал-фавиту. Комментируют имеющиеся в статьях грамматические сведения.
8. Анализ текста упр. 327, формулирование и запись основ-ной мысли данного текста.