II. Тренировочные упражнения. Работа по речевому эти-кету.
1. Упр. 248. Под руководством учителя делается синтакси-ческий разбор первого предложения: «Предложение повество-
вательное, невосклицательное, с прямой речью. А: «П». В пря-мой речи есть обращение». Учитель предлагает использовать
в предложениях, где это уместно, «вежливые слова».
2. Учащиеся выписывают из упр. 250 перечисленные там «вежливые слова», заносят их в словари, читают сведения о слове пожалуйста, составляют с ним и записывают два пред-ложения по схемам: «П!» — а. А: «П?», используют в этих предложениях обращения.
III. Понятие о предложениях с косвенной речью.
1. Учитель сообщает учащимся, что чужие слова (мысли) можно передать и другим способом, с помощью косвенной речи. Предложение с косвенной речью — это сложное предложение,
в нём отсутствует голос говорящего, а есть только авторский го-лос, который передаёт содержание сказанного другим лицом. На первом месте в таком предложении всегда стоят слова авто-ра, а на втором — пересказ прямой речи.
Для знакомства с косвенной речью и способами перестройки предложений учащиеся анализируют таблицу.
Предложение с прямой речью | Сложное предложение | |
(с косвенной речью) | ||
Друзья сказали мне: «На днях | Друзья сказали мне, что на днях | |
будет баскетбольный матч | будет баскетбольный матч | |
с соседней школой». | с соседней школой. | |
«Вы будете в ней участво- | Я спросил, будут ли они в ней | |
вать?» — спросил я. | участвовать. | |
Петя поинтересовался: «Кто | Петя поинтересовался, кто мо- | |
может прийти посмотреть | жет прийти посмотреть эту | |
эту игру?» | игру. | |
Тренер нашей команды пред- | Тренер нашей команды предупре- | |
упредил: «Ребята! Не забудьте | дил ребят, чтобы они не забыли | |
пригласить своих родителей». | пригласить своих родителей. | |
Учитель отмечает, что при перестройке предложения необхо-димо обращать внимание на порядок слов, на местоимения, на то, что обращение становится дополнением в первом предложе-нии. Если предложение по цели высказывания повествователь-ное, то для связи чаще всего используется союз что; если во-просительное — либо вопросительное слово, либо частица ли; если побудительное — союз чтобы.
2. Тренировочное упражнение на переделку предложений сопровождается составлением схем.
1. «Сколько времени будет длиться концерт?» — спроси-ла внучка у бабушки. 2. Бабушка ответила, что обычно кон-церт длится около трёх часов. 3. Антошка громко закричал: «Папа! Скорее возвращайся домой!» 4. Папа ответил Антош-ке, чтобы он не волновался, потому что рейс продлится всего
два дня. 5. Старик сердито посмотрел на Витю, отвернул-ся и прошептал в сторону: «Нужен мне такой помощник!» 6. Валентина ласково утешала меня и говорила, что отец скоро вернётся, что его вызвали из-за аварии на стройке.
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
Самостоятельная работа с упр. 249. Перед ней учитель об-суждает с учащимися, почему в сказках используется заглав-ная буква при наименовании животных — действующих лиц (данная ситуация сравнивается с баснями, отрывки из которых встречались в упр. 246).
Д о п о л н и т е л ь н о е з а д а н и е: любое предложение пере-строить в предложение с косвенной речью.
V. Подведение итогов урока.
Самопроверка выполненной работы.
VI. Домашнее задание.Подготовиться к словарному диктанту.
Урок 63. Диалог (§ 49)
Цели урока: познакомить с понятиями «диалог», «реплика»; на-учить правильно ставить знаки препинания при диалоге, составлять его схему, отличать диалог от прямой речи, составлять диалоги на за-данную тему по данным схемам, вести диалог с использованием эти-кетных слов; совершенствовать интонационные навыки.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Це-леполагание. Саморегуляция. Оценка и коррекция. Познаватель-ные УУД. Распознавание, анализ и преобразование объектов. Синтеззнаний. Коммуникативные УУД. Участие в групповой работе. Оценка деятельности товарищей.
Х о д у р о к а