Урок 81. Описание картины. Обобщение материала по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»
Цели урока: познакомить с натюрмортом; совершенствовать умениеописывать предмет, изображённый на картине; повторить и обобщить изученный материал по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»; про-верить усвоение знаний по теме; совершенствовать навык самооценки; развивать способности учащихся строить высказывание на лингвисти-ческую тему.
Личностные УУД. Смыслообразование. Стремление к речевому со-вершенствованию. Интерес к творческой деятельности. Обогащение словарного запаса. Способность к самооценке. Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоконтроль. Познавательные УУД. Преобразо-вание визуальной информации в текстовую. Обобщение и система-тизация наблюдений. Синтез знаний. Формирование представления о натюрморте. Коммуникативные УУД. Совершенствование уст-ной речи. Личностная рефлексия. Умение отстаивать свою точку зрения.
Х о д у р о к а
I. Лингвистическая пятиминутка.«Абракадабра»: мюрта-ронт, ритлапа. (Натюрморт, палитра.)
II. Описание натюрморта.
1. Учитель демонстрирует учащимся репродукции натюр-мортов («Натюрморт с ягодами на фарфоровом блюде» Ф. Сней-дерса; «Плоды и дыня» И. Ф. Хруцкого; «Натюрморт с атри-бутами искусства» Ж. Шардена; «Ваза с ирисами» Ван Гога; «Утренний натюрморт» К. С. Петрова-Водкина; «Полевые цве-ты» А. М. Герасимова и др.).
2. Работа по заданиям упр. 323.
3. Отбор материала (можно обратиться к словосочетаниям из упр. 322); составление плана описания натюрморта Ф. П. Тол-стого. Некоторые опорные конструкции, которые можно ис-пользовать в описании картины:
На картине Ф. П. Толстого изображены... Сразу обращаешь внимание на... В центре натюрморта... Удивительно точно художник изобразил... Палитра картины... Преобладают...
краски... Хотя картина и называется натюрмортом, здесь есть...
4. Устное сочинение по натюрморту Ф. П. Толстого. Учащиеся наблюдают за речью товарищей, оценивают соблю-
дение интонационных и орфоэпических норм.
III. Повторение материала по изученной теме.
1. Повторение сведений об изученных разделах лингвистики
и беседа по контрольным вопросам (с. 147).
2. Выполнение упр. 321 заканчивается взаимопроверкой.
3. Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе по ор-фоэпии, взаимоконтроль.
4. Упр. 322 сопровождается орфографическим комментари-ем, фонетическим разбором слов ягодами, чернеет и составле-нием предложений по схемам:
1) | , и | . | |||||
2) | . | ||||||
, что |
IV. Подведение итогов урока.
Самооценка усвоения материалов изученного раздела.
V. Домашнее задание.Упр. 325.
Урок 82. Контрольная работа
Цели урока: проверить усвоение изученного материала; развиватьспособность осуществлять самоконтроль.
Личностные УУД. Способность к самооценке. Регулятивные УУД.Контроль за способами решения. Познавательные УУД. Анализ объ-ектов. Коммуникативные УУД. Умение задавать вопросы учителю.
БАБУШКИН САД
В бабушкином саду много чудесных цветов, фруктовых деревьев
и разных ягод. Входишь в сад и видишь, что справа алеет клубника, а слева наливается соком малина.
Мы с другом помогаем бабушке ухаживать за садом, и она угощает нас щедрыми дарами природы. Я больше всего люблю клубнику. Она у бабушки необычных размеров, очень душистая и вкусная. Люблю я по-лакомиться и малиной, а мой друг выбирает чёрную смородину. Листья этой ягоды бабушка использует для засолки овощей, потому что они очень ароматные.
Вечером в саду наступает затишье. Но только солнце спрячется за го-ризонт, как в саду начинают звучать соловьиные трели. Я очень люблю бабушкин сад! (100 слов) (М. Бондаренко)
Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е
1. Выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.
2. Сделайте фонетический разбор: 1-й вариант — листья; 2-й вариант — чёрную.
3. Сделайте синтаксический разбор сложного предложения.
Лексика. Культура речи
(9 ч + 3 ч. Р)
Результаты обучения. Личностные:осознание лексического богат-ства русского языка; гордость за русский язык; саморазвитие; стрем-ление к речевому совершенствованию; интерес к созданию собствен-ных текстов; самооценка; обогащение словарного запаса; мотивация к обучению и познавательной деятельности; способность применять полученные знания на практике; метапредметные: извлечение фактуальной информации из текстов, содержащих теоретические све-
дения; осознание роли слова в выражении мыслей и чувств; умение пользоваться толковым словарём; работать индивидуально и в группе, вести диалог со сверстниками и с преподавателем; высказывать и обо-сновывать свою точку зрения; преобразование визуальной информации в текстовую; владение устной и письменной речью, построение сооб-щения в устной и письменной форме, в том числе научного характера; соблюдение на практике изученных орфографических и пунктуацион-ных правил; предметные: знание предмета изучения лексикологии, функций слова в языке, основных способов толкования лексического значения слова; знание содержания понятий «лексическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья», «грамматическое значение слова», «однозначные слова», «многозначные слова», «омо-нимы», «синонимы», «антонимы», знание функций синонимов и анто-нимов в речи; умение толковать лексическое значение слова, разгра-ничивать лексические и грамматические значения слова, распознавать однозначные и многозначные слова, определять прямое и переносное значение слов, отличать омонимы от многозначных слов; умение ис-пользовать в собственной речи синонимы и антонимы.
Уроки 83, 84. Слово и его лексическое значение (§ 64)
Цели уроков: познакомить с предметом изучения лексикологии,функциями слова в языке, с содержанием понятий «лексическое зна-чение слова», «толковый словарь», «словарная статья», «грамматиче-ское значение слова»; сформировать знание основных способов толко-вания лексического значения слова; научить пользоваться толковым словарём, выявлять информацию, содержащуюся в словарной статье и разграничивать лексическое и грамматическое значения слова.
Личностные УУД. Смыслообразование. Учебно-познавательныйинтерес. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение информации из учебных текстов и справочной литерату-ры. Переработка информации. Синтез знаний. Познавательная иници-атива. Построение устного высказывания на лингвистическую тему. Установление аналогий. Коммуникативные УУД. Совместная дея-тельность. Умение работать в паре, оценка действий партнёра.
Х о д у р о к о в